Буллинг – современное негативное явление в системе образованияю.
статья (8 класс)

Петухова Елена Николаевна

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом.

Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять.

В качестве профилактики или пресечения буллинга в школьной  среде считаем, что должна быть организована интересная  и познавательная школьная жизнь.  Группы музыкальные, краеведческие, волонтерские, турпоходы, кружки – спорт, школьные команды, КВН, конкурсы, что, где, когда, концерты, капустники. 

Буллинг это явление социальное и глубоко личностное в системе свободных ценностей и борьбе за выживание.  Без уважения на социальной лестнице, без понимания ценности и границ  личностной свободы, не может быть здорового  общества, это место всегда будет заполняться бессознательным злом, травлей, высмеиванием, двойными стандартами, унижением и агрессией. Нельзя молчать и содействовать унижению личности.  Буллинга нет там, где умные руководители и человеческая система ценностей, такие коллективы тоже встречаются и сообщества людей. Будем дружными и не равнодушными  друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буллинг – современное негативное явление в системе образования.

   

        Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом.

         Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять

       Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

    Многие исследователи этого вопроса считают, что буллинг зависит от дефицита родительских отношений в семье, нормальных – эмоциональных, личностных, ценностных, взамен фигурируют – равнодушие, не понимание, гиперопека, психологическое насилие, контроль, отсутствие уважения к своему ребенку. Проявление власти. И как зеркальные ценности, буллинг возникает в среде, где все личностные ценности обесценены, действует только закон среды или группы или стаи. И пока ты в этой среде, ты подчиняешься ее законам или негласным правилам.

       Недаром, в переводе с английского буллинг означает – драчун, задира, хулиган.  А само явление – преследование, травля, выживание, выталкивание из среды.

       В школьной среде, буллинг часто встречается не обычных школах, а в специализированных школах и колледжах,  особенно закрытого типа, военные, спортивные, музыкальные! Где школьники, огромное количество времени школьники   проводят вне дома и учеба, требует огромной физической или интеллектуальной, психологической отдачи и подготовки. Там соперничество, война умов и талантов, и нет совсем рядом папы и мамы.  Но и там, все это выстраивается на жестких требованиях к учебе, амбициях и своенравии преподавателей и отсутствие дружбы между школьниками  и взрослыми. То есть там, где действует непосредственно или опосредованно закон силы или право сильного!  

        Тогда среда само создает неизбежную иерархию слабых и сильных школьников, первых и последних, правых и бесправных школьников. Психологический мотив понятен – насилие и агрессия сверху (из социального верха, общества)  или из семьи, порождают, насилие и агрессию. И это не здоровая среда.

       Такое, конечно, есть не везде, но современные отголоски буллинга звучат в разной степени все чаще и чаще в социально кризисном обществе. Вернемся к школе, среднему учебному заведению.

       Там чаще всего буллинг возникает по причине, сложных, брошенных или даже малокультурных подростков, которые сбиваются в стаи или молодежные группировки по принципу – меньше учиться, больше выделяться. Или один или два человека в качестве самоутверждения подчиняют себе малую группу, в основном это небольшое сообщество людей или даже один человек, который обладает преимуществом перед остальными участниками группы. Позиция силы или дар убеждения, умение плести интриги и вести мелкопоместные войны, делают таких серых кардиналов, полноценными буллерами или  негативными лидерами группы, явными агрессорами.  У них есть сочувствующие,  участвующие и  жертвы, против кого направлен буллинг. Часто ее разновидностью является кибер травля, высмеивание  в чате, унизительные видео, комментарии.

         Иногда жертвами агрессивной группы становятся те, кто из нее выделяются. Это не обязательно – прямое неумение общаться или проявлять во всем слабый и зависимый характер, не гибкий.

      Жертвой буллинга – может стать школьник, который хорошо учится или исповедуют совершенно другую систему ценностей (не курит, читает книги, занимается спортом, разыскивает людей, помогает животным, не терпит насилия и агрессии, религиозен). Каждая такая среда или группа, где есть буллинг или сообщество взрослых людей в коллективе, своей жертве наносят личностный вред и  часто серьезную психологическую травму. Для какого-то это может только закалить характер, но для большинства это тяжелое испытание на прочность характера  и постановку  жизненных  целей.  Заставляет людей противодействовать, смиряться или искать себе другую социальную среду или даже нишу. Прибегать к помощи психолога или значимого человека.

     В качестве профилактики или пресечения буллинга в школьной  среде считаем, что должна быть организована интересная  и познавательная школьная жизнь.  Группы музыкальные, краеведческие, волонтерские, турпоходы, кружки – спорт, школьные команды, КВН, конкурсы, что, где, когда, концерты, капустники.

      Молодежное движение….кружки – рисование,  спортивного ориентирования и все, что может заинтересовать каждого.  Каждый школьник  должен совершенно спокойно обращаться к преподавателю, куратору группы и психологу, социальному педагогу по вопросу любого преследования и выживания, высмеивания.  Это и личностная задача и общая, без конфликтов не бывает группового движения и личного также.

      Но буллинг это явление социальное и глубоко личностное в системе свободных ценностей и борьбе за выживание.  Без уважения на социальной лестнице, без понимания ценности и границ  личностной свободы, не может быть здорового  общества, это место всегда будет заполняться бессознательным злом, травлей, высмеиванием, двойными стандартами, унижением и агрессией. Нельзя молчать и содействовать унижению личности.  Буллинга нет там, где умные руководители и человеческая система ценностей, такие коллективы тоже встречаются и сообщества людей. Будем дружными и не равнодушными  друг к другу.

    Тогда буллинг будет изживаться из нашей социальной среды, из коммуникации,  как таковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании...

Презентация "Повышение эффективности системы физического воспитания как фактор профилактики негативных явлений и девиантного поведения детей и подростков"

Вовлечение подростков во внеурочную деятельность, спортивно-массовые мероприятия дает возможность активно противостоять распространению у них вредных привычек, способствует здоровому образу жизни и яв...

Современные педагогические технологии в системе образования. Проектная технология.

Презентация представляет собой материал, раскрывающий понятие проектной деятельности в целом, ее целей, задач, умений, видов, этапов. В презентации также содержатся формы представления проектной деяте...

Методическая учеба «Современная терминология системы образования: новое явление или новое значение»

В данной разработке рассмотрены проблемы содержания новой терминологии в сфере образования. Проанализированы некоторые наименования явлений и процессов, связанных с образованием и получивших распростр...

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....

«Буллинг – как социальное явление современного мира!!!»

Буллинг: понятие и особенности Наиболее распространены два типа буллинга: - физический и косвенный; (психологический); социальная агрессия. Непосредственный (физический) буллинг ; это агрессия и...