Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.
статья на тему

Терёшина (Ланина) Диана Викторовна

Статья про специфику работы в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lanina_diana_viktorovna.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель  имеет только  любовь к ученику,
как отец и мать,
- он будет лучше того учителя,
который  прочел все книги,
но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он - совершенный учитель». 


Л.Н. Толстой.

Дополнительное образование - уникальное явление, которое присуще только Российскому  образованию. И поэтому даже сам термин «дополнительное образование» вряд ли сможет самый талантливый переводчик перевести так, чтобы всем всё сразу стало ясно и понятно. Дополнительное образование – это огромная юная сила, это талантливые дети и творческие педагоги! Вот уже четыре года я работаю в этой уникальной сфере – дополнительное образование детей – в Центре «Созвездие» , который расположен в самом центре  города Балашова. Саратовская область – одна из областей, где хорошо развита система дополнительного образования.

Так что же это такое - дополнительное образование? Педагог дополнительного образования часто сталкивается с таким отношением со стороны учителей, когда говорят с насмешкой: «Дополнительное образование, это не школа, вам намного легче – у вас нет такой нагрузки, планов, оценок, аттестаций, ЕГЭ и всего того, что присутствует в школьной жизни».  А ведь дополнительное образование играет ключевую роль в развитии и реализации способностей детей и подростков. Это составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы. Педагоги дополнительного образования ни сколько не уступают учителям предметникам, а наоборот, весь творческий процесс в школе и активность детей после уроков сопровождается именно дополнительным образованием. Благодаря дополнительному образованию дети могут самовыражаться в своих творческих интересах, участвуя в различных конкурсах, фестивалях и мероприятиях. Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство. Когда ребенок идет в школу, у него не стоит вопроса, идти туда или нет, это обязательное образование для каждого, будь оно средним или полным. Совсем же другое дело, когда речь заходит об учреждениях дополнительного образования. Туда идет не всякий ребенок, а если один раз придет, то еще не факт, что будет ходить туда и в дальнейшем. Для этого он должен почувствовать, что ему в этом учреждении интересно, что он от педагога узнает или услышит что-то для себя новое и интересное, и педагог дополнительного образования должен приложить максимум усилий, умений, таланта. Школа не может способствовать в полной мере развитию и помощи в реализации творческого потенциала одаренного ребенка и в последние годы дополнительное образование из «дополнения» к основному образованию, каким реально являлась ранее существовавшая система внеклассной и внешкольной работы, превратилось в ведущий фактор развития одаренного ребенка, требующего индивидуального подхода и обширного спектра возможностей реализовать свой дар.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно занимающийся развитием талантов и способностей школьников, ведь именно в учреждениях дополнительного образования ученик может до конца раскрыть свои таланты. Где, как не в Центрах детского творчества и других учреждениях дополнительного образования, можно встретить столько одаренных детей?

 

Около 17 лет назад я сама была воспитанницей «Центра детского творчества», а теперь вернулась туда как педагог. Вспоминая свои школьные и годы занятия в Центре детского творчества, я с трепетом и любовью вспоминаю своих учителей, педагогов и преподавателей. Эти учителя стали для меня эталоном, образцом. Почему я их запомнила? В своих учителях, прежде всего я видела оптимизм, профессионализм, эрудированность, успешность, трудолюбие, положительные эмоции, а самое главное у них горели глаза. Возможно эти учителя и повлияли на мой выбор профессии. В течение учебы в институте, облик педагога у меня окончательно сформировался. Этот человек должен любить детей и свою работу. Хороший педагог дополнительного образования, это такой педагог, к которому дети с удовольствием бегут на занятия, когда они с нетерпением ждут следующей встречи с педагогом. Чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно знать свой предмет Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь.

Мне повезло, у меня два чудесных творческих объединения («Занимательный английский» и «Вязаная игрушка»), где учащиеся могут реализовать свои таланты. С дошкольниками и школьниками мы занимаемся английским языком, где в игровой форме, учащиеся получают дополнительную информацию к школьной программе, и мы как мозаику складываем наши знания совместно со школьной программой, а на театральных выступлениях ребята демонстрируют все свои таланты. Творческое объединение «Вязаная игрушка»– это кладезь талантов, где занимаются не только талантливые девочки, но и мальчики. Это такие детки, к которым хочется бежать на урок, которые радуют своими достижениями и открыто радуются своим успехам. Очень хочется идти со своими учениками нога в ногу, чтоб они не отставали, а только опережали, чтоб у них было желание творить и созидать. Я горжусь своими учениками, в каждом из них огромный творческий потенциал, который предстоит раскрыть. Я счастлива, что моя жизнь связана с творчеством, и именно творчеству я учу детей. А в творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности, самореализуется, развивается. Педагог дополнительного образования– это не просто работа, это образ жизни. А живем мы хорошо, активно и счастливо. Сердца наши "горят" в унисон с сердечками наших детей, объединенные общим интересом к любимому делу. У нас нет плохих учеников, к нам приходят по желанию. Правда, случаются и на нашем пути трудности, но мы их обязательно преодолеем, ведь в помощниках у нас ДЕТИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Методическая учеба «Современная терминология системы образования: новое явление или новое значение»

В данной разработке рассмотрены проблемы содержания новой терминологии в сфере образования. Проанализированы некоторые наименования явлений и процессов, связанных с образованием и получивших распростр...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Дополнительное образование детей в современной системе образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в ра...

Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России

После распада СССР и вступления России в ВТО стали происходить значительные изменения в российской системе образования. Это обусловлено интеграцией в сфере экономического сотрудничества и культурного ...