Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня
статья

Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня — распространённая речевая патология у дошкольников, характеризующаяся:

- нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон);

- поздним началом речевого развития;

- низкой речевой активностью;

- сопутствующими нарушениями неречевых функций (познавательной деятельности, сенсорных и двигательных функций, мышления, эмоциональной сферы).

Одним из эффективных методов коррекции при ОНР III уровня является логоритмика — коррекционная методика, объединяющая движение, музыку и слово для развития речи, и моторики.

Теоретические основы логоритмики

Логоритмика — это система упражнений, заданий и игр, в которых музыка, движение и речь взаимосвязаны. Её цель — преодоление речевого нарушения через развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы, что способствует лучшей адаптации ребёнка.

Связь музыки и речи базируется на общих механизмах:

- антропометрических способах переноса акустической информации;

- аналогичных выразительных элементах (ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент, просодия).

Задачи логоритмики при ОНР III уровня

На занятиях с детьми с ОНР III уровня логоритмика решает следующие задачи:

1. Развитие статической и динамической координации движений, мышечного тонуса.

2. Формирование диафрагмального и фонационного дыхания.

3. Совершенствование качеств голоса, артикуляции и дикции.

4. Развитие переключаемости движений.

5. Формирование лексико-грамматических представлений.

6. Развитие монологической речи.

7. Совершенствование слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти.

8. Развитие ритмического слуха и пространственной организации движений.

Структура логоритмического занятия

Оптимальная продолжительность занятия — 20–25 минут (в соответствии с возрастными нормами), периодичность — 2 раза в неделю.

Примерная схема занятия:

1. Вводная часть (5–7 минут):

   - упражнения на различные виды ходьбы и бега;

   - дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

2. Основная часть (12–15 минут):

   - упражнения для развития дикции и артикуляции;

   - задания на развитие мелкой моторики;

   - упражнения на координацию движений и речи;

   - работа с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи) и речевым сопровождением;

   - элементы танца;

   - игры-драматизации (инсценировки сказок, песен, стихотворений).

3. Заключительная часть (3–5 минут):

   - упражнения на расслабление мышечного тонуса;

   - дыхательные упражнения.

Основные виды упражнений

1. Ходьба и маршировка — автоматизированный моторный акт, координирующий движения рук и ног. Используется как вводное упражнение, постепенно усложняется (ходьба по кругу, парами, с обхождением препятствий).

2. Дыхательные упражнения — формируют правильное фонационное дыхание, продолжительный, сильный и постепенный выдох. На выдохе произносятся слоги, слова, предложения; на заключительных этапах — стихотворения.

3. Упражнения для развития голоса — направлены на силу, диапазон и выразительность. Включают:

   - произнесение гласных и согласных звуков на выдохе;

   - изменение громкости в соответствии с музыкой;

   - развитие высотных характеристик голоса через смену тональности музыки.

4. Упражнения для артикуляции и дикции — вырабатывают чёткое произнесение звуков, развивают артикуляционную моторику:

   - произнесение гласных без голоса, затем с голосом;

   - проговаривание согласных и слогов;

   - включение движений рук.

5. Упражнения на координацию движений и речи — синхронизируют ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Используются как на логоритмических занятиях, так и для динамических пауз.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики — развивают движения пальцев, их взаимодействие и координацию, способствуют совершенствованию артикуляционной моторики.

7. Упражнения с предметами — направлены на статическую и динамическую координацию, точность и пластику движений. Включают работу с гимнастическими палками, лентами, обручами, мячами.

8. Речевые упражнения — применяются с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для дошкольников удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

Заключение

Логоритмика — мощный инструмент в коррекции ОНР III уровня, позволяющий:

— комплексно воздействовать на речевые и неречевые функции;

— повышать мотивацию детей через игровую форму;

— улучшать координацию, дыхание, голос, артикуляцию и дикцию;

— расширять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи;

— развивать связную речь и коммуникативные навыки.

Систематическое использование логоритмических упражнений создаёт благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы и способствует успешной социальной адаптации детей с ОНР.