Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня
статья
Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика на занятиях логопеда с детьми с ОНР III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня — распространённая речевая патология у дошкольников, характеризующаяся:
- нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон);
- поздним началом речевого развития;
- низкой речевой активностью;
- сопутствующими нарушениями неречевых функций (познавательной деятельности, сенсорных и двигательных функций, мышления, эмоциональной сферы).
Одним из эффективных методов коррекции при ОНР III уровня является логоритмика — коррекционная методика, объединяющая движение, музыку и слово для развития речи, и моторики.
Теоретические основы логоритмики
Логоритмика — это система упражнений, заданий и игр, в которых музыка, движение и речь взаимосвязаны. Её цель — преодоление речевого нарушения через развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы, что способствует лучшей адаптации ребёнка.
Связь музыки и речи базируется на общих механизмах:
- антропометрических способах переноса акустической информации;
- аналогичных выразительных элементах (ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент, просодия).
Задачи логоритмики при ОНР III уровня
На занятиях с детьми с ОНР III уровня логоритмика решает следующие задачи:
1. Развитие статической и динамической координации движений, мышечного тонуса.
2. Формирование диафрагмального и фонационного дыхания.
3. Совершенствование качеств голоса, артикуляции и дикции.
4. Развитие переключаемости движений.
5. Формирование лексико-грамматических представлений.
6. Развитие монологической речи.
7. Совершенствование слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти.
8. Развитие ритмического слуха и пространственной организации движений.
Структура логоритмического занятия
Оптимальная продолжительность занятия — 20–25 минут (в соответствии с возрастными нормами), периодичность — 2 раза в неделю.
Примерная схема занятия:
1. Вводная часть (5–7 минут):
- упражнения на различные виды ходьбы и бега;
- дыхательные упражнения с речевым сопровождением.
2. Основная часть (12–15 минут):
- упражнения для развития дикции и артикуляции;
- задания на развитие мелкой моторики;
- упражнения на координацию движений и речи;
- работа с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи) и речевым сопровождением;
- элементы танца;
- игры-драматизации (инсценировки сказок, песен, стихотворений).
3. Заключительная часть (3–5 минут):
- упражнения на расслабление мышечного тонуса;
- дыхательные упражнения.
Основные виды упражнений
1. Ходьба и маршировка — автоматизированный моторный акт, координирующий движения рук и ног. Используется как вводное упражнение, постепенно усложняется (ходьба по кругу, парами, с обхождением препятствий).
2. Дыхательные упражнения — формируют правильное фонационное дыхание, продолжительный, сильный и постепенный выдох. На выдохе произносятся слоги, слова, предложения; на заключительных этапах — стихотворения.
3. Упражнения для развития голоса — направлены на силу, диапазон и выразительность. Включают:
- произнесение гласных и согласных звуков на выдохе;
- изменение громкости в соответствии с музыкой;
- развитие высотных характеристик голоса через смену тональности музыки.
4. Упражнения для артикуляции и дикции — вырабатывают чёткое произнесение звуков, развивают артикуляционную моторику:
- произнесение гласных без голоса, затем с голосом;
- проговаривание согласных и слогов;
- включение движений рук.
5. Упражнения на координацию движений и речи — синхронизируют ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Используются как на логоритмических занятиях, так и для динамических пауз.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики — развивают движения пальцев, их взаимодействие и координацию, способствуют совершенствованию артикуляционной моторики.
7. Упражнения с предметами — направлены на статическую и динамическую координацию, точность и пластику движений. Включают работу с гимнастическими палками, лентами, обручами, мячами.
8. Речевые упражнения — применяются с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для дошкольников удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.
Заключение
Логоритмика — мощный инструмент в коррекции ОНР III уровня, позволяющий:
— комплексно воздействовать на речевые и неречевые функции;
— повышать мотивацию детей через игровую форму;
— улучшать координацию, дыхание, голос, артикуляцию и дикцию;
— расширять словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи;
— развивать связную речь и коммуникативные навыки.
Систематическое использование логоритмических упражнений создаёт благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы и способствует успешной социальной адаптации детей с ОНР.