Элективный курс по бурятскому языку 10-11 класс
рабочая программа (10 класс)

Дашиева Татьяна Александровна

Программа «ЛИК Бурятии» составлена для учащихся 10-11 классов. Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ,  «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова. Программе курса состоит из 4 модулей: Литература, где рассматриваются жизнь и творчество известных писателей, поэтов Бурятии; История Бурятии, где изучается краеведческий материал города Улан-Удэ; Искусство, где учащиеся знакомятся  живописью Бурятских художников, расширяют свой круг знаний посещая музеи, театры, выставки; Культура Бурятии, где у детей  развивается  чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10kl_lik_buryatii.doc210 КБ
Microsoft Office document icon 11kl_lik_buryatii.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Программа «Литература, искусство, культура Бурятии» составлена для учащихся 10 класса МАОУ СОШ №57 имени А.Цыденжапова. Программа составлена в соответствии с «Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия». Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г. УМК содержит гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия».

Цель: формирование и развитие   у учащихся   чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей.

Задачи: 

  • способствовать развитию личностной культуры, интереса к искусству, основанному на народных традициях;
  • способствовать освоению учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, эмоционально-ценностной компетенций;
  • развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
  • приобщить учащихся к богатствам фольклора бурятского народа;
  • расширить словарный запас учащихся:

Общая характеристика курса

Данный курс способствует развитию мышления, самостоятельности суждений, потребности и умения обогащать свои знания, знакомиться с народной мудростью. Учащиеся смогут познакомиться с именами людей, внесших вклад в развитие родного края и всего бурятского русского народа.

Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского, русского, монгольского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры, искусства, литературы   должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.

Программа основана на единых подходах и   принципах:

  • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребенка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

На изучение данного курса в 10 классе предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.

Требования к результатам обучения.

Предметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • знание имен известных писателей, художников, композиторов Бурятии, Монголии (других народов) и их авторские работы;
  • овладение информацией о культурных достопримечательностях столицы республики (соседних городов) - города Улан-Удэ;
  • знакомство с историей и развитием национальных театров;
  • углубление и расширение знаний о народных праздниках и играх
  • знание обычаев и традиции людей, населяющих Бурятию.

Метапредметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, словарях, справочниках и Интернете, анализировать и оценивать информацию;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • умение сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • формирование познавательного интереса к изучению литературы, искусства и культуры Бурятии;
  • развитие толерантного отношения к истории, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном обществе;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к фактам прошлого, осознание необходимости их изучения;
  • развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Интернет - ресурсы

10

 «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год

С.Ц.Содномов,

А.А. Надагурова

«Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту»

Издательство «Бэлиг», 2012 год

Региональный стандарт начального и основного образования Республики Бурятия. У-У, «Бэлиг», 2010 год

Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», У-У, 2004

Бурхинов Д.М., Д.А.Данилов, С.Д.Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа», У-У, 1993

О.А.Дареева «Путешествуем по Бурятии», У-У, 2009

Перечень   учебно-методического обеспечения

Календарно-тематическое планирование.  10 класс.

Содержание темы

Кол-во час

1 четверть

Вводный урок.

1

Жанровый состав Литературы.

1

Литература 20-21 века.

1

Х.Н.Намсараев. Рассказы.

1

Ч.Цыдендамбаев. Моя первая книга.

1

Б.Н.Ябжанов. «Хэрмэшэ».

1

Д.А.Улзытуев. Ая-ганга.

1

Н.Ш. Нимбуев.

1

Б.С. Дугаров. Стихи

1

2 четверть

Религия. Шаманизм.

1

Бурятский феномен.

1

Буддийские Притчи. Наказ матери.

1

Сокровенное сказание монголов.

1

«Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы

1

Бурятский фольклор. Үлегэры

1

Проверочная работа.

1

3 четверть

Традиционные праздники народов мира.

1

Сагаалган. Традиции и обычаи праздника.

1

12-летний цикл. Календари мира.

1

Проект по праздникам.

1

Декабристы в Сибири.

1

Декабристы в Селенгинске. Н.А.Бестужев, М.А.Бестужев

1

Братья В.К. Кюхельбекер., М.К. Кюхельбекер.

1

Просветительская деятельность декабристов в Бурятии.

1

Наследие декабристов.

1

Игра – викторина.

1

4 четверть

От Удинского зимовьё к Верхнеудинску.

1

Присоединение Сибири и Бурятии к России.

1

«Моя малая Родина».

1

Культовые места Бурятии.

1

Театральное искусство Бурятии.

1

Современное Бурятское кино.

1

Сочинение «Моя Бурятия».

1

Обобщение пройденного материала.

1

                                                          Итого:

34 часа

Содержание тем учебного курса

Технологическая карта

Количество часов: 34

Планирование составлено на основе учебника «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г.

Всего 34 часа: в неделю 1 час

Наи-ние тем

Кол

часов

Понятийный

аппарат

Форма урока

Вид

контроля

Здоровье

сберкомпонент

Проектная деятельность

1

Литература

9

Б.С.Дугаров

Ч.Цыдендамбаев

Х.Намсараев

Д.Улзытуев

Н.Нимбуев

Б.Н.Ябжанов

  Беседы

Игры

Лекции

Семинары

Практикумы

Презентации

Проекты

Рассказы

Сочинения

Отзыв

Тесты

Презентаци

Физминутки, дыхательные упражнения, разминки

Проекты

Рассказы

Сочинения

Тесты

Презентации

2

История  

7

Декабристы в Сибири Декабриста братья – Бестужевы

Декабриста братья – Кюхельбеккеры Просветительская деятельность декабристов в Бурятии Исследователи.

Наследие декабристов.

Уроки – путешествия, Экскурсии  

Беседы

Игры

Лекции

Семинары

Практикумы

Презентации

Проекты

Рассказы

Сочинения

Отзыв

Тесты

Презентации

Физминутки, дыхательные упражнения, разминки

Проекты

Рассказы

Сочинения

Отзыв

Тесты

Презентации

3

Искусство

Культура

16

Сокровенное сказание монголов.

 «Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы

Киноискусство Бкрятии, Современное бурятское кино, театральное искусство, Драматургия, Музыкальное искусство.

Традиционные праздники народов мира.

Уроки – путешествия, Экскурсии  

Беседы

Игры

Лекции

Семинары

Практикумы

Презентации

Проекты

Рассказы

Сочинения

Отзыв

Тесты

Презентации

Физминутки, дыхательные упражнения, разминки

Проекты

Рассказы

Сочинения

Отзыв

Тесты

Презентации

4

Повторение

Обобщение

2

Повторение пройденного материала. Обобщение курса ЛИК Бурятии.

Тесты

Тематическое и поурочное планирование курса

«ЛИК Бурятии». 10 класс (34 ч).

Тема урока

Кол.

час

Тип урока

Целевая установка

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные

метапредметные

личностные

Вводный урок.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Познакомить с новым предметом

Повторение пройденного материала

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Жанровый состав Литературы.

1

Изучение нового материала

Познакомить с новой темой

Познавательные УУД: уметь выслушивать мнение членов класса.

Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности

Литература 20-21 века.

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством бурятского писателя  

Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту.  

Познавательные УУД: уметь формировать самостоятельно тему

Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

Х.Н.Намсараев. Рассказы.

1

Изучение нового материала  

Познакомить с творчеством, произведениями писателя

Анализ рассказа  

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Формирование навыков анализа

Ч.Цыдендамбаев. Моя первая книга.

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством писателя  

чтение произведения, уметь выразить своё мнение

Познавательные УУД: умение работать с материалом.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Б.Н.Ябжанов. «Хэрмэшэ».

1

Изучение нового материала

Познакомить с произведением писателя

Уметь выразительно читать произведение, знать смысл произведения, анализировать  

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Д.А.Улзытуев. Ая-ганга.

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством писателя

Уметь выразительно читать произведения на русском и бурятском языке

Познавательные УУД: умение работать с информацией с интернета.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Н.Ш. Нимбуев.

1

Изучение нового материала

Познакомить с произведением писателя

Уметь выразительно читать произведение, знать смысл произведения, анализировать  

Познавательные УУД: умение работать с информацией с интернета.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Б.С. Дугаров. Стихи

1

Закрепление

Закрепление пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Познавательные УУД: умение работать с информацией.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других.

Формировать навыки самостоятельного выбора работы

Религия. Шаманизм.

1

Изучение нового материала

Мировые религии.

Буддизм в Бурятии

Иметь представление о религии

Познавательные УУД: умение работать с текстом.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков анализа

Бурятский феномен.

1

Изучение нового материала

Познакомить с работой  

Знать несколько изречений учения  

Познавательные УУД: умение работать с текстом.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других, формировать умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

Буддийские Притчи. Наказ матери.

1

Изучение нового материала

Просмотр фильма, анализ

Письменная работа

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Сокровенное сказание монголов.

1

Изучение нового и совершенствование знаний

Познакомить из какого рода происходил, биография Чингисхана.

Знать историю полководца

Познавательные УУД: умение работать с текстом.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

«Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с работами

Знать учение ламы

Познавательные УУД: умение работать с информацией интернета.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать навыки самостоятельного выбора работы

Бурятский фольклор.

Үлегэры

1

Изучение нового материала

Музей декабристов

Название улиц, деревень, театров именами известных декабристов

Познавательные УУД: умение работать с информацией

Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Проверочная работа.

1

Закрепление

Повторение пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Формирование навыка осознанного выбора

Традиционные праздники народов мира.

1

Повторение

Познакомить с праздниками народов мира

Знать традиционные праздники народов проживающих в Бурятии

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Формирование навыков анализа

Сагаалган. Традиции и обычаи праздника.

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с национальным праздником

Восточный новый год по лунному календарю

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

12-летний цикл. Календари мира.

1

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Проект  по праздникам.

1

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков анализа

Декабристы в Сибири.

1

Изучение нового материала

Декабристы в ссылке

Иметь представление о первых декабристах в Бурятии

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков анализа

Декабристы в Селенгинске. Н.А.Бестужев, М.А.Бестужев

1

Изучение нового материала

Познакомить с работами

Исследовательские работы декабристов

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Братья В.К. Кюхельбекер., М.К. Кюхельбекер.

1

Изучение нового материала

Познакомить с работами декабристов

Знать работы

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать 

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Просветительская деятельность декабристов в Бурятии.

1

Изучение нового материала

Познакомить с педагогической деятельностью декабристов

Знать первый кто писал про декабристов в Бурятии

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыка осознанного выбора

Наследие декабристов.

1

Изучение нового материала

Музей декабристов

Название улиц, деревень, театров именами известных декабристов

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Игра – викторина.

1

Повторение

Обобщение пройденного материала

Умение применение полученных знаний.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке

От Удинского зимовьё к Верхнеудинску.

1

Изучение нового материала

Понимать процесс возникновения Удинского острога и превращения его в г.У-У.

Первые сведения о реке Уде. Население Острога.

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа

Присоединение Сибири и Бурятии к России.

1

Изучение нового материала

Понимать процесс присоединения Сибири к России  

Место и роль Бурятии в истории России

Познавательные УУД: умение работать с материалами

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

«Моя малая Родина».

1

Обобщение пройденного

Обобщить и закрепить знания

Умение и применения знаний

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Культовые места Бурятии.

1

Изучение нового материала

Познакомить с достопримечательностями родного края

Знать культовые места Бурятии, места поклонения, горы Бурятии…  

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа

Театральное искусство Бурятии.

1

Изучение нового материала

Познакомить с историей театрального искусство Бурятии

Знать работы современных режиссеров Бурятии

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Современное Бурятское кино.

1

Изучение нового материала

Познакомить с первыми работами бурятского кино

Знать В.И. Инкижинов, советский и французский кинорежиссер, актер.

Познавательные УУД: умение работать с материалами

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Сочинение «Моя Бурятия».

1

Обобщение пройденного

Обобщить и закрепить знания

Умение и применения знаний

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Обобщение пройденного материала.

1

Обобщение пройденного материала

Повторение и обобщение пройденного материала

Умение и применения знаний.

Познавательные УУД: умение работать с материалами

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Программа «Литература, искусство, культура Бурятии» составлена для учащихся 11 класса МАОУ СОШ №57 имени А. Цыденжапова. Программа составлена в соответствии с «Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия». Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г. УМК содержит гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия».

Цель: формирование и развитие   у учащихся   чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей.

Задачи: 

  • способствовать развитию личностной культуры, интереса к искусству, основанному на народных традициях;
  • способствовать освоению учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, эмоционально-ценностной компетенций;
  • развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
  • приобщить учащихся к богатствам фольклора бурятского народа;
  • расширить словарный запас учащихся:

Общая характеристика курса

Данный курс способствует развитию мышления, самостоятельности суждений, потребности и умения обогащать свои знания, знакомиться с народной мудростью. Учащиеся смогут познакомиться с именами людей, внесших вклад в развитие родного края и всего бурятского русского народа.

Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского, русского, монгольского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры, искусства, литературы   должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.

Программа основана на единых подходах и   принципах:

  • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребенка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

На изучение данного курса в 11 классе предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.

Требования к результатам обучения.

Предметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • знание имен известных писателей, художников, композиторов Бурятии, Монголии (других народов) и их авторские работы;
  • овладение информацией о культурных достопримечательностях столицы республики (соседних городов) - города Улан-Удэ;
  • знакомство с историей и развитием национальных театров;
  • углубление и расширение знаний о народных праздниках и играх
  • знание обычаев и традиции людей, населяющих Бурятию.

Метапредметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, словарях, справочниках и Интернете, анализировать и оценивать информацию;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • умение сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:

  • формирование познавательного интереса к изучению литературы, искусства и культуры Бурятии;
  • развитие толерантного отношения к истории, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном обществе;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к фактам прошлого, осознание необходимости их изучения;
  • развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

Перечень   учебно-методического обеспечения

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Интернет - ресурсы

11

 «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год

С.Ц.Содномов,

А.А. Надагурова

«Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту»

Издательство «Бэлиг», 2012 год

Региональный стандарт начального и основного образования Республики Бурятия. У-У, «Бэлиг», 2010 год

Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», У-У, 2004

Бурхинов Д.М., Д.А.Данилов, С.Д.Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа», У-У, 1993

О.А.Дареева «Путешествуем по Бурятии», У-У, 2009

Календарно-тематическое планирование.  11 класс.

Содержание темы

Кол-во час

Дата

проведения

11а

11б

1 четверть

Вводный урок.

1

1 неделя

Бурятская письменность.

1

2 неделя

Диалекты бурятского языка.

1

3 неделя

Х.Н.Намсараев. Рассказы.

1

4 неделя

Б.Д.Абидуев. произведения

1

5 неделя

М.Р.Чойбонов. Мои друзья, мои живые боги.

1

6 неделя

Г.Г.Чимитов. стихи, песни.

1

7 неделя

Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр»

1

8 неделя

Игра – викторина

1

9 неделя

2 четверть

Пища как часть культуры народа.

1

10 неделя

Традиционная бурятская одежда

1

11 неделя

Традиционное жилище.  Хоймор.

1

12 неделя

Роль огня в культуре бурят

1

13 неделя

Традиционные ремесла бурят.

1

14 неделя

Лошадь в традиционной культуре бурят.

1

15 неделя

Проверочная работа.

1

16 неделя

3 четверть

Основы культуры бурятского народа.

1

17 неделя

Традиционные праздники народов мира

1

18 неделя

Далай лама. Шаманизм, буддизм.

1

19 неделя

Традиционная культура коренного населения.

1

20 неделя

Тамчинский дацан. Один из первых дацанов России.

1

21 неделя

История Санкт Питер. дацана.  

1

22 неделя

Сагаалган – традиционный праздник

1

23 неделя

Народные игры.

1

24 неделя

Повторение.

1

25 неделя

Тестовая работа.

1

26 неделя

4 четверть

Известные люди Бурятии. Певцы, спортсмены, художники.

1

27 неделя

Творческие коллективы Бурятии.

1

28 неделя

Театральное искусство Бурятии.

1

29 неделя

Киноискусство Бурятии.

1

30 неделя

Современное Бурятское кино.

1

31 неделя

Сочинение «Моя Бурятия».

1

32 неделя

Обобщение пройденного материала.

1

33 неделя

Повторение, закрепление.

1

34 неделя

                                                          Итого:

34 часа

Тематическое и поурочное планирование курса

«ЛИК Бурятии». 11 класс (34 ч).

Тема урока

Кол.

час

Тип урока

Целевая установка

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные

метапредметные

личностные

Вводный урок.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Повторение пройденного материала

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Бурятская письменность.

1

Изучение нового материала

Познакомить с историей письменности

Знать основы бурятской письменности

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Формирование навыков анализа

Диалекты бурятского языка.

1

Новый материал  

Познакомить с основными диалектами бурятского языка  

Знать свой род, район, свой диалект

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Х.Н.Намсараев. Рассказы.

1

Повторение

Познакомить с творчеством основоположника бурятской литературы  

Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту.  

Знание структуры учебника и правил работы с ним.

Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Б.Д.Абидуев. произведения

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством детского писателя

Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту.  

Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

М.Р.Чойбонов. Мои друзья, мои живые боги.

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством бурятского писателя  

Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест.  

Познавательные УУД: уметь формировать самостоятельно тему

Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

Г.Г.Чимитов. стихи, песни.

1

Изучение нового материала

Познакомить с творчеством баснописца

Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству баснописца

, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту.  

Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр»

1

Изучение нового материала

Познакомить с бурятским героическим эпосом

Знать наизусть отрывок

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Игра – викторина

1

Закрепление

Повторение пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Формирование навыка осознанного выбора

Пища как часть культуры народа.

1

Изучение нового и совершенствование знаний

Кочевое скотоводство основы возникновения пищи бурят

Знать понимать, в чем особенности кочевого образа жизни

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать 

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Традиционная бурятская одежда

1

Изучение нового материала

Орнаменты, украшения

Иметь представление о бурятской народной одежде  

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать 

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке

Традиционное жилище.  Хоймор.

1

Повторение

Продолжить знакомство с жилищем. Найти информацию о почетном месте в юрте.

Умение вести диалог обмен мнениями

Коммуникативные: учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет-ресурсов

Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности

Роль огня в культуре бурят

1

Изучение нового материала  

Познакомить с ролью огня в культуре бурят.

Запреты, связанные с очагом и огнем у бурят.

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет-ресурсов

Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности

Традиционные ремесла бурят.

1

Урок практикум

Познакомить с ремеслами бурятского народа

Знать значение основных орнаментов

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Лошадь в традиционной культуре бурят.

1

Изучение нового и совершенствование знаний

Скотоводство земледелие

Лошадь – драгоценность бурятского народа

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыка осознанного выбора

Проверочная работа.

1

Закрепление

Повторение пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Формирование навыка осознанного выбора

Основы культуры бурятского народа.

1

Изучение нового материала

Скотоводство

Земледелие

Жилище

Знать основы бурятского народа  

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Формирование навыков анализа

Традиционные праздники народов мира

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с национальным праздником

Восточный новый год по лунному календарю

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Далай лама. Шаманизм, буддизм.

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с религией шаманизм  

Традиционная религия Бурятии

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков анализа

Традиционная культура коренного населения.

1

Изучение нового материала

Познакомить с традициями и обычаями бурятского народа

Знать традиции и обычаи родного народа

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Формирование навыков анализа

Тамчинский дацан. Один из первых дацанов России.

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с одним из первых дацанов Бурятии

Знать основоположника Тамчинского дацана

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование навыков анализа

История Санкт Питер. дацана.  

1

Изучение нового материала

Познакомить с основоположником дацана  

Знать историю возникновения дацана

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Сагаалган – традиционный праздник

1

Повторение и совершенствование знаний

Познакомить с национальным праздником

Восточный новый год по лунному календарю

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа, коллективного проектирования

Народные игры.

1

Изучение нового материала

Познакомить с национальными играми бурят

Традиционные игры бурятского народа

Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать

Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы

Повторение.

1

Закрепление

Закрепление пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Познавательные УУД: умение работать с информацией.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других.

Формировать навыки самостоятельного выбора работы

Тестовая работа.

1

Повторение

Обобщение пройденного материала

Умение применение полученных знаний.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке

Известные люди Бурятии. Певцы, спортсмены, художники.

1

Изучение нового материала

Познакомить с известными людьми Бурятии

Знать известных людей Бурятии

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Творческие коллективы Бурятии.

1

Изучение нового материала

Булжамуур

Байкал

Знать визитную карточку Бурятии

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа

Театральное искусство Бурятии.

1

Изучение нового материала

Познакомить с историей театрального искусство Бурятии

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа

Киноискусство Бурятии.

1

Изучение нового материала

Познакомить с первыми работами бурятского кино

Знать В.И.Инкижинов, советский и французский кинорежиссер, актер.

Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Современное Бурятское кино.

1

Изучение нового материала

Солбон Лыгденов, познакомить с работами режиссера

Знать работы современных режиссеров Бурятии

Познавательные: умение работать с текстом

Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать 

Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска.

Формирование навыков анализа

Сочинение «Моя Бурятия».

1

Закрепление

Закрепление пройденного материала

Уметь принимать полученные знания  

Познавательные УУД: умение работать с информацией.

Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других.

Формировать навыки самостоятельного выбора работы

Обобщение пройденного материала.

1

Повторение

Обобщить и закрепить знания

Умение применения знаний.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекния, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Повторение, закрепление.

1

Повторение

Закрепление пройденного материала

Умение и применение полученных знаний

Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении.

Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса «Практическая грамматика английского языка» 2013-2014г.г.

Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...