Мы на Севере живем
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Евдокимов Михаил Иванович

Коренные народы Севера придают большое значение физическому воспитанию личности. Это обусловлено суровыми условиями жизни на Севере. Основными средствами физического воспитания у коренных народов являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. А.С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Данное мероприятие способствует раскрытию физических способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Школа с. Белоярск

ЯНАО Приуральский район

Сценарий спортивного мероприятия

Мы на Севере живем

Разработал: воспитатель интерната семейного типа

МОУ Школа с. Белоярск

Евдокимов Михаил Иванович

с. Белоярск, 2020

Пояснительная записка

Коренные народы Севера придают большое значение физическому воспитанию личности. Это обусловлено суровыми условиями жизни на Севере. Основными средствами физического воспитания у коренных народов являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. А.С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Данное мероприятие способствует раскрытию физических способностей детей.

Актуальность данного мероприятия состоит в том, что национальные игры дают детям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян, вырабатывают у воспитанников  профессиональную закалку, так перенимаются традиции поколений, традиции развития физического воспитания в национальных видах спорта. Спортивно-развлекательные игры необходимы для нормального физического развития детей.

Рассчитана для детей с 1 по 4 класс.

Адресована воспитателям интерната и учителям начальных классов.

Цель: достижение всестороннего развития личности ребенка   на основе физического развития,  укрепления здоровья, освоения культурного наследия северных народов, привлечение к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение  правилам поведения в процессе коллективных действий;
  • Формирование интереса к национальным видам спорта.

 Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к играм народов Севера;
  • Развитие активности, самостоятельности, ответственности.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма;
  • Воспитание бережного отношения к народным традициям;

        Оформление:

  1. Рисунки детей, посвященные национальным видам спорта.
  2. Воздушные шары.
  3. Пословицы:

      В здоровом теле – здоровый дух.

      Где солнце, там и здоровье.

      Болезнь приходит бегом, а уходит шагом.

      Коли болен – лечись, а здоров – берегись.

        

Конкурсные задания

Оборудование

1. Бег в снегоступах

снегоступы

2. Ход по кочкам

4 бруска

  1. 3. Охота на уток

воздушные шары, дротики игры «Дартс»

4. Ловля оленя

стойки, кольца

5. Метание топора

корзины, мячи

6. Собери дрова

кегли

7. Прыжки через нарты

нарты

8. Сбор ягод

разноцветные шарики

9. Сбор яиц

теннисные шарики, ложки, ведерки

10. Рыбалка

удочки с магнитом, рыбки с магнитом, ведерки, обручи

11. Тянем невод

канат

       

Ход мероприятия

 Дорогие гости! Начинаем спортивную программу «Мы на Севере живем». В соревнованиях участвуют две команды. Не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.

        В тихой тундре,

        Белой тундре

        Ничего от глаз не скроешь,

        Оттого-то  знают в тундре

        Кто ты есть и что ты значишь. (Читает воспитанница).

1.  Бег в снегоступах

У нас на севере зима очень продолжительная. Поэтому Пастухи должны уметь передвигаться по снегу. Для этого нам понадобятся снегоступы. Снегоступы очень похожи на лыжи, но они намного короче  и шире.

         Условия игры: каждый из участников, по очереди надевают снегоступы, добегают до модулей и бегут обратно, передают снегоступы следующему участнику.

2. Ход по кочкам

А сейчас вы оказались на болоте. И вам нужно пройти болото по кочкам. Следующий конкурс называется: «Ход по кочкам».

        Положив по 1 бруску на линию старта, играющие, становятся на него обеими ногами. Второй брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут второй перед собой и переступают на него. Освободившийся брусок перекладывают вперед и переступают на него.

3. Охота на уток

         Следующее состязание называется «Охота на уток». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый меткий. Вы должны попасть стрелой в шары, которые развешаны на стойку. В какой команде больше попаданий, та команда побеждает.

4. Ловля оленя

Коренные жители северного края разводят оленей. Без оленя в тундре очень тяжело. На них они передвигаются по тундре, из шкур шьют одежду, строят жилище. Не просто поймать оленя, для этого нужно ловко справляться с тынзяном – веревкой, с петлей на конце. Каждый участник набрасывает кольца на стойку. Одно попадание – одно очко.

  1. Метание топора

Пастухи должны быть очень зоркими  и меткими. Сейчас мы проверим, обладаете ли вы этими качествами.

В ненецких национальных играх есть такая игра, которая называется «Метание топора», относится она к национальным видам спорта. Но в нашей игре топорик будет заменять мяч.

Условия игры: перед каждой командой, на определенном расстоянии стоит корзина. У каждого участника в руке мяч. Ваша задача: с определенного расстояния попасть в корзину. У кого будет наибольшее количество попаданий, та команда побеждает.  

6. «Собери дрова».

Помощница

Если в чуме нет воды,

Снега натаскаю,

Растоплю его в тепле

И согрею чаю.

Заварю я чай покрепче

И лепешек напеку.

Знаю маме будет легче,

Если я ей помогу. (Читает воспитанница)

Ну а сейчас свою ловкость покажут наши хозяюшки чума. Состязание называется «Собери дрова».

        Когда охотники отправляются на охоту, хозяйки остаются одни, и у них столько забот: убрать в чуме, сшить малицу, сварить обед и надо собрать дрова. Мы сейчас посмотрим, в какой команде самая шустрая хозяйка. Ваша задача принести дрова из тундры: собрать разбросанные кегли.

7. «Прыжки через нарты»

В этом конкурсе принимают участие по одному мальчику с каждой команды. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, та команда и побеждает.

8. «Сбор ягод»

От ягоды тундра багрова!

Морошки – хоть век собирай!

Тебе с благодарностью снова

Я кланяюсь, щедрый мой край! (Читает воспитанница).

Следующий конкурс называется «Сбор ягод».  С каждой команды участвуют по одной участнице. Вы должны собрать с завязанными глазами ягоды (разноцветные мячики). Кто больше соберет ягод, та команда и побеждает.

9. «Сбор яиц»

Отгадайте загадку:

        Лежит на земле белый камешек,

А внутри сердечко стучит. (Яйцо)

Следующий конкурс называется «Сбор яиц».

Вы должны добежать до гнезд, положить яйца (теннисные шарики) на ложки,  донести до ведерка, не уронив их. Затем передаете ложку следующему игроку и т.д. Упавшее яйцо не считается.

10. «Рыбалка»

У направляющих в руках удочка с магнитом. В озере  (обруч) рыба из картона с магнитом. По команде первые участники команд бегут к озеру, ловят рыбу, кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают удочку, как эстафетную палочку, следующим участникам. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы.

  1. «Тянем невод»

Какая команда перетянет канат  - та команда побеждает.

Молодцы, ребята! Вы очень ловкие. Наше соревнование уже близится к завершению. Пока жюри подсчитывает очки, девочки покажут национальный танец.

Пускай бураны злятся, все напрасно!

Пусть темень  девять месяцев в году!

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду.  (Читает воспитанница).

        Слово жюри. Командам выдаются Дипломы и памятные призы.

Литература: 

  1. Игра как основа национальных видов спорта (П.Н. Богун, Санкт-Петербург, 2004г);

2. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

3. Ямальский калейдоскоп /Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс/            автор – составитель  Л.В. Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

Презентация "Апробация УМК "Живая природа Иркутской области", Презентация" Лагерь Лето на Севере - 2017"

В 2017 - 2019 у.г. в 26 образовательных организациях Иркутской области по Распоряжению Министерства Образования Иркутской области проходит апробация учебно - методического комплекта "Живая природ...

КВН «Мы на Севере живем»

Образовательные задачи: закреплять знания детей о природе, быте и культуре народов Севера , активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполнять правила игры.Развивающие задачи:...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Спортивно - развлекательное мероприятие "Мы на Севере живем"

Методическая разработка "Мы на Севере живем"...

Мы на Севере живем

Открытое занятие...

МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ!

Мы на Севере живем и расскажем вам о нём!Край наш северный суров: много снега и ветров,Но у нас закон таков – не бояться холодов!И отличная привычка – встретив трудности, не хнычем!Ночь по...