Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Программа соответствует треблованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_plany_po_knya_6b_klass.docx423.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Культура народов Ямала» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • Программой национально-регионального компонента государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) (утверждена на заседании Окружного экспертного совета Департамента образования ЯНАО 31 января 2003 г.) 

Цели курса:

  • Ознакомление учащихся с верованиями народов Ямала, углублением знаний о культуре, обычаях и традициях народов Ямала;
  • Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам.
  • Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала.
  • Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:

  1. Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов).
  2. Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
  3. Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
  4. Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение детей к простейшим трудовым процессам (обработка дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создание орнаментов и т.п.).

Данная программа составлена на основе УМК Т.И.Борко, В.Т.Галкина, А.Г.Еманова, А.В.Павлова (Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2008);  Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Программа национально – регионального компонента государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) – Салехард: ГОУ ДПО ЯНАОИПКРО, 2007; Северные родники/автор-составитель Л.В.Федорова, Тюмень: Издательство ИПОС (институт проблем освоения севера ) СО РАН, 2001. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Мифология, фольклор и литература Ямала/учебник. 5-7 классы  Института проблем освоения     Севера СО РАН Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН 2002 г. Мифология, фольклор и литература Ямала / хрестоматия 5-7 классы / составители Ю.И., Попов Н.В Цымбалистенко 2002 г.

Общая характеристика учебного предмета

Культура народов Ямала – это  учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о родном крае, предполагающие активное сотворчество воспринимающего, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, изучая литературу народов Ямала, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной подготовке школьников, познавательные интересы обучающихся.  Особенность рабочей программы заключается в том, что курс «Культуры народов Ямала» начинает базовое краеведческое образование, создает у учащихся образ о культуре, видах культуры коренных народов Севера во всем ее многообразии целостности, формирует правильные представления о фольклоре, мифе, веровании, хозяйственной культуре, декоративно – прикладном искусстве народов Ямала. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей с предметами изобразительное искусство, физическая культура, биология, география, история, обществознание, литература. Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов культуры народов Ямала и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данный учебный курс  «Культура народов Ямала» рассчитан на учащихся 6 класса. Учебный предмет «Культура народов Ямала» реализуется в рамках учебного плана школы, курс  преподается в объеме 1 час в неделю,  всего 34 часа.

       Планируемые результаты освоения предмета «Культура народов Ямала»

«В результате изучения «Культура народов Ямала» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

Признание ценности:

- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремление жить в гармонии с окружающей природой;

-уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих ЯНАО, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

-культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

-культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества.

Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Ямала» являются:

-умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

-проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;

-оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

-способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.)

- умение работать в парах, группе, коллективе;

Предметными результатами изучения «Культуры народов Ямала»  являются:

-формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;

-формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии автономного округа через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;

-умение работать с разными источниками информации о культуре народов округа и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарем, картами;

-конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Ямала);

-анализ, синтез (на примере быта, одежды, танцев народов Ямала).

Место курса ««Культура народов Ямала»

Предлагаемый курс рассчитан на 1 час в неделю в 6 классе, всего 34 часа.  

Содержание учебного плана

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)  Повторение и расширение сведений, изученных в 5 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа. Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родоплеменных отношений у ненцев и ханты в XX веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.

ВЕРОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (4 ч) Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием. Святые места у ненцев, ханты, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы (сядай и хэхэ). Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывании духов. Отношение северных народов к христианству и коммунистической идеологии в 20 веке.

Понятие о религии и её роли в жизни человека. Ислам у сибирских татар. Русское православие и другие христианские конфессии на Ямале.

МИФОЛОГИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (4 ч). Понятие о мифе в древности и в настоящее время. Объяснительная и гармонизирующая функции мифа. Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении Земли. Космос северных народов (горизонтальная и вертикальная модели). Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале. Пантеон ненекцких богов и духов (Нум, Я, Миня, Нга и др.)

ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА  (8 ч). Рождение литературы Ямала в XX веке. Очерк жизни и творчества И. Ф. Ною. Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»). Очерк жизни и творчества И.Г. Истомина. Глава «Встань-трава» из романа «Живун». Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища». Понятие о литературной сказке. Литературные сказки Р.П. Рутина. 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Особое образно-поэтическое восприятие мира коренными народами Ямала. Виды творческой деятельности: резьба по дереву и кости, лепка из глины, работа с бисером, плетение из ниток и бисера, плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного. Вязание кружев, поясов, подвязок. Мастерство северных женщин в изготовлении и украшении одежды из оленьей шкуры.

ЖИВОПИСЬ НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Специфическое восприятие мира ямальскими художниками. Сочетание реалистических и формалистических приемов в их живописи. Цветовая гамма их полотен. Жанровое разнообразие. Наиболее значительные художники Ямала (К. Панков, Г. Райшев, Л. Лар, И. Худи, Г. Хартаганов и др.).

МУЗЫКА И ТАНЦЫ НАРОДОВ ЯМАЛА (4 ч). Современная профессиональная музыка на Ямале. С. Няруй - создатель первого оркестрового произведения ненецкого народа («Заря над тундрой», «Ритмы тундры»). Песни С. Няруя («Олененок», «Ловля оленей», «Маленький помощник», «Ехал ненец на оленях» и др.). Ю. Юнкеров - создатель оркестровых произведений («Северная фантазия» и др.), произведений для хора, солистов, чтецов, оркестра. Автор песен («Песня оленевода», «Казачья салехардская»). А. Пустоселов - автор увертюры-фантазии «Ваули». Композиторы-песенники (А. Бердыщев, И. Калшшчев, С. Цупиков). Исполнители (Г. Лагей, н. Няруй, Т. Лар, В. Лейпожих, А. Лаптандер). Современные танцевальные коллективы, оркестры, хоровые коллективы, вокальные анстамбли и фольклорные группы в автономном округе.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ (2 ч.) Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа. Связи праздников с циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными установлениями. Многонациональный состав жителей округа определяет праздники различной национальной и религиозной принадлежности.

Основные традиционные праздники:

- Рождество Христово и связанные с ними святочные обряды (коляда, гадания).

- Праздник Медведя у ханты.

- Навруз и сабантуй у татар.

- «Иван лун» - Иванов день у коми-зырян.

- День оленевода у коренных народов Ямала.

- Вороний день. Отмечается народом ханты и сибирскими татарами.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)

Повторение и закрепление изученного материала.

Итоговый тест.

Учебно-тематический план  (1 час в неделю, 34 часа)

№ п/п

Раздел

Количество часов

Введение

2

Верования северных народов

4

Мифология северных народов

4

Литература Ямала

8

Декоративно-прикладное искусство народов Ямала

4

Живопись народов Ямала

4

Музыка и танцы народов Ямала

4

Итоговое занятие

2

Итого:

34

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во час

Основные виды деятельности

Дата

Основные понятия

Домашнее задание

Введение (2 часа)

1

Народы Ямала.

1

Вводный урок.

Беседа.

Коренные и пришлые народы

Конспект.

2

Мироощущение северных народов. Родоплеменные отношения.

1

Вводный урок.

Беседа.

Родословная

Конспект.

Верования северных народов (4 часа)

3

Языческое многобожие и христианское единобожие.

1

Беседа.

Чтение и составление конспекта.

Христианство

Язычество

Культовые предметы

Жертвоприношение

Бытовые обряды

Читать уч. Борко с. 241-244

4

Культовые и святые места народов Ямала.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Культ предков

Культовое место

Святилище

Золотая баба

Читать уч. Борко с. 244-249

5

Шаманизм.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Шаман

Обучение шамана

Умение шамана

шаманские атрибуты

ритуальная одежда

обязанности шамана

врачебная практика шамана

Читать по уч. Борко Т.И. стр. 219-239

6.

Религии разных народов мира.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Ислам

православие

Конспект

Мифология северных народов (4 часа)

Мифы северных народов о сотворении Земли.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Миф

Мифология

Происхождение мифов

Легенда

Небесный мир

Земной мир

Подземный мир

Создание земли. людей и болот

Параграф 50, , 52

Мифы о сотворении человека и животных.

1

Беседа.

Чтение, диалог

Священные животные

Параграф 53

Священные животные на Ямале.

1

Просмотр презентации.

Чтение, диалог

Конспект

Пантеон ненецких и хантыйских богов

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Пантеон

Верховный бог

Духи природы

Духи покровители

Духи зла

Параграф 51

Литература Ямала (8 часов)

Рождение литературы Ямала в 20 веке.

1

Беседа.

Чтение и составление конспекта.

Конспект

Жизнь и творчество И.Ф.Ного. Первые пьесы о жизни ненцев.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Пересказ.

Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина.

2

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Чтение и составление конспекта.

Пересказ.

Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя.

1

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Чтение

Выучить стихотворение наизусть.

Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя.

1

Чтение, наизусть,  диалог, пересказ прочитанного

Выучить отрывок.

Очерк жизни и творчества Р.П.Ругина.

2

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Чтение

Литературная сказка

Пересказ

Декоративно-прикладное искусство народов Ямала (4 часа)

Роль искусства в жизни коренных народов.

1

Просмотр презентации.

Беседа

Искусство

Промысловые артели

Конспект

Параграф 70.

Виды творческой деятельности.

2

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Чтение

Плетение

Бисер

Лепка

Подвязки

Кружева 

Бусы

Окраска

Символика цвета

Параграф 65, 66, 68, 69, 71

Одежда из оленьих шкур.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Составление конспекта.

Декоративно-прикладное искусство,

Мозаика,

Орнамент,

Аппликация

Художественное творчество А.М.Сязи

Параграф 24.

73

Живопись народов Ямала (4 часа)

Ямальские художники.

2

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Чтение

 Профессиональные художники Ямала,

Конспект

Наиболее значительные художники Ямала.

2

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Беседа по прочитанному

Биография К.Л.Панкова

Скульптурное творчество мастера

Тематическая живопись

Параграф 72, 74, 75

Музыка и танцы народов Ямала (4 часа)

Современная профессиональная музыка на Ямале.

1

Беседа.

Чтение

Народные музыкальные инструменты,

Музыкальные жанры Ямала;

Песни и танцы ритуальные, эпические,

Героические, бытовые,

Личные, лирические.

Особенности северных мелодий,

Параграф 76,77

Творчество Ю.Юнкерова, А.Пустоселова, композиторов-песенников.

1

Сообщения учащихся. Просмотр презентации.

Беседа по прочитанному

Конспект

Исполнители песен Ямала.

1

Сообщения учащихся. Прослушивание аудиозаписей (видеороликов)

Параграф 78

Древние танцы народов Ямала.

1

Беседа. Просмотр видеороликов

Происхождение народных танцев.

Мужские и женские танцы

Параграф 79, 80, 81

Народные праздники и обряды (2 часа)

Народные праздники и обряды.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Составление конспекта.

Обряд

Вещи духа

Чертово озеро

Женские обряды

Параграф 62, 63

Основные традиционные праздники

1

Беседа. Просмотр презентации.

Составление конспекта.

Почитание медведя

Медвежий праздник

Праздничная одежда и сценки 

Параграф 64

Итоговое занятие (2 часа)

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Беседа. Просмотр презентации.

Подготовка к итоговому тесту.

Итоговый тест

1

Выполнение теста.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся 6-х классов по курсу «Культура народов Ямала»

Учащиеся должны

  • Назвать коренные народы на Ямале и места их проживания;
  • Объяснить разницу между язычеством и христианством;
  • Понимать роль и функции шаман у северных народов;
  • Дать определение мифу и его роли в жизни коренных народов;
  • Назвать основные ненецкие и хантыйские божества;
  • Перечислить основных писателей и поэтов коренных народов Ямала;
  • Назвать известных художников и музыкантов Ямала;
  • Перечислить основные традиционные праздники различных народов Ямала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...

КТП. Культура народов Ямала. 6 класс.

КТП. Культура народов Ямала. 6 класс....

Учебная программа по культуре народов Ямала

Культура народов Ямала в основной школе изучается  только в  5 классе, всего -  35 ч.   Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...