ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «МЫ ПОМНИМ. МЫ БЛАГОДАРНЫ. МЫ ГОРДИМСЯ!»
проект
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и приобщен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_pomnim_my_blagodarny_proekt.docx | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад№89 комбинированного вида»
Принято: на заседании Педагогического Совета № 6 Протокол № 6 от 31.08.2020 г. | «Утверждаю» Заведующая МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» _______________Е.Н. Гурьянова |
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: «МЫ ПОМНИМ. МЫ БЛАГОДАРНЫ.
МЫ ГОРДИМСЯ!»
/ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА/
Воспитатель: Баранова Н.А.
Саранск 2020
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Мы помним!Мы благодарны!Мы гордимся!» |
Руководитель проекта | Баранова Наталья Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории |
Цель проекта | Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, через культурно-историческое наследие своего народа. |
Образовательные области | социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическое развитие |
Тип проекта | краткосрочный, групповой, интегративный, информационно-практико-ориентированный. |
Сроки реализации проекта | 13.04.2020 г. – 15.04.2020 г. |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Родители (законные представители) воспитанников |
Социальные партнеры | Детская библиотека № 5 им.С.Я. Маршака СОШ «Лицей №31» ДМШ №4 им. Л. Воинова Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 |
Пояснительная записка
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у дошкольников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
С целью формирования у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, через культурно-историческое наследие своего народа был разработан и реализован информационно-практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мы помним! Мы благодарны! Мы гордимся!». Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании позволило организовать продуктивное взаимодейтвие детей и взрослых, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом, послужило средством поддержки инициативы детей, а так же формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В проекте отражен комплексный подход к решению данной проблемы, применено сочетание разнообразия традиционных мероприятий и инновационных разработок. В ходе реализации проекта разработан учебно-методический комплекс.
Представленные практические материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, в том числе при организации дополнительного образования.
Актуальность проекта
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым!
Это нужно живым!
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. «Память истории», сочетающаяся с чувством гордости за историю, - основа достоинства нации, и ее способности к будущему творению, к реализации выстраданных идеалов. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становятся их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков, А. Г. Асмолов назвал это «синдромом Вельда» по названию рассказа писателя-фантаста Рея Бредбери. Как отмечает специалист в области психологии компьютерных игр И. Бурлаков, имея ввиду компьютерные игры в «стрелялки и убивалки», на глазах родителей растет поколение упивающееся своей агрессией». Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира.
В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена формированию основ нравственных качеств ребенка. В связи с этим, перед коллективом педагогов нашего дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Мы помним!Мы благодарны!Мы гордимся!» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Необходимость оптимизации работы по патриотическому воспитанию определила цель проекта.
Результат проведенного мониторинга среди детей, анкетирования среди родителей (законных представителей) воспитанников и анализ предметно-развивающей среды определил проблему.
Проблема:
- современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г.;
- необходимо пополнить предметно-развивающую среду группы материалами и атрибутами для игр и ознакомления детей с историей ВОВ.
Гипотеза: если работа по ознакомлению детей с важнейшими событиями Великой Отечественной войны, будет проводиться системно и старшим дошкольникам будет привит интерес к событиям далекой войны, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности, формированию гражданской позиции и патриотизма.
Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, через культурно-историческое наследие своего народа.
Отечественной войне.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширять и обобщать полученные знания о ВОВ;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
- обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.;
Развивающие:
- развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;
- способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой Отечественной войне;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
Воспитательные:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;
- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;
- формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет;
- воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину.
Ожидаемые результаты:
- у детей закрепится понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;
- повысится социальная компетентность детей дошкольного возраста;
- дети любознательные, активные, интересуются историей страны; проявляют чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- у детей сформирован устойчивый интерес к новой информации о том, что его окружает, о семье, о родном городе, стране, о людях оставивших свой след в истории родного края;
- дети эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства;
- дети и родители примут участие в акциях Дня Победы;
- пополнение картотеки группы дидактическим материалом и альбомами по теме.
Основные принципы реализации проекта:
• Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
• Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
• Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, социумом, сочетание разных видов деятельности.
• Принцип наглядности: изготовление пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Формы и методы реализации проекта:
• ООД
• игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, игры-драматизации, игры-превращения
• беседы
• чтение художественной литературы
• слушание музыкальных произведений
• мастер-класс
• выставки
• праздники, досуги, развлечения
• самостоятельная деятельность.
Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем, демонстрация картин, фотографий, видеофильмов.
Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения.
Практические методы: творческая деятельность.
Форма организации детей: дистанционная групповая; фронтальная; индивидуальная.
Основные формы работы с родителями
(законными представителями):
• анкетирование
• беседа – консультация
• выставки
• совместные праздники и развлечения
Ресурсы проекта:
Информационные: научная и педагогическая литература, журналы, интернет ресурсы, законодательно-нормативные документы:
Конституция РФ.
Конвенция по правам ребенка.
Закон «Об образовании РФ» от 01.09.2013 № 273-ФЗ (с изменениями)
Закон «Об образовании РМ» от 08.08.2013 № 53-З (с изменениями)
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.№26 (с изменением)
ФГОС ДО от 17.10.2013г. N 1155
Устав МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»
Локальные акты учреждения.
Кадровые:
Воспитатель.
Родители (законные представители) воспитанников.
Административные:
Заведующая.
Старший воспитатель.
Материально-техническое обеспечение:
• Ноутбук, колонки, магнитофон, фотоаппараты.
• Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
• Методическая литература.
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Фонотека песен военных лет.
- Видео-уроки для дошкольников о ВОВ.
- Презентации для дошкольников.
Этапы реализации проекта
Этапы работы | Срок выполнения | Содержание работы |
Организационно-диагностический | 13.04.2020 – 17.04.2020 | - определение проблемы; - постановка цели, задач; - подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов; -составление перспективного плана; - мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на начало проектной деятельности; -анкетирование родителей. |
Практический | 20.04.20 – 11.04.20 | - проведение консультаций для родителей; - разработка конспектов занятий по теме проекта; - организованная образовательная деятельность; - выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей; - рассматривание иллюстраций о ВОВ; - слушание музыкальных произведений о войне; - заучивание стихов о войне; - участие в акциях Дня победы |
Обобщающий | 12.05.20 – 15.04.20 | - анализ достижения поставленной цели, мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на конец проектной деятельности; - составление рекомендаций; - праздники и развлечения. |
Презентация проекта | Альбомы ВОВ «Города-герои ВОВ». Альбом «Великая Отечественная война». Тематический альбом «Дети – герои Великой Отечесственной войны». |
Перспективный план работы
по информационно-творческому проекту «Мы помним! Мы благодарны! Мы гордимся!»
для детей старшего дошкольного возраста
Неделя | Тема | ОО | Программное содержание | Оснащение | Виды деятельности | Работа с родителями |
20.04. | Диагностика. Опрос детей «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?» (диагностика) | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | - Определить уровень сформированности знаний и представлений детей об истории родного города в Великой Отечественной войне. | - иллюстрации военных лет; - заготовки для писем; - набор игрушечной военной техники. | - дидактические игры и упражнения с детьми; - двигательная, коммуникативная деятельность. | Анкетирование «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной Войне» |
21.04. | Диагностика ООД «9 мая – День победы» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | - Расширять представления детей об армии (солдаты в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов); - Познакомить с героями Великой Отечественной войны | - иллюстрации военных лет; - презентация | - дидактические игры и упражнения с детьми; - двигательная, коммуникативная деятельность | |
22.04. | Диагностика Музыкальное занятие «Мир на земле» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | - формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну; | - Презентация; - аудиозаписи песен ВОВ. | - Прослушивание песен военных лет; - чтение стихов | |
27.04 | Изготовление открытки ко дню Победы в технике пластилинография | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за ветеранов ВОВ | Презентация; образец | -чтение художественной литературы: - беседа; - рассматривание картинок; - дидактическая игра | Участие родителей в акции «Бессмертный Полк» |
28.04. | Организация шествия «Марш памяти к монументу погибшим в годы Великой Отечественной войны» с возложением цветов | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Пробудить интерес к истории родного города; формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению | Цветы; флажки, георгиевские ленты | - беседа; -экскурсия; -рассматривание | Помощь родителей в организации эксурсии |
29.04. | ООД по рисованию «Салют Победы» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | - закрепить знания детей о новом символе Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины. | Образец; иллюстрации | -чтение художественной литературы: - беседа; -рассматривание картинок; -дидактическая игра | |
30.04. | ООД по аппликации «Георгиевская ленточка» | Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» | - формирование у дошкольников нравственно- патриотических чувств; | Образец; беседа | - беседа; -рассматривание | Онлайн акция «Георгиевская лента» |
6.05. | Виртуальная экскурсия по культурным памятникам Мордовии | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». | - развивать стремление к познанию истории народа в Великой Отечественной войне; - воспитывать в детях чувство благодарности и памяти к воинам – освободителям. | - мультимедийный проектор, презентация. | - беседа, чтение стихов о войне; - дидактическая игра «Кто создает памятники?»; - просмотр презентации. | Участие родителей в онлайн акции «Окна Победы» |
7.05. | Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «Катюша» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». | - формирование у дошкольников нравственно- патриотических чувств; - обогащать духовный мир детей через музыкальные произведения; - формировать положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. | Презентация; - аудиозаписи песен военных лет; | - просмотр видео клипа: «Священная война»; - слушание песен. | |
11.05. | Беседа «Города - герои» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». | - познакомить детей с городами-героями; - пополнить знания детей об истории нашей Родины; - воспитывать гордость за свой народ. | - репродукция картин по теме; - выставка книг о городах героях. | - просмотр презентации, открыток; -беседа. | |
12.05. | Чтение произведения А. Барто «Наши солдаты». | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». | - развивать навыки речевого общения; - формировать у детей представления о Российской Армии. | - картинки с изображением родов войск. | - чтение стихотворения, заучивание наизусть. | Участие родителей в онлайн акции «Сад Памяти» |
13.05. | ООД по рисованию «Салют Победы» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». | - формирование и развитие личности, обладающими качествами гражданина патриота, стремление глубже узнать свою страну | - картинки с изображением салюта; Образец для демонстрации | Беседа; показ | |
14.05. | Беседа «Дети - герои» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». | - продолжать знакомить детей с героями войны; - воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям. | - портреты | -беседа; - просмотр видео-презентации «Дети-герои»; | |
15.05. | Беседа «Что я знаю о войне» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие». | - воспитывать уважение к ветеранам войны; - развивать речь, навыки общения. | - аудиозапись «Священная война»; -фотоальбом | - беседа; - слушание. | Консультация для родителей «Этот День Победы» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику –об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
3. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
4.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. –Волгоград: Учитель, 2011.
6. Ковалева Г. А.Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
7. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.
8. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.p4c.ru/671
9. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
10.Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с. 32 – 39.
13. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29
14. Шаламова Е. И.Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
Паспорт проектной работы «Недаром помнит вся Россия….»
Образец паспорта проектной работы, посвященной годовщине победы в Великой Отечественной войне. (Победа русского оружия, физические процессы и законы, лежащие в основе их действия)...
разработка классного часа по теме "Мы помним. Мы гордимся"
методическая разработка классного часа по теме "Мы помним. Мы гордимся" (к 70-летию дня Победы)...
Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвящённое 70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт педагогики и психологии Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работн...
Мы помним. Мы ценим. Мы гордимся.
Внекласссное мероприятие, посвященное празднованию Великой Победы....