Алексей Калкин-народный сказитель
методическая разработка

ЭДОКОВА СЫРГАЧЫ СЕРГЕЕВНА

Материал подготовлен к юбилею народного сказителя А.Калкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksey_kalkin-narodnyy_skazitel.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

  1. апреля

1990 года


       Кайчи (по-алтайски – сказитель) – феноменальное явление в современной культуре России. Кайчи – это народный алтайский поэт, исполнитель эпических произведений. Само исполнение производится горловым пением – каем под аккомпанемент струнного инструмента – топшуура и продолжается нередко несколько суток без перерыва.

      Ранее        у  бесписьменных народов Сибири        сказитель        был

своеобразной живой памятью народа, хранителем и транслятором его фольклорной традиции. Он своего рода  национальная  библиотека,  кладезь премудрости, сокровищница духовной культуры и        архетипических образов. В отличие  от поэтов кайчи как        бы        живет        в        мире мифо-

поэтического сознания и не поэтизирует        действительность, а        сочиняет, вернее импровизирует в русле фольклорной эпической традиции. Лучший из кайчи – это гений своего народа. В культурах с богатой письменной традицией гении рождаются не часто, у бесписьменных же        народов потребность в них должна реализовываться постоянно.     Таким выдающимся кайчи Алтая был недавно ушедший из жизни Алексей Григорьевич Калкин.

       А. Калкин родился в с. Паспарта Улаганского аймака. Уже в детстве ему довелось слышать замечательных исполнителей эпоса – Оспыйнака, Т. Токтогулова, Д. Тобокова, Дьиндьилея, Н. Улагашева. Однако более всего сказительскому искусству он обучался у своего отца, потомственного кайчи. В 22 года Калкин был признан лучшим сказителем Алтая, а в 23 года получил общесоюзное признание на смотре в Москве. Тогда же впервые был записан монументальный алтайский героический эпос "Маадай-Кара" (широко известный теперь в стихотворном переводе новосибирского поэта А. Плитченко). Вообще же в репертуаре Калкина, обладавшего феноменальной памятью, более 30 героических сказаний, множество сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен. В 1997 году в 15-м томе "Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" опубликована его последняя версия сказания «Очи-Бала», записанного в Новосибирске

в 1987 году.

     Для Калкина мир эпоса и мифов живой. Глубина его памяти про-стирается необычайно далеко и наскальные рисунки седой древности "читаются" им, как раскрытая книга.

 Его артистизм и художественное вдохновение непосредственно связаны с переживанием реальности событий и героев, о которых он повествует. Он как бы сам участвует в битвах богатырей, в их странствиях по верхнему и нижнему миру и освобождает Алтай от поработителей.

На Алтае Калкина знали все. Отовсюду к нему приезжали люди со своими заботами и печалями. Они верили, что он способен проникать в такие сферы, которые недоступны простому смертному. Его спрашивали, как понять прошлое и

что ждать в будущем. Его авторитет был непререкаем. И когда случалась всеобщая беда, шли к нему. Так было, когда горела тайга. И он нашел тот заветный камень, с помощью которого, по поверьям алтайцев, можно остановить огонь и вызвать дождь.

Творческое наследие А.Г. Калкина играет большую роль в возрождении и сохранении культуры алтайского народа – его языка, истории, традиции и искусства.

 

Умер выдающийся кайчи18 августа 1998 года в Горно-Алтайске.

      Постановлением Правительства Республики Алтай имя А.Г. Калкина

в 2001 году присвоено Паспартинской средней общеобразовательной школе Улаганского района и Орокской основной (неполной) средней общеобразовательной школе Усть-Канского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Проект "Уральской старины сказитель"

Умственный и духовный строй народа, память о прошлом, можно увидеть в сказах русского писателя Павла Петровича Бажова. Они составляют основное богатство. доставшееся нам от прежних эпох, и наша задача...

"Уральской старины сказитель.."

...В который раз склонясь над этой книжкойЯ впитываю мудрость этих словМне не забыть рассказов деда СлышкоСпасибо, добрый дедушка Бажов....

Сценарий внеклассного мероприятия "Уральской старины сказитель"

Проблема русского национального характера в сказах П.П.Бажова....