Классный час "Достойный сын бурятского народа"
методическая разработка (9 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Республиканский Конкурс на лучший  урок,

посвященный 200-летию со дня рождения Доржи Банзарова

 

 

 Классный час в 9 классе

«Достойный сын бурятского народа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова»

Республиканский Конкурс на лучший  урок,

посвященный 200-летию со дня рождения Доржи Банзарова

 Классный час в 9 классе

«Достойный сын бурятского народа»

 

                                                     Учитель истории: Бешукова Лариса Вадимовна

МБОУ «Старо-Онохойская ООШ»

с. Старый Онохой

апрель 2022г.

Классный час в 9 классе

Достойный сын бурятского народа

Долго прожил лишь тот, кто жил, верша добро.

                                                                                 Шеридан

Цель: содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родному краю, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

•расширить и закрепить знания ребят о выдающемся  сыне бурятского народа, первом бурятском ученом, одном из талантливейших востоковедов 19 века жизни и деятельности бурятского учёного Доржи Банзарова; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому; побуждать ребят проявлять социальную активность.

•развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов).

Ресурсы к мероприятию:

1.Портрет Доржи Банзарова

2.Презентация.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть. Организация начала.

1.Проверка готовности к мероприятию.

2.Сообщение целей и задач мероприятия.

II. Основная часть.

1. Слово учителя. Личность Доржи Банзарова. Презентация. Слайд 1,2.

В 2022 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося сына бурятского народа, первого бурятского ученого, одного из талантливейших востоковедов 19 века, человека с чрезвычайно сложной и интересной судьбой Доржи Банзарова.

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 200 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным. Мы, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордимся своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать  известнейшим ученым.

Недолгим был его жизненный путь(1822-1855гг). Но за свои 33 года, промелькнувшие  ярким метеоритом, он сумел внести большой вклад в различные отрасли востоковедения, обогатив их трудами, не потерявшими своего научного значения и в наши дни. Некоторые из его научных положений получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд отечественной востоковедной науки.

2. Сообщение учащегося о детстве Доржи. Слайд 3,4

Доржи Банзаров родился в 1822году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова. Кроме него в семье было еще  четыре сына Лочон, Дзундуй, Бадма и Харагшан. Отец его был урядником (офицером) бывшего Ашибагатского полка, исповедал буддийскую веру.

 Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку девятилетний сын проявлял особые успехи в учении, всего за один год закончил Харацайское приходское училище. Затем он три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе.  Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично закончил курс школы.

        В 1835 году в числе  четырех бурятских мальчиков Доржи Буянтуева, Цокто Чимитова, Гыпыла Будаева, по ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н.Вампилова, Доржи Банзаров был направлен на учебу  в Первую Казанскую  мужскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии, в которой обучался с 1836 по 1842гг.  Именно за период учебы в гимназии он, кроме родного и русского. В совершенстве овладел монгольским, маньчжурским, французским,  калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском и английском.

Гимназия, в которой учились бурятские мальчики, была старейшей в России, она открылась еще в 1758 году в составе Московского университета.  В ее стенах учились крупные представители русской науки и культуры 18-19 веков. Еще одно преимущество Первой Казанской гимназии заключалось в преподавании восточных языков. К  концу первого учебного года Банзаров оказался лучшим учеником по монгольскому отделению и оставил позади себя русских воспитанников.

Во втором классе Банзаров настолько втянулся в учебу, что по окончании был награжден похвальным листом.

В июне 1842 г. Доржи Банзаров окончил курс гимназии, блестяще выдержав все выпускные экзамены. Он единственный из окончивших гимназию при акте 1842 г. был награжден золотой медалью.

Банзаров Д. закончил обучение в гимназии со свидетельством за №878 от 24 июня 1842 года. Аттестата ему не выдали из-за принадлежности к казачьему сословию. За отличное окончание полного  гимназического курса Доржи Банзаровым его отец был награжден денежной премией в 142 рубля серебром.

Окончив блестяще гимназию, Доржи Банзаров не имел права поступать на гражданскую службу. Бурят с европейским гимназическим  образованием для того времени – явление редчайшее.

3. Слово учителя о учёбе Доржи Банзарова в Казанском университете.   Слайд 5

Доржи Банзаров  в1842 году поступил на Восточное отделение философского факультета Казанского университета

Университет открыл для Банзарова мир науки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику монгольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского — «Путешествие Тулишеня Аюб хану», совершившего в 1711году поездку через Сибирь, и с ойратского – известную поэму об «Убаши-хун Тайджи». Первые публикации были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях». 

В университете Банзаров получил широкое образование в области гуманитарных наук. Он с живым интересом изучал восточные (монгольский, маньчжурский, тюркские, санскрит) и западноевропейские языки. Знания различных языков открывали ему доступ к многочисленным источникам.

О.М. Ковалевский внимательно следил за учебой Банзарова и умело направлял его научные интересы. Под непосредственным влиянием профессора Банзаров еще на студенческой скамье постепенно приобщился к научной работе.

В 1846г. Доржи Банзаров закончил университет, получил диплом кандидата наук за представленную диссертацию на тему «Черная вера, или шаманство у монголов». Кроме этого составил «Маньчжурско-русско-монгольский словарь». Особое место занимает исследование такого памятника, как « Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра- одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Однако по окончании университета ему не суждено было заниматься научной деятельностью.

Банзарову пророчили блестящее будущее, его хотели оставить преподавателем всеобщей истории в Казанской гимназии, но это назначение не состоялось.

Таким образом, казанский период явился главной ступенью формирования ученых навыков Доржи Банзарова.

4. Сообщение учащегося о Петербургском периоде Доржи Банзарова. Слайд 6.

18 января 1848 г. после разрешения министерства просвещения Банзаров выехал в Петербург. Здесь он полгода углублял свои знания, занимаясь в публичной библиотеке и Азиатском музее Академии наук. Банзаров ведёт переписку со  своим друзьями, рассказывая о том, что каждый день ходит в Академию. В Петербурге он подружился с востоковедами В.В. Григорьевым и П.С. Савельевым, которые окружили его товарищеской заботой. Именно при их содействии были опубликованы его филологические статьи. За период своего шестимесячного  пребывания в Петербурге Банзаров по поручению Академии наук ознакомился с маньчжурским фондом и составил каталог этого фонда, который по праву относится к числу его научных работ.

Таким образом, в Петербурге Банзаров нашел ту благодатную почву, на которой стал крепнуть его талант ученого-востоковеда.

1848 год стал определяющим в судьбе Доржи Банзарова. Его не уволили из казаков, но в порядке исключения, разрешили поступить на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске. 13 января 1850 года он был назначен чиновником особых поручений.

5. Сообщение учащегося о Иркутском  периоде Доржи Банзарова. Слайд 7.

В 1848 г.  Банзаров поступает на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске, он был назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. 12 апреля 1850 года Доржи Банзаров уехал в Сибирь и приступил к исполнению чиновничьей службы, которая его очень тяготила. Постоянные командировки, неприятности по службе, натянутые взаимоотношения с царскими чиновниками – все это естественно затрудняло научную работу ученого, и не случайно он так часто жаловался в письмах к своим друзьям на трудности, на отсутствие литературы, на невозможность работать в области науки так.

Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855гг., несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».

Таким образом, находясь в стесненных условиях чиновничьей жизни, Банзаров и в Иркутске не переставал заниматься своим любимым делом.

Д.Банзаров определен генерал-губернатором Восточной Сибири на должность чиновника особых поручений ГУВС в 1850 г. и произведен в чин коллежского секретаря.

Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855 гг. несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий.

Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске.

III. 1. Слово учителю. Подведение итогов. Вывод. Слайд 8.

И скорее всего, глубокая тоска и  нереализованность своих возможностей как ученого привели Д. Банзарова к ранней смерти.

История рождения и взросления будущего ученого связана с его малой Родиной, с селами Нижний и Верхний Ичётуй. Память о появлении на свет Доржи Банзарова в местечке Шулэг между двумя селами бережно сохраняется его потомками, земляками.

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил не только свои оригиальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил, прежде всего, глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа.

В 1947 году именем Доржи Банзарова был назван Бурятский педагогический институт. В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан - УдэИркутскКяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

2. Рефлексия.

-  В каком году родился Доржи ? (1822)

- Родители решили обучить Доржи какой грамоте? (русской)

- Университет открыл ему новый мир, какой? (мир науки)

- По окончании университета, кем был назначен?  (чиновником особых поручений при губернаторе Восточной Сибири)

- Сколько лет Доржи Банзаров  не был на родине?  (15)

- Назовите роман Ч. Цыдендамбаева о детских годах Д.Б. («Доржи сын Банзара»)

- Ребята, большое спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОСТОЙНЫЙ СЫН БУРЯТСКОГО НАРОДА Долго прожил лишь тот, кто жил, верша добро. Шеридан

Слайд 2

Доржи Банзаров (1822-1855) В 2022 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося сына бурятского народа, первого бурятского ученого, одного из талантливейших востоковедов 19 века, человека с чрезвычайно сложной и интересной судьбой Доржи Банзарова.

Слайд 3

Детство Доржи Доржи Банзаров родился в 1822году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова . Кроме него в семье было еще четыре сына Лочон , Дзундуй , Бадма и Харагшан . Отец его был урядником (офицером) бывшего Ашибагатского полка, исповедал буддийскую веру. Детство Доржи Доржи Банзаров родился в 1822году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова . Кроме него в семье было еще четыре сына Лочон , Дзундуй , Бадма и Харагшан . Отец его был урядником (офицером) бывшего Ашибагатского полка, исповедал буддийскую веру.

Слайд 4

Детство Доржи В 1835 году в числе четырех бурятских мальчиков Доржи Буянтуева , Цокто Чимитова , Гыпыла Будаева , по ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н.Вампилова , Доржи Банзаров был направлен на учебу в Первую Казанскую мужскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии, в которой обучался с 1836 по 1842гг.

Слайд 5

Первое высшее учебноезаведение в России В 1687 году братья Софроний и Иоанникий Лихуды организовали Славяно - греко –латинское училище (позже стало академией) Учёба Доржи Банзарова в Казанском университете Доржи Банзаров в 1842 году поступил на Восточное отделение философского факультета Казанского университета. В Казани установлена мемориальная доска Доржи Банзарову Барельеф первому бурятскому ученому установлен на здании Научной библиотеки Казанского университета

Слайд 6

Первое высшее учебноезаведение в России В 1687 году братья Софроний и Иоанникий Лихуды организовали Славяно - греко –латинское училище (позже стало академией) Петербургский период 18 января 1848 г. после разрешения министерства просвещения Банзаров выехал в Петербург.

Слайд 7

Литература Первым автобиографическим произведением стала повесть «Житие» протопопа Аввакума. Иркутский период В 1850 1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьёве -Амурском.

Слайд 8

Литература Первым автобиографическим произведением стала повесть «Житие» протопопа Аввакума. Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по теме «Культура бурятского народа» для 8-9 классов.

Форма проведения:телевизионная передача «Своя игра»Цель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;2) восп...

Статья о межпредметной связи физика- культура бурятского народа

Мы считаем, что курс физики в общеобразовательных учебных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения. Ведь физика является важнейшей с...

Одежда бурятского народа

Разработка урока о бурятском костюме...

Изучение бурятского языка через приобщение учащихся к традиционной культуре бурятского народа

Статья из сборника материалов НПК "Научное наследие Э.Р. Раднаева и современное бурятоведение"...

Классные часы "Традиции и обычаи бурятского народа"

Сагаалган (Праздник белого месяца)...