"Люблю тебя, мой край родной"
методическая разработка

 Изюмская Елена Вячеславовна

Интегрированный музейный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

     Заочное путешествие  « Люблю тебя, мой край  родной»

(интегрированный музейный урок)

Ход урока: I –Оргмомент (играет мелодия «Белгородчина»)

Вступительное слово учителя:

Родина, Отечество, Отчизна. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию.

Для многих Родина берет начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки  и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место. Где он родился и жил, его постоянно туда тянет, он всё время вспоминает то, что запало в сердце. Потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край. Родной край – это тропа от родительского дома и яблоня под окном, посаженная под окном в день рождения сына. Это зеленеющее всходами пшеницы бескрайнее поле и шумный многолюдный город.

На всей этой земле это место – самое дорогое для человека.    Известный белгородский поэт Игорь Чернухин писал:

Теплынью солнечною дуло
Прорезывалась трава...
Апрельским грохотом и гулом
Нас  - город овевал.
Валился грунт вскрышной в отвалы,
Дробилась взрывами руда...

Стихов здесь только не хватало,
Мы привезли стихи сюда.

Вопрос: О чем это стихотворение?  Какой город воспевает поэт? (Ответы)

Маршрут путешествия: «Губкин – сердцу милый уголок».

Цели урока: Сегодня,  мы постараемся в обзорной форме перелистать страницы летописи нашей «Малой Родины». Путешествовать мы будем с помощью «Машины времени». У нас созданы  две экспедиции, которые будут путешествовать под руководством путеводителей – гидов музея. Это ваши старшие друзья, которые занимаются в историко - краеведческом кружке,  именно  поэтому я прошу их быть моими ассистентами на уроке и вашими экспертами.

Мы просим путеводителей представить  членов своих  экспедиций:

А) архивариус; Б) историк; В) геолог; Г) летописец.

Задачи. Обращаю ваше внимание ребята:

  1. отправляясь в путешествие, мы должны быть внимательными, всегда готовыми помочь товарищам;
  2.  уметь увидеть главное, проанализировать увиденное и услышанное, исследовать его.
  3. и я очень надеюсь, что наше путешествие очень увлечет вас, и вы будете в течение года и в последующем увлеченно изучать краеведение и ёще больше полюбите свой край.

 Учитель: Получите маршрутные листы. Прочитайте, что предлагается вам. (Гиды читают вслух).

1 задание. Прочитайте наизусть известные вам стихотворения о Губкине. ( в случае затруднения используйте выставку книг).

«Творю поклон,

Судьбу благодаря,

За то, что Губкина я – житель!

Моя звезда и мой путеводитель

Воспетая легендами земля».

2 задание.  Назовите известные вам заповедники, расположенные в верховьях Оскольца.  (на помощь вы можете привлечь гида и послушать его рассказ)

  1 гид

У каждого человека есть свой маленький, бесконечно дорогой и любимый уголок родной страны. Для нас этот уголок – город Губкин, который по праву считается горнорудной столицей Черноземья. Узнать историю земли, на которой мы живём, учимся, трудимся интересно и поучительно. Наш город относится к одним из самых молодых городов Белгородской области. В сентябре 2009 года город отмечал свое  70-летие.

Длинной извилистой лентой протянулась с севера на юг Среднерусской возвышенности река Оскол. Правый приток в его верховье – река Осколец, большую часть бассейна которого занимают территории Губкина и Губкинского района.

Разнообразны окрестности верховья реки Оскольца. В верховьях реки берега покрыты вербами да плакучими ивами, на склонах поймы островками разбросаны фруктовые сады, берёзовые рощи, немного осталось прежних девственных степей; только заповедники «Ямская степь» и «Лысые горы» дают представление о ковыльных степях нашего края в далёком прошлом. По склонам оврагов и балок растут лиственные леса, дубравы. Первых поселенцев в древние времена в Приосколье привлекали обилие рек, богатство и разнообразие растительности южных окраин государства Российского.

Учитель: Вы знаете, ребята, что наша «Машина времени» может нас переносить на любые расстояния, в любые временные рамки. Не напрасно  вторая экспедиция называется  «Увлеченные». Вероятно, они  чем-то увлечены и нам хотят поведать о своих увлечениях.

 2й гид Да,  мы  приглашает вас мысленно перенестись на  миллионы лет назад, и расскажем вам об историческом прошлом нашего города.

Археологические находки в селах Лукьяновка,  ИотовкаСалтыковоЗареченкаОсколецМеловоеИстобное свидетельствуют о том, что уже в III – II тысячелетии до нашей эры здесь имелись значительные поселении эпохи бронзы.

В VII-IX веках на этих землях жили славянские племена. С Х века наш край входил в состав могучего государства восточных славян – Киевская Русь. С XII века начался период феодальной раздробленности. Удельные русские князья воевали между собой. Этим пользовались кочевые  племена. Опустошительные набеги совершали половцы. Русские воины героически отражали эти нападения. По нашей земле совершила поход дружина Новгород – северского князя Игоря Святославовича, о чём рассказано в замечательном  произведении «Слово о Полку Игореве».

Нашествие войск татарских ханов в XIII веке разорило наш край. Не ослабло напряжение в этом районе Руси и после свержения татарского ига. Для защиты южных районов России здесь было построено несколько крепостей, а затем в середине XVII века сооружена укреплённая Белгородская черта.

Императрица Екатерина II во время осмотра укреплений южных границ государства Российского «За усердие и преданность» предала в крепостное владение генералу Сабурову целую деревню и прилегающие к ней 3500 десятин пашни. Генерал Сабуров продал её вместе со всеми крестьянами помещику Лукъянову-Камынину, который слыл заядлым игроком в карты. На религиозный праздник Сретение Господне Лукъянов проигрывает соседнему барину Коробкову (с его поместья и начался город Губкин) юго-восточную часть своей деревни. С тех пор она стала называться Сретенкой. При отмене крепостного права по акту от 19 февраля 1861 года особенно остро столкнулись интересы крестьян и помещиков.

Отмена крепостного права способствовала развитию промышленного производства в крае. Земля становится предметом купли-продажи. Торговля землёй ещё больше усилилась, когда стало известно, что в недрах Приосколья таятся огромные запасы полезных ископаемых.

Наиболее ценными полезными ископаемыми, имеющими огромное значение для развития черной металлургии всей Европейской части России, являются величайшие в мире месторождения железных руд Курской магнитной аномалии.

Учитель: пожалуйста, члены экспедиции « Увлеченные » ваш вопрос:

1.Как называлось поместье, с которого начинался г. Губкин?

2.Какие наиболее ценные запасы  полезных ископаемых таились в недрах Приосколья?

Учитель: Ваше право команда «Исследователей» задать свои вопросы:

  1. Могли ли бы вы объяснить  историю возникновения названий улиц села Аверино и почему они и до конца 20 века не  имели официальных названий?

 (3-й гид представляет исследовательскую работу)

Учитель: Обратите, пожалуйста, внимание на этот  загадочный предмет. Я предлагаю вам поиграть в  игру «Аукцион». Продавцом на аукционе я попрошу быть  члена совета музея    (фамилия учащегося), а покупатели- все вы, уважаемые члены экспедиции. Условия игры просты. На аукционе всегда что-то продается, мы предлагаем вам  этот  загадочный предмет, а платить вы будете вместо денег своими знаниями. У кого их окажется больше, тот и будет условным покупателем.

Аукцион (минерал)  Что это  за предмет? Что вам о нем известно?                      (Ксюша  рассказывает о минерале)

Учитель: Да, экспедиция « Исследователи », вы действительно нас увлекли. Но, вероятно, этим ваши увлечения не закончились. У вас есть вопросы к экспедиции  « Увлеченные»? Вы можете их задать?

 Вопросы:

  1. Каковы запасы  таких минералов на планете и какое место занимает  по их запасам наша «малая Родина»?

(Продавец аукциона  рассказывает):

 Курская магнитная аномалия – величайший железорудный бассейн мира. Курская магнитная аномалия – огромная подземная кладовая железа. Она является самой мощной в мире. Ее залежи оцениваются в 200-210 миллиардов тонн, что составляет около 50% железных запасов на планете.

Железные руды КМА представлены 2 типами: богатыми с процентным содержанием чистого железа от 54% до 72%  и бедными – 38%-40%.

 Основная масса  руд КМА относится к железным кварцитам, содержащим от 25% до 45% железа. Рудным минералом является магнетит. Богатые железные руды содержат от 45% до 65% железа. Они возникли путем выветривания железных кварцитов, вымывания растворенного кремнезита.

 Существует несколько гипотез  образования железных кварцитов и богатых железных руд. Железные кварциты  образовались в результате глубокого превращения первичных кремнисто-железных осадков, отлагавшихся на дне докембрийских морей.

Учитель: Спасибо экспедициям за интересный  рассказ, а я предлагаю  вам  «Блиц – опрос».  Вопросы экспедициям  будут задаваться поочередно. Ответить может любой желающий. Готовы?  Итак:

  1. Назовите самый молодой город области.
  2. Чему он обязан своим возникновением?
  3. Когда произошло это событие?
  4. Почему он так называется?
  5. Когда началось широкомасштабное освоение богатств КМА (в50-е)
  6. Когда рабочий поселок был преобразован в город Губкин?

В настоящее время на ЛГОКе работает завод горячебрикетированного железа, технологический процесс которого позволяет перерабатывать железнорудное сырье на качественно новом уровне.

Лебединский ГОК известен не только в Губкине, Белгородской области, но и далеко за пределами России. Сюда приезжает специалисты из Германии …  Но иногда можно увидеть в интернете  пугающие  заголовки «Губкин – город смерти».  Вероятно, так его смеют называть отдельные респонденты из-за экологических проблем, которые являются  первостепенными  для нашего региона. Как мы знаем, сколько людей, столько и мнений. И каждый имеет право отстаивать свою точку зрения.   Попробуем и мы обсудить эту проблему. Я предлагаю вам отправиться на международный форум «Охранять природу - значит охранять жизнь».

Представляем участников форума: пресс-секретарь Изюмская Елена Вячеславовна,   члены делегаций из Германии: ... (называют фамилии учащихся), делегация из Великобритании:  ( учашиеся  7 класса), помогать нам будут переводчики: (называют фамилии  учащихся).

 Я передаю слово пресс-секретарю.

Пресс-секретарь: Good afternoon, dear guests, the members of our conference.  We are glad to see you.  Guten Tag teuere Gäste, die Teilnehmer der Konferenz. Wir sind froh, Sie zu sehen.

Today we are going to speak about our environment and speak about ecological problems.

Der bekannte russische Schriftsteller M. Prischwin sagte: «Die Natur schützen heißt die Heimat schützen».  Sagt bitte, was bedeutet «Die Natur» für euch? 

Kinder 1: Wir haben heute darüber gesprochen, dass unsere Natur in Gefahr ist. Die wichtigsten ökologischen Probleme sind: Luftverschmutzung, Wasserverschmutzung, die Zerstörung des Waldes, saurer Regen, das Ozonloch. Die Städte und Dörfer sind mit Müll verschmutzt. Auch die Wälder sind voller Müll:Joghurtbecher, Coladosen, Alufolie, Papier lassen die Menschen nach einem Picknick liegen.

Сегодня мы говорим о том, что наша природа подвергается опасности. Самыми важными экологическими проблемами являются: Загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение воды, разрушение леса, кислые дожди, озоновая дыра. Города и деревни загрязнились   мусором.  Леса  также полны мусора:   банки  из- под «Колы», алюминиевую фольгу, бумагу  оставляют люди в лесу  после себя.

Kinder 2: Wir müssen uns um die Umwelt kümmern, um die ökologische Katastrophe zu vermeiden. Jeder hat die Möglichkeit, am Naturschutz teilzunehmen.Wir leben in einem Ökosystem. Die Natur ist ein gemeinsames Haus für alle Pflanzen, Tiere und Menschen. Die Folgen der menschlichen Tätigkeit sind bloß für die Umwelt gefährlich, sondern gleichzeitig auch für die Menschen selbst. Um sich vor der ökologischen Katastrophe zu retten, muss man sich um die Umwelt kümmern.

Мы должны заботиться об окружающей среде, чтобы избежать экологической катастрофы. У каждого есть возможность принимать участие в охране природы. Мы живем в эко-системе. Природа - это общий дом для всех растений, животных и людей. Последствия человеческой деятельности опасны не только для окружающей среды, но и  одновременно   для самих людей. Чтобы спастись от   экологической катастрофы, нужно заботиться об окружающей среде.

Пресс-секретарь (немцам) Sagen Sie mir bitte, es ist bekannt, Berlin ist ein wichtiges politisches, indusrielles, wissenschaftliches und kulltureles Zentrum. Alle wichtigen Industriezweige sind hier vertreten. Besonders sind die Elektroindustrie, der Maschinenbau und die chemische Industrie entwickelt.  Welche Industriezweige entwickelt im euer Bezirk?

Очень интересно, но Берлин - это важный политический, индустриальный, научный и культурный центр. Здесь представлены все ведущие промышленные отрасли. Особенно развита электротехническая промышленность, машиностроение и химическая промышленность. А какие промышленные  отрасли  развиты в вашем районе?

 Kinder 3: Das Lebedinsker Kombinat ist ein Gigant der Industrie. Das LGOK produziert das Eisenkonzentrat und auch die Schkatziegel, Blocks, Bausand und andere Baumateriale. Das Kombinat exportiert seine Produktion nach Westsibitien, Tscheljabinsk, Nowolipezk und andere metallurgische Kombinate. Das Kombinat produzierte auch eine Wurst, einen Kase, eine  Milch, eine Cheps, ein Ol, einen Saft. Es hat eigene Geschafte.

 Лебединский комбинат- гигант индустрии. ЛГОК производит железный концентрат, а также силикатный кирпич, блоки, строительный песок и другие строительные материалы.  Комбинат экспортирует свою продукцию в Западную Сибирь, Челябинск, Новолипецк и на другие металлургические комбинаты.  Комбинат производит также колбасу, сыр, молоко, чипсы, масло, соки. Он имеет собственные магазины.

Пресс-секретарь:   Es ist sehr interessant. Danke schon fur ihre Information.  

I would like ask English speaking experts. 

  1. Are the animals hurt?
  2. Are you a  friend of the planet?
  3. Is the problem of ecology important now?
  4. Do you help nature?
  5. Do you water flowers and trees?
  6. Do you take care of wild flowers?
  7. What does the word environment mean?
  8. What does the word Ecology mean?

Пресс-секретарь:   tell me please, how can you see the ecological situation nowadays?

Pupil 1: Water is very important for life on the Earth. There are many rivers ponds and lakes in Belgorod region. In many rivers water is very dirty. The problem of pollution has grown.

Вода очень важна для жизни на Земле. Есть много водоемов рек и озер в Белгородском регионе. Во многих реках вода очень грязна. Проблема загрязнения выросла.

Pupil 2: More and more factories, cars, and trucks send a lot of smoke  into air. This is also very bad, because nowadays it's difficult to breathe in our city.

Все больше фабрик, автомобилей, и грузовиков выбрасывают много дыма в воздух. Это также очень плохо, потому что в настоящее время трудно дышать в  нашем  городе.

Pupil 3: Some people’s activities do a lot of harm to the forests. People cut down trees to build farms homes and roads.

Действия некоторых людей наносят большой вред лесам. Люди вырубают деревья, чтобы построить дома,  фермы и дороги.

Pupil 4: Many animals and plants lose their homes. This is bad for the Earth’s air too. Многие животные и растения  лишаются своих привычных мест обитания. Это также плохо для всей Земли в целом.

 Пресс -секретарь:   tell me please, what is the situation in Belgorod region?

Pupil 1: In Belgorod region there are a lot of people who think about the future of the planet. We have many reservations. They are: Vorskla Forest, Lysye mountains, Yamskaya Steppe. A lot of   animals- hamsters , Hedgehogs: plants-oaks, maples: insects-bats  beetles, butterflies  are written  into the Red Data Book of  Belgorod region. 

В Белгородском регионе есть много людей, которые думают о будущем планеты. У нас есть много заповедников. Это: Лес на Ворскле, Лысые горы, Ямская Степь. Много животных - хомяки, ежи, деревьев:  дубы  , клены, жуки,  летучие мыши,  насекомые, бабочки  занесены в Красную   Книгу Белгородской области.

Pupil 2: The government of our region receives many laws about the protection of environment. People help to keep the country tidy. They clean  pavements, sweep streets, grow and water flowers and trees, feed animals birds, put the rubbish in the rubbish bin. That’s why our city is green,  clean and beautiful.

Правительство нашей области издает много законов о защите окружающей среды. Люди помогают сохранять страну опрятной. Они чистят мостовые, улицы, садят и поливают цветы и деревья, кормят птиц животных, помещают мусор в мусорное ведро. Именно поэтому наш город зеленый,  чистый и красивый.

Пресс -секретарь:   Ok, in conclusion, I would like to discuss what must or mustn’t we  do to help nature?

We must

   we     mustn’t

Cut down the forests

Grow flowers and trees

Put rubbish in a rubbish bin

Pollute the rivers

Kill the animals

Water flowers and trees

Пресс -секретарь:   спасибо участникам конференции за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Классный час "Люблю тебя мой край родной"

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем  то место где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя ро­дина. У одних - это большой город, у других - ма­ленькая дере...

Классный час Люблю тебя мой край родной

Презентация приложение к разработке...