Рабочая программа по элективному курсу литературы «Фольклор Забайкалья»
рабочая программа (7 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

«Фольклор Забайкалья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektiv_kurs_po_liter_7kl.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа по элективному курсу литературы

«Фольклор Забайкалья»

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Фольклор Забайкалья» разработана на основе Федерального Закона об образовании (ст. 32, п. 2), с учетом федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, требований регионального образовательного стандарта Забайкальского края, программы В.С. Левашова «Региональные особенности фольклора Забайкалья».

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ Ушмунской СОШ  ориентирована для работы по курсу «Фольклор Забайкалья». Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, представленный в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.

Во всех альтернативных программах и подготовленных в соответствии с ними учебных пособиях, по которым сегодня работают общеобразовательные школы, значительное место отводится устному народному творчеству: с учетом возрастных особенностей учащихся раскрывается понятие о фольклоре как о древнейшем по происхождению виде словесного искусства, отмечаются его отдельные специфические черты, дается представление о ряде основных жанров русского традиционного фольклора и параллельно - фольклора народов мира, указывается на его роль в становлении и развитии художественной литературы. Все это, бесспорно, способствует формированию у учащихся понимания истоков литературы, осознанию ими фольклора как одной из важнейших частей духовной культуры народа. Русский фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в то же время отличается и своими неповторимыми, присущими только ему отличительными особенностями.

Задачи, отраженные в данной программе решаются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их уровня и общего развития. Чтобы выявить и развить склонности детей, надо дать им возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Эта программа как раз дает расширенный круг вариативных заданий, связанных с творческой деятельностью. В рамках программы применяются активные формы обучения: проблемные задания, поиск и сбор материалов по этнографии, составление своих рассказов, описаний, впечатлений, различные игровые ситуации и т.д. Чтобы занятия были интересными, большую часть уроков проводятся в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников.

Предметом изучения является русский фольклор народов Забайкалья и литературное творчество выдающихся поэтов и писателей края. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс «Фольклор Забайкалья» в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории фольклора, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения народов населяющих Забайкалье, овладения богатейшими выразительными средствами русского и национального литературного языка.

Цель курса: Познакомить учащихся со спецификой фольклора Забайкалья, особенностями отдельных фольклорных жанров.

Задачи:

  • познакомить с творчеством выдающихся забайкальских писателей, поэтов, публицистов, учить анализу фольклорного и литературного произведения;
  • способствовать осмыслению роли забайкальской литературы в формировании мирового культурного наследия.
  • воспитание чувства уважения к обычаям, традициям, культуре и искусству народов Забайкалья; воспитание любви к родному краю, своему народу, своей стране.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами Курс «Фольклор Забайкалья» тесно связан с предметами русский язык, литература, история, окружающий мир, ИЗО. Примеры использования календарей, обрядов, праздников, фольклора, домашнего быта как русского народа так и коренного народа Забайкалья.

Формы текущего и итогового контроля При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: опрос, беседа, сочинение сказки, практическая работа – иллюстрация, театрализация, тест, проверочная работа.

Формы итогового контроля: проект.

Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся).

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном мире

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, иллюстрацию);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа;

– сочинять сказку или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Тематическое планирование по элективному курсу

№ урока

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Мой край родной – Забайкалье.

2

3

Историческая справка. Диалект

4

Подготовка к сочинению «Мой родной уголок»

1

5

Сказка как литературный жанр. Основные темы сказок.

3

6

Сказки волшебные, социальные, бытовые, о животных

7

Художественность как особенность забайкальских сказок. Сказки забайкальских писателей.

8

Викторина «Знатоки сказок»

1

9

Бурятские народные сказки.

1

10

Особенности миросозерцания, верований бурят, нашедшие отражение в содержании сказок. Общие темы в сказках.

1

11

Эвенкийские народные сказки.

1

12

Особенности миросозерцания, верований эвенков и их отражение в сказках.

1

13

Блиц-турнир «Эвенские сказки»

1

14

Русские народные сказки.

1

15

Религиозность как ведущая особенность сказок. Своеобразие сюжета, тематики.

1

16

Сходство и различие русских, бурятских, эвенкийских сказок.

1

17

Подготовка к написания сочинения на тему: « Сходство и различие русских, бурятских, эвенкийских сказок.»

1

18-19

Детский фольклор (загадки, игры, потешки, считалки, дразнилки). Особенности языка.

2

20

Обрядовая поэзия.

1

21

Особенности каждого праздника.

1

22

Жанровое своеобразие обрядовой поэзии (колядки, заклички, песни, хороводы).

1

23

Тест на тему: «Обрядовая поэзия»

1

24

Мифология как система миропонимания.

1

25

Мифология как система миропонимания.

1

26

Мифы древних славян. Земное устройство.

1

27

Мать Земля и отец Небо. Даждьбог. Перун Святой. Огонь Святой. Змей Волос.

1

28

Мир человека между своим и чужим. Лес и леший; Полевик и полудница; Хлеб, Вода и Водяной. Связь бурятских и эвенкийских мифов.

1

29

Сочинение на тему: « Мир человека между своим и чужим»

1

30

Понятие об обрядах и обрядовой поэзии...

1

31

Календарные, семейные обряды. Символика обрядов. Обрядовая поэзия как особая разновидность народного творчества

1

32

Частушки как литературный жанр. Виды частушек. Строение частушек.

1

33

Мир Забайкальских казаков (семья, мать, отец, дети – сын, дочь, дом, одежда). Праздники, песни, обряды.

1

34

Заключительный урок.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи, предисловие и комментарии Л.Е Элиасова. Художники В. Дианов, А. Дианов. – Улан-Удэ: Бурят. кн. из-во, 2010.

2. Эвенкийские героические сказания. (Сост. Мыреева А.Н.)- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 2001г.

3. Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. Запись текстов, перевод и комментарии Г.М. Василевич,-М.-Л.: Наука, 2013.

4. Гэсэр. Бурятский героический эпос. Св. текст Н.Балдано. Подстр. Перевод, предисловие А. Уланова, перевод С. Липкина. – М.: Худ. Лит., 1968.

5. Забайкалье-золотая моя колыбель. Сказки, легенды, были, сказания/Редакторсоставитель Куренная Е.Ф., художник Пинигина С.С. – Новосибирск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...

Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...