Моя педагогическая идея.
статья

Формирование коммуникативной компетенции на основе этнокультурного компонента - основа моей педагогической идеи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лучшая педагогическая практика в рамках Месячника бурятского языка

                    Номинация «Лучшая педагогическая идея»

Краеведение: человек в контексте диалога культуры

Иностранный язык, как учебный, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметная дисциплина, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Знание традиций своего народа имеет множество преимуществ и значимость в нашей жизни. Изучение и понимание традиций своего народа помогает глубже понять историю своей страны и народа; сохранение культурного наследия: знание и понимание традиций помогает сохранить и продолжить культурное наследие своего народа; соединение с предками: изучение традиций и обрядов позволяет установить связь с предками и чувствовать себя частью цепочки поколений; развитие уважения и толерантности: знание традиций других народов помогает развивать уважение к разнообразию и толерантность по отношению к другим культурам. Это способствует межкультурному диалогу и сотрудничеству. Особую важность для меня имеют труды В.С. Библера «Диалог культур», В.В. Сафоновой «О социокультурном подходе к обучению иностранным языкам». В своей практике использую труды наших преподавателей ФИЯ БГПИ (БГУ): Н.В. Языкова «Методические рекомендации по краеведению Бурятии на английском языке», Э.П. Нархинова « Краеведческий материал на занятиях по немецкому языку в ВУЗах и школах Бурятии», С.Р. Шойсоронова «Окружающая среда и экология», Дареева О.А, Богомолова О.И. «Поговорим о Бурятии», А.В.Большакова, И.Д. Трофимова « Der Baikalsee » и выпускников ФИЯ Д. Ж. Мункожапова «Бурятия». Страноведческие тексты на английском языке, С.Ж. Цыбикова «Задания в формате ЕГЭ – 2023 на этнокультурном (бурятском) материале».

Целью моей профессиональной деятельности является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе внедрения этнокультурного компонента в иноязычное образование. Для решения данной цели применяю технологию личностно – ориентированного обучения (И.С. Якиманская), саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко), образовательную технологию мастерских и метода проектов, практику проведения учебных исследований (А.И.Савенков). Считаю, эффективными формами совместной деятельности учителя и ученика – человека в контексте диалога культур являются: групповые занятия с сильными учащимися, интеллектуальные конкурсы, участие в традиционных школьных конкурсах, научно – практические конференции. Работая в средних и старших классах, готовлю учащихся к научно - практическим конференциям по разным направлениям:  английский язык, история Бурятии (краеведение), культурология, экология. Тематика исследований учащихся различна. Объясняется это спецификой нашего образовательного учреждения. В школе обучаются дети со всех районов Республики Бурятия.

«Экологическая этика буддизма» - номинация «Лучшая исследовательская работа» (НПК «Серебряная альфа» 2007 г, Очиров А, 5 кл). В данной работе исследована глобальная экологическая проблема с точки зрения буддизма. «История моей семьи» (НПК «Серебряная альфа» 2018 г Дармаин Аюр, 5 кл, свидетельство). Цель: изучение семейных архивных материалов.  Республиканская НПК «Гэгэтуйская школа – очаг просвещения Джиды» 2011г («Связь поколений в сфере образования» Норбоев Б, 7 кл, I место). Цель работы: духовное, светское образование предков.

Результаты учащихся в НПК «Шаг в будущее» В ходе исследовательской работы «Сопоставительный анализ словосочетаний в бурятском и английском языка» (Самбуева Э, 2007 г, 9кл, I место) применялись следующие приемы: сопоставительный анализ грамматических, лексических структур словосочетаний в бурятском и английском языках, перевод с бурятского на русский.  «Заимствование из английского современным русским» (Майтаева С, 2009г,10 кл, III место). Цель – изучить проблему иноязычной лексики в русском языке.  «История Сартуул – Гэгэтуйского дацана» (Гармаева Ц – Д, 2012 г, 8 кл, II место). Цель: роль буддизма в жизни джидинских бурят. «Особенности ударений в английском и русском языках» (Цыремпилова З, 2013г,10 кл сертификат участника) Цель: раскрыть типологические расхождения обоих языков.  «Мужской костюм семейских и шотландцев» (Шулунова В, 2017г,9 кл, III место). Цель: сходства и различия костюмов. «Адаптация заимствованных слов» (Буданимаева Дарья,2020г, 10 кл, IIместо). Цель: анализ фонетических, графических и лексико – семантических заимствовании слов». «Профессиональный жаргон в нашей жизни» 2021г (Бальжинимаева И, 9 «в» кл, II место). Цель: особенности использования жаргонной лексики людей разных профессий.

«Буддийская мистерия ЦАМ в Бурятии» (I Международный конкурс исследовательских работ школьников «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию» Будажапова Б 2009 г 10 кл, I место). Ее работа является достаточно актуальной, так как мы становимся свидетелями пышного религиозного празднества, о которой пишут и говорят о большой привлекательности, зрелищности,, особом магнетизме театральности, заложенной в основе этого мистериального обряда

 «История и легенды о Белом старце» (Всероссийская НПК «Юность. Наука. Культура – Сибирь» 2015 г, Банзаракцаева Э 10 кл, II место). Автор пришел к выводу, что Белый Старец станет еще одним символом, олицетворяющим самобытную бурятскую культуру в целом.

 «История Сартуул – Гэгэтуйского дацана: история и современность» (Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» 2015 г. Гармаева Ц-Д, 11 кл, лауреат заочного тура). Цель: духовное образование джидинских бурят

Межрайонная Ассамблея родительской общественности «Территория согласия» 2015 г (Защита социального проекта «Внуки по переписке» Дружинина В, 10 кл, III место). Цель: помощь престарелым и инвалидам, защита социально – культурного проекта «Подвиг народа» Дармаин А, 7 кл , I место)

«Образ матери в литературе» (I районная тематическая НПК «Да святится имя Твое …», посвященной Дню Матери. Цыбикова Д, 10 кл, Iместо). Цель: образ матери в произведениях Р. Гамзатова

 «На великое дело – великая помощь» (IV Международная НПК «Буряад – Монгол улас – 100 жэл» 2023г, Доржиева П – С, 11 кл, IIместо). Цель работы -помощь Монголии в победе Великой Отечественной войны.

«Чайная церемония у бурят» 2023г. (IV Международная НПК «Буряад – Монгол улас – 100 жэл» Жапова А, 9 кл, I место).Цель работы – сохранение целебного свойства зеленого чая, способы и секреты его приготовления.

Мои ученики с большим удовольствием принимают и принимали участие в таких конкурсах, как «Святые места моих предков», «Виртуальная экскурсия по Иволгинскому району», «Сагаалган: у живого огня традиций», «Библиотека в моей жизни», «Потомки помнят славную Победу», «Учительство в моей семье», литературный конкурс Санкт  - Петербурского дацана Гунзэчойнэ.  Активные участники конкурса по английскому языку «My native land» (Мой родной край) - конкурс сочинений и презентаций: Норбоев Б, Бомбутова А, Доржиева С, Ранжурова С,Дружинина В, Цырендоржиева А, Гомбоева Д, Шулунова В, Гуршоева Ю, Цыденов В, Чимитов А и др.

Таким образом, расширяется информационное поле у учащихся через различные формы интеграции учебных дисциплин, помогает развивать речевые умения, снимет страх. Учащиеся не должны «потеряться» в поликультурном обществе, им необходимо помнить о своей культурной принадлежности. И все это дает стабильные результаты Всероссийской олимпиады школьников на школьном, муниципальном этапе, хорошее качество знаний при сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Победители и призеры I,II,III региональной заочной олимпиады «Удивительная и загадочная Монголия: Гомбоева Д (2017г); Дармаина А (2019г), Санжицыбикова Д, Балтухаева Ю  (2019г);  Бальжинимаева И (2020г). Всероссийская олимпиада - 2023 «Открытый университет» Цыбикова Д, 10 кл – победитель; Доржиева П - С – призер; Курикалова Д, 10 кл, - участник олимпиады. Призеры олимпиады «Байкальская перспектива -2022, 2023гг.» - Цыбикова Д 9,10 кл; Бадмацыренова И, 10 кл (2023г).

 Привлечение детей к исследовательской деятельности в области краеведения является одним из действенных способов самосовершенствования и самореализации, укрепления связей между поколениями, развития различных видов одаренности детей. Результатами применения исследовательского метода является позитивная динамика познавательных потребностей и исследовательская активность учащихся, а также наличие победителей и призёров конкурсов различных уровней, дипломов, грамот, знаков отличия. Нет детей неталантливых, нет детей неспособных – вот почему необходимо разнообразить виды деятельности на уроке и во внеурочное время. Стараюсь опираться в процессе обучения и воспитания на веру во всеобщую талантливость детей на известный со времен античности девиз «Учись, обучая» и на психологическую парадигму «Успех рождает успех».

                                         Такова моя педагогическая идея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая идея

Эти методические положения были взяты нами за основу при разработке «Системы управления физической подготовкой (Ф.П.)» учащихся, которую мы апробировали в своей  школе...

Моя педагогическая идея

анализ работы учителя...

Моя педагогическая идея

анализ работы учителя...

Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»

Описание  использования ролевых игр в методике обучения школьной географии ....

Педагогическая идея

Раскрываются основные теоретические основы педагогической деятельности....

Республиканский конкурс "Воспитатель года-2015" . "Педагогическая идея"

Педагогическая идея«Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...