Проект сценария "В Байкале вся душа моя!"
проект (5 класс)

Внеклассное занятие рассчитано на учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: показать богатую духовную культуру бурят, воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию Сибири

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stsenariya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сценария внеклассного мероприятия в 5 классе

«В Байкале вся душа моя»

Цели:  показать богатую духовную культуру бурят, рассказать легенду о красавице Ангаре как о важнейшей части этнокультуры, дать некоторые исторические знания об озере  Байкал,  познакомить учащихся с  постановкой балета «Красавица Ангара» на сцене БГАТОиБ, знакомство с Государственным национальным театром «Байкал», расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию Сибири.

Задачи:

Образовательныеспособствовать формированию экологической, духовной культуры подрастающего поколения, позитивного отношения детей к окружающей среде, создать стимул в приобретении дополнительных знаний; ознакомление с поэтическими и музыкальными материалами Республики Бурятия.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовлении коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, к сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, музыкальная колонка. Ватман, цветные карандаши, фломастеры.

Участники: учащиеся 5-х и 9-х классов.

Ход мероприятия:

(Звучит тихая спокойная музыка.

Учитель читает стихи Д. Улзытуева «Ая-Ганга»)

Вы слыхали когда-нибудь

О траве голубой - ая-ганга?

Ее имя, как отзвук

Старинного медного гонга.

У нее суховатые

Колкие стебли,

От нее синеватые

Наши бурятские степи...

                                                                                                                       

                                                                                                                        Есть обычай такой:

Обживая жилище свое,

Скотовод зажигает

У входа в жилище ее.

И пока он сидит,

С гостями беседует,

Ая-ганга курится

Дымом бессмертия...

Дым и горек до слез,

Дым и сладок до слез,

И сегодня я вам

Ая-ганга принес...

                                                                                           По страницам рассыпал я эту траву,

В этом запахе то, чем дышу, чем живу,

Если хочешь, мой друг, привезу я с собой

Много-много пахучей травы голубой...

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы знакомимся с богатством и красотой нашей Бурятии.  Замечательное стихотворение поэта Дондока Улзытуева в переводе Евгения Евтушенко открывает перед нами простор и великолепие бурятской степи, показывает широту человеческой души, заставляет чувствовать любовь и гордость к родному краю, к Тоонто Нютаг.

Почему именно ая-ганга? Трава ая-ганга с древних времён почиталась в бурятском народе как священное растение. Наши предки издавна поклонялись богам и духам – хозяевам местности, при ритуалах преподношении даров богам не обходились без травы ая -ганги. В дацанах ая- ганга входит в состав санзай – порошка для благоуханья. Цветы чабреца можно встретить практически в каждом доме, и это служит оберегом. В своем творчестве Дондок Аюшеевич сравнивает россыпи голубой травы с могучим озером Байкал. Автор приглашает читателя в свой мир, рассказывает об обычаях древних бурят, заставляет погрузиться в спокойную обстановку. Ребята, приглашаем вас совершить поэтическое путешествие в мир Байкала. (Слайд №1)

1 ученик: Каждая речка, каждое село, каждая местность имеют свою историю, свою легенду, придуманную богатой народной фантазией. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и событиях сочетается с элементами фантастики. обычаи и песни, передаются из поколения в поколение. Они отражают мифологическое мышление, верования, моральные нормы и этические ценности народа.

2 ученик: Особое место занимают легенды о великом Байкале. Писатель-краевед Сергеев Марк Давидович писал: «Озеро Байкал... Немало сложено о нём легенд, песен, сказаний. Ведь это озеро самое большое в Европе и Азии. Самое глубокое на Земле. Самое древнее по происхождению. Расположено оно в Восточной Сибири, потому и называют его жемчужиной Сибири».

3 ученик читает стихотворение Ольги Фокиной «Байкал-сокровище Сибири»

(Слайд №  2,3,4,5)
Есть на земле святое место,
Где первозданна красота,
Здесь удивительно, чудесно.
И это – озеро Байкал!

И это гордость всей Сибири!
Что чистотой своей пленит.
Байкал – сокровище России.
Душа с душою говорит.

И нет границ у сил природы,
И в величавости своей
Она хранит за годом годы
Племён, народов колыбель.

Великим чудом всей планеты
Прозвали глубину и ширь.
Кто здесь ни разу в жизни не был,
Тот и не видел всю Сибирь.

Водой прозрачной, бирюзовой
Среди заснеженных хребтов
Гармонию даруют волны
И изобилие лесов…

Байкал – покой. Байкал – стихия!
Им восхищается весь мир.
Прекрасна ты, моя Россия!
Прекрасна, милая Сибирь!

12 августа 2020 г.

Историческая справка: Решение учредить праздник в честь озера принято в 1999 году. С тех пор он отмечается ежегодно. Изначально датой празднования было выбрано четвертое воскресенье августа. Позднее торжества перенесли на второе воскресенье сентября. В 1996 году благодаря богатейшей флоре и фауне Байкал включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этом году отмечается День Байкала -10 сентября 2023 года. В этот день в разных городах России проводятся экологические акции, которые привлекают внимание к проблеме сохранения озера.

    4 ученик: Название озера Байкал производят от якутского бай - "богатый", кель (кёль) - "озеро", т. е. "богатое озеро". Это объяснение подкупает своей близостью к действительности. По новейшим исследованиям лингвистов, название Байкал происходит от тюрко-монгольского слова «байгал», которое имеет значение "большой водоем", "множество воды", "обширный бассейн". Следовательно, Байкал в переводе будет означать "большой водоем". А прибайкальские буряты называют озеро Байгаал-далай - "обширный или большой водоем, как море" (далай).

    Учитель: Величественные тайны озера пытались разгадать многие века народы, живущие у его берегов, это послужило созданию большого цикла сказаний и легенд, как среди бурятского народа, так и среди русских байкальских старожилов.

В своем фольклоре русские старожилы боготворили Священный Байкал, воспевали его с огромным уважением и любовью: «Кто на Байкале не бывал – тот красоты и не видал». В сказаниях Байкал наделялся чудесными свойствами.

(Во время чтения легенды демонстрируются слайды №7-19)

   О Байкале существует красивая легенда, которую в наших краях знает и стар и млад:

     «Давным-давно жил могучий и сильный богатырь по имени Байкал. И было у него 336 сыновей, которых держал он в ежовых рукавицах. Далеко за пределами земли славился Байкал своими богатствами. Суровый отец заставлял сыновей трудиться день и ночь, не покладая рук. Они топили снега и ледники, гнали хрустальную воду в одну большую котловину.

      Был щедр и добр старик только к единственной дочери Ангаре. Красоту ее признавали все вокруг, и многие красоте такой поклонялись. Перелетные птицы боялись садиться на воды Ангары, чтобы не испортить ее роскошные локоны. Они просто пролетали мимо, восхищались и любовались ею.  Ангара же, чувствуя родительскую любовь и опеку, растрачивала собранное богатство на наряды и украшения.
      Однажды услышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Каждый вечер слушала она истории о храбром и сильном богатыре, о его подвигах и славе, которая разнеслась по всему свету. Всем сердцем полюбила его девушка. Узнал об этом отец и разозлился: для своей дочери он уже выбрал в женихи старого Иркута. Стал строже стеречь старик дочь свою: заточил её в Хрустальный дворец на дне подводного царства. Ангара плакала и просила бурханов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть Хрустальный дворец. Вырвалась красавица на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
      От шума проснулся Старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше и дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера и называют ее Шаман-Камнем.

     Долгое время разбушевавшийся старик не мог простить свою дочь. Бросал и бросал он обломки скал в след беглянке, поднимались высокие темные волны, громко кричали чайки, предупреждая об опасности, и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его и потекли они вместе к Студёному морю.

   Всю зиму тосковал отец по своей любимой дочери, не обращал ни на кого внимания, стал он хмурым и грозным, и лютый мороз сковал озеро до самого дна. Но прошло время печали, сердце старика оттаяло и простил он дочь свою».

   Наша легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров.   Вытекает же из озера одна река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: “Разоряет дочка старика Байкала!» 

5 ученик: Прекрасна наша Бурятия! Удивляет и завораживает своей природой. Нас окружают величественные горы, бескрайние луга, прозрачные реки. И славится земля наша талантливыми людьми, воспевающими красоту родного края!

      Учитель: На основе легенды творческой группой Бурятского Государственного Академического театра оперы и балета был поставлен спектакль «Красавица Ангара». Музыку написали композиторы— Лев Книппер, Бау Ямпилов, хореография Михаила Заславского, Игоря Моисеева. Главную роль исполняли ведущие солисты театра- известная балерина Лариса Сахьянова и народный артист РСФСР Пётр Абашеев. Балет удостоен Государственной премией им. М.Глинки.

    Спектакль идёт на нашей сцене уже больше пятидесяти лет и ни разу не выходил из репертуара. (Слайд №20)

      В Прибайкальском районе ежегодно проводится красочное мероприятие «Байкальский танцевальный фестиваль- «Балет на Байкале». Под открытым небом, на фоне Байкала показаны балетные номера классической и современной хореографии.

(ссылка от 12 августа 2023г: https://yandex.ru/video/preview/30514079400992414680

     Огромный вклад в развитие культурной жизни Бурятии также внёс и Государственный национальный театр песни и танца «Байкал». Далеко за пределами республики славится коллектив своим репертуаром.  В творчестве театра представлены песни и танцы бурят и других народов, проживающих в Бурятии, также танцы народов Азии. «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и, в то же время, создавая новые формы и средства художественного выражения.

    Театр демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного эстрадного искусства. Весной 2017 года коллектив театра принимал участие в шоу «Танцуют все!» на телеканале Россия-1, в финале которого занял первое место. 20 июня 2017 года указом главы Республики Бурятии нескольким танцорам театра «Байкал» присвоили звание заслуженных и народных артистов Бурятии.

https://yandex.ru/video/preview/3051407940099241468

   Своей мощной энергетикой объединил Байкал культуру и искусство Бурятии, создал свою неповторимую атмосферу. Раньше буряты говорили: «Единство народа- в танце». Национальный танец ёхор связан с круговым движением, символизирующим вращение Солнца вокруг Земли. Можно сказать, что танец – это поклонение небесному светилу.

  Ребята, я предлагаю вам встать в круг и станцевать этот танец. А помогут нам в этом учащиеся старших классов, они покажут вам несколько простых движений. (Звучит музыка современного ёхора- «Шэнэ ёхор»).

Рефлексия. В конце занятия детям предлагается составить коллаж со словом «Байкал». Написать, нарисовать, оставить свои впечатления, пожелания.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Физкультура, которая лечит душу"

В нашей школе работае локально-экспериментальная площадка "Физкультура, которая лечит душу". О её работе идёт речь в данном проекте....

Музыкально - театрализованное представление к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"

Сценарий итогового мероприятия к проекту "М.П.Мусоргский - душа русской музыки"...

Образовательный проект "Подари тепло своей души"

Создание условий для людей с ОВЗ разной возрастной категории в развитии их творческих способностей....

Социальный проект "В подарок- частичку души"

Проект направлен на добровольческие благотворительные акции по культурному обслуживанию разных слоев населения (дети дошкольного и младшего школьного возраста, ветераны, пенсионеры, инвалиды и т....

Творческий проект "Портрет как зеркало души"

 Не смотря на то, что уже более ста лет фотография успешно справляется с задачей сохранения для потомков портретов наших современников, я считаю, что созданный художником портрет не только...

Проект "Портрет как зеркало души"

Творческий проект прикладного характера. Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания ...