программа по курсу История Бурятии
календарно-тематическое планирование (8, 9 класс)

Двойнишникова Надежда Олеговна

Эта программа была разработана более 15 лет назад, когда школа выделяла часы на изучение истории края. Потом она использовалась для проведения факультативов и подготовки олимпиадников. В свете возобновления интереса к краеведению, появлению новых учебников она требует пересмотра, доработки, изменений. Но может пригодиться как основа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №40

Г. Улан-Удэ

Согласовано:

Заседание МО

____августа 2011 г.

_________________

Утверждаю:

Директор

Черных Г.С.

_______________

Приказ № ____от________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По истории Бурятии

С древнейших времен до начала XXI века

для 8-9 классов средней общеобразовательной школы

Автор: Двойнишникова Н.О.

Учитель истории и обществознания

1 категория

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальный подход  к решению проблем современного образования требует повышенного внимания к национально-региональному компоненту в содержании и структуре школьных предметов. Изучение вопросов истории Бурятии имеет в настоящее время огромное значение в условиях возрастания геополитической роли Бурятии, формирование нового менталитета, возрождения ценностей, сохранения и развития этнических культур. Воспитание полноценной личности невозможно без приобщения школьников к национальным традициям, культуре, без развития самосознания на основе знаний о прошлом своего края, своей семьи. Изучение данного курса позволит учащимся осознать себя в контексте политкультурности, толерантности, национальной принадлежности, как полноценного участника современного культурно-исторического процесса, а также будет способствовать повышению общего образовательного уровня учащихся, расширению их кругозора. Курс позволяет показать историю края как составную часть истории России, но имеющую свои особенности развития и обладающему сложившимися традициями и собственными жизненными устоями.

Рабочая программа составлена на основе:

Программы учебного курса для основной и средней школы «История Бурятии с древнейших времен  до наших дней» . Улан-Удэ. БИПКРО. 2003 г.

Учебно-методический комплект: 

Учебник:

часть I. История Бурятии с древнейших времен до начала XX века. Авторы: Цыбиктаров А.Д., Б.Б. Дашибалов и др.

Часть II. История Бурятии с начала XX  до начала XXI в. Авторы: Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е. и др.

Улан-Удэ. Бэлиг. 2009 г.

Методическое обеспечение:

  1. Бурятия – территория культуры. Справочно-библиографический CD. Выпуск I, III
  2. История Бурятии в вопросах и ответах. В 3-х частях. Улан-Удэ
  3. История Бурятии. Конец XIX в. – 1941 г. часть I. Под ред. С.Д. Намсараева. Улан-Удэ.  ОНЦ «Сибирь» 1993 г.
  4. История и культура бурятского народа. Под ред. Т.М. Михайлова. Улан – Удэ. БЭЛИГ. 1999 г.
  5. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. «Бурятия. История (XVII-XIX вв.) Улан-Удэ. БГУ. 2001 г.
  6. Цыбиктаров А.Д. «Бурятия в древности. История (с древнейших времен  до XVII в.) Улан-Удэ. БГУ. 2001 г.
  7. Цыренова М.Г., Петряева Е.Ю. Дидактические материалы по истории Бурятии (с древнейших времен до XVIII в.): учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета. 2006 г.
  8. Чимитдоржиев Ш.Б. «Кто мы – бурят – монголы?» Улан-Удэ. 1991 г.

Цели курса:

  1. развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае
  2. более глубокое понимание российской и мировой истории
  3. приобщение к истокам национально культуры, формирование национального самосознания, гражданственности патриотизма
  4. обучение и воспитание школьников в поликультурной и многонациональной среде на основе взаимного уважения, межнационального мира и согласия

Учащиеся должны получить знания

  • Об основных чертах развития края;
  • О причинах народных выступлений и реформах, как альтернативном пути развития общества;
  • Должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
  • Приобрести устойчивый интерес и уважение к истории края, как части истории человечества, и культуре народов, населяющих Бурятию;
  • Анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные жизнью; научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающим данным исторической науки;
  • Уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
  • Познакомиться с культурным наследием, через посещение музеев, проведение экскурсий

В результате изучения курса истории Бурятии с древности по 2010 г. включительно ученики могут:

Знать

  • Даты основных событий
  • Термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников
  • Результаты и итоги событий
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей народов, населяющих регион
  • Изученные виды исторических источников
  • Государственную символику Республики

Уметь:

  • Сравнивать исторические явления и события,
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
  • уметь дискутировать

Анализировать:

  • исторический источник
  • самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
  • высказывать собственное суждение

Группировать (классифицировать):

  • исторические события и явления по указанному признаку

Сопоставлять:

  • однотипные процессы региональной и отечественной истории

Сравнивать:

  • оценки исторических событий с данными в учебнике, дополнительной литературе, документах

 Решать следующие жизненно практические задачи:

  • высказывать собственное суждение об историческом наследии народов
  • использовать знания об историческом пути и традициях разных народов в общении с другими людьми, другой культуры, национальности, религиозной принадлежности

В курсе предусмотрены три составляющих:

Традиционная классно-урочная система

Внеурочная система

Самостоятельная исследовательская работа

Различные формы уроков и контроля, способствующие наилучшему усвоению материала

Разнообразные источники информации, в т.ч. уроки в музее и экскурсии

Способствует формированию навыков работы с научной и художественной литературой краеведческого характера, умений грамотно выполнять и оформлять научные работы, общаться с информаторами.

Лекции, семинары, лабораторные работы, тесты, проблемные задания, контрольные работы

Бурятия в древности и в период средневековья ( Музей им. М. Хангалова; археологический музей БНЦ СО РАН)

Гунны (Музей им. М. Хангалова; выезд на Иволгинское городище; экскурсия в г. Кяхта)

Материальная культура и быт бурят и эвенков; (Музей им. М. Хангалова; Этнографический музей)

Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением (Этнографический музей)

По улицам Верхнеудинска (пешая экскурсия;  музей города)

По местам поселения декабристов ( п.Новоселенгинск)

Кяхта – торговые ворота России

Буддийское искусство (Музей им. М. Хангалова)

Иволгинский дацан – центр буддизма в России)

Православные храмы Бурятии – Одигитриевский собор, Посольский мужской монастырь, церковь с. Батурино

Улан-Удэ – столица республики Бурятия (автобусная экскурсия)

Экскурсия ко дню Победы ( памятные места г. Улан-Удэ)

Бурятия в Великой Отечественной войне (Музей им. М. Хангалова)

Район, в котором я живу (Железнодорожный район)

История моей школы (школьный музей)

Археологические памятники … ( время) в республике Бурятия

История Гражданской войны в названиях улиц г. Улан-Удэ

Моя семья в истории Бурятии

Улица, на которой я живу

Мой микрорайон

История моей школы

Интересные места моего города (моей республики, конкретного района)

Цель – открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск интересных сведений о привычной среде. Результатом может стать реферат, либо реализация творческого проекта (проведение экскурсии, классного часа, видеофильм или презентация по избранной теме)

Данная рабочая программа предусматривает на изучение курса истории Бурятии 68 часов – 34 часа (1 час в неделю) в 8 классе и продолжение курса в 9-м  классе - 34 часа (1 час в неделю).

Тематическое планирование

Название раздела, темы ( № п/п )  

Всего часов

Дата по плану

Введение. Бурятия на карте России

2

1-2 нед.

Сент

Раздел 1. Наш край в древности и в период Средневековья (12 часов)

Тема 1. Бурятия в древности

Археология. Основы археологической периодизации, методы исследования. Понятие «этнографической Бурятии»

Палеолит. Мезолит. Бронзовый век. Природная среда, основные археологические памятники, орудия труда, формы хозяйства, мировоззрение.

Хунну. Источники изучения: письменные, археологические. Создание государственности.

6

3-4 нед. Сент.

1-4 нед.

Окт.

Тема 2. Бурятия в эпоху Средневековья

Сяньби. Жужжане. Тюрки. Кидании. Монголы. Археологические памятники. Особенности материальной и духовной культуры.

Буряты: хозяйство, общественный строй, культура.

Присоединение Бурятии к России

5

1 нед нояб.

3-5 нед. Нояб.

1 нед. Дек.

Итоговое обобщение

1

2 нед. Дек.

Раздел 2. Бурятия в период Нового времени (XVII – XIX вв.) (18 часов)

Тема 1. Бурятия в конце XVII-XVIII вв.

Хозяйственное освоение края русским населением, изменение в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления краем.

7

3-4 нед. Дек.

2-4 нед. Янв.

1-2 нед. Февр.

Тема 2. Бурятия в первой половине XIX в.

Административно- территориальные преобразования. Декабристы в Бурятии. Рост городов.

4

3-4 нед. Февр.

 1-2 нед. март

Тема 3. Бурятия во второй половине XIX в.

Экономика. Общественно-политическая мысль

3

3 нед. Март

1-2 нед. Апр.

Тема 4. Культура Бурятии в Новое время.

Традиционные культуры народов Бурятии. Система образования

4

3-4 нед. Апр.

1-2 нед. мая

Итоговое обобщение

2

3-4 нед. мая

Раздел 3. Бурятия в период Новейшего времени (34 часа)

Тема 1. Бурятия в начале XX в.

Национальное движение. Революция 1905-1907 гг. народное хозяйство в Первую мировую войну. Февральская революция 1917 г.

4

1-2-3-4 нед. Сент.

Тема 2. Бурятия в период становления советского государства (1918-1923 гг.)

Октябрьская революция. Гражданская война. Образование дальневосточной республики. Образование Бурят-Монгольской АССР.

6

1-2-3-4- нед окт.

1, 3 нед. Нояб.

Тема 3. Бурятия в 20-30-е гг.

НЭП. Коллективизация. Индустриализация. Политические репрессии. Культура.

6

4 нед. Нояб.

1-2-3-4 нед. Дек.

2 нед. Янв.

Тема 4. Бурятия в годы Великой Отечественной войны

Экономика. Земляки на фронтах войны. Тыл в годы войны.

5

3-4 нед. Янв.

1-2-3 нед. Февр.

Тема 5. Бурятия в послевоенные годы (1946-1984 гг.)

Развитие сельского хозяйства. Строительство БАМа. Байкал: проблемы экологической защиты. Общественно-политическая мысль. Культура, образование, наука. Профессиональное искусство.

6

4 нед. Февр.

1-2-3 нед. Март

1 нед. Апр.

Тема 6. Процесс перестройки в Бурятии

Активизация политической жизни. Местные и республиканские органы власти

3

2-3-4 нед. Апр.

Тема 7. Бурятия на современном этапе.

Особенности экономического, политического и культурного развития края.

3

1-2-3 нед. мая

Итоговое обобщение

1

4 нед. мая

Тема урока

Кол-

во

час

ов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

       Измерители

Деятельность учащихся

Методи

ческое

обеспе

чение

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1.

Край мой – солнечная Бурятия

1

Воображаемая экскурсия

Географические данные о Бурятии: местоположение, климат, население, промышленность и сельское хозяйство, административно-территориальное деление, политическое устройство. Достопримечательности районов Бурятии.

знать географические данные о Бурятии: местоположение, климат, население, промышленность и сельское хозяйство, административно-территориальное деление, политическое устройство

Ведение записей, составление конспекта

презентация

Сообщения о гербе, флаге гимне Верхнеудинска – Улан-Удэ.

2.

Нам есть чем гордиться…

1

Вводная лекция с элементами беседы

Государственные символы Республики Бурятия.

Флаг:29.10. 92 г., значения цветов, значение соембо. Герб: 20.04.95 г., описание: круг трехцветный, соембо, горы, волны, хадак, геральдический щит. Гимн: 20.04.95 г. , автор слов Д. Жалсараев,   музыки А. Андреев, текст. Порядок официального исполнения.

Знать символику республики Бурятия, давать её описание; знать текст гимна

Беседа, рисунки, зачет по тексту гимна

Беседа, работа с изображениями герба и флага. Прослушивание звукозаписи. Работа с записями в тетради

Изображения герба и флага Республики Бурятия, звукозапись гимна.

Выучить текст гимна

РАЗДЕЛ I. БУРЯТИЯ В ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (6 часов)

3 -5.

Первобытно-общинный строй на территории Бурятии

3

Учебная лекция

практикум

Изучение истории Бурятии (этапы и имена ученых)

Антропология. Археология. Этнография. Лингвистика. Начало археологического изучения края. Становление археологической науки Бурятии. Период углубленного изучения края. Миллер. Окладников.

Периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый и железный века. Природно-климатические условия и особенности образа жизни в каждый период. Формирование кочевой культуры. Археологические памятники на территории Бурятии: Варварина гора, Санный мыс, Мальта и Буреть, Фофановский могильник, Ильмова падь.

Стоянки закрытого и открытого типа, могильники, присваивающее и производящее хозяйство, херексуры, плиточные могилы, оленные камни.

Знать периодизацию древней истории, этапы её изучения в крае; особенности каждого периода древней истории и археологические памятники этих периодов на территории Бурятии; уметь составлять таблицу

Составление таблицы

Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы, работа с карточками

Изображения археологических находок на территории Бурятии

учебник

Глава I.

§ 1-4

6.

Эпоха раннего железа и раннеклассовые государственные образования на территории Бурятии

1

Учебная лекция с элементами практической работы

Эпоха раннего железа, предпосылки и образование государств.

Знать предпосылки образования ранних государств, уметь устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку по содержанию схемы

Составление схемы, её защита

Умение логически выстраивать материал урока в виде схемы

.Карта,

схема

7.

Хунну на территории Бурятии

1

Экскурсия в музей истории Бурятии

Археологические памятники гуннской культуры на территории Бурятии:

Знать занятия и образ жизни гуннов, памятники этой культуры на территории Бурятии

Ведение конспекта, составление рабочей карты

Умение выделять главное в материалах видеофильма, работать с экспозицией музея

Подготовка наглядного материала по экспозиции музея

8.

1

Лекция с элементами практической работы

Происхождение и ранняя история хунну. Занятия и образ жизни хунну. Государственное устройство. Шаньюй. Великое переселение народов. Археологические памятники гуннской культуры на территории Бурятии: Ильмова падь, Нижне - Иволгинское городище, «шахтовые могилы», «двойная камера».

Знать занятия и образ жизни хунну, памятники гуннской культуры на территории Бурятии;

Объяснять причины образования государства.

Ведение конспекта, представление наглядных материалов, работа с заданиями

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, представление сообщений, работа с дополнительными материалами

Учебник часть I.

Глава II.

§ 5

карта

9.

Урок контроля и учета знаний

1

Контрольная работа

РАЗДЕЛ II. БУРЯТИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (5 часов)

10.

Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии

1

Государственные образования и племенные союзы на территории Бурятии после хунну. Курыканский племенной союз, образ жизни и археологические памятники. Байырку, образ жизни и археологические памятники. Тюркский каганат. Сычин. Байырку. Сылиф, великий Иркин. Сяньби, жужании, кидании, Уйгурский каганат.

Сравнивать образ жизни гуннов, курыкан и байегу, находить общее и особенное.

На основе дополнительной литературы подготовить сообщения по теме урока.

Ведение конспекта, подготовка и представление сообщений

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, представление сообщений, работа с дополнительными материалами

Учебник часть I.

Глава II.

§ 1

карта

Сообщения, сообщения к следующему уроку

11.

Территория Бурятии во времена монгольских завоеваний. Происхождение бурятского народа

1

комбинированный

Страна Баргуджин-Токум. Чингисхан. «Сокровенное сказание о монголах». Первое упоминание о бурятах. Происхождение этнонима «бурят». Взгляды Окладникова, Румянцева и Егунова на роль курыкан в этногенезе бурят и эвенков.

Знать разные точки зрения на происхождение бурятского народа;

Высказывать доводы в пользу каждой точки зрения; сравнивать версии о происхождении термина «бурят» и высказывать собственное мнение

Подготовка и представление сообщений, работа с терминами, ведение конспекта

Представление сообщений, выделение главного в изложении учителя,  ведение записей, высказывание собственной точки зрения

учебникГлава II.

§ 2,4

карта

сообщения к следующему уроку, пересказ бурятской народной сказки, подборка пословиц и поговорок

12.

Занятия и образ жизни населения Бурятии в XIII-XVII вв.

1

комбинированный

Хозяйство, общественный строй, культура народов Бурятии в период средневековья.

Образование державы Чингисхана. Последствия войн этого периода для нашего региона. Бурятия накануне присоединения к России: хозяйство, образ жизни, занятия населения, общественный строй.

Знать особенности общественного строя и образа жизни населения Бурятии в этот период; сравнивать с более ранним и современным периодами.

Подготовка и представление сообщений, задания с развернутым ответом

Представление сообщений, выделение главного в изложении учителя, ведение записей

учебникГлава II.

§ 3

 

Посетить музей истории, собрать материал к следующему уроку

13-14.

Культура населения Бурятии в XIII-XVII вв.

2

Экскурсия в музей истории им. Хангалова

Комбинированный на основе сообщений учащихся

Экспозиция музея истории Бурятии им. М. Хангалова.

Религиозные верования бурят до проникновения в край буддизма. Особенности шаманизма. Образ жизни и занятия бурят. Образ жизни и занятия эвенков. Образ настоящего человека. Военное дело.

Знать особенности культурного развития населения Бурятии в этот период; сравнивать особенности быта населения Бурятии, делать выводы о причинах различий

Подготовка и представление сообщений, задания с развернутым ответом

Представление сообщений, выделение главного и интересного, ведение записей, ответы на вопросы

учебникГлава II.

§ 3

Справочно-библиографический CD. Выпуск I

РАЗДЕЛ III. БУРЯТИЯ В XVII – XVIII ВВ.  (7 часов)

15 - 16.

Присоединение Бурятии к России

2

Учебная лекция с постановкой проблемного задания

Бурятия накануне присоединения к России. Этнический состав населения. Причины освоения Сибири русскими казаками. Первые походы казаков. Основание острогов. Первые сведения о бурятах. Присоединение Забайкалья. Первые остроги на территории Забайкалья и их роль в освоении края. Значение присоединения. Оценка характера присоединения Бурятии к России.

1580(?) – поход Ермака в Сибирь

1609- первые сообщения о «братах»

1654(?)- присоединение Прибайкалья

1646- первый в Забайкалье Ангарский острог

1648 – Баргузинский

1666- (Верхне)Удинский

1689- Нерчинский договор

1727 – Буринский договор

Знать причины и этапы освоения края, даты основания важнейших острогов;

Делать выводы о характере присоединения, значения присоединения с разных точек зрения

Ведение записей в тетради, решение проблемного задания, работа с картой

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, решение проблемного задания

Учебник

Глава III.

§ 1

карта

17 - 18.

Бурятия в конце XVII в. – XVIII в.

2

Изучение нового с элементами беседы

Социально-экономическое развитие Бурятии в составе России ( XVII-XVIII вв.)

Управление краем и его особенности. Сибирский приказ. Ясачная политика. Изменения в составе населения. Поход хори-бурят к царю Петру. Нерчинский, Буринский договоры. Зарождение промышленности и торговли. Причины медленного развития промышленности и торговли. Основание и роль Троицкосавска (Кяхты) в жизни края.

Знать особенности развития края в названный период; сравнивать социально экономическое развитие до и после присоединения к России.

Ведение записей, участие в беседе

Выделение главного в изложении учителя, ведение конспекта, участие в беседе

учебник

Глава III.

§ 2-3

19 - 20

Социальные отношения населения Бурятии в

 XVII – XVIII вв.

2

комбинированный

Основные занятия населения. Организация управления краем.

Особенности сельского хозяйства в крае (отсутствие крепостного права, русские – земледелие, буряты – скотоводство). Сибирь – государева вотчина. Социальный состав населения. Русское население: государевы пашенные крестьяне, монастырские крестьяне, горнозаводские крестьяне, казаки. Образование Забайкальского казачьего войска (1760- тунгусский полк, 1764 – бурятский полк). Инородцы. Народные выступления в крае. Освоение края «семейскими». Изменение хозяйственного уклада под взаимовлиянием культур. Сибирь – внутренняя колония.

Знать как изменился социальный состав и быт населения в указанный период; сравнивать процессы, происходившие в крае с процессами в центральных регионах России, делать выводы; составлять схему «Социальный состав населения края и их занятия»

Составление схемы, ведение записей

Выделение главного в изложении учителя, составление схемы, участие в беседе

учебник

Глава III..

§ 3-4

Сообщение к следующему уроку  о М.М. Сперанском

21.

Урок контроля и учета знаний

1

Контрольная работа

РАЗДЕЛ IV. БУРЯТИЯ В XIX В.  (11 часов)

22.

Состояние управления краем  в конце XVIII – начале XIX вв. Реформа М.М. Сперанского.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Особенности жизни в Забайкалье. Состояние управления краем: Александр I, Пестель, Трескин. Личность М.М. Сперанского. Причины ревизии  М.М. Сперанского и её последствия. Губернская реформа и «Устав об управлении инородцами» 1822 г. Родовая управа, инородческая управа, Степная дума. Значение реформ.

Знать причины и содержание реформы М.М. Сперанского; сравнивать управление краем до и после реформы; давать ей самостоятельную оценку

Задания с развернутым ответом

Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта,  участие в обсуждении

учебник

Глава IV.

§ 1

Сообщения по следующей теме

23- 24.

Политическая ссылка в крае. Декабристы в Забайкалье

2

комбинированный

Сибирь как место ссылки. События 14 декабря 1825 г. Декабристы в Бурятии: Верхнеудинск – Муравьев и Андреевич, Тунка – Толстой и Люблинский, Баргузин – братья Кюхельбекеры, Кабанск - Глебов, Батурино - Шимков, Селенгинск – Торсон и братья Бестужевы, Турунтаево - Оболенский, Подлопатки – братья Борисовы. Роль декабристов в развитии края.

Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Декабристы в Забайкалье»»

Подготовка и представление сообщений, составление таблицы

Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе

учебник

Глава IV.

§ 4

25.

Верхнеудинск  и Кяхта в XVIII – начале XX века.

1

Воображаемая экскурсия

Причины основания города. Этапы существования: Архитектурный план города: главные улицы и постройки, достопримечательности. Герб города.

Знать основные этапы развития города, его достопримечательности, знать символику города

Подготовка и представление сообщений, участие в беседе

Беседа, работа с изображениями герба и флага. Работа с презентацией. Работа с записями в тетради

Медиа-ресурсы, презентация, изображения флага, герба города, текст гимна

26-27.

Бурятия в пореформенный период (2-я половина XIX в.)

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Эпоха великих реформ и их влияние на развитие края. Развитие промышленности: золотодобыча, , качественный состав предприятий промышленности в середине и конце XIX в. Особенности развития сельского хозяйства в Прибайкалье и Забайкалье. Народные выступления.

Знать как эпоха Великих реформ отразилась на жизни края; сравнивать экономическое развитие в начале и конце XIX в.;

Работа со статистическими данными, задания с развернутым ответом

Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта,  участие в обсуждении

учебник

часть I.

Глава IV.

§ 2-3

 Статистические данные

28

Бурятия в конце XIX – начале XX вв.

1

комбинированный

Сибирь – внутренняя колония. Строительство железной дороги и её роль в развитии края. Рабочее движение. Особенности торговли в крае. Сельское хозяйство. Национально-освободительное движение: «Закон о поземельном устройстве крестьян и инородцев», «Реформа управления»

Знать особенности экономического развития края в начале XX в.; сравнивать экономическое развитие и управление краем после реформ Сперанского и в нале XX в.

Задания с развернутым ответом

Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта,  участие в обсуждении

учебник

Глава V.

§ 1-2

Культура Бурятии в Новое время (4 часа)

29-30.

Развитие просвещения и культуры в XVIII – начале XIX вв.

2

 Изучение нового материала на основе сообщений учащихся

Состояние культуры Бурятии к XVIII в. Проникновение буддизма, строительство дацанов, их роль в жизни края. 1741 – Цугольский дацан.  Взаимовлияние культуры бурят и русских. Образование в крае. Выдающиеся деятели просвещения и культуры: Д. Банзаров, Е.И. Сычевский, Г. Гомбоев, Ф.Д. Хуриганов, А.В. Игумнов, Д.П. Давыдов, Г.А. Кельберг, Я.В. Болдонов, В.Г. Паршин, А.И. Орлов.

Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Деятели культуры»

Подготовка и представление сообщений, составление таблицы

Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе

учебник

Глава IV.

§ 5

Сообщения по следующей теме

Справочно-библиографический CD. Выпуск I

31 - 32

Развитие просвещения и культуры во второй половине XIX – начале XX вв.

2

Изучение нового материала на основе сообщений учащихся

Развитие образования в начале XIX в. и  начале XX в. Наиболее известные личности: М.И. Богданов,  Ц. Жамцарано, А. Доржиев, Б. Барадин, Г. Цыбиков, Б.Д. Очиров, Э. Ринчино, М. Хангалов Периодическая печать. Наука, литература, искусство, религия.

Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Деятели культуры»; сравнивать развитие культуры в начале XIX в. и  начале XX. в.

Подготовка и представление сообщений, составление таблицы

Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе

учебник

Глава V

§ 4, 6

33-34.

Край, в котором мы живем

1

Урок повторения и обобщения материала курса

Бурятия в период Новейшего времени (34 часа)

Тема 1. Бурятия в начале XX в. (4 часа)

1

Бурятия в начале XX вв.

комбинированный

Сибирь – внутренняя колония. Строительство железной дороги и её роль в развитии края. Рабочее движение. Особенности торговли в крае. Сельское хозяйство: влияние строительства железной дороги и реформ  П.А. Столыпина. Национально-освободительное движение: «Закон о поземельном устройстве крестьян и инородцев», «Реформа управления»

Знать особенности экономического развития края в начале XX в.; сравнивать экономическое развитие и управление краем после реформ Сперанского и в нале XX в.

Задания с развернутым ответом

Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта,  участие в обсуждении

учебник

часть I.

Глава V

§ 1-2

2-3

Бурятия в период первой русской революции (1905-1907 гг.)

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Причины революционных событий в России и Бурятии. События: забастовки, демонстрации, съезды, «Читинская республика», карательные экспедиции, расстрелы рабочих. Общественные движения в Бурятии. Аграрное движение, национальное движение, появление политических групп: «стародумцы», «партия прогрессивных бурят», «национал-либералы», «обрусители». 1906 – первая партия  «Буряад зоной туг» («Знамя бурятского народа»)

И.В. Бабушкин, Шульц, Гордеев, Гольдсобель, Милютинский, Медведников, Ц Ранжуров.

Знать основные события первой  русской революции в Бурятии; систематизировать исторический материал в таблицу

Составление таблицы

Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы,  

учебник

часть I.

Глава V

§ 3-5

 Сообщения о деятелях революционного движения в Бурятии

Сообщения к следующему уроку

4

Февральская буржуазно-демократическая революция  в Бурятии.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Влияние Первой Мировой войны на экономику и социальные настроения в Бурятии. Причины событий Февраля 1917 г. в России и отношение к ним в Бурятии. Общественно-политическое развитие после Февральской революции, создание новых органов власти: Верхнеудинский Совет, Комитеты общественных организаций. Серов, Буйко. Особенности Советов в Бурятии. Апрель 1917- первый общебурятский съезд.

Знать основные события периода; систематизировать исторический материал в таблицу

Составление таблицы

Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы  

учебник

часть I.

Глава VI

§ 1-2

Раздел V. БУРЯТИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД  (1918 г. - 1990 г.)  (23  часа)

Тема 2. Бурятия в период становления Советского государства (6 часов)

5

Октябрьская революция в судьбах народов Бурятии

1

комбинированный

Причины октябрьских событий 1917 г. в России. Отношение к ним в Бурятии. Съезды и их решения. Деятельность Бурнацкома.

Знать изменения, произошедшие в крае после Октябрьской революции, давать им оценку

Словарная работа, ведение конспекта

Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта

Часть II.  

Глава I

§ 1-2

6-7

Бурятия в годы Гражданской войны

2

Учебная лекция с постановкой проблемного задания

Формирование лагеря противников Советской власти, их задачи. «Первое испытание» для Советской власти в Сибири. С. Лазо, атаман Семенов, есаул Надзоров, отряды Третьякова и Ранжурова. «Второе испытание для Советской власти». Чехословацкий корпус, адмирал Колчак. Роль Бурнацкома. Партизанское движение: Н. Каландаришвили,  П. Смолин. Трагедия Красных казарм в Кяхте. Освобождение Верхнеудинска. Образование ДВР. Причины поражения Белого движения.

Знать причины и этапы гражданской войны в крае, даты основных событий;

Делать выводы о причинах войны, значении победы сторонников большевиков с разных точек зрения

Ведение записей в тетради, составление таблицы, решение проблемного задания

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, составление таблицы, решение проблемного задания

Часть II.  

Глава II

§ 3-4

8-9

Образование Бурят -Монгольской Автономной Советской Союзной Республики.

2

комбинированный

Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование БМАССР, значение этого события. Последствия Гражданской войны для социально-политического и экономического развития  региона.

Знать причины образования БМАССР и значение этого события для народов Бурятии; сравнивать социально-политическое и экономическое состояние края в начале XX  в. и в начале 20-х гг. XX в.

Задания с кратким ответом

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей

Часть II.  

Глава II

§ 1-2

10

Урок контроля и учета знаний

1

Тема 3. Бурятия в 20-30-е гг. XX в. (6 часов)

11

НЭП в Бурятии

1

Восстановление  и развитие народного хозяйства. Особенности НЭПа в Бурятии.

Знать последствия Гражданской войны для региона и результаты НЭП, сравнивать социально-политическое и экономическое состояние края

12

-

14

Индустриализация и коллективизация в Бурятии

3

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Сущность и цели индустриализации. Начало индустриализации в БМАССР. Строительство крупной промышленности. Формирование промышленных кадров. Итоги индустриализации в Бурятии.

Политика коллективизации сельского хозяйства. Начало проведения коллективизации в Бурятии. Раскулачивание. Создание колхозов. Политика оседания кочевых и полукочевых хозяйств. Особенности коллективизации в условиях БМАССР. итоги коллективизации

Знать причины и результаты индустриализации и коллективизации в крае. Давать оценку данным событиям.

Задания с развернутым ответом, беседа

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, участие в беседе

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава IV

§ 1-2

Глава V

§ 1-2

15.

Политические репрессии в истории края

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Формирование национальной интеллигенции Бурятии. Основные требования программы национального освобождения и духовно-культурного возрождения народа. Обвинение в буржуазном национализме, панмонголизме. Общественно-политическая обстановка в крае в 1930-х гг. политика репрессий. Первая волна репрессий в начале 30-х гг. характер репрессий 1937-1938 гг. Разделение БМАССР в 1937 г. последствия репрессий. Утверждение командно-административной системы.

Знать причины и последствия утверждения АКС для жизни людей и региона.

Задания с развернутым ответом, беседа

Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, участие в беседе

16

Развитие культуры Бурятии в 20-е – 30-е годы XX в.

1

Учебная лекция с постановкой проблемного задания

Дискуссии о национально-культурном развитии бурят. Кампания по ликвидации неграмотности взрослого населения. Создание системы школьного образования. Возникновение научных учреждений. Культурно-просветительская работа. Антирелигиозная пропаганда.

Изменение уклада и образа жизни населения в 30-е  гг.  XX в. Развитие образования и системы научных знаний. Появление  высших учебных заведений. Образование и культура в 30-е гг.  XX в.  .

Знать достижения и негативные моменты развития культуры в 20-е – 30-е гг. XX  в.; сравнивать и делать выводы о результатах культурной революции в Бурятии

Составление таблицы, решение проблемного задания

Выделение главного в изложении учителя, составление таблицы «Свет» и «тени» «культурной революции», решение проблемного задания

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава VI

§ 1-2

Справочно-библиографический CD. Выпуск II

Тема 4. Бурятия в годы Великой Отечественной Войны ( 5 часов)

17-

18

Экономика Бурятии в годы Великой Отечественной войны

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Бурятия накануне ВОВ. Общественно-политическая обстановка в годы ВОВ. Мобилизация населения. Перестройка промышленности на военный лад. Сельское хозяйство в годы ВОВ. Всенародная помощь фронту. Культура и образование в годы ВОВ.

Знать, каков вклад населения Бурятии в победу над врагом в годы ВОВ

Ведение конспекта, беседа

Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава VII

§ 1-3

Сообщения по теме следующего урока

19 - 20

Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны

2

Изучение нового материала на основе сообщений учащихся

Имена наиболее прославленных воинов из Бурятии, их подвиги: Тулаев, Борсоев, Сенчихин, Орешков, Баннов,  Вакарин, Асеев, Балдынов и др. Каким образом увековечены имена героев. Памятники ВОВ на территории Бурятии и Улан-Удэ.

Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся. Знать имена прославленных воинов из Бурятии, составлять таблицу «Герои и их подвиги»

Подготовка и представление сообщений, составление таблицы

Представление сообщений, заполнение таблицы, беседа

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава VII

§ 4

Портреты, презентация,

Справочно-библиографический CD. Выпуск II

21

Урок контроля и учета знаний

1

Тема 5. Бурятия в послевоенные годы (1946-1984 гг.) (6 часов)

22-

23

Бурятия после войны (1946 – 1960 гг.)

2

комбинированный

Восстановление промышленности и сельского хозяйства  после ВОВ. Последствия ВОВ для региона. Послевоенные пятилетки и их результаты. Общественно-политическая обстановка Развитие промышленности и сельского хозяйства в конце 50-х гг. XX в. Реформа 1957 г. Освоение целины. Переименование республики.

Знать последствия ВОВ для региона, результаты послевоенного восстановления промышленности и сельского хозяйства. Сравнивать довоенное и послевоенное  социально-экономическое положение в республике

Задания с кратким ответом, беседа

Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава VIII

§ 1 - 4

24-

25

Бурятия в 60-е – 80-е гг. XX в.

2

Учебная лекция с постановкой проблемного задания

Общественно-политическая обстановка в республике. Промышленность. Сельское хозяйство. Застойные явления в экономике. Строительство БАМа. Социальное развитие. Причины начала «перестройки»: замысел, этапы.

Знать особенности социально-экономического развития края в этот период; объяснять причины начала «перестройки»

Беседа, решение проблемного задания, ведение конспекта

Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа, решение проблемного задания

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава IX

§ 1 - 4

26-27

Культура Бурятии в 1946-1984 гг.

2

Изучение нового материала на основе сообщений учащихся

Изменения в повседневной жизни. Просвещение, образование, культура, наука и профессиональное искусство в этот период. Образование: среднее, специальное, высшее. Положение с бурятским языком. Литература: И. Калашников,  М. Жигжитов, Р. Белоглазова. Театры. Л. Сахьянова, П. Абашеев, К. Базарсадаев, Л. Линховоин. Музеи. Библиотеки. Здравоохранение.  

Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся. Знать имена прославленных деятелей культуры Бурятии, составлять таблицу

Подготовка и представление сообщений, составление таблицы

Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава X

§ 1 – 2

Презентация, портреты

Справочно-библиографический CD. Выпуск II

Тема 6. Процесс перестройки в Бурятии (3 часа)

28-30

Бурятия в 1985  -1990-е годы XX в.

3

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Общественно-политическая обстановка в годы перестройки. Социальное развитие. Политика ускорения, перестройки, гласности. Декларация о государственном суверенитете БАССР. Экономика Бурятии. Активизация общественного движения. Федеративный договор. Переименование республики. Конституция РБ. Местные и республиканские органы власти. Экономическая и социально-политическая сфера республики в конце 90-х годов.

Знать особенности социально-экономического и политического развития края в этот период;

 Делать выводы о последствиях изменений для жизни в республике

Задания с кратким ответом

Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа,

Часть II.  1917 – 1998 гг.

Глава XI

§ 1 - 4

Сообщения к следующему уроку

РАЗДЕЛ VI. БУРЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (3часа)

31-

32

Бурятия современная (начало XXI в.)

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Восстановление производственной базы республики. Проблемы развития. Национально-государственное устройство. Планы на дальнейшее развитие региона.

Знать особенности социально-экономического и политического развития края в этот период;

Давать оценку изменениям

Беседа, задания с кратким ответом

Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа,

Сообщения к следующему уроку, презентации

33

Культура Бурятии на современном этапе

1

На основе сообщений учащихся

Образование. Учреждения культуры. Здравоохранение. Достопримечательности современной Бурятии.

Испытывать чувство гордости за свой край, понимание уникальности природно-климатических и культурно-исторических особенностей региона

Подготовка и представление сообщений, беседа, составление конспекта

Представление сообщений, выделение главного и интересного, ведение конспекта, участие в беседе

34

Итоговое обобщение

1



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Программа интегрированного курса "Моя Бурятия"

« … Для того, чтобы беззаветно любить свою Родину, надо знать, за что ее любить. Надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и з...

Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс

Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...

Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс

Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии"

Программа построена на родожанровом принципе, реализуется  «диалог культур», предусматри­вается межпредметная связь и краеведение....