программа по курсу История Бурятии
календарно-тематическое планирование (8, 9 класс)
Эта программа была разработана более 15 лет назад, когда школа выделяла часы на изучение истории края. Потом она использовалась для проведения факультативов и подготовки олимпиадников. В свете возобновления интереса к краеведению, появлению новых учебников она требует пересмотра, доработки, изменений. Но может пригодиться как основа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 231.5 КБ | |
| 619.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №40
Г. Улан-Удэ
Согласовано: Заседание МО ____августа 2011 г. _________________ | Утверждаю: Директор Черных Г.С. _______________ Приказ № ____от________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории Бурятии
С древнейших времен до начала XXI века
для 8-9 классов средней общеобразовательной школы
Автор: Двойнишникова Н.О.
Учитель истории и обществознания
1 категория
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концептуальный подход к решению проблем современного образования требует повышенного внимания к национально-региональному компоненту в содержании и структуре школьных предметов. Изучение вопросов истории Бурятии имеет в настоящее время огромное значение в условиях возрастания геополитической роли Бурятии, формирование нового менталитета, возрождения ценностей, сохранения и развития этнических культур. Воспитание полноценной личности невозможно без приобщения школьников к национальным традициям, культуре, без развития самосознания на основе знаний о прошлом своего края, своей семьи. Изучение данного курса позволит учащимся осознать себя в контексте политкультурности, толерантности, национальной принадлежности, как полноценного участника современного культурно-исторического процесса, а также будет способствовать повышению общего образовательного уровня учащихся, расширению их кругозора. Курс позволяет показать историю края как составную часть истории России, но имеющую свои особенности развития и обладающему сложившимися традициями и собственными жизненными устоями.
Рабочая программа составлена на основе:
Программы учебного курса для основной и средней школы «История Бурятии с древнейших времен до наших дней» . Улан-Удэ. БИПКРО. 2003 г.
Учебно-методический комплект:
Учебник:
часть I. История Бурятии с древнейших времен до начала XX века. Авторы: Цыбиктаров А.Д., Б.Б. Дашибалов и др.
Часть II. История Бурятии с начала XX до начала XXI в. Авторы: Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е. и др.
Улан-Удэ. Бэлиг. 2009 г.
Методическое обеспечение:
- Бурятия – территория культуры. Справочно-библиографический CD. Выпуск I, III
- История Бурятии в вопросах и ответах. В 3-х частях. Улан-Удэ
- История Бурятии. Конец XIX в. – 1941 г. часть I. Под ред. С.Д. Намсараева. Улан-Удэ. ОНЦ «Сибирь» 1993 г.
- История и культура бурятского народа. Под ред. Т.М. Михайлова. Улан – Удэ. БЭЛИГ. 1999 г.
- Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. «Бурятия. История (XVII-XIX вв.) Улан-Удэ. БГУ. 2001 г.
- Цыбиктаров А.Д. «Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII в.) Улан-Удэ. БГУ. 2001 г.
- Цыренова М.Г., Петряева Е.Ю. Дидактические материалы по истории Бурятии (с древнейших времен до XVIII в.): учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета. 2006 г.
- Чимитдоржиев Ш.Б. «Кто мы – бурят – монголы?» Улан-Удэ. 1991 г.
Цели курса:
- развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае
- более глубокое понимание российской и мировой истории
- приобщение к истокам национально культуры, формирование национального самосознания, гражданственности патриотизма
- обучение и воспитание школьников в поликультурной и многонациональной среде на основе взаимного уважения, межнационального мира и согласия
Учащиеся должны получить знания
- Об основных чертах развития края;
- О причинах народных выступлений и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- Должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- Приобрести устойчивый интерес и уважение к истории края, как части истории человечества, и культуре народов, населяющих Бурятию;
- Анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные жизнью; научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающим данным исторической науки;
- Уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
- Познакомиться с культурным наследием, через посещение музеев, проведение экскурсий
В результате изучения курса истории Бурятии с древности по 2010 г. включительно ученики могут:
Знать
- Даты основных событий
- Термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников
- Результаты и итоги событий
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей народов, населяющих регион
- Изученные виды исторических источников
- Государственную символику Республики
Уметь:
- Сравнивать исторические явления и события,
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
- уметь дискутировать
Анализировать:
- исторический источник
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
- высказывать собственное суждение
Группировать (классифицировать):
- исторические события и явления по указанному признаку
Сопоставлять:
- однотипные процессы региональной и отечественной истории
Сравнивать:
- оценки исторических событий с данными в учебнике, дополнительной литературе, документах
Решать следующие жизненно практические задачи:
- высказывать собственное суждение об историческом наследии народов
- использовать знания об историческом пути и традициях разных народов в общении с другими людьми, другой культуры, национальности, религиозной принадлежности
В курсе предусмотрены три составляющих:
Традиционная классно-урочная система | Внеурочная система | Самостоятельная исследовательская работа |
Различные формы уроков и контроля, способствующие наилучшему усвоению материала | Разнообразные источники информации, в т.ч. уроки в музее и экскурсии | Способствует формированию навыков работы с научной и художественной литературой краеведческого характера, умений грамотно выполнять и оформлять научные работы, общаться с информаторами. |
Лекции, семинары, лабораторные работы, тесты, проблемные задания, контрольные работы | Бурятия в древности и в период средневековья ( Музей им. М. Хангалова; археологический музей БНЦ СО РАН) Гунны (Музей им. М. Хангалова; выезд на Иволгинское городище; экскурсия в г. Кяхта) Материальная культура и быт бурят и эвенков; (Музей им. М. Хангалова; Этнографический музей) Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением (Этнографический музей) По улицам Верхнеудинска (пешая экскурсия; музей города) По местам поселения декабристов ( п.Новоселенгинск) Кяхта – торговые ворота России Буддийское искусство (Музей им. М. Хангалова) Иволгинский дацан – центр буддизма в России) Православные храмы Бурятии – Одигитриевский собор, Посольский мужской монастырь, церковь с. Батурино Улан-Удэ – столица республики Бурятия (автобусная экскурсия) Экскурсия ко дню Победы ( памятные места г. Улан-Удэ) Бурятия в Великой Отечественной войне (Музей им. М. Хангалова) Район, в котором я живу (Железнодорожный район) История моей школы (школьный музей) | Археологические памятники … ( время) в республике Бурятия История Гражданской войны в названиях улиц г. Улан-Удэ Моя семья в истории Бурятии Улица, на которой я живу Мой микрорайон История моей школы Интересные места моего города (моей республики, конкретного района) Цель – открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск интересных сведений о привычной среде. Результатом может стать реферат, либо реализация творческого проекта (проведение экскурсии, классного часа, видеофильм или презентация по избранной теме) |
Данная рабочая программа предусматривает на изучение курса истории Бурятии 68 часов – 34 часа (1 час в неделю) в 8 классе и продолжение курса в 9-м классе - 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов | Дата по плану |
Введение. Бурятия на карте России | 2 | 1-2 нед. Сент |
Раздел 1. Наш край в древности и в период Средневековья (12 часов) | ||
Тема 1. Бурятия в древности Археология. Основы археологической периодизации, методы исследования. Понятие «этнографической Бурятии» Палеолит. Мезолит. Бронзовый век. Природная среда, основные археологические памятники, орудия труда, формы хозяйства, мировоззрение. Хунну. Источники изучения: письменные, археологические. Создание государственности. | 6 | 3-4 нед. Сент. 1-4 нед. Окт. |
Тема 2. Бурятия в эпоху Средневековья Сяньби. Жужжане. Тюрки. Кидании. Монголы. Археологические памятники. Особенности материальной и духовной культуры. Буряты: хозяйство, общественный строй, культура. Присоединение Бурятии к России | 5 | 1 нед нояб. 3-5 нед. Нояб. 1 нед. Дек. |
Итоговое обобщение | 1 | 2 нед. Дек. |
Раздел 2. Бурятия в период Нового времени (XVII – XIX вв.) (18 часов) | ||
Тема 1. Бурятия в конце XVII-XVIII вв. Хозяйственное освоение края русским населением, изменение в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления краем. | 7 | 3-4 нед. Дек. 2-4 нед. Янв. 1-2 нед. Февр. |
Тема 2. Бурятия в первой половине XIX в. Административно- территориальные преобразования. Декабристы в Бурятии. Рост городов. | 4 | 3-4 нед. Февр. 1-2 нед. март |
Тема 3. Бурятия во второй половине XIX в. Экономика. Общественно-политическая мысль | 3 | 3 нед. Март 1-2 нед. Апр. |
Тема 4. Культура Бурятии в Новое время. Традиционные культуры народов Бурятии. Система образования | 4 | 3-4 нед. Апр. 1-2 нед. мая |
Итоговое обобщение | 2 | 3-4 нед. мая |
Раздел 3. Бурятия в период Новейшего времени (34 часа) | ||
Тема 1. Бурятия в начале XX в. Национальное движение. Революция 1905-1907 гг. народное хозяйство в Первую мировую войну. Февральская революция 1917 г. | 4 | 1-2-3-4 нед. Сент. |
Тема 2. Бурятия в период становления советского государства (1918-1923 гг.) Октябрьская революция. Гражданская война. Образование дальневосточной республики. Образование Бурят-Монгольской АССР. | 6 | 1-2-3-4- нед окт. 1, 3 нед. Нояб. |
Тема 3. Бурятия в 20-30-е гг. НЭП. Коллективизация. Индустриализация. Политические репрессии. Культура. | 6 | 4 нед. Нояб. 1-2-3-4 нед. Дек. 2 нед. Янв. |
Тема 4. Бурятия в годы Великой Отечественной войны Экономика. Земляки на фронтах войны. Тыл в годы войны. | 5 | 3-4 нед. Янв. 1-2-3 нед. Февр. |
Тема 5. Бурятия в послевоенные годы (1946-1984 гг.) Развитие сельского хозяйства. Строительство БАМа. Байкал: проблемы экологической защиты. Общественно-политическая мысль. Культура, образование, наука. Профессиональное искусство. | 6 | 4 нед. Февр. 1-2-3 нед. Март 1 нед. Апр. |
Тема 6. Процесс перестройки в Бурятии Активизация политической жизни. Местные и республиканские органы власти | 3 | 2-3-4 нед. Апр. |
Тема 7. Бурятия на современном этапе. Особенности экономического, политического и культурного развития края. | 3 | 1-2-3 нед. мая |
Итоговое обобщение | 1 | 4 нед. мая |
№ | Тема урока | Кол- во час ов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Деятельность учащихся | Методи ческое обеспе чение |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | ||||||||
1. | Край мой – солнечная Бурятия | 1 | Воображаемая экскурсия | Географические данные о Бурятии: местоположение, климат, население, промышленность и сельское хозяйство, административно-территориальное деление, политическое устройство. Достопримечательности районов Бурятии. | знать географические данные о Бурятии: местоположение, климат, население, промышленность и сельское хозяйство, административно-территориальное деление, политическое устройство | Ведение записей, составление конспекта | презентация Сообщения о гербе, флаге гимне Верхнеудинска – Улан-Удэ. | |
2. | Нам есть чем гордиться… | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Государственные символы Республики Бурятия. Флаг:29.10. 92 г., значения цветов, значение соембо. Герб: 20.04.95 г., описание: круг трехцветный, соембо, горы, волны, хадак, геральдический щит. Гимн: 20.04.95 г. , автор слов Д. Жалсараев, музыки А. Андреев, текст. Порядок официального исполнения. | Знать символику республики Бурятия, давать её описание; знать текст гимна | Беседа, рисунки, зачет по тексту гимна | Беседа, работа с изображениями герба и флага. Прослушивание звукозаписи. Работа с записями в тетради | Изображения герба и флага Республики Бурятия, звукозапись гимна. Выучить текст гимна |
РАЗДЕЛ I. БУРЯТИЯ В ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (6 часов) | ||||||||
3 -5. | Первобытно-общинный строй на территории Бурятии | 3 | Учебная лекция практикум | Изучение истории Бурятии (этапы и имена ученых) Антропология. Археология. Этнография. Лингвистика. Начало археологического изучения края. Становление археологической науки Бурятии. Период углубленного изучения края. Миллер. Окладников. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый и железный века. Природно-климатические условия и особенности образа жизни в каждый период. Формирование кочевой культуры. Археологические памятники на территории Бурятии: Варварина гора, Санный мыс, Мальта и Буреть, Фофановский могильник, Ильмова падь. Стоянки закрытого и открытого типа, могильники, присваивающее и производящее хозяйство, херексуры, плиточные могилы, оленные камни. | Знать периодизацию древней истории, этапы её изучения в крае; особенности каждого периода древней истории и археологические памятники этих периодов на территории Бурятии; уметь составлять таблицу | Составление таблицы | Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы, работа с карточками | Изображения археологических находок на территории Бурятии учебник Глава I. § 1-4 |
6. | Эпоха раннего железа и раннеклассовые государственные образования на территории Бурятии | 1 | Учебная лекция с элементами практической работы | Эпоха раннего железа, предпосылки и образование государств. | Знать предпосылки образования ранних государств, уметь устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку по содержанию схемы | Составление схемы, её защита | Умение логически выстраивать материал урока в виде схемы | .Карта, схема |
7. | Хунну на территории Бурятии | 1 | Экскурсия в музей истории Бурятии | Археологические памятники гуннской культуры на территории Бурятии: | Знать занятия и образ жизни гуннов, памятники этой культуры на территории Бурятии | Ведение конспекта, составление рабочей карты | Умение выделять главное в материалах видеофильма, работать с экспозицией музея | Подготовка наглядного материала по экспозиции музея |
8. | 1 | Лекция с элементами практической работы | Происхождение и ранняя история хунну. Занятия и образ жизни хунну. Государственное устройство. Шаньюй. Великое переселение народов. Археологические памятники гуннской культуры на территории Бурятии: Ильмова падь, Нижне - Иволгинское городище, «шахтовые могилы», «двойная камера». | Знать занятия и образ жизни хунну, памятники гуннской культуры на территории Бурятии; Объяснять причины образования государства. | Ведение конспекта, представление наглядных материалов, работа с заданиями | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, представление сообщений, работа с дополнительными материалами | Учебник часть I. Глава II. § 5 карта | |
9. | Урок контроля и учета знаний | 1 | Контрольная работа | |||||
РАЗДЕЛ II. БУРЯТИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (5 часов) | ||||||||
10. | Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии | 1 | Государственные образования и племенные союзы на территории Бурятии после хунну. Курыканский племенной союз, образ жизни и археологические памятники. Байырку, образ жизни и археологические памятники. Тюркский каганат. Сычин. Байырку. Сылиф, великий Иркин. Сяньби, жужании, кидании, Уйгурский каганат. | Сравнивать образ жизни гуннов, курыкан и байегу, находить общее и особенное. На основе дополнительной литературы подготовить сообщения по теме урока. | Ведение конспекта, подготовка и представление сообщений | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, представление сообщений, работа с дополнительными материалами | Учебник часть I. Глава II. § 1 карта Сообщения, сообщения к следующему уроку | |
11. | Территория Бурятии во времена монгольских завоеваний. Происхождение бурятского народа | 1 | комбинированный | Страна Баргуджин-Токум. Чингисхан. «Сокровенное сказание о монголах». Первое упоминание о бурятах. Происхождение этнонима «бурят». Взгляды Окладникова, Румянцева и Егунова на роль курыкан в этногенезе бурят и эвенков. | Знать разные точки зрения на происхождение бурятского народа; Высказывать доводы в пользу каждой точки зрения; сравнивать версии о происхождении термина «бурят» и высказывать собственное мнение | Подготовка и представление сообщений, работа с терминами, ведение конспекта | Представление сообщений, выделение главного в изложении учителя, ведение записей, высказывание собственной точки зрения | учебникГлава II. § 2,4 карта сообщения к следующему уроку, пересказ бурятской народной сказки, подборка пословиц и поговорок |
12. | Занятия и образ жизни населения Бурятии в XIII-XVII вв. | 1 | комбинированный | Хозяйство, общественный строй, культура народов Бурятии в период средневековья. Образование державы Чингисхана. Последствия войн этого периода для нашего региона. Бурятия накануне присоединения к России: хозяйство, образ жизни, занятия населения, общественный строй. | Знать особенности общественного строя и образа жизни населения Бурятии в этот период; сравнивать с более ранним и современным периодами. | Подготовка и представление сообщений, задания с развернутым ответом | Представление сообщений, выделение главного в изложении учителя, ведение записей | учебникГлава II. § 3
Посетить музей истории, собрать материал к следующему уроку |
13-14. | Культура населения Бурятии в XIII-XVII вв. | 2 | Экскурсия в музей истории им. Хангалова Комбинированный на основе сообщений учащихся | Экспозиция музея истории Бурятии им. М. Хангалова. Религиозные верования бурят до проникновения в край буддизма. Особенности шаманизма. Образ жизни и занятия бурят. Образ жизни и занятия эвенков. Образ настоящего человека. Военное дело. | Знать особенности культурного развития населения Бурятии в этот период; сравнивать особенности быта населения Бурятии, делать выводы о причинах различий | Подготовка и представление сообщений, задания с развернутым ответом | Представление сообщений, выделение главного и интересного, ведение записей, ответы на вопросы | учебникГлава II. § 3 Справочно-библиографический CD. Выпуск I |
РАЗДЕЛ III. БУРЯТИЯ В XVII – XVIII ВВ. (7 часов) | ||||||||
15 - 16. | Присоединение Бурятии к России | 2 | Учебная лекция с постановкой проблемного задания | Бурятия накануне присоединения к России. Этнический состав населения. Причины освоения Сибири русскими казаками. Первые походы казаков. Основание острогов. Первые сведения о бурятах. Присоединение Забайкалья. Первые остроги на территории Забайкалья и их роль в освоении края. Значение присоединения. Оценка характера присоединения Бурятии к России. 1580(?) – поход Ермака в Сибирь 1609- первые сообщения о «братах» 1654(?)- присоединение Прибайкалья 1646- первый в Забайкалье Ангарский острог 1648 – Баргузинский 1666- (Верхне)Удинский 1689- Нерчинский договор 1727 – Буринский договор | Знать причины и этапы освоения края, даты основания важнейших острогов; Делать выводы о характере присоединения, значения присоединения с разных точек зрения | Ведение записей в тетради, решение проблемного задания, работа с картой | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, решение проблемного задания | Учебник Глава III. § 1 карта |
17 - 18. | Бурятия в конце XVII в. – XVIII в. | 2 | Изучение нового с элементами беседы | Социально-экономическое развитие Бурятии в составе России ( XVII-XVIII вв.) Управление краем и его особенности. Сибирский приказ. Ясачная политика. Изменения в составе населения. Поход хори-бурят к царю Петру. Нерчинский, Буринский договоры. Зарождение промышленности и торговли. Причины медленного развития промышленности и торговли. Основание и роль Троицкосавска (Кяхты) в жизни края. | Знать особенности развития края в названный период; сравнивать социально экономическое развитие до и после присоединения к России. | Ведение записей, участие в беседе | Выделение главного в изложении учителя, ведение конспекта, участие в беседе | учебник Глава III. § 2-3 |
19 - 20 | Социальные отношения населения Бурятии в XVII – XVIII вв. | 2 | комбинированный | Основные занятия населения. Организация управления краем. Особенности сельского хозяйства в крае (отсутствие крепостного права, русские – земледелие, буряты – скотоводство). Сибирь – государева вотчина. Социальный состав населения. Русское население: государевы пашенные крестьяне, монастырские крестьяне, горнозаводские крестьяне, казаки. Образование Забайкальского казачьего войска (1760- тунгусский полк, 1764 – бурятский полк). Инородцы. Народные выступления в крае. Освоение края «семейскими». Изменение хозяйственного уклада под взаимовлиянием культур. Сибирь – внутренняя колония. | Знать как изменился социальный состав и быт населения в указанный период; сравнивать процессы, происходившие в крае с процессами в центральных регионах России, делать выводы; составлять схему «Социальный состав населения края и их занятия» | Составление схемы, ведение записей | Выделение главного в изложении учителя, составление схемы, участие в беседе | учебник Глава III.. § 3-4 Сообщение к следующему уроку о М.М. Сперанском |
21. | Урок контроля и учета знаний | 1 | Контрольная работа | |||||
РАЗДЕЛ IV. БУРЯТИЯ В XIX В. (11 часов) | ||||||||
22. | Состояние управления краем в конце XVIII – начале XIX вв. Реформа М.М. Сперанского. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Особенности жизни в Забайкалье. Состояние управления краем: Александр I, Пестель, Трескин. Личность М.М. Сперанского. Причины ревизии М.М. Сперанского и её последствия. Губернская реформа и «Устав об управлении инородцами» 1822 г. Родовая управа, инородческая управа, Степная дума. Значение реформ. | Знать причины и содержание реформы М.М. Сперанского; сравнивать управление краем до и после реформы; давать ей самостоятельную оценку | Задания с развернутым ответом | Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта, участие в обсуждении | учебник Глава IV. § 1 Сообщения по следующей теме |
23- 24. | Политическая ссылка в крае. Декабристы в Забайкалье | 2 | комбинированный | Сибирь как место ссылки. События 14 декабря 1825 г. Декабристы в Бурятии: Верхнеудинск – Муравьев и Андреевич, Тунка – Толстой и Люблинский, Баргузин – братья Кюхельбекеры, Кабанск - Глебов, Батурино - Шимков, Селенгинск – Торсон и братья Бестужевы, Турунтаево - Оболенский, Подлопатки – братья Борисовы. Роль декабристов в развитии края. | Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Декабристы в Забайкалье»» | Подготовка и представление сообщений, составление таблицы | Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе | учебник Глава IV. § 4 |
25. | Верхнеудинск и Кяхта в XVIII – начале XX века. | 1 | Воображаемая экскурсия | Причины основания города. Этапы существования: Архитектурный план города: главные улицы и постройки, достопримечательности. Герб города. | Знать основные этапы развития города, его достопримечательности, знать символику города | Подготовка и представление сообщений, участие в беседе | Беседа, работа с изображениями герба и флага. Работа с презентацией. Работа с записями в тетради | Медиа-ресурсы, презентация, изображения флага, герба города, текст гимна |
26-27. | Бурятия в пореформенный период (2-я половина XIX в.) | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Эпоха великих реформ и их влияние на развитие края. Развитие промышленности: золотодобыча, , качественный состав предприятий промышленности в середине и конце XIX в. Особенности развития сельского хозяйства в Прибайкалье и Забайкалье. Народные выступления. | Знать как эпоха Великих реформ отразилась на жизни края; сравнивать экономическое развитие в начале и конце XIX в.; | Работа со статистическими данными, задания с развернутым ответом | Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта, участие в обсуждении | учебник часть I. Глава IV. § 2-3 Статистические данные |
28 | Бурятия в конце XIX – начале XX вв. | 1 | комбинированный | Сибирь – внутренняя колония. Строительство железной дороги и её роль в развитии края. Рабочее движение. Особенности торговли в крае. Сельское хозяйство. Национально-освободительное движение: «Закон о поземельном устройстве крестьян и инородцев», «Реформа управления» | Знать особенности экономического развития края в начале XX в.; сравнивать экономическое развитие и управление краем после реформ Сперанского и в нале XX в. | Задания с развернутым ответом | Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта, участие в обсуждении | учебник Глава V. § 1-2 |
Культура Бурятии в Новое время (4 часа) | ||||||||
29-30. | Развитие просвещения и культуры в XVIII – начале XIX вв. | 2 | Изучение нового материала на основе сообщений учащихся | Состояние культуры Бурятии к XVIII в. Проникновение буддизма, строительство дацанов, их роль в жизни края. 1741 – Цугольский дацан. Взаимовлияние культуры бурят и русских. Образование в крае. Выдающиеся деятели просвещения и культуры: Д. Банзаров, Е.И. Сычевский, Г. Гомбоев, Ф.Д. Хуриганов, А.В. Игумнов, Д.П. Давыдов, Г.А. Кельберг, Я.В. Болдонов, В.Г. Паршин, А.И. Орлов. | Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Деятели культуры» | Подготовка и представление сообщений, составление таблицы | Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе | учебник Глава IV. § 5 Сообщения по следующей теме Справочно-библиографический CD. Выпуск I |
31 - 32 | Развитие просвещения и культуры во второй половине XIX – начале XX вв. | 2 | Изучение нового материала на основе сообщений учащихся | Развитие образования в начале XIX в. и начале XX в. Наиболее известные личности: М.И. Богданов, Ц. Жамцарано, А. Доржиев, Б. Барадин, Г. Цыбиков, Б.Д. Очиров, Э. Ринчино, М. Хангалов Периодическая печать. Наука, литература, искусство, религия. | Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся и составлять таблицу «Деятели культуры»; сравнивать развитие культуры в начале XIX в. и начале XX. в. | Подготовка и представление сообщений, составление таблицы | Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе | учебник Глава V § 4, 6 |
33-34. | Край, в котором мы живем | 1 | Урок повторения и обобщения материала курса | |||||
Бурятия в период Новейшего времени (34 часа) | ||||||||
Тема 1. Бурятия в начале XX в. (4 часа) | ||||||||
1 | Бурятия в начале XX вв. | комбинированный | Сибирь – внутренняя колония. Строительство железной дороги и её роль в развитии края. Рабочее движение. Особенности торговли в крае. Сельское хозяйство: влияние строительства железной дороги и реформ П.А. Столыпина. Национально-освободительное движение: «Закон о поземельном устройстве крестьян и инородцев», «Реформа управления» | Знать особенности экономического развития края в начале XX в.; сравнивать экономическое развитие и управление краем после реформ Сперанского и в нале XX в. | Задания с развернутым ответом | Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта, участие в обсуждении | учебник часть I. Глава V § 1-2 | |
2-3 | Бурятия в период первой русской революции (1905-1907 гг.) | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Причины революционных событий в России и Бурятии. События: забастовки, демонстрации, съезды, «Читинская республика», карательные экспедиции, расстрелы рабочих. Общественные движения в Бурятии. Аграрное движение, национальное движение, появление политических групп: «стародумцы», «партия прогрессивных бурят», «национал-либералы», «обрусители». 1906 – первая партия «Буряад зоной туг» («Знамя бурятского народа») И.В. Бабушкин, Шульц, Гордеев, Гольдсобель, Милютинский, Медведников, Ц Ранжуров. | Знать основные события первой русской революции в Бурятии; систематизировать исторический материал в таблицу | Составление таблицы | Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы, | учебник часть I. Глава V § 3-5 Сообщения о деятелях революционного движения в Бурятии Сообщения к следующему уроку |
4 | Февральская буржуазно-демократическая революция в Бурятии. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Влияние Первой Мировой войны на экономику и социальные настроения в Бурятии. Причины событий Февраля 1917 г. в России и отношение к ним в Бурятии. Общественно-политическое развитие после Февральской революции, создание новых органов власти: Верхнеудинский Совет, Комитеты общественных организаций. Серов, Буйко. Особенности Советов в Бурятии. Апрель 1917- первый общебурятский съезд. | Знать основные события периода; систематизировать исторический материал в таблицу | Составление таблицы | Выделять главное в изложении учителя, составление таблицы | учебник часть I. Глава VI § 1-2 |
Раздел V. БУРЯТИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1918 г. - 1990 г.) (23 часа) | ||||||||
Тема 2. Бурятия в период становления Советского государства (6 часов) | ||||||||
5 | Октябрьская революция в судьбах народов Бурятии | 1 | комбинированный | Причины октябрьских событий 1917 г. в России. Отношение к ним в Бурятии. Съезды и их решения. Деятельность Бурнацкома. | Знать изменения, произошедшие в крае после Октябрьской революции, давать им оценку | Словарная работа, ведение конспекта | Выделять главное в изложении учителя, ведение конспекта | Часть II. Глава I § 1-2 |
6-7 | Бурятия в годы Гражданской войны | 2 | Учебная лекция с постановкой проблемного задания | Формирование лагеря противников Советской власти, их задачи. «Первое испытание» для Советской власти в Сибири. С. Лазо, атаман Семенов, есаул Надзоров, отряды Третьякова и Ранжурова. «Второе испытание для Советской власти». Чехословацкий корпус, адмирал Колчак. Роль Бурнацкома. Партизанское движение: Н. Каландаришвили, П. Смолин. Трагедия Красных казарм в Кяхте. Освобождение Верхнеудинска. Образование ДВР. Причины поражения Белого движения. | Знать причины и этапы гражданской войны в крае, даты основных событий; Делать выводы о причинах войны, значении победы сторонников большевиков с разных точек зрения | Ведение записей в тетради, составление таблицы, решение проблемного задания | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, составление таблицы, решение проблемного задания | Часть II. Глава II § 3-4 |
8-9 | Образование Бурят -Монгольской Автономной Советской Союзной Республики. | 2 | комбинированный | Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование БМАССР, значение этого события. Последствия Гражданской войны для социально-политического и экономического развития региона. | Знать причины образования БМАССР и значение этого события для народов Бурятии; сравнивать социально-политическое и экономическое состояние края в начале XX в. и в начале 20-х гг. XX в. | Задания с кратким ответом | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей | Часть II. Глава II § 1-2 |
10 | Урок контроля и учета знаний | 1 | ||||||
Тема 3. Бурятия в 20-30-е гг. XX в. (6 часов) | ||||||||
11 | НЭП в Бурятии | 1 | Восстановление и развитие народного хозяйства. Особенности НЭПа в Бурятии. | Знать последствия Гражданской войны для региона и результаты НЭП, сравнивать социально-политическое и экономическое состояние края | ||||
12 - 14 | Индустриализация и коллективизация в Бурятии | 3 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Сущность и цели индустриализации. Начало индустриализации в БМАССР. Строительство крупной промышленности. Формирование промышленных кадров. Итоги индустриализации в Бурятии. Политика коллективизации сельского хозяйства. Начало проведения коллективизации в Бурятии. Раскулачивание. Создание колхозов. Политика оседания кочевых и полукочевых хозяйств. Особенности коллективизации в условиях БМАССР. итоги коллективизации | Знать причины и результаты индустриализации и коллективизации в крае. Давать оценку данным событиям. | Задания с развернутым ответом, беседа | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, участие в беседе | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава IV § 1-2 Глава V § 1-2 |
15. | Политические репрессии в истории края | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Формирование национальной интеллигенции Бурятии. Основные требования программы национального освобождения и духовно-культурного возрождения народа. Обвинение в буржуазном национализме, панмонголизме. Общественно-политическая обстановка в крае в 1930-х гг. политика репрессий. Первая волна репрессий в начале 30-х гг. характер репрессий 1937-1938 гг. Разделение БМАССР в 1937 г. последствия репрессий. Утверждение командно-административной системы. | Знать причины и последствия утверждения АКС для жизни людей и региона. | Задания с развернутым ответом, беседа | Выделение главного в изложении учителя, ведение записей, участие в беседе | |
16 | Развитие культуры Бурятии в 20-е – 30-е годы XX в. | 1 | Учебная лекция с постановкой проблемного задания | Дискуссии о национально-культурном развитии бурят. Кампания по ликвидации неграмотности взрослого населения. Создание системы школьного образования. Возникновение научных учреждений. Культурно-просветительская работа. Антирелигиозная пропаганда. Изменение уклада и образа жизни населения в 30-е гг. XX в. Развитие образования и системы научных знаний. Появление высших учебных заведений. Образование и культура в 30-е гг. XX в. . | Знать достижения и негативные моменты развития культуры в 20-е – 30-е гг. XX в.; сравнивать и делать выводы о результатах культурной революции в Бурятии | Составление таблицы, решение проблемного задания | Выделение главного в изложении учителя, составление таблицы «Свет» и «тени» «культурной революции», решение проблемного задания | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава VI § 1-2 Справочно-библиографический CD. Выпуск II |
Тема 4. Бурятия в годы Великой Отечественной Войны ( 5 часов) | ||||||||
17- 18 | Экономика Бурятии в годы Великой Отечественной войны | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Бурятия накануне ВОВ. Общественно-политическая обстановка в годы ВОВ. Мобилизация населения. Перестройка промышленности на военный лад. Сельское хозяйство в годы ВОВ. Всенародная помощь фронту. Культура и образование в годы ВОВ. | Знать, каков вклад населения Бурятии в победу над врагом в годы ВОВ | Ведение конспекта, беседа | Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава VII § 1-3 Сообщения по теме следующего урока |
19 - 20 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | 2 | Изучение нового материала на основе сообщений учащихся | Имена наиболее прославленных воинов из Бурятии, их подвиги: Тулаев, Борсоев, Сенчихин, Орешков, Баннов, Вакарин, Асеев, Балдынов и др. Каким образом увековечены имена героев. Памятники ВОВ на территории Бурятии и Улан-Удэ. | Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся. Знать имена прославленных воинов из Бурятии, составлять таблицу «Герои и их подвиги» | Подготовка и представление сообщений, составление таблицы | Представление сообщений, заполнение таблицы, беседа | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава VII § 4 Портреты, презентация, Справочно-библиографический CD. Выпуск II |
21 | Урок контроля и учета знаний | 1 | ||||||
Тема 5. Бурятия в послевоенные годы (1946-1984 гг.) (6 часов) | ||||||||
22- 23 | Бурятия после войны (1946 – 1960 гг.) | 2 | комбинированный | Восстановление промышленности и сельского хозяйства после ВОВ. Последствия ВОВ для региона. Послевоенные пятилетки и их результаты. Общественно-политическая обстановка Развитие промышленности и сельского хозяйства в конце 50-х гг. XX в. Реформа 1957 г. Освоение целины. Переименование республики. | Знать последствия ВОВ для региона, результаты послевоенного восстановления промышленности и сельского хозяйства. Сравнивать довоенное и послевоенное социально-экономическое положение в республике | Задания с кратким ответом, беседа | Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава VIII § 1 - 4 |
24- 25 | Бурятия в 60-е – 80-е гг. XX в. | 2 | Учебная лекция с постановкой проблемного задания | Общественно-политическая обстановка в республике. Промышленность. Сельское хозяйство. Застойные явления в экономике. Строительство БАМа. Социальное развитие. Причины начала «перестройки»: замысел, этапы. | Знать особенности социально-экономического развития края в этот период; объяснять причины начала «перестройки» | Беседа, решение проблемного задания, ведение конспекта | Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа, решение проблемного задания | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава IX § 1 - 4 |
26-27 | Культура Бурятии в 1946-1984 гг. | 2 | Изучение нового материала на основе сообщений учащихся | Изменения в повседневной жизни. Просвещение, образование, культура, наука и профессиональное искусство в этот период. Образование: среднее, специальное, высшее. Положение с бурятским языком. Литература: И. Калашников, М. Жигжитов, Р. Белоглазова. Театры. Л. Сахьянова, П. Абашеев, К. Базарсадаев, Л. Линховоин. Музеи. Библиотеки. Здравоохранение. | Подготавливать и представлять сообщения, выделять главное из сообщений учащихся. Знать имена прославленных деятелей культуры Бурятии, составлять таблицу | Подготовка и представление сообщений, составление таблицы | Представление сообщений, выделение главного и интересного, заполнение таблицы, участие в беседе | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава X § 1 – 2 Презентация, портреты Справочно-библиографический CD. Выпуск II |
Тема 6. Процесс перестройки в Бурятии (3 часа) | ||||||||
28-30 | Бурятия в 1985 -1990-е годы XX в. | 3 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Общественно-политическая обстановка в годы перестройки. Социальное развитие. Политика ускорения, перестройки, гласности. Декларация о государственном суверенитете БАССР. Экономика Бурятии. Активизация общественного движения. Федеративный договор. Переименование республики. Конституция РБ. Местные и республиканские органы власти. Экономическая и социально-политическая сфера республики в конце 90-х годов. | Знать особенности социально-экономического и политического развития края в этот период; Делать выводы о последствиях изменений для жизни в республике | Задания с кратким ответом | Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа, | Часть II. 1917 – 1998 гг. Глава XI § 1 - 4 Сообщения к следующему уроку |
РАЗДЕЛ VI. БУРЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (3часа) | ||||||||
31- 32 | Бурятия современная (начало XXI в.) | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Восстановление производственной базы республики. Проблемы развития. Национально-государственное устройство. Планы на дальнейшее развитие региона. | Знать особенности социально-экономического и политического развития края в этот период; Давать оценку изменениям | Беседа, задания с кратким ответом | Выделение главного в изложении учителя, составление конспекта, беседа, | Сообщения к следующему уроку, презентации |
33 | Культура Бурятии на современном этапе | 1 | На основе сообщений учащихся | Образование. Учреждения культуры. Здравоохранение. Достопримечательности современной Бурятии. | Испытывать чувство гордости за свой край, понимание уникальности природно-климатических и культурно-исторических особенностей региона | Подготовка и представление сообщений, беседа, составление конспекта | Представление сообщений, выделение главного и интересного, ведение конспекта, участие в беседе | |
34 | Итоговое обобщение | 1 | ||||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"
Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Программа интегрированного курса "Моя Бурятия"
« … Для того, чтобы беззаветно любить свою Родину, надо знать, за что ее любить. Надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и з...

Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...

Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс
Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии"
Программа построена на родожанровом принципе, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение....

