Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetskursa_po_istorii_buryatii.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая  программа «История Бурятии с древнейших времен до  начала XXI вв. » предназначена для учащихся 9-х классов МБОУ «Тарбагатайская СОШ».  

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:

1.         Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

4.        Образовательная программа основного общего образования (9 класс) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарбагатайская средняя  общеобразовательная школа»;

6.        Положение о рабочей программе МБОУ «Тарбагатайская СОШ».

Программа составлена на основании  стандарта   по истории Бурятии и программы по истории Бурятии, разработанных  в БИПКРО. Данный стандарт является частью регионального компонента образования на территории Бурятии. При планировании курса также использовались следующие учебники: «История Бурятии с древнейших времен до начала XX века», Улан-Удэ, 2009; «История Бурятии с  началаXX до начала XXI века», Улан-Удэ, 2009 (под ред.Е. Е. Тармаханова). Планирование  рассчитано на 34 часа (при учебной нагрузке – 1 час в неделю).

Общая характеристика предмета.

    История Бурятии представлена как составная часть российской истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Существенным фактором исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Одной из важныхфункций обучения истории является формирование гражданственности,патриотизма. Роль национально-региональной истории в этом процессе трудно переоценить, т.к. именно она позволяет проследить сочетание общего и особенного, специфичного в развитии народов, воспитать высококультурную личность, помочь ученику в ориентации в современном мире и идентификации себя с малой родиной и огромной страной, населенной разными народами. Региональная история, по сути, представляет собой не просто часть отечественной и мировой истории, а особый уровень исторического познания, от зрелости которого зависит прочность и гармоничность усвоения всей системы социогуманитарного знания.

   Программа делится на три части и базируется на принятой в науке периодизации российской и всемирной истории:

  • Бурятия в древности и в период средневековья (с древнейших времен до рубежа XVI – XVII веков)
  • Бурятия в новое время (с рубежа XVI – XVII веков до конца XIX века)
  • Бурятия в новейшее время (XX – начало XXI века).

Основная цель курса – формирование предметных компетенций учащихся, определенных требованиями обязательного минимума содержания исторического образования. Изучение курса концентрирует внимание школьников на базовых фактах, причинно-следственных связях, основных событиях и ключевых персоналиях региональной истории.

Задачи курса:

  1. обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о факторах, определявших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов;
  2. углубить и конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным стандартом;
  3. сформировать умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников; развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;
  4. приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях;
  5. способствовать формированию национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии;
  6. помочь школьникам понять проблемы и реалии современной Бурятии;
  7. способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя Республики Бурятия, хранителя, продолжателя и популяризатора его историко-культурных ценностей и традиций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Предметные компетенции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации  из  источников,  созданных  в  различных  знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное  использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

При изучении национально-региональной истории необходимо включать ребенка в учебную деятельность как систему решения познавательных задач,  применять такие формы совместной деятельности как дискуссионные группы, семинары по обсуждению проблем.  

 Особое значение в данном случае приобретет анализ различных источников информации,  написание на их основе собственной версии события. Т.е. всего того, что направленно на тренировку и развитие вышеуказанных мыслительных операций и самоорганизации школьником своих мыслительных процессов.

Изучение национально-региональной истории на основе разных источников информации, составление на их основе обобщающего рассказа может содействовать развитию смысловой и логической памяти учащихся 9 классов.

Условия реализации программы. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта, дополнительной литературы, исторических документов.

Межпредметные связи. Для эффективного изучения истории используются межпредметные связи с историей России, географией, литературой, экономикой.

    Определяющим походом к организации учебно-воспитательного процесса в школе признан компетентностный поход. При проектировании содержания предлагаемого курса были учтены условия, требования отбора и конструирования содержания образования в рамках реализации идей компетентностного подхода: опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий; использование практико-ориентированных ситуаций.

Авторское своеобразие в реализации содержания разработанного курса вижу в использовании при проведении  учебных занятий, а также занятий во внеучебное время интерактивных технологий обучения: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения,диалоговая технология,технология дидактической игры, проектная технология, информационные технологии; технология исследовательского обучения.

Здоровьесберегающий подход в программеобеспечивается использованием приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, предотвращением усталости и утомляемости через разнообразные виды деятельности, учетом возрастных особенностей учащихся, созданием благоприятного психологического фона на уроке, оказанием психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешны в учебной деятельности.

Организационные формы обучения.

Выдвижение особых целей изучения истории Бурятии, специфика отбора ее содержания  и особая важность внутри предметных и меж предметных связей делают целесообразным определение  требований к выбору организационных форм обучения. Среди методических приемов изучения местной истории можно отметить: составление тематических, синхронистических таблиц, проведение бесед, решение логических заданий, краеведческая конкретизация, краеведческое вступление, краеведческое дополнение, подготовка учащимися на основе изученного сообщения, исследование своей родословной, проведения закрепления на основе системы познавательных заданий, определяющих взаимосвязь местного материала с общим.

При реализации данной программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический; различные приемы обучения: устное изложение (повествовательное, описательное, объяснение, сюжетный рассказ, характеристика), беседа (вводная, эвристическая, повторительная, обобщающая), работа с историческими источниками, практические работы, групповая работа. Используемые формы уроков: урок изучения нового материала, урок-практикум, семинар, повторительно-обобщающий, комбинированный, урок контроля и учета знаний, уроки с использованием информационных технологий. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Формы контроля. Итоговый контроль в 9 классе – итоговая контрольная работа по предмету, текущий контроль – тесты, контрольные работы, зачеты, исторические диктанты, проблемные задания, проекты.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории Бурятии ученик должензнать/понимать/уметь

  • объяснять изменения административно-территориального, экономического, социального, культурного характера;
  • представлять хронологические рамки основных процессов истории Бурятии, выделять их периоды;
  • соотносить динамику региональных исторических процессов с общероссийскими;
  • использовать историко-краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей, а также осмысления их действий и поступков в конкретных ситуациях;
  • характеризовать главные направления материального производства на территории Бурятии;
  • выявлять наиболее важные события и явления в общественно-политической, социальной, культурной и духовной жизни Бурятии;
  • представлять и описывать уклад жизни города, села, местности;
  • раскрывать региональные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем;
  • давать оценку деятельности конкретных исторических лиц, оформлять знания о выдающихся земляках в реферативной форме;
  • используя данные СМИ, проводить обзор текущих событий общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Бурятии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

УМК

  1. История Бурятии с древнейших времен до начала XX века. Пособие для уч-ся старших классов, часть 1, под ред. Е. Е. Тармаханова, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009.
  2.  История Бурятии с  началаXX до начала XXI века.  Пособие для уч-ся старших классов, часть 2, под ред. Е. Е. Тармаханова, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009 .
  3. История Бурятии, 1917-1998 гг. Учебное пособие для 10-11 классов, часть 2,

Улан-Удэ, «Бэлиг», 2000.

  1. Рабочая тетрадь по истории Бурятии с древнейших времен до конца XVII века (авторы Е. Ю. Аксенова, М. Г. Цыренова),  Улан-Удэ, «Бэлиг», 2001.

Литература для  учителя.

  1. Цыбиктаров  А.Д. «Бурятия в древности». - У-У, 1999.
  2. Цыбиктаров А.Д. «Культура плиточных могил». – У-У, 1998.
  3. История Бурят-Монгольской АССР. Т 1, 1954.
  4. История Сибири. Т. 1. – Л., 1968.
  5. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс. – Л., 1985.
  6. Крадин Н.Н. Империя хунну. – Владивосток, 1996.
  7. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. – У-У, 1999.
  8. Цыренова М.Г., Петряева Е.Ю., Задачник по Истории Бурятии( с древнейших времен до конца XVII века)
  9. Гумилев Л.Н. Хунну. – М., 1960.
  10. Зориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI – н. XVII в. - У-У, 1997.
  11. Дашибалов Б.Б. Байкальская Сибирь в середине века. – У-У, 1997.
  12. Владимирцов Б.Я. Чингисхан. – У-У, 1995.
  13. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. – У-У, 1999.
  14. Нимаев Д.Д. Этногенез бурят. – Н., 1988.
  15. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблемапроисхождениябурятскогонарода. – У-У, 1984.
  16. ИсторияБурят-Монгольской АССР. Т 1, 1954.  – гл.
  17. Богданов М.И. Очерки истории бурят-монгольского народа. – Верхнеудинск, 1926
  18. Кудрявцев Ф.А. История Бурят-монгольского народа. – М.-Л., 1940
  19. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. – У-У, 1958
  20. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. История Бурятии XVII-XIX вв. – У-У, 1999
  21. Бураева О.В. Этнокультурные связи русских, бурят, эвенков. – У-У, 2000.
  22. История Бурят-Монгольской АССР. – т.1, 1954.
  23. Эвенки Бурятии. – У-У, 1994.
  24. История Сибири4. Беликов В.В.. – т.2. – Л., 1968
  25. ОчеркикультурыБурятии. Т.1. – У-У., 1955.
  26. СанжиевГ.Л.,Санжиева Е.Г. БурятияXVII – XIX вв. История. - У-У., 1992.
  27. Андреев Ч. Г., Зайцева Л. А. Очерки аграрной истории Бурятии. -  У-Удэ, 1993.
  28. Базаров Б. В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х г. и развитие литературы и искусства Бурятии. – У-Удэ, 1995.
  29. Балдано М. Н. Индустриальное развитие Бурятии (1923-1991 гг.): достижения, издержки, уроки. – У-Удэ, 2001.
  30. Батуев Б. Б. Борьба за власть Советов в Бурятии. – У-Удэ, 1977.
  31. Доржиев Д. Л. Социально-политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920-1930-х гг. – У-Удэ, 1996.
  32. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. – М., 2000.
  33. Митупов К. Б. Социальные процессы в Бурятии (90-е гг. XXв.). У-Удэ, 2001.
  34. Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. У-Удэ. 1994.
  35. Плеханова А. М., Чимитова Д. К., Номогоева В. В. Бурят-Монгольская АССР в условиях нэпа.

 У-Удэ, 2004.

  1. Проблемы нового этапа культурного возрождения народов Бурятии (по материалам социологических исследований). – Улан-Удэ, 2001.
  2. Пыкин В. М. Современные общественно-политические объединения РБ: пособие для учителей. – У-Удэ, 2004.
  3. РБ – государство в составе РФ (к 75-летию образования). У-Удэ, 1998.
  4. Семенова Е. Е., Тармаханов Е. Е. Промышленность и формирование рабочих коллективов национальных районов Сибири. – У-Удэ, 2005.

Литература для учащихся.

1.Василевич Г.М. Эвенки. – М., 1969.

2.Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурныесвязи бурят, русских, эвенков 17-18 веках.- У-У, 2000 г.

3.Бурятия в вопросах и ответах ч. 2, У-У, 1990.

4.История Бурятии. Учебное пособие ч. 1, У-У, 1995.

5.История Бурят-монгольской АССР. т. 1-2, У-У, 1959.

6.Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов.- У-У 1975 г.

7.Цыренов Д.М. Наши земляки – герои Советского союза. – У-У, 1986 г.

8.Кузнецов И.И. Сталин и Красная Армия (1940-1953).- У-У, 1992 г.

9.История Бурятии в вопросах и ответах. Выпуск №3. – У-У 1992 г.

10.Очерки истории культуры Бурятии. Т. 2. – У-У 1974 г.

11.Тармаханов Е.Е. Промышленность и рабочий класс советской Бурятии (1938-1958). – Н, 1979 г.

12.Абаев Н.В., Балданов Б. М. Сравнительный анализ геополитической ситуации РБ и новых индустриальных стран Восточной Азии.- У-У,1998.

13.Республика Бурятия. Административно-территориальное устройство. – У-У, 1999 г.

      14.Выдающиеся  бурятские деятели XVII – начала XX вв. У-Удэ, 1994.

  1. Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
  2. Очерки истории культуры Бурятии. У-Удэ, 1972.
  3. Хаптаев П. Т. Октябрьская революция и гражданская война в Бурятии. В 2-х ч. – У-Удэ, 1964.
  4. Хрестоматия по истории Бурятии. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. У- Удэ, 1986.

Календарно-тематическое планирование по истории Бурятии

Наименование темы

Дата, количество часов

Корректи-

ровка

1

Вводный урок. История Бурятии как предмет

1

Тема 1. Бурятия в древний период

4

2

Древние жители Байкальского региона

1

3

Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа

1

4

Бурятия в хуннское время

1

5

Монгольский период в истории Бурятии

1

Тема 2. Бурятия в эпоху средневековья и нового времени

12

6

Происхождение бурятского народа

1

7

Материальная и духовная культура бурят

1

8

Бурятия накануне присоединения к России

1

9

Присоединение Бурятии к России

1

10

Освоение края и его хозяйство в к.17 – н.18 вв.

1

11

Социальное развитие края в 17-18 вв.

1

12

Просвещение и культура Бурятии

1

13

Семейские Забайкалья

1

14

Управление Бурятией. Реформы М. М. Сперанского

1

15

Экономическое развитие Бурятии в 19 веке

1

16

Политическая ссылка и общественное движение

1

17

Религия, образование, наука, культура, здравоохранение в 19 в.

1

Тема 2. Бурятия в 20 –н.21 вв.

17

18

Бурятия в к.19 – н.20 вв.

1

19

Бурятия в период революции 1905 – 1907 гг.

1

20

Бурятия в годы Первой мировой войны

1

21

События 1917 г. в Бурятии. Установление Советской власти

1

22

Бурятия в годы гражданской войны

1

23

Образование Бурят-Монгольской АССР

1

24

Индустриальное освоение Бурятии

1

25

Коллективизация сельского хозяйства Бурятии

1

26

Бурятия в годы Великой Отечественной войны

1

27

Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны

1

28

Культура Бурятии (1917 -1945 гг)

1

29

Бурятия в 1946 -1964 гг

1

30

Бурятия в 1965 -1985 гг

1

31

Культурное строительство в Бурятии в 1960-1980-е гг

1

32

Бурятия в 1985 – 1990-е гг

1

33

Бурятия на рубеже 20-21 вв.

1

34

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории  в 5 классе.  При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)

      В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  являет...

Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс " Подготовка к ЕГЭ"

Программа спецкурса  по математике по подготовке к ЕГЭ 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.Пр...

Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс "Решение текстовых задач"

Рабочая программа спецкурса "Решение текстовых задач", 11 класс...

Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.

  Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...