Главные вкладки

    Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
    рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

    Семенова Татьяна Викторовна

    Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_speckursa_po_matematike.rar18.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. Заветное »

    «Согласовано»

    Руководитель ШМО

    ___________/Семёнова Т.В./

    «__»_____________2011г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с. Заветное  »

    _____________/Сорокина А. Д./

     «__»____________2011г.

    «Утверждаю»

    Руководитель МОУ «СОШ с. Заветное »

    _____________/Разумова Т.Ю./

    Приказ № ___ от «__»____2011г.

    «Согласовано»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Семёновой Татьяны Викторовны

    первая категория

    математика

    6а класс

    спецкурс

    «Математика вокруг нас»

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол № ___от «__»_______2011 г.

    с. Заветное

    2010

    Оглавление

                                                                                                               стр.

    1.Пояснительная записка     -------------------------------------------- 3                                                        

    2.Учебно-тематический план------------------------------------------- 5

    3. Содержание тем учебного курса------------------------------------ 6

    4. Требования к уровню подготовки учащихся--------------------- 7

    5..Перечень учебно- методического обеспечения------------------ 8

    6.Список литературы----------------------------------------------------- 9

    7.Приложения к программе -------------------------------------------- 10                                    

    Пояснительная записка

    Курс математики 6 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.

    Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.

    Наибольшую остроту в контексте этой проблемы приобретает вопрос об определении условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались познавательные возможности неуспевающих школьников. Это обусловлено, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: многообразием и большой вариативностью причин неуспеваемости, а также тем, что в начальных классах у детей развиваются познавательные возможности для получения в последующем системы знаний. Известно, что в этот период формируются необходимые предпосылки для развития умственных операций и навыки учебы, созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.

    Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др.

    Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Низкий уровень общего развития, серьёзные пробелы в математической подготовке за курс начальной школы не позволяют им овладевать содержанием курса математики 5 класса даже на минимальном уровне, что исключает возможность хотя бы удовлетворительного изучения данного предмета и смежных дисциплин в последующих классах.

    Из года в год наблюдается рост детей с ослабленным здоровьем, что отрицательно сказывается на их успехах в обучении математике. Данная программа (предложенная комбинация и актуальность взятых тем) направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии памяти и внимания.

    Цели факультативного курса:

    1. Развитие логического и алгоритмического мышления.
    2. Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
    3. Выработка навыков устной монологической речи.
    4. Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
    5. Подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

    Задачи факультативного курса:

    1. Учить работе с дополнительной и справочной литературой.
    2. Углубить знания учащихся по математике.
    3. Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.
    4. Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний.
    5. Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.
    6. развитие памяти, внимания и мышления.

    Организация учебных занятий.
    Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
    Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

    Методы и приемы обучения.

    1. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
    2. Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
    3. Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
    4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися

    Ожидаемые результаты

    1. Повышение интереса к предмету.
    1. Предоставление учащимся возможностей для творческой самореализации и самоорганизации.
    2. Вовлечение учащихся в различные школьные  смотры и конкурсы по математике.

    Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

    Учебно - тематический план

    Номера уроков

    Содержание учебного материала

    Количество часов, отводимое на выполнение

    Всего

    Теория

    Практика

     Делимость чисел – 7 часов

    1-2

    Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики

    2

    1

    1

    3-4

    Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления.

    2

    1

    1

    5-7

    Решение логических задач. Решение задач на принцип Дирихле.

    3

    1

    2

    Действия с обыкновенными дробями – 16 часов

    8

    История возникновения математических терминов и понятий

    1

    1

    9-13

    Обыкновенные дроби

    5

    1

    3

    14-19

    Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач

    6

    1

    5

    20-21

    Топология

    2

    1

    1

    22-23

    Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур

    2

    2

    Действия с рациональными числами – 6 часов

    24-27

    Составление заданий на координатной плоскости

    4

    1

    3

    28-29

    Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа. Круги Эйлера.

    2

    1

    1

    Решение задач – 5часов

    30-32

    Решение занимательных задач

    3

    1

    2

    33

    Задачи  на движение.

    1

    34

    Итоговое занятие. Конкурс «Математический марафон»

    1

    Содержание тем учебного курса

    1. Делимость чисел (7 часов)

    Признаки делимости на 10, на 5, на 2,на 25,на  50,на 100, на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления. Исторические сюжеты развития математики. Решение логических задач. Решение задач на принцип Дирихле.

    1. Действия с обыкновенными дробями. (16 часов)

    История возникновения математических терминов и понятий. Решение трех основных задач на дроби. Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач. Топология. Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур.

    1.  Действия с рациональными числами (6 часов)

    Составление заданий на координатной плоскости. Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа. Круги Эйлера.

    1. Решение задач. (5 часов)

    Решение занимательных задач. Задачи  на движение.

    Требования к математической подготовке учащихся.

    В результате изучения факультативного курса  учащиеся должны:

    Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой решать три основные задачи на дроби;

      Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой 

    приводить дроби к одному знаменателю;

    выполнять действия с обыкновенными дробями, с разными знаменателями;

    находить прямую и обратную пропорцию;

    уметь приводить подобные слагаемые;

    решать уравнения;

    решать задачи на все действия с десятичными и обыкновенными дробями;

    упрощать выражения.

    При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

    Делимость чисел

    Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.

    Учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 25, 50, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;

    уметь: применять признаки делимости при решении задач.

    Действия с обыкновенными дробями.

    Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.

    Учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;

    уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.

    Действия с рациональными числами.

    Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.

    Учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;

    уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.

    Перечень учебно- методического обеспечения:

    1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2001. – 288с.

    2.  Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.

    3.  Депман И.Д., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985

     4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.

    5.  Галаева Е.А. Занимательные материалы по математике. – Волгоград. Изд. Корифей, 2006.

     6. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные Олимпиады. М.: Просвещение, 2010.

      7.  Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990.

    Список литературы:

    1. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995-1996.
    2. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2001.
    3. Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение,1989.
    4. Л.Н. Шеврин, А.Г.Гейн и др. Математика 5-6 учебник собеседник. - М.: Просвещение,1989.
    5. А.В. Фарков.  Математические олимпиады 5-6 классы. Изд. «Экзамен», 2006.
    6. Сост. Солдунова Л.Ю., Горемыко С.В. Организация и проведение районных математических олимпиад (5-6 классы). Изд. СарИПКиРО, 2004.

                       

    Приложение 1

    Календарно-тематический план

    № п\п

    Тема и содержание

    Количество

    часов

    Дата

    Коррекция

     Делимость чисел – 7 часов

    1-2

    Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики

    2

    3-4

    Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления.

    2

    5-7

    Решение логических задач. Решение задач на принцип Дирихле.

    3

    Действия с обыкновенными дробями – 16 часов

    8

    История возникновения математических терминов и понятий

    1

    9-13

    Обыкновенные дроби

    5

    14-19

    Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач

    6

    20-21

    Топология

    2

    22-23

    Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур

    2

    Действия с рациональными числами – 6 часов

    24-27

    Составление заданий на координатной плоскости

    4

    28-29

    Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа. Круги Эйлера.

    2

    Решение задач – 5часов

    30-32

    Решение занимательных задач

    3

    33

    Задачи  на движение.

    1

    34

    Итоговое занятие. Конкурс «Математический марафон»

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс

    Рабочая программа по   факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...

    Рабочая программа факультативного курса "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

    Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

    Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас". 5 класс

    Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на и...

    Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"

    Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"...

    Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса

    Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса. Программа разработана в условиях требований ФГОС....

    Рабочая программа по спецкурсу "Химия вокруг нас"

    Химия вокруг нас - рабочая программа для спецкурса в 9 классе...