Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"
рабочая программа на тему

Панкратова Ирина Александровна

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_planirovanie_posledniy_variant.docx43.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

                                                                

                   

                                                                        

                                                                Направленность:

                                                                Художественно - эстетическая

                                                                Возраст детей: 7 - 14 лет.

                                                                2 года обучения.

                                                                        

                                                                                            Составитель:

                                                                Панкратова Ирина Александровна

учитель I квалификационной категории.

                                                                     

                                                           

                                                                      Нижегородская область

                                                                         г. Дзержинск  2014

                                                  1. Пояснительная записка.

           Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает  в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы   

      Особенность программы  в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.                                                                                                                        В данных условиях программа «Мир вокального искусства» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

      Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность программы

             В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

2.Цели и задачи программы «Музыка вокруг нас»:

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 

  • Формирование устойчивого интереса к пению.
  • Обучение выразительному пению.
  • Обучение певческим навыкам.
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп  за 2 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

 - применение речевых игр и упражнений;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром коми композиторов.

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

3.Основные педагогические технологии организации

образовательного процесса .

Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

В основу деятельности  взяты следующие педагогические технологии:

  • индивидуальный подход;

  • педагогика сотрудничества;

  • компьютерные технологии;

  • игровые технологии.

4.Обеспечение процесса развития личности ребенка  по программе  «Музыка вокруг нас»

                                                         

                                                           5.Характеристика программы.

Тип – дополнительная образовательная программа.

Направленность – художественно - эстетическая.

Классификация:

По характеру деятельности – познавательная, развивающая творческую личность.

По возрастному принципу – разновозрастная.

По времени – 2 года.

                                 6. Организационно - педагогические основы обучения.

Программа «Музыка вокруг нас» рассчитана на 2 года:

Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому  часу. Всего в году – 38  часов с учетом каникулярного времени.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

 Данная программа адаптирована как для учащихся младшей группы, так и старшей.

      Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.

                                                      7.Формы и режим занятий

Беседа, лекция, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом  правильной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

 

                               8.Необходимые условие реализации программы.

                                  Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Нотный материал, подборка репертуара.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

9.Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

                                                     Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  •  участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно проявление навыков вокально-хоровой деятельности.  

                                                             Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
  • двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

10. Содержание программы

                                                             1-й год  обучения.

1.Вводное занятие (1 час ).  Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.

2. Распевание (9 часов)

Теория(4 ч.)  Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Практика(5 ч.).  Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».Певческое дыхание – как основа  

вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости  дикции.

3. Основы музыкальной грамоты(4ч)

Теория(2ч.)  Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава).Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.

Практика(2ч.)  Умение различать динамические и темповые обозначения как основные  средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.

 

4.Работа над вокалом(15 ч.)

Теория(7ч.)   Беседы о необходимости укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального певческого развития.

Практика(8ч.) Работа над текстами песен. Умение  владеть  микрофоном. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам.   

6.Концертно – исполнительская деятельность(8 ч.)

Теория(3ч.)  Беседа  о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности.

Практика(5ч.) Репетиции на сцене. Работа над технической  отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара.

6. Подведение итогов (1 ч.)

                                            2-й года обучения.

1.Вводное занятие (1 час ).  Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.\

2. Распевание (9 часов)

Теория(3 ч.)  Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Практика(6ч.).  Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».Певческое дыхание – как основа  

вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости  дикции.

3. Основы музыкальной грамоты(4ч)

Теория(1ч.)  Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава).Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.

Практика(3ч.)  Умение различать динамические и темповые обозначения как основные  средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.

 

4.Работа над вокалом(15 ч.)

Теория(3ч.)   Беседы о необходимости укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального певческого развития.

Практика(12ч.) Работа над текстами песен. Умение  владеть  микрофоном. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам.   

6.Концертно – исполнительская деятельность(8ч.)

Теория(2ч.)  Беседа  о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности.

Практика(6ч.) Репетиции на сцене. Работа над технической  отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара.

6. Подведение итогов (1 ч.)

11.Учебно - тематический план

1-й год обучения.

Тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Распевание

9

4

5

3.

Основы музыкальной  грамоты.

4

2

2

4.

Работа над вокалом  (звуковедение, дыхание, чистота интонирования,

строй и ансамбль, пластическое интонирование, музыкальный образ)

15

7

8

5.

Концертно – исполнительская деятельность.

8

3

5

  анализ выступлений.

6.

Подведение итогов.

1

1

Всего:

38

 18

20

                                                                   

                                                                 

2-й год обучения.

Тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Распевание

9

3

6

3.

Основы музыкальной грамоты.

4

1

3

4.

Работа над вокалом  (звуковедение, дыхание,

строй и ансамбль, пластическое интонирование, музыкальный образ)

15

3

12

5.

 Концертно- исполнительская деятельность.

8

2

6

Анализ выступлений

6.

Подведение итогов.

1

1

Всего:

38

11

27

             

                     12.  Методическое обеспечение программы на 1-й и 2-й годы обучения

 

№ п/п

Название разделов, тем

Формы

занятий

Приемы и методы

Методические материалы

Техническое оснащение

Форма

подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа

Изучение нового песенного материала

фонограммы

нотный материал

Синтезатор

Музыкальный  центр

собеседование

2.

Распевание

репетиция

Практический

групповой индивидуальный

наглядно-слуховой

Музыкальный инструмент

 фортепиано

собеседование

3.

Основы музыкальной грамоты

лекция

Практический

Наглядно-зрительный

групповой

индивидуальный

 Музыкальный инструмент

Нотная тетрадь

Фортепиано

Компьютер

Мультимедиа проектор

Магнитно-маркерная доска

собеседование

4.

Работа над вокалом

  репетиция

 Практический

групповой

индивидуальный

наглядно-слуховой

  фонограммы

нотный материал

 Синтезатор

Музыкальный  центр

компьютер

 концерт

5.

Концертно-исполнительская деятельность

 репетиция

 Практический

групповой

 фонограммы

Музыкальный центр, компьютер

 концерт

13.Список литературы для педагога.

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995

2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.

3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.

4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.

5. «Внешкольник», журнал №9, 2003.

6.Конвенция о правах ребенка(принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.

7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.

8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.

9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.

10. Учебное занятие в системе дополнительного образования.

                                                                                                                                

 Тематическое планирование ( 38 часов)

Дата

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие.  

1

2

Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

Разучивание текста и мелодии. Работа над чистотой интонирования.

1

3

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием.

      1

4

Распевание. Формирование исполнительских навыков.  Работа над ансамблем и строем.

      1

5

Концерт, посвященный празднику «День Учителя».

     1

6

 Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

 Знакомство с  песенным творчеством   композитора

и его вокальным и инструментальным творчеством

    1

7

Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

Разучивание текста и мелодии. Работа над чистотой интонирования.

    1

8

 Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

Разучивание текста и мелодии. Работа над чистотой интонирования.

     1

9

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

10

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

11

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Работа над ансамблем и строем.

      1

12

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Работа над ансамблем и строем. Формирование исполнительских навыков.

       1

13

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем.

 

      1

14

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

     1

15

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

      1

16

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

     1

17

Концерт «Новогодний серпантин».

     

      1

18

 Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

 Знакомство с  песенным творчеством   композитора

и его вокальным и инструментальным творчеством.

      1

19

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

20

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

21

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем.

     1

22

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом.

      1

23

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

      1

24

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

      1

25

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом.

      1

26

Концерт, посвященный Международному женскому Дню 8 Марта.

      1

27

Распевание. Знакомство с песенным репертуаром

 Знакомство с  песенным творчеством   композитора

и его вокальным и инструментальным творчеством.

      1

28

Распевание. Знакомство с песенным репертуаром.

Разучивание текста и мелодии. Работа над чистотой интонирования.

      1

29

 Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

 

      1

30

 Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

31

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

     1

32

 Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Индивидуальная работа.

      1

33

Распевание.  Нотная грамотность и сольфеджио. Работа над чистотой интонирования, дыханием, звуковедением и звукообразованием. Работа над ансамблем и строем. Формирование исполнительских навыков.

      1

34

Распевание. Работа над ритмико-двигательными элементами, строем, ансамблем, артистизмом и музыкальным образом

      1

35

Концерт, посвященный Дню Победы.

      1

36

Генеральная репетиция к отчетному концерту.

       

      1

37

Отчетный концерт

      1

38

Подведение итогов работы объединения «Музыка вокруг нас».

       1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...

Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...

Программа дополнительного образования "Вокруг света"

Программа дополнительного образования "Вокруг света"...

Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Физика вокруг нас»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Физика вокруг нас»с использованием комплекта учебного оборудования по физике в рамках создания и функционирования центра образования естественн...