Рабочая программа дополнительного образования "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 141.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации города Зверево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени генерал-лейтенанта Б.П.Юркова
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ №1
совета им.Б.П.Юркова
____________В.А.Шикин
Протокол от «___» _______ 2024 г. Приказ от «_____» _____ 2024 г.
№ 1 № _____ – ОД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Физика вокруг нас»
Уровень программы: базовый
Вид программы:
Тип программы: разноуровневый
Возраст детей: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год – 34 часа
Разработчик: ПДО
г.Зверево
Ростовская область 2024
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
художественной направленности
«Обществознание»
Наименование муниципалитета | Город Зверево |
Наименование организации | МБОУ СОШ №1 им.Б.П.Юркова |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы | «Физика вокруг нас» |
Механизм финансирования | бюджет |
ФИО автора составителя программы | Бугрова Ольга Ивановна |
Краткое описание программы | Из пояснительной записки Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. |
Форма(ы) обучения | Очная, с применением дистанционных технологий |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения | 1 год (38 часов) |
Возрастная категория | 13-15 лет |
Цель программы | Из пояснительной записки Развитие самого обучающегося как личности, его способностей, его творческого потенциала, в центре внимания находится познавательная деятельность учащихся: исследовать явления природы, задавать вопросы и вести дискуссию, повышать уровень знаний по физике, и истории физики, формирование понимания научной картины мира, компетентности в общении. |
Задачи программы | Образовательные:
|
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов. | В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий. Освоение курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает достижение следующих результатов: Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) | да |
Возможность реализации программы в сетевой форме | да |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий | Да |
Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы». | 6 |
1.Пояснительная записка. | 6 |
1.1 Направленность программы. | 6 |
1.2 Тип программы. | 6 |
1.3 Вид программы. | 6 |
1.4 Актуальность программы. | 6 |
1.5 Педагогическая целесообразность программы. | 7 |
1.6 Отличительные особенности. | 7 |
1.7 Целевая аудитория. | 7 |
1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. | 7 |
1.9 Уровень освоения программы. | 8 |
1.10 Объём программы. | 8 |
1.11 Срок освоения программы. | 8 |
1.12 Срок обучения по программе. | 8 |
1.13 Особенности организации образовательного процесса. | 8 |
1.14 Организационно – педагогические условия реализации программы. | 8 |
1.15 Форма обучения. | 8 |
1.16 Условия набора и формирования групп. | 8 |
1.17 Формы организации и проведения занятий. | 8 |
1.18 Материально – техническое оснащение. | 8 |
1.19 Кадровое обеспечение. | 9 |
1.20 Язык реализации. | 9 |
2. Цель и задачи программы. | 9 |
3.Содержание программы. | 12 |
3.1 Учебный план. | 12 |
3.2 Содержание учебного плана. | 12 |
3.3 Планируемый результат. | 12 |
Раздел № II «Комплекс организационно педагогических условий, | 13 |
включающих формы аттестации». | 13 |
2.1Календарный учебный график См. Приложение №2 | 14 |
2.2 Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля. | 14 |
2.3 Оценочные материалы и диагностический инструментарий. | 14 |
2.4 Методические материалы. | 17 |
2.5 Информационные ресурсы и литература. | 17 |
Нормативно – правовая база. | 19 |
Приложение №1. | 20 |
Приложение №2. | 21 |
Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:
1.Пояснительная записка.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
1.1.Направленность программы – естественнонаучная.
1.2.Тип программы – модульная. 2 модуля
1.3.Вид программы – базовая.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 8 класса разработана в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в действующей редакции от 29.12.2014 № 92, 31.12.2015 г. №1577);
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 018.08.2017г.№09-1672 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»
- содержанием основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №4 г.Ростова;
- примерной программой основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы:
А.В. Пёрышкин, Н.Ф. Филонович, Е.М. Гутник . -М.: Дрофа, 2017 (Стандарты второго поколения).
1.4. Актуальность программы –
Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:
- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;
- у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
программы заключается в том, что интерес, проявляемый обучающимися к физике и технике, общеизвестен. Задача педагога – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся обучающихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации дополнительной работы с детьми. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности, являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
1.5. Педагогическая целесообразность программы.
Данной программы состоит в том, что она, расширяет школьный курс по предмету физика.
1.6. Отличительные особенности.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
1.7. Целевая аудитория.
Дополнительная общеразвивающая программа «Физика вокруг меня» предназначена для обучающихся в возрасте 13-15 лет.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Данный курс дополнительного образования по физике для учащихся 13-15 лет рассчитан на 1 год обучения (15.09.2024 - 20.05.2024) – 1 час в неделю (34 часа в год).
Режим занятий. 1 часа в неделю по 40 минут
1.9. Уровень освоения программы - базовый.
1.10. Объём программы - количество часов – 34часа.
1.11. Срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год.
1.12. Срок обучения по программе - срок обучения рассчитан на 1 год с 15.09.24 г. по 20.05.25г.
1.13. Особенности организации образовательного процесса.
В дополнительной общеобразовательной программе «Физика вокруг меня» реализуются 2 модуля. Каждый модуль является завершённым образовательным курсом. Обучение по 1-му модулю проходит с сентября по декабрь, первый модуль рассчитан на 32 часа; период обучения по 2-му – с января по май: второй модуль включает 40 часов. Обучающиеся по желанию могут пройти обучение по любому из модулей в отдельности, либо в совокупности.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Причём большее количество времени на занятии занимает практическое выполнение работ.
1.14. Организационно – педагогические условия реализации
программы.
Образовательный процесс организовывается с учащимися возрастной категории от 13 до 15 лет. Занятия проводятся с начала учебного года согласно составленному расписанию. Занятия проводятся с детьми первого года обучения, количество которых 15-20 человек.
1.15. Форма обучения.
Очная, с применением дистанционных технологий.
1.16. Условия набора и формирования групп.
Комплектование групп начинается за две недели до начала реализации
программы. В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика для выявления готовности к занятиям; для определения качества усвоения программного материала.
1.17. Формы организации и проведения занятий.
Комплексные, практические, комбинированные.
Базовая форма обучения данной программы – очная, но в случае невозможности проведения занятий в очном режиме, программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype - общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.).
Формы организации деятельности учащихся на занятии – групповые.
Формы проведения занятий: диагностическая, комбинированная, теоретическая, практическая, тренировочная, контрольная. Результат и качество обучения прослеживаются в достижениях учащихся, в призовых местах в олимпиадах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
1.18. Материально – техническое оснащение.
1) Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам
2) Мебель (парты, столы, стулья)
3) Материалы (ручки, листы А4,)
4) Мультимедийный проектор
5) Компьютер / ноутбук с выходом в Интернет
6) Учебные презентации
7) Учебные фильмы
8) ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
1.19. Кадровое обеспечение.
Занятия ведет педагог дополнительного образования Бугрова Ольга Ивановна
Образование: Ростовский Государственный педагогический университет, «Физика. Математика» , 1996
1.20. Язык реализации – русский
2. Цель и задачи программы.
2.1.
Развитие самого обучающегося как личности, его способностей, его творческого потенциала, в центре внимания находится познавательная деятельность учащихся: исследовать явления природы, задавать вопросы и вести дискуссию, повышать уровень знаний по физике, и истории физики, формирование понимания научной картины мира, компетентности в общении.
2.2. Задачи:
Для реализации намеченной цели ставятся задачи:
Образовательные:
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики;
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;
- знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники;
- научить решать задачи нестандартными методами;
- развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Развивающие:
- развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;
- формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.
Воспитательные:
- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3.Содержание программы.
3.1. Учебный план
34 учебные недели, 34 часа
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | из них | ||||
теория | практика | ||||
1. | Тепловые явления(11 часов) | Беседа, входная диагностика, наблюдение, практическая работа, занимательные опыты | |||
1.1. | Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1.2 | Физика. Человек. Окружающая среда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | Тепловые процессы в теле человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4. | Определение дыхательного объема легких человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5. | Второе начало термодинамики. | 1 | 1 | ||
1.6. | Определение давления крови человека. | 1 | 1 | ||
1.7. | Изучение свойств жидкости | 1 | 2 | ||
1.8. | Замерзание воды уникальное свойство. | 1 | 0,5 | 1,5 | |
1.9. | Вода в жизни человека | 1 | 1 | ||
1.10. | Воздух. Свойства воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.11. | Какие бывают газы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Электрические явления(12 ч) | ||||
2.1 | Электрический ток. Электроскоп-индикатор электрического заряда. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, входная диагностика, наблюдение, практическая работа, занимательные опыты |
2.2 | Где живет электричество. Электрический театр. Огни святого Эльма. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | Электротрусишка. Электрический спрут | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Электрическая ложка. Первая батарей | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | Старое и новое об элементах и батарейках | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | Электродвигатель. Электроскоп-индикатор электрического заряда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.7 | Молния на столе .Электричество отталкивает | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.8 2.9 | Электричество в быту. | 2 | 0,5 | 0,5 | |
2.10 | Электричество на расческах. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.11 | Электричество в игрушках. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.12 | Электрические свойства тела человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Электромагнитные явления | Беседа, практическая работа | |||
3.1 | Магнитное поле и человек | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2 3.3 | Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Магнит. Занимательные опыты с магнитами. | 1 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Электроподъемники, дверные замки и китайский бильярд | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.5 3.6 | Как изготавливают магниты. Изготовление магнита. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.7 3.8 | Удивительное в природе | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.9 3.10 | Электромагнитизм в нашей квартире | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.11 | Физика на кухне | 1 | 0,5 | 1,5 | |
3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие
Тепловые явления -
Теория:
Терморегуляция человеческого организма. Роль атмосферного давления в жизни человека. Органы дыхания. Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Энтропия и организм человека. Второе начало термодинамики и способность к самоорганизации.
Практика:
Определение дыхательного объема легких человека.
Определение давления крови человека.
Контроль:
Беседа, наблюдение, практическая работа, занимательные опыты
Электрические явления.
Теория:
Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики
Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое сопротивление органов человека постоянному и переменному току. Магнитное поле и живые организмы.
Практика:
Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки.
Практика: Изобретение батарейки
Контроль: Занимательные опыты
Контроль: Беседа, практическая работа
Электромагнитные явления
Теория:
Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Практика:
Изготовление магнита. Занимательные опыты с магнитами.
Контроль: Занимательные опыты
3.3. Планируемый результат.
В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий.
Освоение курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- предвосхищать результат;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения педагогов, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий,
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
-анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- понимать роль эксперимента в получении информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, объем; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет;
- решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Раздел № II «Комплекс организационно педагогических условий,
включающих формы аттестации»:
2.1.Календарный учебный график (См. Приложение 1)
2.2. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля.
Текущий контроль:
Формы – опрос, контрольный урок.
Порядок – проводится в течение всего учебного года с целью контроля над качеством освоения учебного материала по данному предмету, направлен на выявление отношения к предмету и может носить стимулирующий характер.
Периодичность – текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем.
Промежуточная аттестация:
Формы – контрольное занятие, достижения.
Порядок – проводится по окончанию каждого раздела данной программы
для выявления освоения материала на данном этапе.
Периодичность – проводится регулярно в конце каждого раздела.
Аттестация по итогам освоения программы:
Формы – достижения, контрольное занятие.
Порядок – проводится по окончанию изучения программы
При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Периодичность – проводится согласно окончанию программы.
2.3. Формы аттестации
Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах педагогом, ведущим занятия в кружковом объединении.
Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика.
1.Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам.
2.Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы.
3.Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта, сообщают о результатах участия в творческих конкурсах.
Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты.
2.3. Оценочные материалы и диагностический инструментарий.
Оценивание достижений и компетентности, в том числе успехов обучающегося осуществляется по методике «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (Приложение 2).
- Структура вопросов:
- Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.
- Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.
- Пункты 5, 6 – опыт творчества.
- Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.
- Процедура проведения:
- Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с
- инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.
- Обработка результатов:
- Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
- Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся.
- Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме.
- Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
2.4. Методические материалы.
. Методические материалы
Методы обучения и воспитания
В процессе реализации программы используются различные методы обучения и воспитания.
Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с печатным материалом); наглядный практический (иллюстрации, презентации, схемы, рисунки); практический (упражнения, тесты); объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемный; игровой и др.
Методы воспитания: методы формирования качеств сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример); метод организации практической деятельности (упражнение, создание воспитательных ситуаций); метод стимулирования (поощрение).
Форма организации образовательного процесса
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; парная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, дискуссия;
- дидактическая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний;
- практические занятия, комбинированные формы занятий.
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
- работа в парах;
- групповые формы работы;
- дифференцированная;
- фронтальная проверка и контроль;
- самооценка выполненной работы;
- дидактическая игра;
- соревнование;
- конкурсы.
Ведущими педагогическими технологиями Программы являются:
- системно - деятельностная парадигма с компетентностными основами её разрешения в учебном процессе;
- метод системного анализа;
- ИКТ- технологии;
- включение обучающихся в активную познавательную деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности обучающегося в образовательном процессе.
Используемые методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Дидактические материалы:
- схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки, графики,
плакаты, диаграммы, шаблоны и т.п.);
- смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и
задания для устного или письменного опроса, тесты, практические
задания, упражнения, подборки олимпиадных задач по всем темам и др.);
- аннотация, опорные конспекты по всем темам, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Методы, используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:
Информационные (устные словесные и демонстрационные). Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Нужно учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть лаконичным и четким, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.
Демонстрационные методы. Реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию книг и журналов. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком- либо образце и способствуют более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий.
Практические (репродуктивные и проектные). Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически, это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.
Проектные методы на практике ведут к изменению роли и функции педагога. Педагог при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом у детей появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или модулем в целом.
В основе программы лежит системно - деятельностный подход.
В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы занятий с обучающимися:
- самостоятельная и групповая работа с источниками,
- индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий,
- коллективное обсуждение процесса и результатов работы,
- индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий.
Практические занятия предполагают занятия по решению юридических, экономических, обществоведческих задач и выполнению проблемно - познавательных заданий, а также обсуждение альтернативных решений юридических и экономических задач и вариантов выполнения.
2.5. Информационные ресурсы и литература.
Список литературы для педагога
- Аллаби М. Земля. Иллюстрированный атлас. – М.: ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008. – 200 с.
- Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968, 280с.
- Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970, 215с.
- Битюцкая Л.А., Еремин В.С., Чесноков В.С., Дементьева О.Б. Естествознание: Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 336с.
- Верзейм Д., Окслейд К., Ватерхаус Д. Химия. – М.: Росмэн, 1995. – 98с.
- Гальперштейн Л. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1994. – 255с.
- Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977, 120с.
- Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе № 3, 1991.
- Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. – М.: Наука, 1980. – 312с.
- Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 1987, 224с.
- Моше Д. Астрономия. – М.: Просвещение, 1985. – 254с.
- Наука: Энциклопедия. – М.: Дорлинг Киндерсли, 1999. – 448с.
- Новиков И.Д. Куда течет река времени? – М.: Мол.гвардия, 1990. – 238с.
- Перельман Я.И. Живая математика. – Домодедово: ВАП, 1994. – 160с.
- Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Домодедово: ВАП, 1994. – 208с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – Домодедово: ВАП, 1994. – 223с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1949, 267с.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
- Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. – М.: Издательство МНЭПУ, 1993. – 262с.
- Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. – М., 2000. – 144 с.
- Спарджен Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1997. – 48с.
- Темплтон Д. Всемирные законы жизни. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 620с.
- Удивительная планета Земля–ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003.– 320 с.
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
Список литературы для обучающихся
- А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для обучающихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
- Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
- «Книга для чтения по физике». Учебное пособие для обучающихся 7-8 классов. Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
- Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
- С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».
Электронные ресурсы
- Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- Сайт для обучающихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы, методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/
- Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http://www.uroki.ru/
- Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том числе видеозаписи) семинара
- РАО по проблеме использования информационных технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о
конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm
- Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО). Материалы по стандартам и учебникам для основной и полной средней школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm
Нормативно – правовая база.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
- Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
- Устав и локальные акты МБУ ДО ЦДТ.
Приложение №1
Календарный учебный график по ДОП
«Физика вокруг нас»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | ||
Тепловые явления(11 часов) | |||||||
17.09 | Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | текуший, взаимоконтроль, формирующий, итоговый | ||||
24.09 | Физика. Человек. Окружающая среда. | 1 | Теория, практика | самокнтроль, | |||
01.10 | Тепловые процессы в теле человека. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
08.10 | Определение дыхательного объема легких человека. | 2 | Практ.за-нятие | Текущий | |||
15.10 | Второе начало термодинамики. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
22.10 | Определение давления крови человека. | 1 | Практ.за-нятие | Текущий | |||
29.10 | Изучение свойств жидкости | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
05.11 | Замерзание воды уникальное свойство. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
12.11 | Вода в жизни человека | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
19.11 | Воздух. Свойства воздуха. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
26.11 | Какие бывают газы. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
Электрические явления(12 ч) | |||||||
01.12 | Электрический ток. Электроскоп-индикатор электрического заряда. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
10.12 | Где живет электричество. Электрический театр. Огни святого Эльма. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
17.12 | Электротрусишка. Электрический спрут | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
24.12 | Электрическая ложка. Первая батарей | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
15.01 | Старое и новое об элементах и батарейках | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
22.01 | Электродвигатель. Электроскоп-индикатор электрического заряда. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
29.01 | Молния на столе .Электричество отталкивает | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
05.02 | Электричество в быту | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
12.02 | Электричество в быту | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
19.02 | Электричество на расческах. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
26.02 | Электричество в игрушках. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
05.03 | Электрические свойства тела человека. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
Электромагнитные явления | |||||||
12.03 | Магнитное поле и человек1 | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
19.03 | Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
26.03 | Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
02.04 | Магнит. Занимательные опыты с магнитами. | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
09.04 | Магнит. Занимательные опыты с магнитами. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
16.04 | Электроподъемники, дверные замки и китайский бильярд | 1 | Теория, практика | Текущий | |||
23.04 | Как изготавливают магниты. Изготовление магнита. | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
30.04 | Удивительное в природе | 1 | Практ. за-нятие | Текущий | |||
07.05 | Удивительное в природе | 1 | Теория, практика | Формирующий | |||
14.05 | Электромагнитизм в нашей квартире | 1 | Практ.за-нятие | Текущий | |||
21.05 | Физика на кухне | 1 | Текущий | ||||
28.05 | Физика на кухне | 1 | Практ.за-нятие | Текущий | |||
Приложение №2
Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом
компетентности обучающегося.
Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и
умения, которые ты получил, занимаясь в объединении в этом учебном году, напиши соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
Оценка обучающегося | Оценка педагога | Среднее арифметическое | ||
1. | Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) | |||
2. | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | |||
3. | Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | |||
4. | Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | |||
5. | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | |||
6. | Умею воплощать свои творческие замыслы | |||
7. | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | |||
8. | Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | |||
9. | Научился получать информацию из разных источников | |||
10. | Мои достижения в результате занятий |
Итог оценка «3» соответствует низкому уровню,
оценка «4» соответствует среднему уровню,
оценка «5» соответствует высокому уровню
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"
Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Программа дополнительного образования "Вокруг света"
Программа дополнительного образования "Вокруг света"...
Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Физика вокруг нас»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Физика вокруг нас»с использованием комплекта учебного оборудования по физике в рамках создания и функционирования центра образования естественн...
Рабочая программа дополнительного образования "Физика вокруг нас"
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....