Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Павлова Светлана Павловна

        В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  является наиболее востребованным.                                             Рабочая  программа «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию  включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе спецкурса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

         Рабочая  программа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 17 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»

                                 УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР: _______ /Габышева Н.Н./

«____» ________________ 2015-2016 учебный год

Рабочая программа спецкурса по обществознанию

10 класс

«Подготовка к ЕГЭ»

(17 часов)

2016 г.

Пояснительная записка

        В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  является наиболее востребованным.                                                                                                

       Рабочая  программа «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию  включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе спецкурса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

         Рабочая  программа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 17 часов.

         Программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ;  повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

           Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Задачи курса:         

- повторение курса обществознания;                                                                                    

- формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;                                                            - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;                                                                                                        

- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Основное содержание

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Содержание

Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

        Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016.

 Кодификатор и спецификация  ЕГЭ по обществознанию – 2016.

Тема 1.  Общество (1 ч.)

        Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

        Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2.  Человек (2 ч.)

        Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

        Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

        Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

        

   Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)

        Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

        Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

        Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание (2 ч.)

        Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

        Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

           Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)

        Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

        Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

        Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

          Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.  Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.  Рынок труда и безработица. Инфляция.

                   

Тема 6. Социальная сфера общества (1 ч.)

        Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

        Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

        Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

         

Тема 7. Политическая сфера общества (1 ч.)

        Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

        Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.  Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

        Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

        Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

        

Тема 8. Правовая сфера общества (2 ч.)

        Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 

        Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

        Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

        Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.         

Тема 9. Решение заданий различных типов (1 ч.)

      Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части 2. (1 ч.)

Задания . Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.

Задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

Задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

Задание С7  (Решение познавательных задач).

Задание С8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

Задание С9  

Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование  (1 ч.).    Решение КИМов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Лекция с элементами беседы

1

Тема 1.  Общество.

1

2

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Ступени развития общества.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

Тема 2.  Человек .

2

3

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

4

Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 3. Духовная сфера.

2

5

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

6

Наука и образование. Мораль. Религия.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 4.  Познание.

2

7

Познание мира. Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

8

Решение тестовых заданий части А.

Тренинг

1

Тема 5. Экономическая сфера.

2

9

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10

Многообразие рынков. Рыночные отношения

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 6. Социальная сфера.

1

11

Социальная система. Семья и брак как социальные институты. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 7. Политическая сфера.

1

12

Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 8. Право.

2

13

Право, система права. Источники права. Права человека. Конституция РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

14

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

15

Тема 9. Решение заданий различных типов.

тренинг

1

16

Тема 10. Решение заданий части С. Эссе.

тренинг

1

17

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итого:

17

Литература и средства обучения

Литература для учителя:

  • Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
  • Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.
  • Быков Д.А. Обществознание. Ответы на билеты. 11 кл. - М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
  • Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: «Проспект», 2000. – 48 с.
  • История философии. – Ростов- на – Дону: «Феникс», 2001. – 576 с.
  • Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты.

     9 класс: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 126 с.

  • Косицына Ф.П. Экономика для уч-ся 11 кл. Ответы на экзаменационные билеты. – Волгоград: Учитель, 2002. – 64 с.
  • Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 413 с.
  • Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 64 с.
  • Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс. Экспресс – курс подготовки к ЕГЭ: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 127 с.
  • Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. ОУ. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010. – 224 с.
  • Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10 – 11 кл.: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
  • Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
  • Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
  • Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. – 160 с.
  • Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
  • Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
  • ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  • ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
  • Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
  • Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей – книга», 2011. – 128 с.
  • Человек и общество. Современный мир. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
  • Экономика. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.

Литература для учащихся:

  •  Баранов П.А. ЕГЭ – 2014: Обществознание: 50 типовых вариантов  экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 437 с.
  • Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий  и подготовка к выполнению части 3 (С).  – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 319 с.
  • Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий  и подготовка к выполнению части 2.  – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 383 с.
  • Липсиц И.В. Экономика: базовый курс. Учебник для уч-ся 10, 11 кл. – М: Издательство «Вита», 2004.- 352 с. (электронный учебник).
  • Никитин А.Ф. Право. 10 – 11 кл.: учебник для ОУ. – М.: Дрофа, 2011. – 414 с. (Электронный учебник).
  • Никитин А.Ф. Права человека. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
  • Никитин  А.Ф. Семейное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
  • Никитин А.Ф. Трудовое право.  9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
  • Никитин А.Ф. Уголовное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
  • Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»

Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

      Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс " Подготовка к ЕГЭ"

Программа спецкурса  по математике по подготовке к ЕГЭ 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.Пр...

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)

Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...

рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...