«Бурятские народные игры как средство развития ребёнка»
статья
Введение: детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего , что было под рукой- у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят –кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 89 «ЖУРПВЛЁНОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» г. УЛАН-УДЭ
Тема: «Бурятские народные игры как средство развития ребёнка»
Выполнили: Матвеева Д.В., учитель бурятского языка
Доржиева Г.Э., воспиттель
г. Улан-Удэ, 2025г.
«Бурятские народные игрушки как средство развития ребенка»
Введение: детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего , что было под рукой- у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят –кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее.
Трудно сказать точно, когда появились детские игрушки. Главный источник наших знаний – археологические находки. Археологи условно называют игрушками все находки, сделанные в виде фигурок людей и животных. На территории Сибири нашли множество таких игрушек, выточенных из мягкого камня или бивня мамонта за 35-12 тысяч лет до нашей эры. С древнейших времен кукла была участницей ритуальных действий. Она была подобием живого человека, находящегося в состояний транса. Такая кукла не имела собственной сущности и всегда готова была принять иной облики разделить чужую точку зрения. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Куклы –чучела спасли множество человеческих жизней – их приносили в жертву богам вместо людей.
Почти во всех древнеславянских обрядах присутствуют куклы. Можно сказать, что наши предки играли с куклой в ходе религиозного обряда, но смысл и характер этой игры не походил ни на забаву, ни на развлечение. Это была серьёзнейшая духовная работа, направленная на поддержание гармонии в самих себе и в мироздании в целом.
Потом куклы служили оберегами от болезней, несчастий, голода и бесплодия. Пока наконец, не стали утешителями и воспитателями детей- игрушками.
Игрушка всегда была неотъемлемой частью быта любого народа, «зеркалом» его жизни. С давних же времен известно существование в России различных игрушечных промыслов. Это знаменитая Дымка, Каргополь, вятка, Богородское, Сергиев Пасад и так далее. В словаре русского языка, составленном Владимиром Далем говорилось , что игрушка – «это вещица, сделанная для забавы, игры и потехи». В России игрушке уделялось особое внимание, так, есть даже Государственный музей игрушки. Основан он в 1918 году знатоком детских игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом, который хотел , чтобы дети в таком музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры, складывать азбуку. Читать книги, смотреть кукольные представления. В древности игрушки служили не только для игры, но и для привлечения к малышу доброго духа, ангела – защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч символизировали небо небесный мир, они как бы соединяли ребенка с миром добра. И в игрушках никогда не было изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Кстати, житейское мнение, будто кукла – забава только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети, пока не имели иных различий в костюме, до 7-8 лет. И лишь когда мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их роли и игры строго различались.
Одна из первых, так называя, колышковая кукла. Пишут исследователи, была сделана еще в 17 веке. Готовили ее из цельного куска дерева, у нее не было суставов, она не могла двигаться , и изначально была церковным атрибутом- служила для создания сценок на библейские темы. Затем в мире появились восковые куклы, культ которых до сих пор сохраняется на их родине – в Англии. Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на промышленной основе. Правда из-за хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки. Тело же у таких кукол был тряпичным. Однако у каждого народа материал, из которого делали первых кукол, был тряпичным. Однако у каждого народа материал, из которого делали первых кукол, был тряпичным. Однако у каждого народа материал, из которого делали первых кукол, был разным- куклы могли быть соломенными, из пучков травы, из тряпья, бересты,- словом, того, что было под рукой. У бурят, как у кочевников- скотоводов, первые игрушки делали из костей животных.
Игрушки бурятского народа
Буряты очень заботились о своих детях, говорят исследователи. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били и были дети абсолютно свободны – играли и веселились где только могли. Новорожденным мальчикам радовались больше, чем девочкам. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешена оберегами- защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они были первыми игрушками.
Все игрушки имели прямое отношение ко взрослому миру. Там где на зимних гуляниях в честь Сагаалгана мужчины показывали силу и ловкость, разбивая «hээр» - длинный отросток грудного позвонка быка или коровы- малыши играли в косточки поменьше. Так появилась, например, игра «Щагай»- в лодыжки. Игра лодыжками была известна еще в древней Месопотамии, более 30 веков назад. Косточки по всей форме имеют пять характерных позиции, и каждая имеет свое название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.
В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эта игра воспитывает характер, волю, развивает не только физические и нравственные качества, но также умственные способности: память, сообразительность, логическое и творческое мышление, устный счет, глазомер. В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.
Из костей же делали куколок - но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Эти косточки одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы получались высотой 8-10 сантиметров, долго служили и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол и куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала. Сувениры из рога – старинные традиции
И с детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бурятские народные игры. 2010г
Открытое мероприятие в рамках реализации летнего проекта "Бурятские народные игры"...

Игра - как средство развития личности ребёнка.
В статье раскрывается личный опыт автора в применении игр в работе с детьми с нарушением интеллекта....

Народная игра как средство развития детей дошкольного возраста.
статья о актуальности народной игры....
Ролевые игры как средство развития коммуникативной компетенции на уроках бурятского языка
При обучении младших школьников бурятскому языку как второму важнейшей задачей я считаю повышение эффективности учебного процесса. Среди большого количества методов и приѐмов обучения хотелось бы выде...

Игры как средство развития познавательной активности детей на уроках бурятского языка для русскоязычных детей в начальной школе
Игра - особый вид деятельности. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими ...


