Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой
методическая разработка (11 класс) по теме

Садчикова Татьяна Александровна

В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты групповой исследовательской деятельности учащихся, анализ лирического произведения, произведенный самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 11 классе «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с условиями жизни и творчества А.А. Ахматовой в разные периоды жизни, своеобразием изображения любовных чувств лирической героини  и; учить анализировать поэтический текст.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь; с помощью аналитического чтения помочь учащимся проникнуть в суть поэтических текстов ; способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
  3. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Этап №1.

  1. Вводно-мотивационный этап.
  2. Целеполагание.

– Здравствуйте, ребята. Думаю, что у всех хорошее настроение, потому что,  во-первых, сегодня у нас праздник, к нам пришли гости. Во-вторых, мы продолжаем знакомство с поэзией Анны Андреевны Ахматовой, пережившей рано пришедшую славу и незаслуженную резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать и мировую славу.

У каждого из нас сложилось, наверное, свое отношение к этому «великому поэту», поэту, потому что она не любила, когда называли ее поэтессой.

Мы знаем, что и современники, и последующие поколения давали неоднозначную оценку ее творчеству, поэтому возникает потребность отдельно рассмотреть эти оценки.

На прошлом уроке мы выдвинули разные версии – высказывания о творчестве А.Ахматовой, и наша сегодняшняя задача выбрать наиболее близкую вам гипотезу, обосновать ее правильность или вступить в полемику с автором, выразить свое отношение. Какая же из них наиболее подходит творчеству Анны Андреевны?

Постановка проблемного вопроса.

Какие оценки творчества А.А. Ахматовой вы рассмотрели?  Какую из них вы считаете справедливой?

– Какие темы поэзии Ахматовой позволяют нам полемизировать с А.Ждановым?

– Найдем стихи, какие имел в виду Жданов. Прав ли он?

– Какую задачу поставим Сегодня на уроке? (Проверить выдвинутые гипотезы, дать собственную точку зрения).

  1. «Златоустая Анна всея Руси…»  (М. Цветаева) 

 (Под этим имея в виду, что

  1. творчество Ахматовой объемлет все стороны жизни Руси,
  2. она является душой и голосом России)

2. «Я научила женщин говорить…»  (А.Ахматова)

  1. Ахматова – первая женщина-поэт. (Заявила о себе во весь голос)
  2. Ахматова научила говорить женщин наравне с мужчинами, т.е. иметь право на чувства, публично выражать их.

3. Есть еще одна версия. В 1946  вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». Один из политиков, государственных деятелей тех лет, А.А.Жданов, выступил с резкой критикой:  

«Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая…основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности…не то монахиня, не то блудница, у которой блуд смешан с молитвой…»   (А.А.Жданов)

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УД.

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Этап  № 2.

Изучение историко-литературного материала и художественного произведения.

Форма: эвристический семинар.

– Сейчас у каждого, наверное, есть желание высказаться, поделиться своими мыслями.

– Чтобы проверить, защитить или опровергнуть эти гипотезы, у Вас была возможность обсудить все в группах. Результатом Вашего обсуждения будут выступления в защиту или опровержения, а также исследование своеобразия лирики и поэтического мастерства А.А. Ахматовой.

Предлагает учащимся  определить цели своих исследовательских работ.

- Для выполнения исследовательской работы класс был поделен на группы. Перед каждой стояла задача определить цель своей работы, при анализе поэтических сборников разных лет выявить своеобразие и поэтическое мастерство автора. Пожалуйста, представьте результаты своей деятельности.

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Предварительная работа в группах по заданной теме.

Цели, поставленные учащимися при групповой работе:

расширить представления о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой;

организовать исследовательскую деятельность участников групп с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;

развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

развивать навыки анализа стихотворения, умение производить обобщающие выводы;

развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

воспитывать читательскую культуру.

Выступления делегатов исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихов А.А. Ахматовой. Выступление сопровождается выразительным чтением наизусть самостоятельно выбранного стихотворения.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

“Четки”

1912

“Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

“Вечер”

1914

“Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

“Белая стая”

1917

 “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

"Подорожник"

1921

"Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"

"Тростник"

1923-1940

"Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."

Генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)

Своеобразие любовной лирики:

Любовь безнадёжная, несбывшаяся.

Синтез тем любви к Родине, к человеку.

Доверительность, интимность, нежность.

Сюжетность (баллада, новелла, кино).

Мотив смерти, властности, величия, странничества.

Эволюция лирической героини.

Психологизм лирической героини.

Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

Лаконизм.

Малый объём произведения.

Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.

Афористичность речи.

В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.

Познавательные УДД.

Общеучебные УУД.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап  №3.

Любовная лирика А. Ахматовой.

Усвоение новых знаний. Создание ситуации диалога.

Примечание: девушки читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.

.

- Любовь. Каждый слышит в этом слове что-то свое.

Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф. И Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает, особенные.  Какие? Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня.

Предлагает учащимся отобрать материал таким образом, чтобы, с одной стороны, было многогранно определено понятие «любовь», с другой, было использовано ограниченное количество произведений. При этом должно быть создано целостное впечатление от прочитанного.

Цели, поставленные учащимися при работе в паре:

познакомить одноклассников с любовной лирикой А.Ахматовой;

совершенствовать навыки анализа художественного текста;

развивать навыки свободного и грамотного владения речью;

воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.

Как соломинкой пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен.

Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен.   “Как соломинкой пьешь мою душу”.

Мне никто сокровенней не был,

Так меня никто не томил,

Даже тот, кто на муку предал,

Даже тот, кто ласкал и забыл.   “Я не знаю, ты жив или умер”

Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоем петь и гореть,

А другим – это только пламя,

Чтоб остывшую душу греть.   “Тяжела ты, любовная память!”

Не гляди, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я…   “Ты письмо мое, милый не комкай”

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.   “Проводила друга до передней”

А ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть меня

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.   “А ты думал – я тоже такая”

Жгу до зари на окошке свечу

Ни о ком не тоскуя,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую.   “Жгу до зари на окошке свечу”

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи, -

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.   “Эта встреча никем не воспета”

Познавательные, включая общеучебные и логические.

Общеучебные:

  1. Смысловое чтение.
  2. Умение строить речевое высказывание.
  3. Постановка и формулировка проблемы.
  4. Действие со знвково-символическмми средствами.

Логические:

  1. Выбор оснований.
  2. Синтез.

Коммуникативные УУД.

  1. Планирование учебного сотрудничества.
  2. Постановка вопросов.
  3. Построение речевых высказываний.
  4. Лидерство и согласование действий с партнером.

- Определите, пожалуйста, какие оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки.

Учащиеся делают вывод об исследованном.

В тетрадях и на доске записывается центральное понятие урока любовь и те оттенки, которые существуют в лирике А. Ахматовой. 

Любовь

- тяжесть

- радость

- безумие

- откровение

- зависть

- несчастье

- пытка

- гордость

- земная любовь

Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте. (А. Демидова исполняет стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”

Примечание: во время урока вопросы записываются на доске, корректируются, выбирается вопрос, с которого начинается анализ стихотворения.

Составленные самостоятельно вопросы для анализа и интерпретации стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”

- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?

- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

- Какова тема этого стихотворения?

- Что является основным событием стихотворения?

- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

Ученики выделят такие особенности как психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется через  сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.

 Этап  №4.

Интерпретация текста.

- Сегодня у нас есть возможность услышать подготовленную самостоятельно интерпретацию стихотворения А. Ахматовой «Привольем пахнет дикий мед…» Дмитроченко Татьяна предлагает ее вашему вниманию.

Учитель предлагает ученику познакомить класс с выполненной самостоятельно работой по исследованию текста лирического стихотворения.

Отчет о проделанной работе с представлением презентации и интерпретации стихотворения  «Привольем пахнет дикий мед…».

Стихотворение «Привольем пахнет дикий мед…» было написано А.А. Ахматовой в 1934 году в Ленинграде, но впервые опубликовано только в 1966 году в журнале «Звезда Востока». Борис Пастернак и Осип Мандельштам считали его лучшим в творчестве Анны Андреевны. В нем отразился кровавый ужас эпохи. Ведь лучшие поэты во все времена страдали от притеснения властей, так как не могли молчать даже в самое страшное время. В двадцатом веке было страшно не только говорить, но даже жить молча.

В произведении использовано минимальное количество художественно-выразительных средств, за исключением сравнений. Их семь – по числу начальных строк (символическое число).

В первой строфе на смену картине безмятежного счастья, покоя, любви, запечатленных в словах «приволье», «солнечный луч», «фиалка», «яблоко», «резеда», наполненных ассонансами, в стихотворение врывается слово, разрушающее всю гармонию мира, радость бытия. Тонкий, изысканный аромат жизни, чувств сменяется запахом крови и только ее. Взрывной согласный, повторяется так же, как и само слово кровь, дважды, усиливая трагичность звучания. Таким образом, уже в первой строфе рождается антитеза, которая усугубляется мрачными, страшными картинами и образами во второй. Здесь кровь уже покрывает руки убийц, вне зависимости от того, просто ли они «умывают руки», снимая с себя ответственность за совершенное по просьбе граждан преступление, или на самом деле обагрили их, совершив убийство.  Читателю предстоит разобраться в исторических персоналиях и увидеть, что «наместник Рима» - это римский прокуратор Понтий Пилат, при котором был казнен Иисус Христос, а «шотландская королева» - это Мария Стюарт, послужившая прообразом леди Макбет в одноименной трагедии Шекспира.

Большое внимание уделяется роли союзов в каждой из строф. В первой союз «НО» противопоставляет ассоциативные ряды, хотя они объединены общим действием – «пахнет». При этом Ахматова использует эллипсис, избегая повторов при описании светлых и чудесных моментов жизни. Но то, что касается смерти, хотя это слово ни разу не входит в произведение, здесь повторы неизбежны. На смену слову «кровь» приходят описательный оборот «красные брызги» и фразеологизм «умывать руки».

Во второй строфе повторяющийся союз «И» воедино связывает совершенные в разные века преступления, клеймя их организаторов перед лицом истории и собственного народа.

Также акцентировано внимание на слове «напрасно», которое, на мой взгляд, отражает отношение обычного человека к тому, что происходит по воле или с молчаливого согласия властей. Позора тому, кто заслужил его действием или бездействием, не избежать. И это не зависит от того, где беззаконие произошло: «Пред всем народом», «под зловещие крики черни» или «в душном мраке царского дома». Антитеза проникает и в образы пространства.

Следует обратить внимание на то, что начало стихотворения - это неполные предложения, где рифмовка нарушается к концу строфы.  Вторая же часть - совсем без рифмы, состоит из одного предложения с прямым порядком слов. Это сближает его с живой разговорной речью.

С полным основанием можно говорить о переходе от высокого стиля к низкому по мере прочтения. В критической литературе жанр подобного стихотворения определяется как инвектива – резко обличительное по характеру произведение. И действительно, время приговорило к проклятию тех, кто проливал кровь безвинных. Евангельские мотивы, которые еще только робко проявляются в этом стихотворении через некоторое время во весь голос заявят о себе, обличая того тирана, который разрушил огромное количество судеб соотечественников Ахматовой, а также и ее собственную.

Живой классик, профессор Петербургской консерватории Борис Тищенко написал романс для голоса, скрипки и виолончели на стихи “Привольем пахнет дикий мед…” для концерта в память о жертвах терактов. Начав читать Ахматову, он увлекся её творчеством и написал ещё пять романсов. Получился цикл “Бег времени”, посвященный Екатерине Александровне Ручьевской, пережившей тот же ад, что и Анна Ахматова.

Личностные УУД.

  1. - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  2. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Этап  №5

Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы к учащимся.

-  Как вы оцениваете результативность урока?

- Какие виды работ должны вам помочь самостоятельно организовывать свою дальнейшую учебную деятельность?

- Как было интереснее и рациональнее работать: одному, в паре, в группе, самому определять цели и задачи деятельности или выполнять поручения руководителя?

- Помогли ли вам в работе при подготовке к уроку различные источники? Какими они были? Если  круг источников достаточно широк, это помогает работе? Почему?

Ответы учащихся.

Познавательные УУД, Общеучебные УУД.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Работа на уроке сопровождается Презентацией, возможно использование ЭОР «Практика. Тренажер для заучивания стихотворения А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…». История создания стихотворения (базовое изучение). Тренажер можно использовать как для индивидуальной, групповой работы, так и использовать для коллективной работы при анализе лирического произведения и при работе над строфикой, рифмовкой, определением стихотворного размера (в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе).

Приложение 2 содержит характеристику УУД (универсальных учебных действий, формируемых на уроке).



Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 11 классе «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с условиями жизни и творчества А.А. Ахматовой в разные периоды жизни, своеобразием изображения любовных чувств лирической героини  и; учить анализировать поэтический текст.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь; с помощью аналитического чтения помочь учащимся проникнуть в суть поэтических текстов ; способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
  3. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Этап №1.

  1. Вводно-мотивационный этап.
  2. Целеполагание.

– Здравствуйте, ребята. Думаю, что у всех хорошее настроение, потому что,  во-первых, сегодня у нас праздник, к нам пришли гости. Во-вторых, мы продолжаем знакомство с поэзией Анны Андреевны Ахматовой, пережившей рано пришедшую славу и незаслуженную резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать и мировую славу.

У каждого из нас сложилось, наверное, свое отношение к этому «великому поэту», поэту, потому что она не любила, когда называли ее поэтессой.

Мы знаем, что и современники, и последующие поколения давали неоднозначную оценку ее творчеству, поэтому возникает потребность отдельно рассмотреть эти оценки.

На прошлом уроке мы выдвинули разные версии – высказывания о творчестве А.Ахматовой, и наша сегодняшняя задача выбрать наиболее близкую вам гипотезу, обосновать ее правильность или вступить в полемику с автором, выразить свое отношение. Какая же из них наиболее подходит творчеству Анны Андреевны?

Постановка проблемного вопроса.

Какие оценки творчества А.А. Ахматовой вы рассмотрели?  Какую из них вы считаете справедливой?

– Какие темы поэзии Ахматовой позволяют нам полемизировать с А.Ждановым?

– Найдем стихи, какие имел в виду Жданов. Прав ли он?

– Какую задачу поставим Сегодня на уроке? (Проверить выдвинутые гипотезы, дать собственную точку зрения).

  1. «Златоустая Анна всея Руси…»  (М. Цветаева) 

 (Под этим имея в виду, что

  1. творчество Ахматовой объемлет все стороны жизни Руси,
  2. она является душой и голосом России)

2. «Я научила женщин говорить…»  (А.Ахматова)

  1. Ахматова – первая женщина-поэт. (Заявила о себе во весь голос)
  2. Ахматова научила говорить женщин наравне с мужчинами, т.е. иметь право на чувства, публично выражать их.

3. Есть еще одна версия. В 1946  вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». Один из политиков, государственных деятелей тех лет, А.А.Жданов, выступил с резкой критикой:  

«Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая…основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности…не то монахиня, не то блудница, у которой блуд смешан с молитвой…»   (А.А.Жданов)

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УД.

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Этап  № 2.

Изучение историко-литературного материала и художественного произведения.

Форма: эвристический семинар.

– Сейчас у каждого, наверное, есть желание высказаться, поделиться своими мыслями.

– Чтобы проверить, защитить или опровергнуть эти гипотезы, у Вас была возможность обсудить все в группах. Результатом Вашего обсуждения будут выступления в защиту или опровержения, а также исследование своеобразия лирики и поэтического мастерства А.А. Ахматовой.

Предлагает учащимся  определить цели своих исследовательских работ.

- Для выполнения исследовательской работы класс был поделен на группы. Перед каждой стояла задача определить цель своей работы, при анализе поэтических сборников разных лет выявить своеобразие и поэтическое мастерство автора. Пожалуйста, представьте результаты своей деятельности.

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Предварительная работа в группах по заданной теме.

Цели, поставленные учащимися при групповой работе:

расширить представления о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой;

организовать исследовательскую деятельность участников групп с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;

развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

развивать навыки анализа стихотворения, умение производить обобщающие выводы;

развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

воспитывать читательскую культуру.

Выступления делегатов исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихов А.А. Ахматовой. Выступление сопровождается выразительным чтением наизусть самостоятельно выбранного стихотворения.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

“Четки”

1912

“Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

“Вечер”

1914

“Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

“Белая стая”

1917

 “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

"Подорожник"

1921

"Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"

"Тростник"

1923-1940

"Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."

Генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)

Своеобразие любовной лирики:

Любовь безнадёжная, несбывшаяся.

Синтез тем любви к Родине, к человеку.

Доверительность, интимность, нежность.

Сюжетность (баллада, новелла, кино).

Мотив смерти, властности, величия, странничества.

Эволюция лирической героини.

Психологизм лирической героини.

Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

Лаконизм.

Малый объём произведения.

Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.

Афористичность речи.

В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.

Познавательные УДД.

Общеучебные УУД.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап  №3.

Любовная лирика А. Ахматовой.

Усвоение новых знаний. Создание ситуации диалога.

Примечание: девушки читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.

.

- Любовь. Каждый слышит в этом слове что-то свое.

Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф. И Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает, особенные.  Какие? Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня.

Предлагает учащимся отобрать материал таким образом, чтобы, с одной стороны, было многогранно определено понятие «любовь», с другой, было использовано ограниченное количество произведений. При этом должно быть создано целостное впечатление от прочитанного.

Цели, поставленные учащимися при работе в паре:

познакомить одноклассников с любовной лирикой А.Ахматовой;

совершенствовать навыки анализа художественного текста;

развивать навыки свободного и грамотного владения речью;

воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.

Как соломинкой пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен.

Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен.   “Как соломинкой пьешь мою душу”.

Мне никто сокровенней не был,

Так меня никто не томил,

Даже тот, кто на муку предал,

Даже тот, кто ласкал и забыл.   “Я не знаю, ты жив или умер”

Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоем петь и гореть,

А другим – это только пламя,

Чтоб остывшую душу греть.   “Тяжела ты, любовная память!”

Не гляди, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я…   “Ты письмо мое, милый не комкай”

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.   “Проводила друга до передней”

А ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть меня

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.   “А ты думал – я тоже такая”

Жгу до зари на окошке свечу

Ни о ком не тоскуя,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую.   “Жгу до зари на окошке свечу”

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи, -

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.   “Эта встреча никем не воспета”

Познавательные, включая общеучебные и логические.

Общеучебные:

  1. Смысловое чтение.
  2. Умение строить речевое высказывание.
  3. Постановка и формулировка проблемы.
  4. Действие со знвково-символическмми средствами.

Логические:

  1. Выбор оснований.
  2. Синтез.

Коммуникативные УУД.

  1. Планирование учебного сотрудничества.
  2. Постановка вопросов.
  3. Построение речевых высказываний.
  4. Лидерство и согласование действий с партнером.

- Определите, пожалуйста, какие оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки.

Учащиеся делают вывод об исследованном.

В тетрадях и на доске записывается центральное понятие урока любовь и те оттенки, которые существуют в лирике А. Ахматовой. 

Любовь

- тяжесть

- радость

- безумие

- откровение

- зависть

- несчастье

- пытка

- гордость

- земная любовь

Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте. (А. Демидова исполняет стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”

Примечание: во время урока вопросы записываются на доске, корректируются, выбирается вопрос, с которого начинается анализ стихотворения.

Составленные самостоятельно вопросы для анализа и интерпретации стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”

- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?

- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

- Какова тема этого стихотворения?

- Что является основным событием стихотворения?

- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

Ученики выделят такие особенности как психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется через  сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.

 Этап  №4.

Интерпретация текста.

- Сегодня у нас есть возможность услышать подготовленную самостоятельно интерпретацию стихотворения А. Ахматовой «Привольем пахнет дикий мед…» Дмитроченко Татьяна предлагает ее вашему вниманию.

Учитель предлагает ученику познакомить класс с выполненной самостоятельно работой по исследованию текста лирического стихотворения.

Отчет о проделанной работе с представлением презентации и интерпретации стихотворения  «Привольем пахнет дикий мед…».

Стихотворение «Привольем пахнет дикий мед…» было написано А.А. Ахматовой в 1934 году в Ленинграде, но впервые опубликовано только в 1966 году в журнале «Звезда Востока». Борис Пастернак и Осип Мандельштам считали его лучшим в творчестве Анны Андреевны. В нем отразился кровавый ужас эпохи. Ведь лучшие поэты во все времена страдали от притеснения властей, так как не могли молчать даже в самое страшное время. В двадцатом веке было страшно не только говорить, но даже жить молча.

В произведении использовано минимальное количество художественно-выразительных средств, за исключением сравнений. Их семь – по числу начальных строк (символическое число).

В первой строфе на смену картине безмятежного счастья, покоя, любви, запечатленных в словах «приволье», «солнечный луч», «фиалка», «яблоко», «резеда», наполненных ассонансами, в стихотворение врывается слово, разрушающее всю гармонию мира, радость бытия. Тонкий, изысканный аромат жизни, чувств сменяется запахом крови и только ее. Взрывной согласный, повторяется так же, как и само слово кровь, дважды, усиливая трагичность звучания. Таким образом, уже в первой строфе рождается антитеза, которая усугубляется мрачными, страшными картинами и образами во второй. Здесь кровь уже покрывает руки убийц, вне зависимости от того, просто ли они «умывают руки», снимая с себя ответственность за совершенное по просьбе граждан преступление, или на самом деле обагрили их, совершив убийство.  Читателю предстоит разобраться в исторических персоналиях и увидеть, что «наместник Рима» - это римский прокуратор Понтий Пилат, при котором был казнен Иисус Христос, а «шотландская королева» - это Мария Стюарт, послужившая прообразом леди Макбет в одноименной трагедии Шекспира.

Большое внимание уделяется роли союзов в каждой из строф. В первой союз «НО» противопоставляет ассоциативные ряды, хотя они объединены общим действием – «пахнет». При этом Ахматова использует эллипсис, избегая повторов при описании светлых и чудесных моментов жизни. Но то, что касается смерти, хотя это слово ни разу не входит в произведение, здесь повторы неизбежны. На смену слову «кровь» приходят описательный оборот «красные брызги» и фразеологизм «умывать руки».

Во второй строфе повторяющийся союз «И» воедино связывает совершенные в разные века преступления, клеймя их организаторов перед лицом истории и собственного народа.

Также акцентировано внимание на слове «напрасно», которое, на мой взгляд, отражает отношение обычного человека к тому, что происходит по воле или с молчаливого согласия властей. Позора тому, кто заслужил его действием или бездействием, не избежать. И это не зависит от того, где беззаконие произошло: «Пред всем народом», «под зловещие крики черни» или «в душном мраке царского дома». Антитеза проникает и в образы пространства.

Следует обратить внимание на то, что начало стихотворения - это неполные предложения, где рифмовка нарушается к концу строфы.  Вторая же часть - совсем без рифмы, состоит из одного предложения с прямым порядком слов. Это сближает его с живой разговорной речью.

С полным основанием можно говорить о переходе от высокого стиля к низкому по мере прочтения. В критической литературе жанр подобного стихотворения определяется как инвектива – резко обличительное по характеру произведение. И действительно, время приговорило к проклятию тех, кто проливал кровь безвинных. Евангельские мотивы, которые еще только робко проявляются в этом стихотворении через некоторое время во весь голос заявят о себе, обличая того тирана, который разрушил огромное количество судеб соотечественников Ахматовой, а также и ее собственную.

Живой классик, профессор Петербургской консерватории Борис Тищенко написал романс для голоса, скрипки и виолончели на стихи “Привольем пахнет дикий мед…” для концерта в память о жертвах терактов. Начав читать Ахматову, он увлекся её творчеством и написал ещё пять романсов. Получился цикл “Бег времени”, посвященный Екатерине Александровне Ручьевской, пережившей тот же ад, что и Анна Ахматова.

Личностные УУД.

  1. - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  2. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Этап  №5

Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы к учащимся.

-  Как вы оцениваете результативность урока?

- Какие виды работ должны вам помочь самостоятельно организовывать свою дальнейшую учебную деятельность?

- Как было интереснее и рациональнее работать: одному, в паре, в группе, самому определять цели и задачи деятельности или выполнять поручения руководителя?

- Помогли ли вам в работе при подготовке к уроку различные источники? Какими они были? Если  круг источников достаточно широк, это помогает работе? Почему?

Ответы учащихся.

Познавательные УУД, Общеучебные УУД.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Работа на уроке сопровождается Презентацией, возможно использование ЭОР «Практика. Тренажер для заучивания стихотворения А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…». История создания стихотворения (базовое изучение). Тренажер можно использовать как для индивидуальной, групповой работы, так и использовать для коллективной работы при анализе лирического произведения и при работе над строфикой, рифмовкой, определением стихотворного размера (в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе).

Приложение 2 содержит характеристику УУД (универсальных учебных действий, формируемых на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....