Открытый урок-зачёт с элементами литературной игры по творчеству Ф.М.Достоевского
план-конспект урока (10 класс) по теме

Островская Татьяна Викторовна

 

Урок-зачёт - это ещё одна  повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскрывал их характеры. Достоевский, безусловно, «первый психолог мировой литературы».

Открытый урок-зачёт с элементами литературной игры по творчеству Ф.М.Достоевского рассчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-зачет (2 часа)
с элементами литературной игры
по творчеству Ф.М. Достоевского

«Психологический портрет героев Достоевского»

Эпиграф

«Достоевский – первый психолог, мировой литературы».

/Томас Манн/

«Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту».

/Чернышевский/

На доске - еще запись:

«Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных продуктах, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.»

А.Ф.Лосев,

выдающийся русский философ.

На доске - запись:

«В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Психологические детали воплощают внутренний мир человека».

На доске – портреты Достоевского разных лет.

Ход зачета.

I Слово учителя.

Сегодня мы с вами сдаем зачет по творчеству Ф.М. Достоевского. Форма его – групповой зачет с элементами литературной игры. Тема конкретная – «Психологический портрет героев Достоевского». Не так давно у нас проходил групповой зачет по теме «Петербург Достоевского». Я желаю, чтоб и сегодня на уроке вы были активны и внимательны. Обратим внимание на тему, вспомним некоторые литературоведческие термины, как-то:

-Что такое портрет в литературном произведении?

(Портрет в литературном произведении – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манера держаться).
Портретные детали – это разновидность внешних деталей.

  1. В литературе чаще встречается психологический портрет. В чем его отличие от просто портрета?

(В психологическом портрете автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер).

Итак, I задание. Запишите на листах детали психологического портрета, характеризующие душевное состояние героев: князя Мышкина и Иволгина Гани. Сосредоточимся на психических, душевных переживаниях героев.

- «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывши, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы ей непременно по лицу. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку. Между ним и сестрой стоял князь».

- Полноте довольно! – проговорил он настойчиво, но тоже весь дрожа, как от чрезвычайно сильного потрясения.

  1.  Да вечно, что ли, ты мне дорогу переступать будешь? – заревел Ганя, бросив руку Вари, и освободившеюся рукой, в последней степени бешенства, со всего размаха дал князю пощечину. Князь побледнел. Странным и укоряющим взглядом поглядел он Гане прямо в глаза; губы его дрожали и силились что-то проговорить; какая-то странная и совершенно неподходящая улыбка кривила их.
  2. Ну, это пусть мне, …а её… всё-таки не дам… - тихо проговорил он вдруг наконец; но вдруг не выдержал, бросил Ганю, закрыл руками лицо, отошел в угол, стал лицом к стене и прерывающимся голосом проговорил:
  3. О, как вы будете стыдиться своего поступка!

(после ответов)

- Какие детали психологического портрета вы успели записать? Как они характеризуют героев?

В романе «Идиот», по словам Салтыкова-Щедрина, Достоевский изобразил человека, достигшего «полного нравственного и духовного равновесия»; сам Достоевский считал Льва Николаевича Мышкина «положительно прекрасным», идеальным человеком, страстно мечтающим и стремящимся внести красоту, гармонию и совершенство в несовершенный мир. В князе Мышкине нашел своё художественное воплощение этический идеал Достоевского. Но, однако, тоже по словам Достоевского, «идиотизм жизни, в которой мораль, а бессильна. А сила аморальна, превращает правдоискателей в идиотов».

- Я сохранила ваши первые отзывы о неизвестном тогда вам герое: вы составляли его психологический портрет по деталям, цитатам, обращая внимание на глаза, голос, действия, отношение к окружающим и прочее. Я напомню выдержки из некоторых работ:

  1. Мне кажется, что этот человек не умеет жить. В любом обществе выживает сильнейший. За место в жизни нужно бороться. Борьба – это усилие, измождение самого себя, пренебрежение  своими принципами, а человек с «тихостью» в глазах вряд ли борется руками и зубами. Этот герой старается всем помочь, но в жестоком социуме каждый помогает только себе.
  2. У меня создалось впечатление, что этот человек священник, добрый, тихий…
  3. Голубые глаза говоря о его чистой душе…
  4. У этого человека сильно занижена самооценка…

-   Не может причинить кому-нибудь боль или страдание, не способен на это…

  1. Закомплексован, не злопамятен.
  2. Слабохарактерный. Он просто сумасшедший.
  3. Каким же действительно замечательным мастером психологического портрета является Достоевский, что, ничего не зная еще о князе Мышкине, вы многое угадали о его сущности.
  4. Изменилась ли ваша точка зрения на этого героя по прочтению романа? Внесите дополнения к психологическому портрету героя. Как бы вы представили его, например, человеку-иностранцу, не читавшему пока этот роман?

(Учащиеся отвечают)

  1. А вот перед вами портрет князя Мышкина в исполнении художника Ильи Глазунова. Кажется ли вам этот портрет удачным? Обоснуйте свой ответ.
  2. А теперь вновь обратимся к литературным портретам. Каждая команда последующей дает устное описание портрета литературного персонажа Достоевского. Слушающие должны угадать, чей это портрет.
  3. А сейчас я вам предложу угадать несколько портретов.
  4. «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

(Учащиеся отвечают)

-    Что помогло вам определить, что - это Раскольников? Почему ты решил, что – это Раскольников?

  1. «Смуглая такая, точно солдат переряженный, но, знаешь, совсем не урод. У неё такое доброе лицо и глаза, очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая. (Лизавета) Где опорные слова?
  2. «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Её даже нельзя было назвать хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».(Соня Мармеладова)
  3. Какие детали психологического портрета нашли вы? (Учащиеся говорят)
  4. У Достоевского, в сравнении с Гоголем, Тургеневым, Толстым, мы наблюдаем двоекратное портретирование.

- Задание. Сопоставьте две портретных характеристики Сони: во время причащения умирающего Мармеладова и когда Соня приходит пригласить Раскольникова на поминки. (Учащиеся читают фрагменты)

- В чем различие этих двух портретов? Который из них передает подлинную сущность характера Сони? А в чем эта сущность?

(Соня Мармеладова – идеал христианского смирения, кротости и человеколюбия)

- А вот еще один любопытный портрет. Кто это? «Никакими ласками я не мог смягчить его: он кусался и бился, говядины от меня не брал и всё время, бывало, как я над ним стою, пристально – пристально смотрит мне в глаза своим злым, пронзительным взглядом». Угадайте, кто это? (Орел, «записки из Мертвого дома» Д.)

- С особой любовью относился Достоевский к детям. «Через детей душа лечится», - говорит он устами кн.Мышкина.

Угадайте, кто из детей изображен на этом портрете? «Старшая девочка лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке… в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике… со страхомследила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на её исхудавшем и испуганном личике. (Поленька)

- Теперь рассмотрим детские портреты, исполненные художником Глазуновым. Какой бы психологический портрет вы дали?. (Через внешний портрет – к внутреннему).

- А вот что рассказал о них Достоевский.

(проецируем портреты на экран)

- №14 Повесть Достоевского «Белые ночи» Настенька

(через призму любви)

- «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. Она была премиленькая и брюнетка, на её чёрных ресницах ещё блестели слезинки недавнего испуга. Хорошенькая маленькая ручка.

- №15 Катя «Неточка» (Повесть Достоевского «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.)

- №16 Спящая княжна Катя «Неточка». (пов. «Неточка Незванова». Читаю фрагмент.)

- №17 Роман «Братья Карамазовы. Монах (портрет) «Невысокого росту, очень бледный и испитой… Монах с чрезвычайно вежливым, почти поясным поклоном произнес…» «На бледных бескровных губах монаха показалась тонкая, молчальная улыбочка, но без хитрости в своем роде. Но он ничего не ответил, и слишком ясно было, что промолчал из чувства собственного достоинства».

- На какую деталь в портрете обязательно обращает внимание Достоевский?

(Глаза выражают обычно ту нравственную катастрофу, которую переживают герои Достоевского).

  1. Почему Достоевский ничего не говорит о глазах Лужина?

(«Глаза – зеркало души, а у Лужина души нет, он бездушный человек».)

Итак,

- Какие детали рассмотренных вами портретов указывают на то, что это всё – герои Достоевского? (Выразительные глаза, тихость, задумчивость, петербургский фон…)

- Да, у Достоевского нет счастливых даже среди детей. Дети в его произведениях – не розовощекие, не смеющиеся. Они, как и взрослые, вечно в задумчивости. Противоестественно, но это так. Они видят много бед, смерть своих братьев и сестер.

- В одном из писем герой Достоевского создает образ ребенка, стоящего у гроба своего 9-летнего брата.

- Кто и кому пишет об этом?

«Маленькая девочка, дочка, стоит, прислонившись к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая! Я не люблю, я маточка, Варенька, когда ребенок, задумывается; смотреть не приятно! На губах пальчик держит – не шевелится, грустно, Варенька, - а?» (Макар Девушкин)

- Итак, мы обратились к эпистолярному жанру. Кто кому пишет письмо? (Читают письма учащиеся, по группам; другие учащиеся угадывают.)

- «Вот я уже два месяца с лишком я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иною ночь не спала думая. Ты знаешь, как я люблю тебя! Ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше».

(Пульхерия Александровна, мать Раскольникова)

- Милостивый государь Макар Алексеевич! Знаете ли, что придется наконец совсем поссориться  с вами? Клянусь вам, добрый Макар Алексеевич, что мне даже тяжело принимать ваши подарки. Я знаю, чего они вам стоят, каких лишений и отказов в необходимейшем себе самому. Сколько раз я вам говорила, что мне не нужно ничего, совершенно ничего, что я не в силах вам воздать и за те благодеяния, которыми вы доселе осыпали меня… Ваша … (Варвара Доброселова)

- «Ты меня видишь обыкновенно, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным, это только снаружи таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой; внутри же другое, поверь, поверь!

(Достоевский –своей жене Анне Григорьевне)

(Процитируем портреты Достоевского)

- Какие внешние детали этих портретов говорят о человеке «угрюмом, пасмурном, капризном», «надломленном, испорченном судьбой»?

«Внутри же другое, поверь, поверь»!

- Что же это другое вы обнаружили в портрете этого человека?

- У каждой группы есть портрет Достоевского в исполнении разных художников. Составьте психологический портрет «вашего» Достоевского.

(Создают эссе – коллективное)

- Достоевский говорил: «В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль. Художник изучает мысль и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице.

- Кажется ли вам удачным портрет Достоевского в изображении народного художника СССР И. Глазунова?

- Какие черты личности писателя вы чувствуете в портрете?

- Таким ли вы его представляете в жизни? (Учащиеся отвечают)

- А теперь обратите внимания на слова философа Лосева (см. выше, на доске)

Ответьте на вопросы:

  1. Что вы можете сказать о характере героини Достоевского по описанию ее внешнего облика?
  2. Какие слова тут могут стать опорными для определения ее психики, душевного настроя?

(У детей – текст, они отвечают письменно, каждый; я в это время читаю тексты вслух – комиссии)

  1. «Перед ним стояло, казалось бы, самое обыкновенное и простое существо на взгляд, - добрая, милая женщина, положим, красивая… Правда, хороша она была очень…полная, с мягкими, как бы неслышными даже движениями тела, как бы тоже изнеженными до какой-то особенной, слащавой выделки, как и её голос. Ноги её на полу не было слышно. Мягко опустилась она в кресло».

(пауза говорят учащиеся)

-«Алешу поразило всего более в этом лице его детское, простодушное выражение. Она глядела как дитя, радовалась чему-то как дитя, она именно подошла к столу, радуясь как бы сейчас чего-то ожидая с самым детским, нетерпеливым и доверчивым любопытством. Взгляд её веселил душу».

- Об одном ли человеке идет речь?

(Да. О Грушеньке)

- Почему об одном – и так по разному.

(Учащиеся отвечают)

- Задание. Писатель, как вы уже знаете, может изобразить своего героя не только в спокойном состоянии, но и в минуту радости, веселья, испуга, отчаяния. Сейчас услышите голос героя, хорошо знакомого вам. Слушая его, делайте психологическую зарисовку – каким вы увидели героя, на что обращает внимание автор, чтобы передать его внутреннее состояние.

Вы занимаетесь рисованием (созданием)этого героя. У всех – листы.

Звучит монолог Раскольникова.

- Как характеризуется душевное состояние, как отражено оно.

а) в позе – (замер, обняв себя руками; взмахивая руками, разрубая воздух и др.)

б) в жестах –

в) в движениях – (ходит из угла в угол; взад – вперед, нервно и др.)

г) в цвете лица – (бледный, с пылающими пятнами на щеках)

д) выражение глаз – (пылающий взор…)

е) интонация – (неровная; то вскрикнет, то прошепчет…)

ж) сила голоса – (кричит, всплески эмоций, усмехается…)

з) Какая мимика -                         (морщится, кривится

характерна для                        оглядывается,

такого психологического                вглядывается

состояния человека?                куда-то вдаль, во что-то…)

Записать!

- Задание. Ответьте, кому из героев Достоевского принадлежат эти вещи?

Докажите текстом.

Бубен, пуговицы (осыпавшиеся), шутовской колпак, драдедамовый платок, корова, медный крест, евангелие, библия, револьвер, кисть, лошадь, шляпка, кнут.

- Ф.М. Достоевский, закончив роман «Игрок», сказал своей стенографистке А.Г, Сниткиной (будущей жене), что он придумал новый роман. Герой романа – художник, преждевременно состарившийся человек, больной неизлечимой болезнью, хмурый, подозрительный, правда, с нежным сердцем. В тяжелый момент своей жизни он встречает молодую девушку, добрую, жизнерадостную, тактичную. Полюбив её, он мучается вопросом: Что он, больной и немолодой, может дать этому юному, жизнерадостному созданию? Сам же Достоевский был неуверен в том, насколько психологически верным было бы, если б героиня полюбила художника.

- Назовите героев этого романа и скажите, как дальше развивать события.

(Героями этого «романа» был сам Федор Михайлович и Анна Григорьевна. «Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили? – Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»

Так по воспоминаниям Достоевского, развивались события этого «романа».

-Проецирую портрет.

-Какие качества характера этой женщины вы обнаруживаете, изучая этот портрет? Какие психологические детали отметили? Почему она смогла быть женою Достоевского?

(Учащиеся отвечают)

- Домашнее задание. Письменное сообщение «Нравственные уроки Достоевского». (Что приобрел я, изучая Достоевского? Какие его афоризмы возьму на вооружение в жизни?)

- Слово учителя. Вот и закончилась ещё одна повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскрывал их характеры. Достоевский, безусловно, «первый психолог мировой литературы».

О своем труде Достоевский писал:

«Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Пентагон"

Игра состоит из 7 раундов, где учащиеся могут проверить свои знания по творчеству А.Пушкина и проявить творческие способности....

Литературная викторина, посвящённая творчеству Ф.М. Достоевского

Викторина, посвящённая жизни и творчеству Ф.М. Достоевского может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Содержит 30 вопросов и ответы к ним....

Литературный вечер,посвященный творчеству Ф.М.Достоевского

Сценарий литературного мероприятия к 195 летию со дня рождения....

Вопросы для интеллектуальной игры по творчеству Ф.М.Достоевского

Трудные вопросы  на знание содержания произведений Ф.М.Достоевского. Вопросы составлялись для проведения районной  интеллектуальной  игры по творчеству Ф.М.Достоевского...

Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Литературная игра проводится после изучения романа на уроках с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении....