Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Мельникова Ирина Владимировна

Литературная игра проводится после изучения романа на уроках с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гостях у Достоевского

Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Внеклассное мероприятие

Мельникова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Златоуста

Литературная игра проводится после изучения романа с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении.

Задачи:

  1. Проверить в игровой форме знание обучающимися текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Развивать творческую активность обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

- портрет писателя;

- иллюстрации разных художников к произведению (Д. Шмаринова, И. Глазунова);

- иллюстрации, выполненные обучающимися в качестве домашнего задания;

- цитата Ф.М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»;

- для членов жюри - таблица с названиями конкурсов и команд, где ставятся баллы;

- часы;

- грамоты.

Правила игры.

В литературной игре принимают участие 2 команды обучающихся 10 класса.

Игра состоит из 6 заданий, за выполнение которых жюри ставит баллы.

Команды готовят творческое домашнее задание:

– проект обложки для романа «Преступление и наказание», защиту проекта;

- инсценировку эпизода произведения (диалог двух героев, 2-3 мин);

- «подарок» от Достоевского.

Вступительное слово учителя.

Кратко об авторе и его романе (на основе изученного на уроках, с опорой на цитату                            Ф.М. Достоевского), о правилах и ходе игры, представление жюри.

Конкурсные  задания

  1. Блиц-турнир

Командам предлагается за 2 минуты ответить на максимальное количество вопросов. При отсутствии ответа нужно произнести слово «дальше».

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для 1 команды.

1. Какие журналы редактировал Ф.М. Достоевский? («Время», «Эпоха»).

2. Жанр романа «Преступление и наказание» (Идеологический, философский).

3. Где происходит действие романа? (В Петербурге).

4. Сколько лет Родиону Раскольникову при встрече с ним в романе?  (23 года).

5. Кто из героев романа сказал: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!» (Мармеладов).

6. Что автор называет так: «каюта», «шкаф», «гроб»? (Каморку Раскольникова).

7. Кем хотел сделаться Раскольников? (Наполеоном).

8. Кто из героев романа сказал: «Опять вы принялись за старое… Всё за те же … приёмы». (Порфирий Петрович).

9. Кто оскорбил Соню, обвинив её в воровстве?  (Лужин).

10. Кто назвал поступок Лужина «низким и подлым»?  (Лебезятников).

11. Что снится Родиону перед роковым убийством? (Сон об избиении лошади).

12. На какие два разряда разделил Раскольников всех людей? (Обыкновенных и необыкновенных - «собственно люди» и «вши», «пророки» и «твари дрожащие»).

13. Кто берет на себя вину Раскольникова? (Маляр Миколка).

14. Сколько лет каторжных работ получил Раскольников за свое преступление?  (8 лет).

15. Назовите лучшего друга Раскольникова. (Разумихин).

16. Кто в романе воплощает христианский идеал самопожертвования? (Соня Мармеладова).

17. Когда Раскольников понял ошибочность своей теории? (На каторге, после сна о моровой язве).

Вопросы для 2 команды

1. В каком журнале впервые был опубликован роман «Преступление и наказание»? («Русский вестник»).

2. Первоначальное название романа. («Пьяненькие»).

3. Кто должен был стать центральным героем? (Мармеладов).

4. Какой цвет преобладает в описании Петербурга? (Желтый).

5. Сколько времени занимает действие романа до эпилога? (Две недели).

6. На каком факультете учился Раскольников? (На юридическом).

7. Какую статью написал студент-юрист Раскольников? («О преступлении»).

8. Кто дал денег на устройство детей Сони и её самой? (Свидригайлов).

9. Кто из героев романа «В Свидригайлове… убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»? (Раскольников).

10. Кем по роду занятия являлась старуха Алёна Ивановна? (Процентщицей).

11. Орудие убийства Раскольникова. (Топор).

12. Кому поведал свою страшную тайну Родион? (Соне Мармеладовой).

13. Кто из героев романа кончил жизнь самоубийством? (Свидригайлов).

14. Как звали сестру Раскольникова?  (Авдотья Романовна).

15. Как звали следователя, который вел дело об убийстве старухи-процентщицы? (Порфирий Петрович).

16. Как погиб Мармеладов? (Был раздавлен коляской).

17. Кому принадлежат слова: «…за тобой пойду, всюду пойду! О господи! Ох, я несчастная! И зачем, зачем я тебя прежде не знала?» (Соне Мармеладовой).

  1. Книга начинается с обложки

Это домашнее задание. Каждая команда подготовила обложку к роману «Преступление и наказание». Задача - защитить свою иллюстрацию, которая должна соответствовать идее произведения, его тематике. Учитывается также качество выполнения иллюстрации и убедительная защита.

Максимальное количество баллов - 5, защита не более 3 минут.

  1. Петербург Достоевского

1.На улицах Петербурга.

Команды должны назвать место (улицу, мост, остров…), где мы встречаем героев романа.

За правильный ответ 1 балл.

Задание 1 команде

      «Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“». «Он весь задрожал, припомнив это… Как стоял, так и упал он на землю...»

Где это произошло? (Сенная площадь).

Задание 2 команде

Пред тем как свести счёты с жизнью, Свидригайлов всю ночь кружит по туманным петербургским улицам, проводит время «по разным трактирам и клоакам». «Часу в двенадцатом он сделал благотворительный визит к своей юной невесте».

Где она жила? (На Васильевском острове).

2.Петербургские трущобы.

Команды получают карточки с набором предметов. Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, найти лишний элемент, определить, кому он должен принадлежать.

3 балла за полный ответ.

Набор предметов №1

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

(Комната Сони Мармеладовой; лишний элемент - туалет с зеркальцем в простенке - из комнаты Алёны Ивановны).

Набор предметов №2

Три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

(Каморка Раскольникова; лишний элемент - лампада - из комнаты Алёны Ивановны).

Набор №3

Диван с огромною вытянутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в жёлтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

(Комната старухи-процентщицы; лишний элемент - дырявая простыня - из квартиры Мармеладовых).

  1. Знакомые все лица

1.Театральный конкурс.

Команды заранее подготовили инсценировку эпизода (по желанию). Задача команды-соперницы - определить, кто из героев представлен в сцене, в какой момент происходит действие. Члены жюри также оценивают актёрское мастерство команд.

За инсценировку 3 балла.

За правильное определение героев 2 балла.

2.Портретная галерея.

Команды получают карточки с описанием героев романа. Задача команд - определить, о каком герое идёт речь.

За правильный ответ 1 балл. Всего 2 балла.

Задание 1 команде

А. «Глаза его были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».   (Свидригайлов).

Б. «Лицо было выбрито,  по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье».  (Мармеладов).

В. «Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности». (Дуня).

Задание 2 команде

А. «Лицо его, весьма свежее и красивое,  и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле свежевыбритого блиставшего подбородка». (Лужин).

Б. «Выражение лица её всегда было более серьёзное, чем весёлое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!» (Дуня).

В. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо…» (Катерина Ивановна).

3.Слова… слова… слова… (собирательная пауза).

Командам нужно собрать «рассыпавшуюся» фразу, определить, кому из героев принадлежат слова. Цитаты для 1 и 2 команды одинаковые.

За правильное выполнение - 2 балла.

Первая фраза.  «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». (Мармеладов).

Вторая фраза.  «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» (Раскольников).

  1. Суперблиц

Для участия в конкурсе команды выбирают одного сурерзнатока, который должен ответить на 3 вопроса. Обдумывать 1 вопрос можно не более 20  секунд без права совещания с командой.

Суть задания - вставить в предложенную цитату пропущенное ключевое слово.

За каждый правильный ответ  1 балл.

Задание для 1 суперзнатока

1.        В комнате Сони: «На комоде лежала какая-то книга. Это был ___________________ в русском переводе».   (Новый Завет).

2.        Порфирий Петрович Раскольникову: «Ну, полноте, кто ж у на на Руси себя _____________ теперь не считает?»  (Наполеоном).

3.        Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Лужин переосмысливает эту заповедь: «Возлюби прежде всех ____________________». (Самого себя).

Задание для 2 суперзнатока

1.        «Он (Раскольников) даже шёл теперь делать ______________ своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее». (Пробу).

2.        Раскольников Соне: «Я ведь только ___________ убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». (Вошь).

3.        Сон Раскольникова на каторге: «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были _______________ и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю…» (Чистые).

  1. Подарок от Достоевского

Это домашнее задание. Команды должны подарить что-нибудь друг другу и обосновать, почему именно такой подарок решили сделать, какие мысли и чувства писателя хотели передать (например, крест, Евангелие, красиво оформленные афоризмы Достоевского и т.д.)

Максимальное количество баллов - 4.

Подведение итогов

Подсчёт набранных баллов, награждение.

Дети высказывают своё мнение об игре, говорят, чему научились, что повторили.

Библиография

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. - М.: Худож. лит., 1983  
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс                                   II полугодие, 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2004  
  3. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000
  4. alldostoevsky.ru/2014/12/test-roman-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij-otvety
  5. festival.1september.ru›articles/607535/
  6. samsdam.net›rusliter/00138.php
  7. shkolabuduschego.ru/viktorina/viktorina-s-otvetami-po-zhizni-i-tvorchestvu-dostoevskogo-dlya-uchenikov-10-klassa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»Цели урока:...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Литературная игра посвящена подведению итогов изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский". Среди конкурсов представлены задания, связанные с фактическим знанием материала, с опознаванием основных литера...

Литературная игра по роману Капитанская дочка

Данная Литературная игра проводится после изучения романа,содержит презентациюи все необходимые материалы...

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...