Старые и новые хозяева в пьесе А. П. Чехова "Вишнёвый сад"
презентация к уроку (11 класс) на тему

Цуркан Алла Владимировна

В данной презентации содержится материал для учителя в подготовке к уроку по пьесе Чехова "Вишнёвый сад". Дана характеристика персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya3.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТАРЫЕ И НОВЫЕ ХОЗЯЕВА КАК ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД».

Слайд 2

«А что вы думаете о Чехове?» Этот вопрос задали мне по телефону работники музея имени Бахрушина. Думаю я о том, что совсем недавно ходил по Москве высокий человек, который знал, как «доктор Чехов», о своём близком конце. Восприятие жизни у него поэтому было чрезвычайно обострено. Он прощался с Красотой, которой полна жизнь, каждый день. Он старался приумножить эту красоту, поэтому сажал деревья и выращивал цветы. А для того, чтобы люди, живущие на земле, острее и лучше видели и изящнее и полнее жили, он писал рассказы, повести, пьесы и письма».

Слайд 3

«Для меня в понимании пьесы важно и то, что Чехов писал «Вишнёвый сад», будучи уже смертельно больным. Туберкулёз медики называют «весёлой болезнью». Болезнь обостряет ощущение окружающего. Озноб. Умирают в полном сознании. И в основном - на рассвете, с воспалённой ясностью ума. Весной» (А. Демидова).

Слайд 4

Раневская Любовь Андреевна Раневская Любовь Андреевна – помещица. 5 лет назад уехала за границу, после смерти мужа и гибели маленького сына. Она жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег. Проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно…» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской. Но Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других.

Слайд 5

Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет измениться. Вишневый сад дорог ей, как воспоминание о детстве и молодости, как символ родины, как символ дворянства. Но она не хочет понимать всей серьезности происходящего. Не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальных представлений она не слушает советов Лопахина сдавать сад в аренду дачникам: «дачи и дачники – это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой. Но происходит крушение мира Раневской. Сад достается Лопахину. Героиня, потеряв свое имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.

Слайд 6

Гаев Леонид Андреевич Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. О себе Гаев говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «кого?», «от шара направо в угол» и т.д. Гаев артистичен и искренен (обращение к «многоуважаемому шкапу», которого Гаев считает хранителем их семьи на протяжении века ).

Слайд 7

Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству С Лопахиным связана основная сюжетная линия пьесы. Сын крепостного, он одержим идеей купить имение, в котором его отец и дед были крепостными. Герой, вначале пытавшийся спасти сад для Раневской, в конце пьесы становится его хозяином и уничтожителем. Но в торжестве Лопахина, добившегося своего, в его безудержной, необузданной радости, неумении подождать с вырубкой сада, пока не уедут прежние хозяева, есть что-то, невольно отстраняющее его от читателя.

Слайд 8

В последних сценах Лопахин не выглядит победителем, что подтверждают его слова о «нескладной, несчастливой жизни», в которой он и ему подобные будут главной силой.

Слайд 9

Петя Трофимов Петя Трофимов, бывший учитель маленького сына Раневской, духовно близок Ане. Он разночинец по происхождению (сын лекаря), беден, лишен воспитания, доступного дворянам, несколько раз исключался из университета («вечный студент»), добывает средства к существованию переводами. Немного чудаковатый, смешной, неловкий и нескладный («облезлый барин»). Деталь, позволяющая судить о его материальном положении, — старые и грязные калоши, об исчезновении которых он так сильно беспокоится.

Слайд 10

Петя — человек демократических убеждений, он провозглашает демократические идеи, возмущен положением рабочих, тяжелыми условиями их жизни; причину духовного вырождения дворянства он видит в крепостничестве. Петя хорошо разбирается в происходящем, точно судит о людях. Раневская признает: «Вы смелее, честнее, глубже нас...»

Слайд 11

Аня Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет. Влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена его идей о том, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. Аня говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде. Она хочет уйти из родного дома с Петей. В ней есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома. Аня безоглядно верит Трофимову, готова пойти за ним куда-угодно. Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

Слайд 12

Домашнее задание Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что будет с персонажами пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», какой станет их жизнь через много лет?».

Слайд 13

Интернет ресурсы: http://www.google.ru/imgres http://www.google.ru/imgres?imgurl http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alla_Demidova4.jpg?uselang=ru http://www.litra.ru/characters/get/chid/00278081190832056821/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Дары Старого и Нового света"

Урок биологии "Дары Старого и Нового света" в 6 классе. Разработан и апробирован в 2012 году в общеобразовательном 6 классе....

Презентация "Старые и новые русские праздники"

Информационный материал обо всех русских праздниках....

Туберкулёз. Старая болезнь - новая угроза.

Статья - сопровождение к презентации....

"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").

Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....

ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие России: старое и новое»

История России, 10 классПрименяется в рамках изучения темы «Русское государство и общество в XVII веке»...

Закон об образовании (новая версия) сравнение старой и новой версии

Закон об образовании (новая версия) сравнение старой и новой версии...