Конспект урока литературы в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) по теме

Дудко Ольга Викторовна

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_5.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в 5 «б» классе

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

Цели:

1.Образовательная:

- формирование у учащихся  целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о  современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

2. Развивающая:

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование умений и навыков оценки художественного произведения.

3. Воспитательная:

- осознание своеобразия и ценности региональной литературы;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

       - воспитание любви к литературе.

     Методы:

1. По источнику получения знаний:

- словесные  (беседа, рассказ);

- наглядные (компьютерная презентация Power Point).

2. По уровню активности познавательной деятельности:

- эвристический (творческая работа; поиск ответов учениками на поставленные вопросы);

- объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа с компьютером (компьютерная презентация Power Point).

3. По функциям:

- метод устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся;

- метод закрепления изучаемого материала;

 

Методические приемы:

Логические.

-формулирование темы;

-постановка вопросов;

-обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

-формулировка выводов.

2. Технические.

-работа с компьютером;

-работа с художественным словом (тексты произведений);

-работа с иллюстративным материалом.

3. Организационные.

-актуализация знаний;

-привлечение внимания учащихся художественным словом;

-постановка вопросов;

-опора на опыт и знания учащихся.

Средства наглядности: компьютер (презентация Power Point).

Тип урока: урок изучения творчества писателя.

Вид урока: лекция-беседа.

Межпредметные связи:

- с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);

- с историей;

- с этикой.

Оформление доски: эпиграф к уроку, компьютер, Мультимедиа проектор.

План урока:

1. Организационный момент……………………………………….......2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся…..………………………………10 мин.

3. Введение теоретико-понятийного аппарата……………………….2 мин.

4. Изложение нового материала………………………………………..25 мин.

5.Формулировка выводов …………………………………………….2 мин.

6. Домашнее задание…..………………………………………………….2 мин.              

7. Подведение итогов ……..……………………………………………...2 мин.

Продолжительность урока: 45 мин.

Ход урока.

Организационный момент.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества          Л.Н. Толстого» (1 слайд).

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Вспомним о том, что Л.Н. Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его первой главы.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

 Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Ученик 9:

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

 Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

 Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Ученик 15:

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

Ученик 16:

Учитель: Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Ребята, дома вы готовили сообщение «Толстой на Кавказе», кто готов отвечать?

Ученик 17: Отвечает сообщение у доски. 

Два с половиной года провел Л.Н. Толстой  на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире).  

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Ученик 18:

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 19: Было написано произведение «Кавказский пленник».

Учитель: Обратимся к истории его создания. Дома вы готовили пересказ «Из истории рассказа «Кавказский пленник» (7 слайд).

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул – татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Открываем учебники на странице 102, рассказ «Кавказский пленник», прочтем 1 главу выразительно по ролям. (Автор – Ситенко, Жилин – Дмитриев, Костылин – Топин, Старуха-мать – Малахова) (8 слайд).

 Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Ученик 21:

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Ученик 22:

Формулировка выводов урока:

Учитель: Итак, мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого, с некоторыми его произведениями, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1 главу этого рассказа.

Домашнее задание с комментированием к нему:

Учитель: Читать 2 и 3 главы рассказа «Кавказский пленник», подготовить ответы на вопросы:

Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?

              Подведение итогов:

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...