Пропаганда здорового образа жизни при изучении биографий писателей (поэтов)
статья по теме

Тишкина Елена Александровна

Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы  при изучении биографий писателей и поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Тишкина Е.А.,

учитель православной культуры,

русского языка и литературы

                      МБОУ «Основная

общеобразовательная     школа №22»

                            г. Старый Оскол

Пропаганда здорового образа жизни

               

при изучении биографий писателей (поэтов)

                                       

                 

Древнегреческий государственный деятель Апатий Клавдий писал: «Каждый кузнец собственного здоровья». Действительно, если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, мы думаем, такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.

Каждый из нас ещё и сам себе доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это прежде всего любить себя и разумно к себе относиться.

На своих уроках мы пытаемся донести до учащихся, что только здоровый образ жизни делает существование человека полноценным. А доказываем мы это при изучении биографий писателей и поэтов.

         Физическая культура, спорт в жизни писателей и поэтов – довольно любопытная тема. И не надо  эту стороны жизни великих обходить стороной.

Так, на уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова   сообщаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам.  Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах. Закончив повседневные  дела, выходили  селяне, если позволяла погода, на улицу. Всюду царило оживление, особенно среди детей и молодёжи. Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр.

Дети  играли в жмурки (или слепни, как говорили в Тарханах). Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов. Распространённой детской игрой были прятки, или хоронушки (от слова «хорониться», т.е. прятаться). С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость. Самыми любимыми  у  мальчишек были чиж и  шарок. Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости. Например, надо было палкой попасть в шар, вырезанный из липы диаметром 10 сантиметров. Ставили его в 8-10 шагах от кона, то есть от черты, от которой бросали в него биту (палку). В таком случае надо было не только попасть, а ударить мощно: угодить в него серединой палки, чтобы он откатился быстро и как можно дальше. Пока после удара шар катился, за ним бежал водящий, тот тоже не дремал, а что есть мочи устремлялся за своей палкой, чтобы водящий не опередил и не занял твоего места. Если кто допускал промах, то в таком случае становился водящим. Много разных игр было в Тарханах, но с лаптой соперничать не могла ни одна. О том, как проводили досуг в Тарханах, М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём романе «Вадим».

Ещё  обучающиеся готовят сообщение на тему «Здоровый образ жизни М.Ю. Лермонтова». Для изучения предлагаем взять воспоминания современников поэта.  Ученики находят много интересного. Кратко перечислим некоторые факты.

А. Корсаков, один из исследователей биографии и творчества поэта, сообщил такой факт: «В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что  нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова»(4, стр. 70)

Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне.

Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. И.К. Шугаев, один из тархановских старожилов вспоминал: « Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои между мальчишками  Тархан и победителей  всегда щедро оделял сладкими пряниками, что послужило темой для «Песни про купца Калашникова…», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки»(4, стр. 62)

Постиг М.Ю. Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом.

«М.Ю. Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который  известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпол и делал узлы как из верёвок», - писал А.М. Меринский  в своих мемуарах. (4, стр. 168)

Изучая воспоминания современников М.Ю. Лермонтова, ученики  обратили внимание на один интересный факт и с юмором рассказали о нём.

М.Е. Меликов  писал: «Помню одну характерную черту Лермонтова: он был ужасно прожорлив и ел всё, что попадалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень, к которым Лермонтов вообще был неравнодушен. Однажды нарочно испекли ему пирог с опилками; он,  не разбирая, начал его есть, а потом страшно рассердился на эту злую шутку».(4, стр. 74)

Посмеявшись над этой историей,  ученики сделали важный для себя выводы: только постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным

«Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями»- читаем мы у П. Анненкова, первого библиографа поэта. Из воспоминаний об Александре Сергеевиче, из его писем дети отмечают, что он увлекался боксом, был спарринг- партнёром у князя Вяземского; купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом; устроил тир в михайловском погребе и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до сто зарядов в утро; обожал верховую езду и был неутомимым ходоком.

Интересную информацию находят учащиеся о роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого. Дневники и воспоминания о нём дают богатейший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя.

А.И. Шифман вспоминал: «В молодости Лев Николаевич был страстным охотником. Целыми днями, а порою и неделями он вместе с братом Николаем,  поэтом А.А. Фетом и другими друзьями пропадал в лесах, охотясь на волков, медведей, лисиц и зайцев» (8 стр. 66)

Нельзя не улыбнуться, читая в «Отрочестве» о том, как Толстой приучал себя «спокойно переносить все неприятности жизни». Он, например, разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз. Или брал тяжёлые лексиконы и держал их на вытянутых руках до тех пор, пока «жилы, казалось, готовы были оборваться». Всё это он проделывал для того, чтобы переносить тепло и холод, боль, закаливать волю и приучаться к тяжёлому труду. И так всю жизнь. Лев Николаевич, семидесятилетний, принёс в Хамовники две гири, которые купил, чтобы ежедневно тренироваться. В 1898 году Софья Андреевна  пишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями..» А ещё Лев Николаевич очень много ходил. После завтрака совершал прогулку. Часа на два, иногда и больше. Это составляет 8 ,9 а то и 10 вёрст. По снегу, по сугробам, через ухабы. Прогулки доставляли большое удовольствие Льву Николаевичу. Ему, видимо, приятно было уже то, что он, несмотря на свои восемьдесят, может столько  ходить.

И кому как не Льву Толстому, писать о спорте в своих произведениях. Старшеклассники вспоминают чудное катание на катке зоосада в «Анне Карениной». А Левин, любимый  толстовский герой романа, как он катается на коньках, как занят своим физическим совершенством на гимнастических снарядах!

Изучая зарубежную литературу, нельзя не остановиться на роли физической культуры в жизни Джорджа Байрона.

Начинаем рассказывать биографию поэта с того, что в самую минуту рождения нога его была повреждена,  и Байрон остался хромым на всю жизнь.

А. С. Пушкин в очерке «О Байроне и о предметах важных» писал:

« Физический недостаток оскорблял его самолюбие… Он, будучи собою красавец, воображал себя уродом  и дичился общества людей, мало ему знакомых, опасался их насмешливого взгляда. Самый сей недостаток усиливал в нём желание отличиться во всех упражнениях, требующих силы физической и проворства»

А не физическое  ли самосовершенствование привело его к поэзии? Джордж больше всего любил плавать и нырять и достиг в этом несомненных успехов. Учась в кембриджском Тринити-колледже, нырял на глубину пять метров и доставал со дна крошечные монеты.

И прежде чем Байрон достиг славы поэта, он прославился как пловец. Где бы он ни жил, послеобеденное время посвящал тренировкам – плавал, играл, бросал в воду разные предметы и доставал их со дна.

Под наблюдением Джона Джексона, чемпиона Великобритании по боксу, несовершеннолетний лорд Байрон переплыл Темзу.

В дневнике поэт пишет: «Плаваю весьма сносно, на коне езжу, хоть и не как кавалерист, но неплохо фехтую, особенно шотландским палашом. К тому же удачно боксирую, особенно когда удаётся совладать со своим темпераментом: мне удавалось побеждать Пэрлинга и Джексона в спарринг-боях в 1806 году».

 «Плаваю весьма сносно»- писал поэт в дневнике, явно скромничая. А ведь он совершил спортивный подвиг. В 1810 году во время путешествия по Средиземному морю он задумает переплыть пролив, разделяющий Азию и Европу,- знаменитые Дарданеллы. Первая попытка окончилась неудачей. Только через сутки поэт продержался на воде более часа. В дневнике есть запись: «Мы переплыли пролив, войдя в воду значительно выше европейского форта, и вышли на другой берег ниже азиатского… Всё расстояние от места, где мы бросились в воду, до места, где вышли на другой берег, включая пространство, на которое мы были отнесены течением, определялось офицерами фрегата более нежели в 4 английские мили… Вода была очень холодная вследствие таяния горных снегов… Мы не устали, но немного озябли; я исполнил это без особого затруднения»

Объясняем ребятам, что одна морская миля равна 1, 853 км, следовательно, расстояние,  преодолённое Байроном в холодной воде, приблизительно    7, 412 км

В 1810 году Байрон жил в монастыре капуцинов в Афинах, рядом с Акрополем и храмом Юпитера. Он научил монахов боксу и устаивал соревнования между католиками и православными. Из-за разницы в мастерском классе сам он с монахами не боксировал.

Байрон тщательно следил за своим весом, мало ел, никогда не пил пива.

22 января 1809 года, в день своего совершеннолетия, Байрон зажарил для друзей быка, а сам съел за вечер одно яйцо, ломтик бекона и выпил бутылку эля…

Ребята увлеклись Байроном и с интересом изучали его творчество. В «Паломничестве Чайлд-Гарольда» нашли любовное признание страстного пловца к морю:

Я мальчиком ещё с тобой сдружился,

Любил волне отдаться, чтоб она

Несла меня… С прибоем я резвился:

Когда ж пред близкой бурею волна

Вдруг пенилась, бурлива и темна,-

То хоть тревога в сердце проникала,

Она была всё ж прелести полна…

И как ребёнка ты меня качало,

И гриву волн твоих рука моя ласкала.

         Таким образом, считаем, что физкультурно-спортивная жизнь писателей (поэтов) интересна для школьников. Она помогает многое понять как в судьбе, так и в личности автора, а главное, стать примером для самих учащихся. Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровьё. А сильная личность всегда станет победителем. Важно, чтобы ученики это осознали.

Литература:

1. Я иду на урок литературы: 9 класс: Книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2000.

2. Дубашинский И. А. Джордж Гордон Байрон: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985

3. ДьяконоваЛ.Я. Лирическая поэзия Байрона. - М.: Наука, 1975.

4. Лермонтов М.Ю. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит. , 1989

5. Ломунов К. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества.- М. : Детская литература, 1978

6. Пушкин А.С. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит,. 1985

7. Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого.- М.: Книга, 1989

8. Шифман А. И. Страницы жизни Льва Толстого.- М.: Сов. Россия, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Мы сами можем сохранять здоровье и учить этому наших детей...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Мероприятие по пропаганде здорового образа жизни для учащихся 5 - 11 классов "Жить - здорово!"

Мероприятия для учащихся 5 - 11 классов направлено на профилактику вредных привычек среди школьников, а также пропаганду здорового образа жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Урок по пропаганде здорового образа жизни "В здоровом теле здоровый дух. Жизнь без вредных привычек"

Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков....

Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...