Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"
методическая разработка (5 класс) на тему

Гончар Людмила Юрьевна

Данный урок тематический. Он посвящен актуальной теме - "Олимпиада".  На уроке повторяются основные синтаксические  понятия. Он призван вызвать интерес учащихся к спорту, воспитывает потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Цели урока: повторить основные синтаксические понятия, закрепить умение выделять главное слово в с/с, расставлять знаки препинания в предложениях, разбирать предложение по членам, объяснять орфограммы в словах; развивать у учащихся творческие и познавательные способности, совершенствовать умение строить высказывание; воспитывать потребность в здоровом образе жизни, приобщать учащихся к спорту;

Оборудование:  картинки «Спорт»,  «Олимпийские кольца»; схема с/с; кроссворд; тема на доске закрыта листком; распечатанный текст об олимпиаде; карточки «Члены предложения»

Ход урока:

  1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Напомню, что прошедший год в нашей стране был объявлен «Годом спорта и здорового образа жизни». В 2013 году пройдет международная универсиада для молодёжи в Казани. А в 2014 – Международная олимпиада в Сочи. Поэтому сегодняшний урок посвящен спорту. А тему урока вы должны отгадать сами.

- Этот раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис). Этот раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания. (Пунктуация)

Откройте тетради и запишите тему урока «Синтаксис. Пунктуация»

  1. Лексический диктант (учителем даются лексические значения слов, дети записывают сами слова):
  1. Человек, занимающийся спортом. (спортсмен)
  2. Спортивная командная игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенное кольцо с сеткой. (баскетбол)
  3. Командная игра на льду на коньках в шайбу, загоняемую в ворота ударами клюшки. (хоккей)
  4. Спортивная командная игра, где надо загнать мяч в ворота противника. (футбол)
  5. Заплечный вещевой мешок. (рюкзак)
  6. Двухколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.(велосипед)

  1. Фронтальный опрос. Вспомним основные понятия.

- Назовите единицы языка. (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение)

-  Из каких частей состоит словосочетание? (из главной и зависимой)

    4.  Орфографическая работа. На доске написано:

уча…твует в облас…ых соревнованиях, л…кование болельщиков, бор…мся за победу, стартовый с…гнал,  зимняя ол…мпиада, р…кордные секунды, смотрим на ч…мпиона, держ…м кубок, спортсмен бежит.

- Все ли эти выражения являются словосочетаниями? (нет, последнее – нераспространенное предложение; записать в тетрадь, вставить пропущенные буквы, предложение записать с красной строки с заглавной буквы, подчеркнуть основу)

  1. Физкультминутка «Буратино»

 — Мы хорошо потрудились умственно, и нам не помешало бы заняться спортом. Следующий этап нашей работы – физкультминутка (проводит ученик).

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

  1. Этимологическая разминка.

     Во время нашей работы нам встретилось много интересных слов, но моё внимание привлекло слово «олимпиада». Давайте прослушаем сообщение об истории происхождения этого слова. (Сообщение ученика).

    Это слово происходит от названия города Олимпия, расположенного в Южной Греции. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

    На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Олимпийские игры продолжались пять дней. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.

    Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н. э.

  1. Работа с рисунком. Составить распространенное предложение по рисунку «Спорт», разобрать его по членам (по ходу повторяются члены предложения). Уч-ся показывают карточки.

Пример: Футболист быстро забивает мяч в ворота. Лыжник преодолел дистанцию и пришел к финишу первым.

  1. Работа с текстом. Расставить знаки препинания.

     Физкультура - мой самый любимый школьный предмет. На этих уроках развиваешь силу, выносливость, гибкость. После упорных тренировок мы не раз побеждали в эстафетах, турнирах и спартакиадах.

     Занимайтесь спортом,  и вы станете здоровыми и сильными.

  1. Кроссворд.

 — А теперь, ребята, продолжим тренировать наш ум. А поможет нам в этом кроссворд на тему «Спорт – это жизнь». Ребята, если мы правильно определим лексическое значение слов, то по центру получится лозунг, который должен для каждого из нас стать убеждением, нормой жизни. (В центре кроссворда зашифровано выражение «Спорт – жизнь»).

Задания к кроссворду:

 1. Массовое спортивное соревнование по различным видам спорта. (Спартакиада)

 2. Заключительная часть спортивных соревнований, выявляющая победителя. (Финал)

 3. Составная часть физической культуры, основанная на физических упражнениях. (Спорт)

 4. Физиологическое состояние живого организма. (Жизнь)

 5. Повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; путь к крепкому здоровью. (Закаливание)

 6. Конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний. (Олимпиада)

7.Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. (Здоровье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Презентация по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация"

Презентация содержит теоретический материал, позволяющий легко и доступно объяснить тему....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Карточка по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация. Повторение"

Карточка по русскому языку 5 класс на тему "Синтаксис и пунктуация. Повторение"...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...