элективный курс по культуре речи
методическая разработка (8 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Элективный курс по культуре речи: "Условия успешной коммуникации". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elk8klrus.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждено:

на заседании МО

учителей русского языка

и литературы

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Возраст: обучающиеся 8 класса

Срок реализации: 1 год

Автор: Мельник Н.В.,

учитель русского языка и литературы,

Первая квалификационная категория

п. Залари

2011 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы А.М.Головизина. Срок реализации программы – 1 год. Рассчитана на обучающихся 8-9 класса и составляет 17 часов. Актуальность курса продиктована подготовкой обучающихся к успешной  сдаче ГИА.

Данная программа предусматривает различные формы обучения и контроля: ролевые игры, психологические тренинги, рассматривание различных ситуаций общения, беседы, тесты, моделирование, повышение роли самостоятельности учащихся, практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути. повышение роли самостоятельности учащихся, практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

 Для реализации программы целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся (тренинги, ролевые игры, практикумы, работа со словарями, справочной литературой).

Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения; социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.

Знание стереотипов речевого общения, социокультурных норм, умение владеть приемами ведения диалога и угадывать за словами собеседника его мысли – важнейшие составные успеха в жизни и карьерном росте человека.

Основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

  1. развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;
  2. формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Ожидаемые результаты:

  1. обучающиеся должны знать нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди коллег;
  2. нормы и правила делового общения.
  3. должны научиться говорить и слушать, отбирать языковой материал для собственной речи;
  4. владеть навыками стилистической правки текста;
  5. проводить самостоятельное исследование текста.
  6. владеть речевой ситуацией  и оценивать ее.

        

Учебно-тематический план

Тема занятия

Теоретич. занятие

Практич. занятие

Кол-во часов

1

Как, умея говорить, научиться разговаривать.

тест

1

2

Орфоэпия и акцентология.

беседа

Тест

1

3-

4

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

тренинг

2

5

Ситуации из нашей жизни.

Ролевая игра

1

6

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

сообщение

игра игра

1

7-

8

Язык жестов и поз.

Игра, тренинг

2

9

Искусство комплимента

Ролевая игра

1

10-11

Внешний облик – друг или враг?

Тест, тренинг

2

12


13

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).

Общение.

тренинг

1


1

14-15

Техника речи.

практикум

2

16-17

Зачет по пройденному курсу.

зачет

зачет

2

Содержание программы

Введение. Коммуникация. Значение слов «говорить» и «разговаривать». Культура речи и культура общения.

Орфоэпия. Роль орфоэпии. Ударение. Акцентология. Законы произношения гласных. Законы произношения согласных.

Убеждение. Правила убеждения.

Из истории жестов и мимики. Жесты и мимика как невербальные средства общения.

Язык жестов и поз. Жесты, мимика, интонация – важнейшая часть общения. Словарь жестов.

Комплимент. Искусство комплимента.

Внешний облик как невербальное средство общения. Одежда делового человека.

Аудиторный шок. Упражнения для снятия сценического страха.

Техника речи. Речевая стратегия и тактика. Упражнения для развития мышц речевого дыхания, для расширения диапазона голоса.

Риторика как наука. Ораторская речь. Рекомендации начинающему оратору.

Методическое обеспечение курса

Анкеты, тесты.

Орфоэпический словарь.

Тематические карточки.

Дидактический материал для практикума.

Список литературы

  1. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001.
  2. Лушникова В. Ф. Риторика: программа и конспекты уроков для 8 – 11 классов. – Ижевск: ИУУ УР, 2000.
  3. Михайличенко Н. А. Риторика. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
  1. Шейнов В. П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Стилистика. Культура речи."

   Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для  учащихся  9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладае...

Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов

Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы  каждому культурному  человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

   Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс....

Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...