Элективный курс "Стилистика. Культура речи."
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Гарипова Лейля Борхановна

     Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для  учащихся  9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для  учащихся  9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.

    Программа курса рассчитана на 17 учебных часов. Занятия проводятся по 0,5 часам в неделю.

    Цель элективного курса- формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, обобщить и систематизировать сведения по стилистике, на основе  этого обобщения дать понятие о стилистике как о разделе лингвистической науки, указать ее место в системе других  разделов науки о языке, расширить и систематизировать представления учащихся о функциональных  стилях литературного языка и стиле художественной литературы.

     Задачи элективного курса:  

     -дать учащимся представление о стилях речи;

     -совершенствовать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь учащихся;

     -развивать творческие способности школьников.

     

     В результате изучения элективного курса ученик  должен знать:

     -качества хорошей речи как показателя интеллектуального духовного богатства говорящего и пишущего человека;

     -орфографические, орфоэпические, лексические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского языка  и требования к их соблюдению;

     -правила речевого этикета;

     -законы построения текста;

     -разные словари и справочники и уметь ими пользоваться.      

     В результате проводимых занятий учащиеся  должны уметь:

     -строить свою устную и письменную речь в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного языка;

     -строить беседу и составлять вопросы для интервьюера;

     -применять в жизненных  ситуациях правила речевого общения.

   

Содержание элективного курса.

    Понятие о стилистических ресурсах языка.-1ч.

    Книжные стили. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Основные признаки стилей.

    Художественный стиль. Основные признаки стиля .Разговорный стиль.-16ч, из них на сочинения-6ч., на тестирование-1ч..

Литература

   

    1. Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова. Русская речь. 9кл. Казань, изд.  Магариф 2008.

    2. Т.О. Скиргайло.  Элективный курс «Культура речи» ж. «Магариф» 7.2007.

    3. ж. «Русский язык и литература для школьников» №5 -8. 2008.

    4.А.Б. Малюшкин . Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.

9 класс. Москва 2008.

    5.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло «Деловое письмо». Казань 2005.

    6.Т.О.Скиргайло «Сочинение-интервью». Элективный курс развития речи.Вербум-М Москва 2006.

    7. «Год молодежи, спорта и здорового образа жизни в преп. рус. яз и лит.» Казань 2009

                                     Календарно-тематическое планирование по элективному курсу, 9 класс

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемый результат

Срок проведения

1

Понятие о стилистических ресурсах языка.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по текстам

Устные ответы на вопросы по теме

Уметь распознавать стилистические ресурсы языка

 План

Факт

2

Книжные стили. Научный стиль.

1

Урок совершенствования зун

Анализ текстов

Работа со словарем, над различными  текстами

Уметь определять по терминам стили речи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3

 Подготовка к написанию сочинения – рассуждения «Зачем нужны запятые»

1

Урок развития речи

Составление плана к написанию соч.-рассужд.

Подготовка к соч.-рассуждению «Зачем нужны запятые»

Умение объяснять в предложениях функции запятых

4

Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужны запятые»

   1

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение

Написание соч.- рассуждения

Уметь создавать текст-рассуждение, отбирать необходимый фактический материал

5

Официально-деловой стиль

1

Урок совершенствования зун

Анализ текстов

Работа со словарем, написание автобиографии по данной схеме

Знать оссбен-ности стилей речи, сферу употребления, умение состав-лять тексты разных типов речи

6

Характеристика

1

Урок совершенствования зун

Групповая работа

Составление характеристики по данной схеме

Уметь составлять характеристики

7

Публицистиче-

ский стиль.

1

Урок совершенствования зун

Анализ текстов

 Самостоятельная работа над текстами

публицистического стиля

Знать оссбен-ности  публиц. стиля,  сферу употребления, умение составлять тексты разных типов речи

8

Репортаж

1

Урок развития речи

Составление вопросов  для репортажа

Подготовка материала для школьной газеты на тему «Репортаж о спортивном соревновании»

Уметь составлять репортаж

9

Интервью на основе текста.

1

Урок развития речи

 Работа по тексту. Составление вопросов для интервью.

Составление интервью на основе текста в группах.

Уметь составлять интервью

10

Проблемный очерк.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по текстам

Анализ текстов, ответы на вопросы

Умение определять проблемы в текстах

11

 Подготовка к написанию сочи-нения – рассужд. «За что я люблю и ува-жаю своих друзей»

1

Урок развития речи

Составление плана к написанию соч.-рассуждения

Написание сочинения-рассуждения

 «За что я люблю и уважаю своих друзей»

Уметь созда-вать текст рассуждения

12

Написание

сочинения-рассуждения.

 «За что я люблю и уважаю своих друзей»

1

Урок развития речи

Прослушивание черновых вариантов сочинений

Сочинение-рассуж-дение «За что ялюблю и уважаю своих друзей»

Уметь отбирать необходимый фактический материал,соблюдать нормы построения текста

13

Художественный

стиль.

     

1

Урок совершенствования зун

Анализ текстов худож. стиля

Используя прочитан-ные стихотворения Тютчева, отрывки из рассказа «Бежин луг», рассказать

об отличительных признаках худож-ственного стиля речи

Знать особен-ности  худож.. стиля,  сферу употребления, умение составлять тексты разных типов речи

14

Разговорный стиль. Отличительные признаки стиля.

1

Урок совершенствования зун

Анализ текстов разговорного стиля

Устные ответы на вопросы групповое составление диалога с Хлестаковым

Знать особен-ности разго-ворного стиля

15

Подготовка к напи-санию сочинения-размышления «Умную речь хорошо и слушать»

1

Урок развития речи

Составление плана к сочинению

Ответы на вопросы, подбор фактических материалов

Знать особен-ности  написания сочинения-размышления

16

Написание сочинения-размышления «Умную речь хорошо и слушать»

1

Урок развития речи

Прослушивание черновых вариантов сочинений, предупреждение ошибок

Сочинение-размыш-ление .

Уметь свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста

17

Тестирование по теме «Стилистика. Культура речи»

1

Урок-зачёт

Самостоятельная работа по тестовым заданиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»

Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Элективный курс "Культура речи"

Программа элективного курса для 8-9 классов...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...