Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematicheskiy_plan_elektivnogo_kursa.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»

9 - 11 класс

(34 часа)

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

1

Введение. Текст как речевое произведение

1

Высказывание на тему «Что значит быть талантливым писателем?»

Комплексный анализ текста

Подготовить сообщение, используя ключевые понятия и материал вводного раздела (о тексте, о типах речи, о стилях речи, о языковых средствах выразительности)

2

Практическое занятие «Основы выразительного чтения»

1

Выполнение упражнений на отработку правильного дыхания

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и прочитайте несколько скороговорок на выдохе: сначала про себя с четкой артикуляцией, затем в медленном темпе шепотом, наконец, вслух громко и быстро

3

Сочинение – это тоже текст

1

Практикум: формулирование тем сочинений. Написание фрагментов сочинения.

Составить памятку формулировки темы сочинения

4

Практическое занятие «Основы выразительного чтения»

1

Выполнение упражнений для развития образного мышления и эмоционального восприятия, работа с фонотекой

5

Написание сочинения части С.

Поэтапный разбор каждого содержательного критерия

1

Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и крите риями его проверки

Ознакомиться с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом

6

Практическое занятие «Интонационные средства выразительности»

1

Выполнение упражнений по определению и характеристикам интонационных средств

Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника». Опишите «киноленту видений», дополнив ее деталями и подробностями. Перепишите текст, отмечая в нем логические паузы и ударения

7-8

Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы

2

  1. Лекция.

            Работа с текстом

  1. Отрывок из книги Александра Исаевича Солженицы на «Архипелаг ГУЛАГ» (О Зое Лещёвой)

Ответить на вопросы:  что такое проблема?

Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?

Сформулировать проблемы текста А.И.Солженицина

9

Практическое занятие «Исполнительский анализ художественного произведения»

1

Ответы на вопросы по предложенному  тексту, работа с фонотекой

10

Комментарий, виды комментария, способ оформления

1

Практикум. Работа с КИМами

Ответить на вопросы: что такое комментарий?

Каковы типы комментирования текста?

11

Практическое занятие «Выразительное чтение стихотворных произведений»

1

Чтение стихотворных текстов с выполнением исполнительских задач, работа с фонотекой

Подготовьте исполнительский анализ любого стихотворного произведения по выбору (басни, лирического стихотворения и др.)

12

Выявление позиции автора и способы ее оформления

1

Тренировочные упражнения с выявлением различных способов формулирования авторской позиции

Ответить на вопрос: как избежать фактической ошибки «смешение понятий «автор» и «рассказчик»?

Работа с сочинениями выпускников

13

Практическое занятие «Выразительное чтение прозаических произведений»

1

Чтение прозаических текстов, составление тезисного плана для подробного пересказа, выделение ключевых слов и словосочетаний, формулировка сверхзадачи исполнения, работа с фонотекой

Подготовьте рассказ на основе личного опыта о самом радостном или печальном событии вашей жизни (дне рождения, встрече или утрате близкого человека и т.п.). Обоснуйте ваш выбор. Продумайте логику повествования. Сформулируйте сверхзадачу исполнения. Перед выступлением подготовьте аудиторию к восприятию вашего рассказа

14

Аргументация собственной позиции, виды аргументов

1

Лекция с элементами беседы

Выявление типичных ошибок при написании сочинений на ЕГЭ

Ответить на вопросы: что такое аргументация?

Каковы основные виды аргументов?

Привести по 2 аргумента на любую тему

15

Работа над композицией сочинения

1

Практикум: сочинение - рассуждение.

Примеры ответов на задания с развёрнутым ответом

Повторить предыдущие темы.

Подготовиться к написанию сочинения

16-19

Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания

4

Сочинение по прочитанному тексту (1 ч.)

Анализ сочинений. Работа над ошибками (1 ч.)

Работа с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (по своим сочинениям)

20

Практическое занятие «Выразительное чтение драматического произведения»

1

Пересказ событий пьесы от лица одного из персонажей. Ответы на вопросы: 1. Каково мое (персонажа) место в пьесе? 2. Что я за человек: ум, характер, круг интересов, отношения с другими действующими лицами? 3. Какова моя биография (домыслите, если мало фактов)? 4. Какова моя внешность, движения, манеры? 5. Каковы особенности моей речи? И т.п.

Работа с фонотекой

Подготовьте чтение фрагмента из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (действие IV, явление 8-е). Особое внимание уделите подтексту – чувствам, намерениям персонажей. Определите свое отношение к каждому из действующих лиц. Как, по вашему мнению, к ним относился автор? Сформулируйте частные исполнительские задачи к репликам действующих лиц. Прочтите текст по ролям, стараясь выполнить свою сверхзадачу. Затем воспроизведите текст в лицах

21-22

Портретный очерк

2

1.Лекция, составление тезисов.

2. Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания, отбор материала по теме).

3. Анализ портретного очерка (выявление языковых средств для достижения выразительности).

4. Рецензирование работы учащихся.

5. Отбор работ для школьной газеты

1.Подготовка информационного материала.

2. Написать сочинение-очерк на литературную тему.

3. Подготовить сообщение по теме.

4. Анализ портретного очерка (найти в тексте описание внешности героя, определить» данное» и «новое» в предложениях).

5. Написать начало очерка о известном писателе

23-24

Форма контроля: сочинение по портрету

2

Написание сочинения (1 ч.), анализ результатов, работа над ошибками (1ч.)

25

Практическое занятие «Выразительное исполнение публицистических произведений»

1

Определение основной мысли предложенного отрывка, формулирование сверхзадачи исполнения, выразительное исполнение его в двух разных манерах (например, с публицистическим пафосом и без него)

Подготовьте публицистическое выступление на любую волнующую вас тему (например, «Молодежная субкультура: за и против»). Аргументируйте свою позицию, четко сформулируйте сверхзадачу: чего вы хотите добиться от слушателей своим исполнением

26

Эссе

1

1. Конспектирование лекции учителя.

2. Устное рассказывание.

3. Рассмотрение тем сочинений.

1. Жанровый анализ текста. Найти и отметить языковые средства, характерные для жанра эссе.

2. Подробный пересказ текста эссе.

3. Подготовка к сочинению

27-28

Контрольная работа по теме: «Исполнительский анализ художественного произведения»

2

Письменное выполнение заданий, например: 1) озаглавьте произведение; 2) проведите исполнительский анализ: определите жанр; тематику; охарактеризуйте образы персонажей, их речь; сделайте композиционный анализ (разбейте текст на куски и пункты, куски озаглавьте, сформулируйте частные исполнительские задачи); сформулируйте сверхзадачу ко всему тексту и др. (1ч.)

Коррекция знаний и умений учащихся, анализ допущенных ошибок (1ч.)

29-30

Рецензия

2

1. Лекция.

2. Оценивание и редактирование в группах.

3. Определение объёма работы для выполнения в указанные сроки

1. Прочитать рецензию, составить план, выделив основные композиционные части и микротемы.

2. Написать рецензию (первый вариант) и отредактировать

31-32

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

2

Написание сочинения (1 ч.), анализ результатов, работа над ошибками (1ч.)

33-34

Итоговое занятие. Конкурс выразительного чтения

2

Заранее собираются заявки на участие в конкурсе, который состоит из трех частей: «Поэтический» конкурс; «Прозаический» конкурс; «Драматургический» конкурс. Учащиеся  могут исполнить любое художественное произведение (или отрывок), которое самостоятельно ими проанализировано и подготовлено к выразительному чтению. Тексты, использованные в качестве учебного материала на практических занятиях, в программу конкурса не включаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Элективный курс "Культура речи"

Программа элективного курса для 8-9 классов...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...