Обобщение по теме «Имя существительное».
методическая разработка (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка115 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Имя существительное»  в 6 классе

Тема урока: Обобщение по теме «Имя существительное».

Цель урока:

  1. Повторение и обобщение  изученного по теме «Имя существительное».
  2. Развитие познавательной активности  и культуры речи учащихся.
  3. Повышение интереса к предмету через использование интерактивных форм обучения.

Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  2. Организовать познавательную деятельность учащихся.
  3. Использовать интерактивные формы обучения.

Оборудование к уроку:

        Компьютер, проектор, презентации: «Своя игра», два сюрприза, две музыкальных паузы, песочные часы, жетоны-умы (Приложение 1) .  

«Своя игра». Условия игры:

I тур:  Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.

В игре вам могут встретиться сектора:

«сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.

«» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы.

«своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.

II тур: Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Повторение и обобщение изученного материала.
  4. Подведение итогов игры.
  5. Сообщение и комментирование оценок.
  6. Организованное окончание урока.

Название этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Исполь-зование ЦОР

Слайд №

Прогнозируе-мый

результат

Организа-ционный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Самостоятельная проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой

Слайд №1

Создание рабочего настроя на урок

Сообщение цели и темы урока.

Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.

Самостоятельно ставят цель урока

Слайд №1

Самостоятель-ная постановка цели и задач урока учениками

Повторение и обобщение изученного материала

Знакомит с условиями игры «Своя игра», определяет состав команд, распределяет роли: консультанта, хранителя времени, кассира. Выполняет роль ведущего игры (т. е. ведёт ход игры)

Распределяются по командам «Умники» и «Разумники», консультант – отвечает на вопросы, вызывающие трудности у команды; хранитель времени -  следит за временем; кассир – выдаёт и забирает умы. Участвуют в игре.

Слайды  №2 - №29

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Имя существитель-ное».

Активное участие детей в игре.

Подведение итогов игры

Награждение участников и победителей игры

Подсчитывание заработанных умов.

Слайд №30

Комменти-рованное оценивание. Организо-

ванное окончание урока

Оценивает работу учеников.





Подведение итогов.

Благодарит за урок.







Рефлексируют урок

«Что я запомнил на уроке и что мне понравилось»


Ход игры

Загадки синтаксиса


10


20


30


40


50

Всякая всячина


10


20


30


40


50

Бюро морфологии


10


20


30


40


50

В мире морфемики


10


20


30


40


50

Весёлая орфография


10


20


30


40


50

1 тур

Загадки синтаксиса

  1. Вопрос 10:        Определите синтаксическую роль выделенного существительного  в предложении.

       Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую 

       листву.

Ответ:        синтаксическая роль –  дополнение.

  1. Вопрос 20:        Из предложения выделите все именные словосочетания.

     Осенний ветер срывает последние листья с берёз.

Ответ:        1. осенний ветер, 2. последние листья.

  1. Вопрос 30:        Объясните расстановку знаков препинания в предложении.

   Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

Ответ:        1. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже.

   2. Запятая между однородными сказуемыми.

   3. Точка, т. к. повествовательное предложение.

  1. Вопрос 40:        музыкальная пауза («Песня  о доброте» гр. «Барбарики»)
  2. Вопрос 50: Из данных предложений приведите примеры метафоры, сравнения и олицетворения.

  1. Продирается месяц сквозь тучи, словно жёлтое око совы.

  2. Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш.

Ответ: Метафора - грязное бельё тумана, серые силуэты крыш.

Сравнение - словно жёлтое око совы. Олицетворение – месяц продирается, бельё тумана заволакивало.

Всякая всячина

  1. Вопрос 10:         Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это?

Ответ:  Каша

  1. Вопрос 20: «сюрприз». Отгадайте загадку:

  Эта троица – родня, и лицо одно и одно число,

       Только что-то не понять, как их надо различать?

Ответ: Род имён существительных

  1. Вопрос 30:        Отгадайте ребус.

Ответ:         Тротуар

  1. Вопрос 40:        Разгадайте шараду

В «списке» вы мой обнаружите корень.

Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте

Ответ:  Расписание

  1. Вопрос 50:  Присмотритесь к этому слову и ответьте на вопрос:

          Как называется блюдо,  приготовленное стряпухой?

Ответ: Уха

Бюро морфологии

  1. Вопрос 10:        Что называют именем существительным?  

Ответ: Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

  1. Вопрос 20:        Определите род данных существительных:  

        1. Фасоль                       3. Рельс

        2. Тюль                              4. Лебедь

Ответ:     1 -  ж. р.       2 - м. р.      3 - м. р.        4 - м.р.

  1. Вопрос 30: Просклоняйте существительное бандероль.                       

Ответ:  И. п. бандероль,       Р. п. бандероли,                   Д. п. бандероли,      В. п. бандероль,       Т. п. бандеролью,   П. п. (о) бандероли.

  1. Вопрос 40:        Как правильно? 

    Пять килограммов или пять килограмм.

    Пять носков или пять носок.

Ответ:  Пять килограммов, пять носков.

(Существительные м.р. на твёрдый согласный в Р. п. множественного числа имеют окончание -ов.)

  1. Вопрос 50:        «Сюрприз».

     Из данной группы слов исключите лишнее и объясните свой выбор:

грязнуля, чистюля, непоседа, болтун.

Ответ: Лишнее слово болтун,  так как это существительное мужского рода, а остальные существительные - общего рода.         

В мире морфемики

  1. Вопрос 10:        С помощью какой морфемы образованы однокоренные слова:    вред,  вредность?

Ответ:         Однокоренные слова образованы с помощью корня -вред- .

  1. Вопрос 20:        В русском языке слова образуются по определённым образцам. Например, 

 Как называются такие образцы?

Ответ: Учёные называют морфемными (словообразовательными) моделями.

  1. Вопрос 30:        Назовите все способы  образования имён существительных.

Ответ:  1 – суффиксальный, 2 – приставочный, 3 – приставочно-суффиксальный, 4 – сложение без соединительной гласной,    5 - сложение с соединительной гласной -о- (-е-), 6 – сложение с одновременным присоединением, 7 – сложносокращённые слова.

  1. Вопрос 40:        «Своя игра».  

    Придумайте слово, соответствующее данной словообразовательной цепочке:            

Ответ: Например, водяной - водянистый.

  1. Вопрос 50:        Прочитайте сложносокращённое существительное:

          МБОУ «Раковская ООШ» в дательном падеже.

Ответ:     Муниципальному  бюджетному общеобразовательному учреждению

               «Раковская основная общеобразовательная школа».

Весёлая орфография

  1. Вопрос 10:        Сколько орфограмм в слове калач?

Ответ:        2: непроверяемая безударная гласная а в корне слова; отсутствие мягкого знака у существительных 2 склонения с шипящими на конце.                                                         

  1. Вопрос 20:        Как пишутся сложные существительные с иноязычными частями: аэро..., фото…, микро…, мото…, вело… и подобными?

                       

Ответ: Сложные существительные с данными иноязычными частями пишутся всегда слитно.

  1. Вопрос 30:        музыкальная пауза (« Песня о дружбе» гр.»Барбарики»)
  1. Вопрос 40:        Объясните, как пишутся существительные: (пол) ящика, (пол) листа, (пол) Сосновки, (пол) класса, (полу) круг?

Ответ:   пол-ящика, пол-листа, пол-Сосновки, полкласса, полукруг.

  1. Вопрос 50:        Отметьте существительное, которое пишется раздельно с НЕ.

    1. (не) правда;

    2. (не) погода волновала нас, а снаряжение;

    3. (не) ряха

Ответ: 2. Не погода волновала нас, а снаряжение. (Не является отрицательной частицей)

2 тур

  1. Назовите раздел грамматики, изучающий имя существительное как часть речи?

Ответ: Морфология.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Музыкальная пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме «Имя существительное» в 5 классе.

Обобщить и  углубить знания учащихся, совершенствовать культуру умственного труда, совершенствовать умения применят полученные знания; самостоятельно отбирать материал и готовить на ег...

Обобщение по теме "Имя существительное"

Охватывает все темы по теме "Имя существительное"....

Урок-обобщение по теме "Имя существительное"

Урок повторения изученного по теме «Имя существительное» в          6классе...

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной сини косматое солнце…енные, дьявольские силы...

Обобщение по теме "Имя существительное"

Обобщение по теме "Имя существительное"...

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...