Тесты по тропам и фигурам речи
тест (9 класс) на тему

Этот материал необходим для подготовки к ГИА по русскому языку. Он является рабочим материалом для тренировок в умении находить изобразительно-выразительные средства языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты для подготовки к ГИА «Изобразительно-выразительные средства»

1.В каком предложении использована антитеза?

А. Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.

Б. Белый ест ананас спелый, чёрный – гнилью мочёный.

В. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Г.  Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.

2.   В каком примере использован параллелизм?

А. Ты вёл мечи на пир обильный.

Б.  В синем небе звёзды блещут,

     В синем море волны плещут.

В. Я любуюсь тобою:

    Твоими глазами, твоею улыбкой, твоими речами.

Г.  В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

3.  Выберите примеры, содержащие эпифору.

А. Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.

Б.  Степям и дорогам не кончен счёт,

      Камням и порогам не найден счёт.

В.  Голова представляла собой точную копию яйца… Лысой она была тоже, как яйцо.

Г.  Приветствую тебя, пустынный уголок!...

4.  В каком предложении использована инверсия?

А.  Полночь сошла, непроглядная темень.

Б.  Тучки грозовые по небу плывут.

В.  День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

Г.  Изумительная весна наступила.

5.  В каком предложении использована анафора?

А.  Лишь изредка прорезывает тишь

      Крик аиста, слетевшего на крышу.

Б.  Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.

В.  Мне бы только видеть тебя,

     Мне бы только слышать твой голос…

Г.  Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

6.  В каком предложении использована градация?

А. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь…

Б.  И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.

В.  Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.

Г.  Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

Ответы: 1. Б, В; 2. Б,В; 3. Б,В; 4. Б,Г;  5. Б,В; 6. А,В,Г.

Задание1. Отметьте примеры, содержащие метафору.

  1. У меня в душе ни одного седого волоса.
  2. Ты вел мечи на пир обильный.
  3. Как чайка, парус там белеет в вышине.
  4. Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.

Задание 2. Отметьте примеры, содержащие олицетворение.

  1. Улыбнулись сонные берёзки.
  2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
  3. И дряхл, и сед закат осенний.
  4. Плачет дождь, воет вьюга.

Задание 3. Отметьте примеры, содержащие метонимию.

  1. Чашка из серебра.
  2. Золото и серебро на столе.
  3. Это старинное серебро.
  4. Цепочка из серебра.

Задание 4. Отметьте примеры, содержащие эпитет.

  1. Золотое изделие.
  2. Золотой характер.
  3. Золотые руки.
  4. Золотые годы.

Задание 5. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.

  1. Студент нынче пошёл не тот.
  2. Часок! Я сейчас освобожусь.
  3. И раб судьбу благословил.
  4. В сумерки луга похожи на море.

Задание 6. Отметьте примеры, содержащие сравнение.

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  1. Красною кистью рябина зажглась.
  2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
  3. Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

Задание 7. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.

  1. Напугал до смерти!
  2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
  3. Василий принёс тысячу извинений.
  4. Тысячи людей в мире голодают.

Задание 8.  Отметьте примеры, содержащие литоту.

  1. Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём…
  2. Стоит избушка на курьих ножках.
  3. От горшка два вершка.
  4. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.

Задание 9. Отметьте примеры, содержащие парцелляцию.

  1. А на крутом пригорке,

Там, где спрятался жёлудь в норке,

Дуб стоял. Бородатый, бурый.

Очень жилистый. Очень хмурый.

  1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

  1. Я быстро шла. Почти бежала. Не догнать меня.
  2. …где их сейчас найдёшь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось.

Задание 10. Отметьте примеры, содержащие оксюморон.

  1. Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен…
  2. Нежный яд .
  3. Оптимистическая трагедия.
  4. К нему и птица не летит, и тигр нейдет.

Задание 11. Отметьте примеры, содержащие градацию.

  1. Ах, няня, няня! Я тоскую.

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..

2.   Скоро стал просачиваться рассвет. Он ширился, расплывался, смывал бесцветную муть.

3.   Прямо под моим окошком крестьянская усадьба. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.

4.   И вот кончается дорога дальняя,

        Земли касается звезда кристальная.

Ответы.

 Задание 1 (1, 4); задание 2 (1, 3, 4); задание 3 (2,3);  задание 4 (2, 3, 4);

 задание 5 (1, 2, 3);  задание 6 (1, 3, 4);  задание 7 (1, 2, 3);  задание 8 ( 2, 3);

задание 9 (1, 3, 4);  задание 10 (2, 3);  задание 11 (1, 2, 3).

Определите средства выразительности.

Задание 1.

  1. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
  2. Мужичок с ноготок.
  3. Ступеням и дорогам не кончен счёт,

Камням и порогам не найден счёт.

  1. Из ненавидящей любви.
  2. Село было обрадовано произошедшим событием.

А. метонимия        Б. аллитерация        В. литота        Г. эпифора        Д. оксюморон

Задание 2.

  1. И дряхл, и сед закат осенний.
  2. Пустых небес прозрачное стекло.
  3. А у милого лицо занимает всё крыльцо.
  4. Приветствую тебя, пустынный уголок.
  5. Нас было много на челне:

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны вёслы.

А. аллегория        Б. перифраз        В. олицетворение        Г. гипербола                Д. метонимия

 Задание 3.

  1. Под ним струя светлей лазури.
  2. Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
  3. И весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне.
  4. Лёд в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощёлкивает.
  5. Студент нынче пошёл не тот.

А. градация        Б. сравнение                В. эпитет        Г. синекдоха                Д. метафора

Задание 4.

  1. Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
  2. Дожить до седин.
  3. Ты красив – я страшен.
  4. Тучки грозовые по небу плывут.
  5. Лёгкая атлетика – королева спорта.

А. инверсия   Б. риторический вопрос   В. перифраз              Г. метонимия          Д. антитеза

Задание 5.

  1. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
  2. Завыл, запел, взлетел под небо камень.
  3. Улыбнулись сонные берёзки.
  4. Зато читал Адама Смита.
  5. Когда же ты перестанешь опаздывать?

А. метонимия        Б. метафора        В. градация        Г. олицетворение        

Д. риторический вопрос

Задание 6.

  1. Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку.
  2. Великий город гудел, как сказочный улей.
  3. С ночи не унявшаяся, постоянная пурга, весь вечер перетрясшая, что-то ещё находила в сугробах, выбивала из них горсть-другую белого буса и тянула белые нитки наискось, через взлётную полосу, через лог, через дорогу, растягивала, пряла, сучила их на острое веретено зимы.
  4. Отговорила роща золотая.
  5. Откуда, умная, бредёшь ты, голова?

А. ирония                Б. эпитет        В. метонимия                Г. сравнение                Д. метафора

Задание 7.

  1. Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
  2. Не то на серебре – на золоте едал.
  3. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

4.   Ты сер, а я, приятель, сед.

5.   В час по чайной ложке.

А. гипербола                Б. метафора        В.метонимия                Г. аллегория            Д. параллелизм

Ответы.  Задание 1.1 –аллитерация, 2 –литота, 3 –эпифора, 4 –оксюморон, 5 –метонимия.

Задание 2. 1 – олицетворение, 2 – метонимия, 3 – гипербола, 4 – перифраза, 5 – аллегория

Задание3. 1 – сравнение, 2 – эпитет, 3 – метафора, 4 – градация, 5 – синекдоха

Задание 4. 1 – риторический вопрос, 2 – метонимия, 3 – антитеза, 4 – инверсия, 5 – перифраза.

Задание 5. 1 – метафора, 2 – градация, 3 – олицетворение, 4 – метонимия, 5 – риторический вопрос

Задание 6. 1 – метонимия, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – ирония

Задание7. 1 – метафора, 2 – метонимия, 3 – параллелизм, 4 – аллегория, 5 – гипербола

                        Панова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории  МОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа».

  Адрес: 636300 село Кривошеино Томской области

        улица Коммунистическая, дом 47, кв. 18

Дата рождения  - 11.09. 1949 г..

Место рождения: д. Прорыто Каргасокского района Томской области

ИНН 700900289659

Страховое свидетельство № 046-050-288 28

Паспорт 69 01 № 334158 Выдан Кривошеинским РОВД 20 дек. 2001года

Телефоны: дом. 8 (38 251)  2-12- 67

                Раб. 8 (38 251) 2-17 -65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи» в 2-х вариантах....

ЕГЭ. В-8. Задания по теме: «Тропы и фигуры речи»

Подборка заданий В8 по материалам тестов ЕГЭ...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...

Тропы и фигуры речи, презентация

Материал обобщающий для подготовки к ЕГЭ в 11 классе по теории литературы...

Тропы и фигуры речи

Тропы и фигуры речи...


 

Комментарии

Значение фразеологических оборотов