Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
методическая разработка (6 класс) по теме

Предмет

литература

Класс

6

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Тема урока

Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» 

Цель урока

Знакомство с биографией писателя; определение особенностей романа Марка Твена, развитие навыков краткого сюжетного пересказа и выразительного чтения, развитие навыка анализировать текст.

Основное содержание темы, термины, понятия

Приключения, писатель, доброта 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoevskiy_malchiki.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Предмет

литература

Класс

6

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Ф.М.Достоевский. «Мальчики»

Цель урока

Прививать интерес к русской классической литературе. Развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи. Формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать интерес к произведениям писателя. Воспитывать чувства доброты, чуткости и сострадания. Развивать умение учащихся читать, воспринимать и четко формулировать свои мысли.

Основное содержание темы, термины, понятия

Милосердие, злость, агрессия

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Понимает, что такое доброта, милосердие, умеет сочувствовать

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом  и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания текста

Умеет действовать по плану

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Вступительное слово учителя.Музыка. Читаю отрывки из произведений Ф.М. Достоевского.

  1. Перед Рождеством я все встречал на улице… одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему… Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит просить милостыню…
  2. А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замершего за дровами мальчика…
  3. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван…

- Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Ф.М. Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.

Запись в тетрадях ключевых слов

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

- Ваши впечатления о прочитанных мною отрывках из произведений Ф.М. Достоевского? Как воспринимаете эти строки: умом или сердцем?

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.  

3 этап «Актуализация знаний»

цель

- Достоевского читает весь мир. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нем спорили и спорят до сих пор: «принимать или не принимать его»; его низвергали, им любовались, именно на его могиле среди множества венков был венок и от русских детей, ему дарили букеты цветов мальчики и девочки.

«Не совсем ясно, какие это были цветы – живые  или искусственные?» - было написано в одной газете.

Впрочем, это не так уж важно. Главное, что цветы дарили дети.

- Ребята, предлагаю в знак признания таланта великого писателя-гуманиста положить цветы к его портрету (звучит музыка).

- Принимать или не принимать Достоевского, его произведения решать вам, моим сегодняшним ученикам. Я надеюсь, что в конце урока вы дадите утвердительный ответ, потому что мы поведем наш разговор о детях в творчестве Ф. М. Достоевского.

        Предлагаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества большого писателя, увидеть его индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

- Дети всегда интересовали Достоевского. Сам писатель с особой нежностью и большой любовью относился к собственным детям.

«К моему большому счастью, - пишет жена писателя Анна Григорьевна, - Ф.М. оказался нежнейшим отцом…»

Да, Достоевский был хорошим отцом.  «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уж перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими?»

- Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

С 1873 г. издавался «Дневник писателя». Достоевский создал своеобразную литературную вещь.  С одной стороны, это известный журнал, с другой – это дневник, так сказать, для себя, в котором писатель выражает свои мысли, взгляды.

Деятельность ученика

Слушают учителя

Планируемый результат

Повторение того, что неоходимо к изучению нового материала: знание текста

В своем следующем рассказе «Мальчик у Христа на елке» он рассказал о судьбе одного мальчика. Этот рассказ принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Именно этот рассказ читал Достоевский на своих встречах с детьми.

- Это произведение принято относить к жанру святочных рассказов. Как вы думаете, почему? Какие дни в году мы называем святками?

Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6янв.) и завершаясь в день Крещенья.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением (см. Колядование, Колядка, Овсень, Виноградье).

В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки (см. Святочные запреты). Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста

- Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика.

- Почувствовав холод и бесприютность, мальчик вышел на улицу. Что можно сказать о людях, которые живут в этом городе?

- Их отношение к мальчику?

- Автор использует прием противопоставления, когда описывает елку, увиденную мальчиком через большое стекло, и сказочную елку у Христа. Чем они отличаются?

- Прочитаем финал этого рассказа  («Это «Христова елка»…).

  

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

цель

- К какому размышлению приводит этот финал?

- Тема «детской слезинки», невинного страдания детей получила отклик и в романах писателя. («Униженные и оскорбленные», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»).

        Сильный человек Иван Карамазов гордо отказывается от счастья, купленного страданием, и не просто страданием, а страданием детей.  Если мировая гармония непременно должна быть основана на слезах и крови, то долой такую гармонию!

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Чтение главы «Связался со школьниками»

Ваши впечатления?

Что вы поняли из прочитанного?

Почему Алеша решил поговорить с детьми?

Опишите мальчиков, которые участвовали в стычке?

Как ведет себя Алеша в этот момент?

Кто из героев ожесточен?

Почему?

А почему Алеша спокоен?

Что вы можете сказать о мальчике?

Как он выглядел?

Осуждают ли его дети, а Алеша?

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

5 этап «Первичная проверка понимания»

цель

Чтение главы «Надрыв в избе»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умения работать с активной доской,

Что происходит в семье Снегиревых?

Как ведет себя отец?

Как он относится к Алеше? К Илье?

Что понял Алексей?

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию

6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Комментированное чтение «Коля Красоткин»

Охарактеризуйте этого мальчика.

 Как вы оценили особенности его характера и поведения?

Познавательные

  1. Умение структурировать знание;
  2. Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
  4. Чтение;

7 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснить обучающимся домашнее задание.

      Прочитать оставшиеся главы

Записывают дом.задание

9 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Пусть раздаются повсюду

Колокольчики добра,

        Чтобы от детских слез,

        невинного страдания детей на земле

Не осталось и следа.

Пожелайте, пожалуйста, соседу добра.

      

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные :нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....

Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....

Марк Твен Приключения Тома Сойера

Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме...

викторина по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Викторина проводится в течение двух уроков внеклассного чтения в 5 классе (как вариант групповой работы в рамках ФГОС). Состоит из трёх частей: 1. О ком идёт речь? 2. Кто и при каких обстоят...

Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна". Урок в 7 классе.

Разработка урока литературного чтения в 7 классе школы с узбекским языком обучения....

Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....