Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна". Урок в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Рахматуллаева Василя Назимовна

Разработка урока литературного чтения в 7 классе школы с узбекским языком обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gek_finn.docx417.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

Цели урока

. Образовательная: Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии Марка Твена и ввести в круг чтения учащихся новые произведения зарубежных писателей.

 Развивающая: Развить навыки аналитического чтения текста, совершенствовать технику чтения.

Воспитательная: Привить любовь к чтению, к произведениям зарубежных писателей.

Оборудование. Портрет Марка Твена. Русско-узбекский словарь, подготовить Диаграмму Венна. Презентация «Марк Твен».

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент.

II.        Опрос.

III.Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

Настоящее имя Марка Твена - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Ему с ранних лет пришлось узнать труд и нужду.

В 1847 году умер его отец, и семья осталась почти без средств. Жили они в крохотном городке Ганнибале на берегу Миссисипи. Сэм учился в школе, а после уроков работал в типографии, здесь он был учеником наборщика текста. Тут его кормили и одевали. Ему часто приходилось пропускать занятия. Как бы трудно ни было, Сэм умел с детства всюду находить смешное, смеяться сад собственными невзгодами, никогда не унывать.

Спустя много лет, Марк Твен напишет свои замечательные книги о Томе Сойере и Геке Финне, он воспользуется собственными детскими воспоминаниями. Описанный им городишко Санкт-Петербург - это Ганнибал времени его детства. Пустынный островок Глескока назван в повестях Джексоновым островом. Была около Ганнибала и пещера, называлась она пещера Макдоуэлла. Однажды автор заблудился там. Был и индеец Джо, точнee, не индеец, а метис.

В «Приключениях Гекльберри Финна» герои сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами. Все вокруг них верят, что удел негров - рабство. Гек принимает эту остановку как закон и поэтому считает себя преступником, нарушая устои общества. Но в душе у него есть другой закон, изменить которому он не может - закон дружбы.

  1. Подготовка к первичному чтению отрывка из «Приключений Гекльберри Финна».

Переведите слова, пользуясь словарём.

Отпер, запер, репутация, хибарка, подкоп, хижина, недоумение, цент, зубило.

Познакомьтесь с новыми выражениями.

ради очистки совести - uyatli bo'lib qolmay deb

отвадить ведьм - jodugarlarni haydash uchun

он оторопел и глаза вытаращил - u hayron bo'lib ko'zlarini katta ochdi

не фальшивая ли монета - tangani soxtamasligini bilish uchun

  1. Работа над текстом.

Первичное чтение текста учителем. (Чтение с остановками.) 

  • Для чего Гек сказал правду Тому о том, что хочет украсть негра?

-        Каким вы себе представили Джима?

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Проверка первичного восприятия. Беседа по прочитанному.
  • Как Том догадался, где сидит Джим?
  • Как вели себя мальчики с негром, который кормил Джима?
  • Что произошло в сарае, где сидел Джим?
  • Чей план оказался лучше? Почему?
  • Как Тому удалось убедить Джима, что сейчас не время бежать?
  1. Чтение текста учащимися по ролям и беседа по содержанию.
  • Как автор относится к Тому?

-Кто из героев вам больше понравился? Почему?

-Какие чувства вы испытывали при чтении этого отрывка?

-Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

  1. Выборочное чтение по абзацам.
  • Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении Джима? (Том-белый мальчик из благополучной семьи, живущей на юге США. По мнению Гека, у него не было причины нарушать закон.)

-Почему же Том был заинтересован в побеге Джима? (Том был заинтересован в побеге Джима, потому что ему хотелось приключения, а вовсе не потому, что он очень переживал за судьбу Джима. Том знал, что Джим по завещанию его умершей хозяйки уже не раб, а свободный человек. Таким образом, уже свободный, но ещё не знающий об этом, Джим был только игрушкой для Тома.)

  • В каких случаях мы понимаем, что занятия мальчиков - это игра?
  • Как реальные жизненные проблемы переплетаются с играми мальчиков?
  • Понравился ли вам отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»?

V. Итог урока.

Гек Финн и Том Сойер

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. Писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение «Книги в красном переплёте».

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья.

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы...

 (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

 Приёмыш чопорной вдовы

 Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

 Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

 «Позвольте, я наследник трона!»

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

 Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марк Твен был одним из самых талантливых писателей XIX века. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей. «Я еще не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи», - писал Твен. Знал ли он, что сам станет одной из величайших удач теперь уже не только XX, но и XXI века. Героям М.Твена поставлен памятник, по его книгам сняты кинофильмы. А слова писателя: «Мир, счастье, братство людей - вот, что нужно нам на этом свете», - будут современны и своевременны.

Мы познакомились с маленьким отрывком. А с героями происходит ещё много весёлых и забавных, а порой и опасных приключений, вам захочется узнать.

Взглянуть на мир глазами ребёнка – вот к чему призывает своих читателей Марк Твен. Он предполагает, что через этот новый взгляд яснее станут простые истины, часто отбрасываемые как ненужные, но без них наш мир перестал бы существовать: дружба, справедливость, взаимовыручка. Этому учит нас Гек Финн, самый дорогой писателю герой.

V. Домашнее задание. Прочитайте отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», подготовьте пересказ по отрывку, запомните новые слова и выражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"

Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

ПредметлитератураКласс6Тип урокаурок усвоения новых знанийТема урокаГерои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» Цель урокаЗнакомство с биографией писателя; определение особенностей ро...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....