"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
статья по теме

Коротченкова Татьяна Николаевна

 

      Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Обучающиеся должны уметь грамотно изложить тему, имеющую сложную структуру, выступить  перед слушателями,  определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.

      Для инициативного сотрудничества в группе при добывании и сборе информации,  выявления проблемы, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятия  решения и его реализации  у современных школьников необходимо  формировать умение точно, грамотно, корректно формулировать вопросы.

      Обучение умению задавать вопросы воспитывает внимание к художественным деталям произведения, умение выделять главное, различать положительные и отрицательные стороны явлений, видеть проблему, понимать авторскую позицию, аргументировать собственное суждение. Проблемный вопрос на уроке литературы – важное средство формирования читательской компетенции, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.

      Постановка вопросов – непростой  для обучающихся вид работы,  поэтому  учителю необходимо указать детям некоторые ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniya_zadavat_voprosy._korotchenkova_t._n.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Железногорска Курской области

Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы

Выступление  для слушателей курсов повышения квалификации

Подготовила учитель русского языка и литературы

Коротченкова Т. Н.

Железногорск

2012

      Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.         Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Обучающиеся должны уметь грамотно изложить тему, имеющую сложную структуру, выступить  перед слушателями,  определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.

      Для инициативного сотрудничества в группе при добывании и сборе информации,  выявления проблемы, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятия  решения и его реализации  у современных школьников необходимо  формировать умение точно, грамотно, корректно формулировать вопросы.

      Обучение умению задавать вопросы воспитывает внимание к художественным деталям произведения, умение выделять главное, различать положительные и отрицательные стороны явлений, видеть проблему, понимать авторскую позицию, аргументировать собственное суждение. Проблемный вопрос на уроке литературы – важное средство формирования читательской компетенции, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.

      Постановка вопросов – непростой  для обучающихся вид работы,  поэтому  учителю необходимо указать детям некоторые ориентиры.

Приемы формирования умения задавать вопросы.

Вопросы после  первичного прочтения текста.

1.Прочитайте текст и задайте вопросы себе, друг другу, маме, учителю.

Такое задание, ориентирующее на постановку вопроса, уместно давать, как показывает практика,  при изучении произведений устного народного творчества, русской литературы   XVIII века, читая которые,

дети могут спросить о лексическом значении незнакомых слов (устаревших, иноязычных, профессиональных, диалектных), фразеологизмов и организовать поиск их значения в соответствующих словарях.

2. Выделите все непонятные места. Укажите ключевое слово и постарайтесь как можно точнее сформулировать интересующий вас вопрос.

3. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли?  (Чаще такие вопросы, на мой взгляд, можно просить задавать при чтении текстов описательного характера).

4. «Побеседуй с текстом».

      После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать вопрос тексту и придумать ответ. Прочитай текст целиком. (Целесообразно использовать такой прием при изучении повествовательных текстов). Например,  небольшой отрывок из текста Г. Снегирева  о пингвинах. (5 класс. Русский язык. Учебник С. И. Львовой. Упражнение 548. Текст дается с помощью проектора по одному предложению, чтобы у детей не было соблазна заглянуть в его продолжение ).

      Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. (Почему молча? Дети могут пофантазировать, отвечая на вопросы.  Работу можно организовать в парах, предложив ученикам по очереди выступить  то в роли вопрошающего, то отвечающего.) Оказывается, они держат в клювах камушки. (Зачем пингвинам камушки?) Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его. (Что станет делать дальше пингвин с камушком?) Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. (Интересно, как поступит этот пингвин?) Он свой выбрасывает  и хватает чужой. (Как прореагирует  первый?) Начинается драка за камушек, и достается он самому сильному. И т. д.

      Работа детям нравится. Она к тому же не только повышает интерес к содержанию, но и способствует развитию воображения, развивает культуру речи в ситуации парного общения.

5.Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и предположи, какое название может быть у этого текста. 

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

 Посмотри и подумай: что тебя ждет?

 Заголовок – это не просто слова:

 Эти слова – всему голова.

                                    (С.Бондаренко)

Подобный пример  постановки вопроса  очень удобен и  интересен применительно к структуре современного урока в качестве «яркого пятна» на этапе актуализации знаний при  подготовке к сочинению, при делении текста на смысловые части, а также для так сказать «сопровождения» домашнего задания по составлению плана текста.

Другой пример . 

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

 Это трудно – много раз.

 Это нудно – много раз.

 И поэтому у нас

 Есть другой совет для вас.

 Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

 И задумайтесь о нем:

 Что рассказано? О чем?

 Что за чем произошло

 И к чему все привело?

 Прочитайте еще раз –

 И запомнится рассказ.

(С.Бондаренко)  Заголовок в форме вопроса «Как правильно приготовить пересказ текста?».

6. В этом тексте спрятался один, но очень важный  вопрос. Важный потому, что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

      Высшее счастье человеческое – общение с другими людьми. Общаясь, мы переживаем ни с чем не сопоставимую радость открытия человеческого мира. (По  В. Сухомлинскому). (Почему общение с людьми для человека является высшим счастьем? Продолжите мысль, высказав свое мнение.)

В тексте может быть спрятано и несколько вопросов. Предложим, например, этот прием при чтении стихотворения Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»:

Все в тающей дымке:                                Чтоб ясной любовью

Холмы, перелески.                                     Наполнилось сердце.

Здесь краски не ярки                                 Здесь мало услышать,

И звуки не резки.                                       Здесь вслушаться нужно,

Здесь медленны реки,                               Чтоб в душу созвучья

Туманны озера,                                          Нахлынули дружно.

И все ускользает                                        Чтоб вдруг отразили

От беглого взора.                                       Прозрачные воды

Здесь мало увидеть,                                   Всю прелесть застенчивой

Здесь надо всмотреться,                           Русской природы.

( После совместного нахождения ключевых слов следует попросить «обнаружить» «спрятанные» вопросы. Предположительно дети спросят: «Как надо наблюдать за природой?  Почему это важно для русского человека? В чем состоит прелесть русской природы?)  Таким образом мы формируем умение личностного восприятия лирического произведения, русской природы, развиваем  внимание к  окружающему  миру , художественному  слову  и к своему внутреннему «я».

7. Прочитай текст. Какие вопросы возникли при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

      Прием интересен, на мой взгляд,  в технологии критического мышления при  пошаговом  чтении незнакомого текста, когда ответы на возникающие вопросы можно найти  в последующем фрагменте.

Приемы драматизации и словесного рисования.

1.Инсценировка отрывка из художественного произведения или чтение по ролям. Затем просим детей задать вопросы  актерам.

Прием помогает зрительно увидеть содержание текста, положительные и отрицательные стороны героев или явлений, развивает воображение, активизирует интерес учеников к изучению художественных произведений.

2. Создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках, словесных в том числе, может быть, и пантомимой. Обратиться к классу с вопросом ( например, что запечатлено?  Какие возникли ассоциации?)

Можно предложить групповые задания подобного типа. Одна группа готовит задание другой. Или уместным окажется соревнование в группах по количеству  таких заданий.

Приемы создания вопроса на основе цитаты.

1.Упражнение «Сформулируй вопрос, учитывая ответ»:

   а) история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее.

(Как называется произведение? Кто автор? Как звали хозяина собаки?)

5 класс. И. С. Тургенев. «Муму»

б) «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы.»

(Из какого произведения цитата ?  Кто автор?  Расскажите, что же страшного происходило с героем по возвращении его из школы?)  6 класс. В. Г.Распутин «Уроки французского». Ситуация создания вопроса в данном случае предполагает умение и мобильность сначала сконцентрировать свою память и знания , затем правильно сформулировать вопрос.

2. Прием «О чем говорит строка»?

Дается несколько строк (лучше стихотворного произведения) и предлагается  игра-соревнование в придумывание вопросов.

а)  В породе и в чинах высокость хороша;

Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Вопросы, например, задаются такие: « Определите жанр произведения.  Кто автор этих строк? Название произведения? Смысл ?(В. А. Крылов.  Басня «Осел».  Мораль.)

б) Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Вопросы: «Автор? Название стихотворения? Смысл строк в вашем понимании? Средства художественной изобразительности?» (С. Есенин. «Письмо к женщине»).

3.Прием «Найди соответствия».

Дать, например, пословицы:

а) У короткого ума длинный язык.

б) Глаза – зеркало души.

в) В своем болоте и лягушка поет.

Напротив дать предложения:

а) По выражению глаз можно узнать о характере человека.

б) Дома, как и на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

в) Болтливый человек не бывает умным.

Вопрос у детей возникает легко. Он воплощается в задание: «Найдите к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

4. Можно усложнить этот прием. Дать среди предложений такие, которые не соответствуют ни одной пословице. Тогда у детей возникает соответствующий вопрос: « Найди лишнее предложение», или «Найди пословицу, значение которой осталось необъясненным», или «Расскажи, как ты понимаешь смысл этой пословицы».

5. Прием «Озаглавь текст».

Читается текст или идет обсуждение. На доске несколько пословиц. Учитель обращает внимание, что пословицы здесь не случайно. Тогда  у детей возникает неподдельный интерес: «Для чего? Вероятно, следует выбрать одну для заголовка? А может быть, пословицей можно закончить текст? Или рассказ о герое можно построить  в соответствии со смыслом пословицы. Нет ли среди пословиц синонимов?» И так далее.  

      При  определенной системе работы учителя в направлении обучения умению ставить вопрос  дети проявляют активность на уроке даже без дополнительного побуждения их к данному виду деятельности.

       Так знакомство с планом анализа лирического произведения подскажет характер возможных вопросов одноклассникам, которые  могут  быть заданы  в качестве дополнительных чтецам  наизусть.  

      Составление и представление опорных конспектов, например, к обобщающим урокам литературы всегда пробуждает любопытство и множество вопросов к оформлению, структуре, замыслу автора.

      Любой  созданный ребенком вопрос по предмету – показатель уровня развития его творческих способностей. И тем не менее хотелось бы остановиться на нескольких  приемах развития творчества. При подготовке к сочинению, в качестве рефлексирующего  момента урока, урока определенной тематической направленности можно использовать прием

«Дай задание классу, используя запись…»

а) Я люблю весну с ручьями,

… с яркими цветами,

… с ласковым дождем,

… с горкой и катком!

Дети с удовольствием дают задание восстановить вместо точек пропущенные слова. Можно попросить их составить подобные задания ( в группах интереснее).

б) …  …  … снежинки

     …  …  … на тропинке

     …  …  … у реки

     …  …  … уголки

     …  …  … дома

     …  …  … зима

      Вопросы и задания по составлению стихотворения о времени года незамедлительно создаются школьниками и при встрече такой заданной рифмовки слов.

      Для  «ролевых» уроков можно предложить ребятам составить вопросы от имени героев, адресованные друг другу, автору, потомкам и т. д. ( в зависимости от роли).

      Приемами творческой постановки вопросов, на мой взгляд, можно считать составление вопросника для анкетирования после летнего чтения по модели:

- Мне понравилось…

-Особенно запомнилось…

- Хотелось бы обсудить…

- Осталось непонятым…

-Советую почитать…

Соответственно ученики могут поставить вопросы: «Что из прочитанного летом вам понравилось больше? Какому автору вы отдаете предпочтение? Какие эпизоды запомнились? Почему? Какие вопросы вы захотели обсудить?»  И т. д.

      Аналогичным образом можно попросить детей составить вопросы для интервью на тему «Ваши впечатления от уроков литературы» ( в конце года).

      Наконец, актуализация эмоционального отношения читателя к тексту осуществляется ведением читательского дневника, что в настоящее время, наверное, не очень приветствуется современными учениками. Я , однако, говорю о том дневниковом моменте, когда советую ребятам фиксировать не только сведения об авторе и названии произведения, но о записи тех моментов, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, озадачили, вызвали протест, восторг, неодобрение, а также вопросы, которые возникали в ходе чтения и которые они хотели бы так сказать «вскрыть». Хороший прием работы со старшеклассниками, готовящимися  к ЕГЭ, где им предстоит находить проблемы, авторскую позицию, аргументировать собственную, комментировать текст.

      В системе деятельностного метода приемы формирования умения задавать вопросы можно использовать на любом этапе как урока литературы, так и русского языка при работе с текстами разных стилей и жанров  в зависимости от вида речевой и учебной ситуаций .

Безусловно, чтобы обучить детей умению составлять вопросы, учителю нужно увлечь их, на мой взгляд, интересным  дидактическим материалом, демократичностью общения, доверительностью сотрудничества, системой оценивания данного вида работы, радостью успеха.

Литература.

  1. Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.], под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд. -М.: Просвещение, 2009.
  2. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С. И. Львова, В. В. Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. http://www.klassikpoez.narod.ru/krylov.htm
  4. http://turnovskaja.wordpress.com/методическая-работа/дидактические-материалы/#03
  5. http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200201411

6.  http://manovicy.68edu.ru/index.php/2011-11-14-10-35-07/202-2011-11-15-07-16-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио слушателя курсов повышения квалификации учителей

Структура, цели, рекомендации для собственного роста,поиск и создание "идеального решения",резюме....

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирова...

"Вкусное и красивое лакомство для неожиданных гостей" мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации НОУ ДПО "Центр социально-гумманитарного образования"

Мастер-класс проводился на Республиканском семинаре-практикуме "Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ОО"...

Открытый урок для слушателей курсов повышения квалификации.

Открытый урок  для слушателей курсов повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Мордовский республиканский институт образова...