Главные вкладки

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
    статья по русскому языку (5 класс) на тему

    Кравец Наталья Владимировна

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирования у учащихся 5-ых классов УУД на уроках русского языка"

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ir_kravets_n.v._uchitelya_russ.yaz_.doc214 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тольяттинский государственный университет»

    УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

    курсов повышения квалификации

    на основе Именного образовательного чека по программе

    «Основные направления региональной образовательной политики

    в контексте модернизации российского образования»

    срок обучения: с 08.10.2014 по 29.10.2014 года

     Пути формирования у учащихся 5-ых классов УУД на уроках русского языка

    Выполнил:

    Кравец Н.В., учитель русского языка

    и литературы МБУ СОШ №93

    Кол-во баллов: ___ 

    Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов: общепрофессиональная компетенция сформирована

    Проверил:

    С.Е. Анфисова, старший преподаватель кафедры

    дошкольной педагогики и психологии ТГУ

    Тольятти-2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    3

    Механизм преобразования образовательного процесса.

           6

    Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов при формировании УУД.

    13

    Приложение 1. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Переходные и непереходные глаголы»

    17

    Приложение 2. Памятка для учителя русского языка и литературы «Средства формирования УУД»

    23

    Введение

    «Формирование любых личностных

     новообразований − умений, способностей,

    личностных качеств − возможно

    лишь в деятельности»

     (Л.С. Выготский)

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния  и качества внутренней жизни. Изменения, происходящие в обществе, отражаются не только на взрослых людях, но и на детях.

     Современные учащиеся значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования, так как изменилась социальная ситуация развития детей. Следовательно, изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому обучающемуся всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Необходимо создать условия для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Так какой же должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком независимо от того, как он учится».

     Введение ФГОС – это революционный этап модернизации российского образования. ФГОС предлагает  осуществить «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Таким образом,  неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование  универсальных учебных действий (УУД).

    В Программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Следовательно, одним из эффективных типов современного урока русского языка и литературы, направленного на формирование УУД, является урок, построенный на основе проблемно-диалогической технологии.

    В  начале работы по стандартам ФГОС строить урок по такой схеме было сложно, потому что мои пятиклассники  в 4 классе по ФГОС второго поколения не обучались, поэтому сформулировать и решить проблему самостоятельно могли немногие. С этим заданием  справлялись 15 процентов учеников, но к концу года ситуация изменилась (конечно же,  не все учащиеся умеют формулировать и решать проблемы, четко определять цели урока, но их количество увеличилось до 71%).

    Поэтому, когда практическая работа по применению новых стандартов в обучении началась, актуальным был вопрос: Какие же существуют пути формирования УУД у учащихся 5-ых классов на уроках русского языка? Какие современные образовательные технологии являются самыми эффективными?

    Чтобы работа по формированию у обучающихся  УУД на уроках русского языка была системной т четко направленной, были определены следующие задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат:

    1. Обозначить пути формирования УУД на уроках русского языка у обучающихся 5 классов.
    2. Определить содержание дидактического материала для реализации механизма формирования на уроках русского языка УУД в условиях ФГОС средней ступени образования.
    3. Разработать механизм, обозначив методы,  средства, приемы и формы работы по формированию на уроках русского языка УУД у обучающихся 5 классов.
    4. Определить конкретные регулятивные и познавательные УУД, которые будут сформированы на уроках русского языка у учащихся 5 классов в ходе реализации разработанного механизма.

    МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Но  не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень важно,   в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные операции выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в процессе выполнения познавательных и практических задач и упражнений, способствует ли обучение развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности.

    Изучение научных основ развивающего обучения показывает, что многие очень важные его аспекты разработаны главным образом в теоретическом плане. Целый ряд практических вопросов методики и технологии развивающего обучения, в том числе и на уроках русского языка, остаются еще недостаточно разработанными.

    Поэтому, в  целях формирования условий для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка педагог должен:

    1. Понимать и признавать важность формирования УУД обучающихся.
    2. Уметь осуществлять выбор учебного материала и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.
    3. Знать технологии формирования УУД.
    4. Уметь использовать деятельностные формы обучения.
    5. Уметь использовать диагностический инструментарий для выявления успешности формирования УУД.

    Чтобы достичь поставленных целей, были определены следующие задачи:

    – использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

    –  организация учебно-познавательной деятельности обучающихся в рамках проблемно-диалогической технологии  на уроке русского языка  как основной формы учебного процесса в школе;

    – повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя,

    -   изучение данных о  формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, мониторинге сформированности УУД.

    Построение  обучения в основной школе в форме учебной  деятельности создает  реальные возможности  сформировать у обучающихся такие ключевые компетентности как решение проблем (задач) и учебной (образовательной) компетентности, которые опираются на сформированность  прежде всего таких универсальных учебных действий (познавательных и регулятивных) как:

    1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение самостоятельно планировать пути  достижения образовательных целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

    4) владение самоконтролем, самооценкой, способность к принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Нужно понимать, что грамотное построение урока русского языка обеспечит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. А овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

    Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.

    Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово  означает, что на уроке изучения нового  материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее  решения. Следовательно, постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, а поиск решения – этап формулирования нового знания.

    Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

     При подготовке к уроку с использованием проблемно-диалогической технологии учителю  необходимо  четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Также нужно хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

     На этом  этапе работы целесообразно использовать сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения постепенно нужно  добиваться осознания обучающимися несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока.

    Например, на уроке русского языка при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что учитель допустил ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения. Так  на данном этапе урока происходит формирование  познавательных,  коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.

    Отмечу также, что наиболее эффективным стало применение на уроках такого типа двух видов диалога – побуждающего и подводящего.

    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы обучающиеся осознали противоречие, заложенное  в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

    На этапе поиска решения учитель побуждает учащихся выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает  «открытие»  знаний путем проб и ошибок.

    Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление обучающихся (формируются познавательные УУД). На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учащихся к формулированию темы, а на этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

    Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает учащимся поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством тех же приемов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учащимися материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

    Конечно, существует предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.  Так, для уроков русского языка наиболее эффективной является проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка  обучающиеся такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?»

    Однако реальный урок  - это не только методы, но еще и формы и средства обучения. Практикой установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением- во фронтальной работе с классом.

             В результате такой системной работы  у обучающихся начинают формироваться, а к концу 5 класса примерно у 70 % обучающихся являются сформированными такие универсальные учебные действия:

    Регулятивные:

    -  постановка частных задач на усвоение готовых знаний     и           действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);

    - умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

    - использование ИКТ, справочной литературы.

    Познавательные:

    - самостоятельно выделять и формулировать цель;

    - ориентироваться в учебных источниках;

    - отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

    - анализировать, сравнивать, структурировать и преобразовывать  информацию;

    - строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

    Коммуникативные:

    - участвовать в диалоге,  слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    - оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

    - выполнять различные роли при групповой работе;

    - отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    Личностные:

    - освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

    - оценка жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм;

    - выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей обучающегося.

               С течением работы в последующих классах каждый из видов УУД, формирующихся у обучающихся,  расширяется и углубляется, позволяя им накапливать деятельностный опыт, тем самым повышая качество ЗУНов.

    Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

    В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Кадровые условия

    - завуч-методист кафедры русского языка и литературы МБУ СОШ № 93;

    - заведующий методическим объединением филологов МБУ СОШ № 93;

    - учитель русского языка и литературы.

    2. Научно-методические условия

    1. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

    9. Русский язык. 5 кл.  Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х кн. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева. - Изд. 4-е, переработанное. - М. : Баласс, 2012. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».

    3. Материально-технические ресурсы

    • Персональный компьютер.
    • Мультимедийный проектор и экран.
    • Принтер монохромный.
    • Принтер цветной.
    • Сканер.
    • Оборудование компьютерной сети.
    • Доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

    4. Нормативно-правовые ресурсы

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
    2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.  № 163-р). 
    3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
    4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296).
    6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897).
    7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

    5. Информационные ресурсы

    Литература:

    1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

    2. Горленко Н.М., Запятая О.В. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования// Народное образование. – 2012. –N 4. Стр.153-160.

    3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2100…» / Под ред. Р.Н.Бунеева. – М., Баласс, 2010.
    4. Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области. Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р

    5. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
    6. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

    7. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. – С. 25.

    8. Текнеджян, Т. В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения / Т. В. Текнеджян, Л. А. Аверкиева. - М., 2008. – 247 с.

    Интернет-ресурсы:

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library

    http://collection.cross-edu.ru/

    http://festival.1september.ru/

    http://www.zavuch.info/

    http://pedsovet.org/

    http://www.philology.ru/

    1. Организационные ресурсы

    1. Составление педагогом индивидуальной рабочей программы по русскому языку с основой на Примерную программу для общеобразовательных учреждений,  рекомендованной МО РФ (август).

    2. Входной\итоговый контроль по русскому языку обучающихся 5 классов для выявления сформированности\несформированности ключевых УУД (сентябрь, май).

    3. Промежуточный контроль по русскому языку обучающихся 5 классов сформированности\несформированности ключевых УУД (декабрь) для проведения коррекции в педагогической деятельности учителя.

    4. Проведение в течение учебного года срезовых и контрольных работ для мониторинга сформированности познавательных УУД.


    Приложение 1

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

    Тема:         Глаголы переходные и непереходные

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    М/п (метапредметные познавательные: использовать умения аудирования; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм, таблицу), анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Познавательные: знание о языке как основе речевой деятельности: распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.

    Коммуникативные: овладение умениями различного вида устной и письменной речи: составлять рассказ на лингвистическую тему.

    Ход урока

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    I. Оргмомент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

    1. Устный рассказ на лингвистическую тему.

    Проводится по домашнему упр. 543 – развитие устной учебно­научной речи.

    Учащиеся выступают с сообщениями по теме «Способы словообразования глаголов».

    Самооценивание или взаимооценивание по алгоритму самооценки.

    2. Вспомнить пунктуацию в предложениях с Прямой речью. Проверка по слайду

    3. Доказать, что данное слово  - глагол.

    Коммуникативные УУД:

    1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

    2. Выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

    3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

    Познавательные УУД:

    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным).

    2. Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать.

    III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

    Презентация к уроку

    1. – Назовите среди признаков глагола новые для вас: спряжение, время, переходность, число, лицо, непереходность, род.

    – Запишите эти слова. Прочитайте тему урока § 67.

    – Какие возникают вопросы?

    2. Актуализация изученного.

    Работа по вопросам после названия § 67.

    3. Проблемный вопрос урока.

    Формулируется учениками после выполнения заданий рубрики «Определяем проблему урока»: подчёркивают сказуемые, выписывают только словосочетания с дополнениями, устанавливают, что не при всех глаголах есть дополнения, среди словосочетаний есть словосочетание  с предлогом и без предлога.

    Проблемный вопрос: «Какие это глаголы: переходные или непереходные, как это определить?»

    Регулятивные УУД:

    1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

    IV. Открытие новых знаний.

    1. Образование форм глагола видеть в сочетании с дополнением в В.п. без предлога.

    – Как называется такое дополнение? (Прямым.)

    2. Работа над определением в рамке.

    а) Чтение определения.

    – Какую новую информацию вы получили?

    – Из скольких частей состоит это определение?

    – Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным?

    – Только ли в винительном падеже может быть дополнение при переходном глаголе?

    – Какое место в таблице «Глагол как часть речи» займёт новый морфологический признак глагола? Дополните таблицу  изученным признаком..

    б) Проверка понимания: ответы на вопросы после текста в рамке.

    Регулятивные УУД:

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД:

    1. Выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица).

    2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

    V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

    1. Упр. 545 – развивается умение отличать переходные и непереходные глаголы, устно и графически объяснять свой выбор.

    1) Коллективно составляется алгоритм.

    а) Найти глагол в предложении.

    б) Установить, возможно ли дополнение при нём.

    да                               нет

                    непереходный глагол

    в)        Определить падеж

    (поставить вопрос кого? что?).

    В.п. (Р.=В.)                любой другой,

                                     кроме В.п.

                    

                                           Установить, есть ли предлог.

    нет                               есть

    переходный        непереходный

     глагол                   глагол

    По алгоритму разбираются 2–3 примера под руководством учителя, затем выполняется упражнение самостоятельно.

    2) Словарная работа (слово ракета).

    – Отгадайте загадку:

    Закручу, зажурчу,

    В космос улечу.

                    (Ракета.)

    – Найдите это слово в рамке упр. 546.

    – Как вы объясните значение слова ракета? Один­два ученика работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова, проверяют предположения учащихся. (1) Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная ракета.
    2) Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем.
    Боевая р. Космическая р. Крылатая р. 3) Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях. Плыть на ракете.)

    – Сколько значений имеет это слово? Как называется такое слово? (Многозначным.)

    – Подберите однокоренные слова разных частей речи. (Ракетный (прил.), ракетница (сущ.), ракетоносец (сущ.), ракетчик (сущ.).)

    – Составьте предложение с любым из однокоренных слов. (На космодроме состоялся запуск ракеты.)

    2. Записать под диктовку предложения, обозначить графически переходность глаголов и падеж зависимых слов.

    1) Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2) Он выкладывает стенку, строит дом для москвичей. 3) Грузовик подвозит доски, ходит кошка вся в извёстке. 4) Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром, мы подходим к штукатуру. 5) Все бригадиры знают Юру – Юра въедет в этот дом. (А. Барто)

    3. Творческий диктант.

    а) Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные глаголы буквой п, непереходные –  буквой н.

    Строить (что?); поднимать (что?); не размешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (кем?); не чувствовать (чего?);

    б) Составьте и запишите словосочетания с глаголами белеть – белить, чернеть – чернить, синеть – синить. Укажите переходность глаголов.

    – Какую закономерность вы заметили? (У переходных глаголов – суффикс ­и­, у непереходных – суффикс ­е­.)

    Взаимопроверка задания.

    Познавательные УУД:

    1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

    2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

    3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

    4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

    Коммуникативные УУД:

    1. Владеть разными видами монолога и диалога.

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

    VI. Итог урока.

    – Прочитайте ключевые слова урока. Дайте толкование каждого из них.

    – Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде):

    1) Постучались в дверь (непереходный).

    2) Открыл дверь (переходный).

    3) Спросил их (непереходный).

    4) Открыл им (переходный).

    5) Отвечают мне (непереходный).

    Ошибки в п. 3 и 4.

    - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

    - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

    - По каким критериям будете оценивать себя?

    Регулятивные УУД:

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    VII. Домашнее задание.        

    1. Составить схему­опору для определения переходных и непереходных глаголов.

    2. Необходимый уровень. Придумать предложение, в котором встречаются 2–3 глагола, определить, переходными или непереходными являются глаголы.

    Повышенный уровень. Подобрать из учебников по другим предметам предложения, в которых встречаются переходные и непереходные глаголы.

    Уровень задания обучающиеся выбирают сами

    Приложение 2

    ПАМЯТКА

    для учителя русского языка и литературы

    «Средства формирования УУД обучающихся 5 классов»

    Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

    1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

    2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

    3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

    4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

    Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

    Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

    В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

    Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

    Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

    Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

    Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

    В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Обучающиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

    В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя.

    Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

    Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

    Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации  по программе: "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реа...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».

    Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....

    Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

    Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

    Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по теме "Грибы-паразиты"

    Материал может использоваться при подготовке к уроку по теме "Грибы-паразиты". Прописаны задачи, цели по ФГОСам....