Главные вкладки

    Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по теме "Грибы-паразиты"
    методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

    Базанова Валентина Леонидовна

    Материал может использоваться при подготовке к уроку по теме "Грибы-паразиты". Прописаны задачи, цели по ФГОСам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_povyshenie_kvalifikatsi147.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

    Сведения об авторе

    Фамилия, имя, отчество (полностью)

    Базанова Валентина Леонидовна

    Район

    Кстовский, г.Кстово

    Место работы

    МБОУ СШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

    Должность

    Учитель биологии

    Общая информация

    Образовательная область, учебный предмет

    Биология

    Класс

    5 класс

    Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

    Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» Москва, Дрофа, 2017.

    Учебник– Автор: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.  Москва, Дрофа, 2015

    Тема учебного занятия

    Грибы-паразиты

    Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

    урок

    Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

    Раздел 2 «Царство Бактерии. Царство Грибы» (7 часов)

    1.Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

    2.Роль бактерий в природе и жизни человека

    3.Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

    4.Шляпочные грибы. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

    5.Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

    6.Грибы-паразиты.  Шестой урок раздела «Царство Бактерии. Царство Грибы»

    7.Контрольная работа №3 по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

    Учебная задача

    • Открыть способ …
    • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
    • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

    Вовлечь учащихся в процесс изучения особенностей строения и размножения грибов – паразитов, условий их жизни, питания и мер борьбы с ними.

    1) Просмотр слайдов презентации «Грибы-паразиты».

    2) Чтение текста и работа с гербариями грибов, раздаточным материалом; составление таблицы «Грибы-паразиты»

    3) Организовывать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, оценка действий партнёра, личностное отношение к значимости вреда грибов-паразитов в природе и жизни человека.

    4) Использование заданий на интерактивной доске

    Овладеть теоретическими знаниями в области изучения объектов природы; знать методы борьбы с грибами-паразитами.

    Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

    Цель

    Уровень

    Базовый («обучающийся научится»)

    Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

    Цель – предмет (предметный результат)

    Обучающиеся научатся

    распознавать грибы-паразиты, оценивать вред, который наносят грибы-паразиты сельскому хозяйству и лесным сообществам, выявлять методы, которые можно использовать для борьбы с грибами-паразитами.

    Обучающиеся получат возможность …. овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    Цель – способ (метапредметный результат)

    Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ …

    1)овладеют умениями работать с текстовой информацией,

    2) осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации,

    3)организовывать собственную познавательную деятельность

    4)делать выводы и заключения, структурировать материал

    5) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Обучающиеся получат возможность ….

    1)овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

    2)работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности грибов, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

    3)преобразовывать информацию из одного вида в другой

    Цель – ценность (личностный результат)

    Обучающиеся убедятся в том, что (осознают ценность …, сформируют представление о значимости … и т.п.)

    Обучающиеся сформируют представление о роли грибов-паразитов в природе, осознания необходимости борьбы с грибами-паразитами.

    Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

    1) воспринимать и преобразовывать живую природу по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

     2) Самостоятельно ставить новые учебные цели.

    3) Делать аргументированные умозаключения и выводы.

    Исходное состояние обучающихся:

    - имеют опыт…….;

    - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

    - могут определять…….;

    - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

    - могут планировать, проектировать, моделировать;

    - могут контролировать, оценивать и т.д.

    Имеют опыт работы с различными источниками информации

    Знают виды грибов, отличают ядовитые грибы от съедобных

    Могут планировать свои действия, соотносить их с планируемым результатами.

    Могут контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.

    Формы оценки планируемых результатов

    Предметный результат

    Метапредметный результат

    Личностный результат

    1)Научиться давать определение понятия «паразит»

    2)сравнивать симбиоз и паразитизм

    3) приводить примеры паразитических грибов

    4)определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба

    5) описывать строение гриба трутовика

    6) приводить доказательства отрицательного влияния грибов-паразитов на растения

    7)Знать основные правила работы на уроке.

    1) Ставить учебную задачу под руководством учителя;

    2) Планировать свою деятельность под руководством учителя;

    3) Уметь вести самостоятельно поиск информации, анализировать и вести её отбор;

    4)Высказывать суждения, подтверждая их фактами;

    5)Слушать собеседника и уметь вести диалог;

    6)Оценивать работу одноклассников

    1)Проявлять учебно-познавательный интерес к биологической науке;

    2)Осознавать необходимость борьбы с грибами-паразитами для сохранения урожая и поддержания здоровья лесных сообществ

    3) умение применять полученные знания в практической деятельности.

    Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

    Делать выводы о знаниях учащихся

    Оценивать деятельность учащихся

    Подбадривать учащихся (хвалить)

    Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

    Учебно – информационное обеспечение

    Основная литература

    Дополнительная литература

    Интернет - ресурсы

    ЭОРы

    1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.  Москва, Дрофа, 2015

    2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

    1.Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В.В.Пасечника Н.И.Галушкова.

    Волгоград: 2017.

    1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    http://fcior.edu.ru

    2.Единая коллекция образовательных ресурсов

    http://school-collection.edu.ru

    Техническое обеспечение

    Мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация учителя, гербарий грибов-паразитов, гриб трутовик.


    Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

    Этап урока

    Подэтап урока

    Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

    Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

    1. Мотивационно ориентировочный

    1.1. Вхождение в контакт

    • Предъявление учителем своей индивидуальности
    • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

    Создание комфортной психологической атмосферы урока

    1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

    • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
    • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

    Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

    1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

    • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
    • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

    Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

    2. Операционно – исполнительский

    2.1. Целеполагание и планирование

    •        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

    •   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

     

    Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

    2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

    • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
    • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

    Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

    2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

    • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
    • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

    Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

    2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

    • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
    • Построение системы конкретно-практических задач

    В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

    3. Рефлексивно – оценочный

    3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

    • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

    Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

    3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

    • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

    Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

    Сценарий  проведения учебного занятия

    Этап урока или другой формы УВП

    Подэтап урока или другой формы УВП

    Действия учителя (педагога)

    Действия обучающихся

    (примерные версии ответов)

    1. Мотивационно ориентировочный

    1.1. Вхождение в контакт

    Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

    Учащиеся готовятся к учебной деятельности.

    Подготовка класса к работе

    1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

    Представителей какого царства мы с вами изучаем?

    Почему грибы выделяют в отдельное царство?  

    Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

    Сегодня мы с вами продолжим путешествие по грибному царству.

    Учитель предлагает выполнить задания.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Выполняют и проверяют задания.

    1.3. Создание проблемной ситуации

    - На какие группы по типу питания можно разделить грибы?

    - Какую из этих групп мы изучили?

    - Что осталось неизученным?

    - Определите тему урока

    Отвечают на вопросы учителя.

    Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. Записывают тему урока в тетрадь.

    2. Операционно – исполнительский

    2.1. Целеполагание и планирование

    Грибов паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

    - Какая проблема возникает перед вами?

    Запишите её в тетрадь, мы к ней обязательно вернемся. Ответ на этот вопрос станет итогом нашего урока.

    Формулируют проблему: как бороться с грибами паразитами?

    - Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? что? как? какие? 

    Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности

    Записывают проблему в тетрадь.

    Формулируют цель:

    1.Познакомиться с грибами-паразитами;

    2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека:

    3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.

    2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

    -Какие организмы называют паразитам?

    Приведите примеры организмов-паразитов.

    -Что общего и в чем различия между симбиозом и паразитизмом?

    Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это

    побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий.

    2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

    Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных.                                                                                                -Когда человек болеет что с ним происходит? --Как определить, что он болен?                                                          Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.

    Организация работы в группах и заполнение таблицы. Учащиеся получают раздаточный материал о грибах-паразитах. 

    Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.

    Работают в группах, выбирают необходимый материал, обсуждают, заполняют таблицу.

    2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

    Учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу.

    Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы-паразиты».

    Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.

    Сообщение о грибе –чага.

    Наверное, каждый, кто гулял в березовом лесу или роще, видел бесформенные темные наросты на стволах отдельных деревьев. Это и есть представитель царства грибов - трутовик скошенный, получивший в народе название черного березового гриба, или чаги. Паразитирует такой гриб и на других лиственных деревьях (ольха, осина, рябина), но в народной медицине всегда находил применение только березовый гриб чага. Собирают чагу только с живых деревьев. Лучшее время для ее поиска и заготовки – период с осени по весну.

     Сбор чаги в зимний период меньше вредит березе.

    Трутовики – грибы-паразиты, вредители лесного хозяйства, садов и парков, вызывающие гниль древесины. Откуда же взялось такое название - «трутовик»? А всё дело в том, что плодовое тело этого гриба покрыто твердой светло-серой корочкой. Ее высушивали и использовали как зажигающуюся основу – трут – для кремневого огнива. Делалось это давным-давно, когда спичек еще и в помине не было. Гриб, из которого получали трут, и стал всем известным трутовиком.

    Самостоятельно выполняют предложенную ситуационную задачу.

    Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании.

    Остальные группы слушают и заполняют таблицу.

    Вносят дополнения  в таблицу.

    3. Рефлексивно – оценочный

    3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

    -Где обитают данные грибы?  

    -Какое строение имеют грибы- паразиты?

     -Какой способ питания данной группы грибов?

     -Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?

    -Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?

    Сделайте вывод: о мерах борьбы с грибами- паразитами.

    Тестовое задание на закрепление нового материала.

    Отвечают на вопросы.

    Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

    На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения.

    Выполняют тестовое задание.

    3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

    Оценивает работу на уроке.

    Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

    Подведение итогов урока.

    Выставляют оценки в дневник.

    Дают оценку своей работе и работе всего класса, комментируют свои оценки

    ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирова...

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации  по программе: "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реа...

    Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

    Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

    Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...