Главные вкладки

    "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)
    статья по теме

    Симоненко Ирина Олеговна

              Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове такого рода, как правильно заметил русский писатель и публицист Фёдор Александрович Абрамов, «сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа».

              В сознании носителя нашего языка и национальной культуры  «русский» - очень ёмкое понятие. Оно имеет широкую и неоднозначную оценочность, большое количество языковых и ассоциативных связей. Перед нами не просто слово, а слово-образ, детальное смысловое и художественное наполнение которого происходит на протяжении уже многих столетий. «Русский» - важный концепт национальной картины мира, являющийся,   по определению Ю. С. Степанова, константой, то есть «неким постоянным принципом культуры». Не случайно этноним представлен во всех лингвистических словарях: толковых, фразеологических,  этимологических, словарях сочетаемости и т.д. Статьи о «русском» занимают важное место и в новых лексикографических источниках, например в «Русском ассоциативном словаре» Юрия Караулова, в «Словаре поэтических образов» Наталии Павлович.

            Отметим, однако, что едва ли многие носители русского языка (не лингвисты, не филологи) обращаются к словарю, чтобы прояснить семантику языкового знака, значимого в плане национального самоопределения. Представление о границах концепта «русский» складывается у нас под влиянием огромного количества жизненных факторов и, конечно же, формируется в процессе чтения художественной, публицистической, а в школьные годы – учебной литературы, которая основывается на лучших образцах словесного искусства.

             Функционирование языковых единиц «русский», «Русь» в художественном контексте на страницах школьных учебников по русскому языку и литературе и стало предметом исследовательского внимания в данной работе.

            Цель  работы - на материале произведений, вошедших в программу по русскому языку и литературе, представить  структуру слова-образа «русский» («Русь»), актуальную для языковой личности современного школьника. 

              По нашему мнению, результаты исследования должны способствовать определению значимых признаков передаваемого из поколения в поколение русского национального «мы-образа».

                Материалом для исследования послужили тексты различных школьных учебников: 

    • Учебные пособия по русскому языку для 5-9 классов под редакцией   М.М. Разумовской;
    • Комплект учебных пособий по русскому языку («Теория». «Практика») для 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой;
    • Учебные пособия по русскому языку для 5 и 6 классов под редакцией  Т.А. Ладыженской;
    • Комплект учебников по русскому языку для 5-7 классов  Львовой С.И., Львова В.В. (экспериментальный учебник);
    • Пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах. /Сост. Греков В.Ф., Крючков С.Е.,  Чешко Л.А.;
    • Учебник для 10-11 классов «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» Власенкова А.И.,  Рыбченковой Л.М.;
    • Комплект учебников-хрестоматий по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной (традиционная программа);
    • Комплект учебников-хрестоматий по литературе для 5-9 классов М.Б. Ладыгина (программа углублённого изучения литературы);
    • Хрестоматия по литературе для 11 класса В.В. Агеносова.

         Следует отметить, что хрестоматии по литературе часто не содержат большие по объёму художественные тексты, изучаемые школьниками. Именно поэтому с целью анализа произведений некоторых русских писателей-классиков    мы были вынуждены обратиться к материалам электронного ресурса - CD «Библиотека школьника. Школьная программа по литературе. 127 авторов. 902 произведения».

           Непосредственным предметом исследования послужило более 560 словоупотреблений имени в 472 контекстах, взятых из 185 произведений 107 авторов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РУСЬ, РУССКИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

    (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ВОШЕДШИХ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

            На протяжении веков каждый народ создаёт, воплощает в произведениях искусства и передаёт из поколения в поколение «образ себя», который словами Светланы Лурье можно назвать и иначе - «мы-образ». Особые качества образа русского человека, признаки «русскости», те неизменные элементы, которые скрепляют национальную картину мира в любой исторический период, тесно связаны с тем смыслом, который вкладывают носители языка в название своего народа, ведь именно в слове такого рода,  как правильно заметил русский писатель и публицист Фёдор Александрович Абрамов, «сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа».

            Представление об образе русского народа складывается у носителей национальной культуры  под влиянием огромного количества жизненных факторов и, конечно же, формируется в процессе чтения художественной, публицистической, а в школьные годы – учебной литературы, которая основывается на лучших образцах словесного искусства. Функционирование языковых единиц «русский», «Русь» в художественном контексте на страницах школьных учебников по русскому языку и литературе и стало предметом нашего исследовательского внимания. Такой выбор не был случайным.

            В современной России, которую буквально захлестнул поток чужих стандартов и ценностей (прежде всего американских), остро стоит проблема национальной самоидентификации молодежи. Изучение языковой картины мира подрастающего поколения крайне актуально, ведь именно мировоззрение сегодняшних школьников через несколько лет будет определять взгляд русских на себя как на нацию.

            В соответствии с современным школьным общеобразовательным стандартом ученик среднего звена в течение недели посещает 4-6 уроков русского языка и  3-4 урока литературы. На каждом из этих занятий тщательному анализу подвергаются тексты сотен художественных произведений. Выполнение школьниками ежедневных домашних заданий также предполагает систематическое обращение к разнообразным текстам учебных материалов.  Таким образом, многократно востребованные фрагменты художественных произведений оказывают скрытое, но мощное воздействие на сознание ученика и влияют на формирование у ребёнка представления о себе как о единице  целого –  русского народа.

            Цель нашей работы - на материале произведений, вошедших в программу по русскому языку и литературе, представить структуру слова-образа «русский» («Русь»), актуальную для языковой личности современного школьника.  

            В основу нашего исследования лёг анализ художественного словоупотребления имени «русский», ведь именно в контексте происходит реализация оттенков, образного значения слова. В ходе работы было установлено, что реалия «русский» часто становится предметом авторской характеристики на страницах учебной литературы. Мы проанализировали более 560 словоупотреблений имён «Русь», «русский» в 472 контекстах, взятых из 185 произведений  107 авторов. Хотелась бы назвать имена тех писателей, чьё творчество и чей взгляд на русский народ и культуру оказывает наибольшее воздействие на формирование тезауруса школьника: Н.В. Гоголь (80 употреблений слова «русский»), Л.Н. Толстой (57), И.С. Тургенев (42),                         Н.А. Некрасов (32), А.С. Пушкин (31), И. Алексеевич Бунин (24),  Н.Сем. Лесков (17),  М. Аф. Булгаков (16),  М.Ю. Лермонтов (14), К.Г. Паустовский (10), С. Александрович Есенин (9); М.А. Горький (7); Ф.М. Достоевский и А.Т. Твардовский (6); Н. Мих. Рубцов, И. Ильф и Е. Петров (Катаев) (5).  70% художественной информации о «Руси» и «русском» дают современному школьнику произведения писателей-классиков XIX и XX веков.

            Какое же представление стоит в русской национальной картине мира за словами «русский» и «Русь»? Анализ сочетаемости имён позволил нам выделить несколько тематических полей, актуальных для школьной учебной литературы.

    1. Тематическое поле - «Русский – человек» (217 словосочетаний).  Группа объединяет понятия: русский человек (русский), русские люди (русские) (82 словоупотребления);  русский народ, русская нация (16 словоупотреблений) как носитель надындивидуальных признаков русских – русской души (12), русского духа (7), русского сердца (8), национального характера (3).

            Названное семантическая сетка  нашло самую широкую реализацию в собранном материале: 37, 5 %, приблизительно 1/3 всех слов, определённых именем «русский», так или иначе связана с образом человека.        Важно отметить, что сочетание «русский человек» в 47 художественных контекстах из 52 употребляется в обобщенном, переносном значении,  представляя собой синекдоху и рисуя в сознании читателя образ русского народа через монументальную фигуру представителя русской нации. 

            Отвлечённое понятие «Русский человек» в художественной литературе находит конкретное телесное выражение в следующих образах:

    1. русского мастера, умельца, творца (25 словоупотреблений): в подгруппу вошли словосочетания - русский зодчий,  композитор,  писатель, поэт,  художник, учёный.
    2.  русского воина-защитника Родины (24): русский богатырь, солдат, полководец, офицер, генерал, казак.

            Простой русский солдат - «храбрый»,  «отважный» (4); «выносливый физически и нравственно» (2); защитник, «труженик», «великомученик»; испытывающий «покорность перед лицом смерти»; чувствующий «жалость к побеждённому» (2); человек с «ясным, добродушно-весёлым взглядом на жизнь» и «наивной верой» в чудо.         

    1. русской женщины (16): русская девица, девушка, красавица, молодка, жена (женщина), баба.

            Русская женщина «румяна» (3), брови у неё «чёрна соболя»; «взгляд царицы» (2), «русые косы»; «ходит она плавно (2), будто лебёдушка»;  «любит красноречие»; «высока», «стройна», «во всякой одежде красива» (2);  вместе с тем «вынослива», «терпелива», «ловка». Она – пример «дивной красоты женской души» и «великодушного стремления и самоотвержения».

    1. русского крестьянина, мужика (12):

            Русский мужик «одарён Богом» (2), смекалист. Он просто, умно, метко говорит (2); но «пьёт (2) до одурения»; надеется на авось. В мировоззрении простого русского человека присутствует некая покорность судьбе и склонность принимать всё как данность. В то же время смирение крестьянина, терпящего жестокость помещиков, сочетаются с необыкновенной жестокостью по отношению к тому, кто посягает на свободу Русской земли, попирает духовные ценности, значимые для национальной культуры.

    1. русского правителя и носителя власти (10 словосочетаний): русский царь (3), князь, барин, помещик, дворянин.
    2.         С  тематическим полем «Русский – человек» тесным образом связано в национальной картине мира представление о том, что создано русским народом. Русский человек в рассмотренных текстах неоднократно осмысливается писателями как лицо, активно выражающее себя в произведении искусства. Это позволило нам  с  некоторой оговоркой выделить самостоятельную тематическую сетку  «Русское – искусство; русская - культура» (77 словосочетаний). Данное семантическое поле конкретизируют микрообразы: русская литература, поэзия (9); устное народное творчество (сказка, пословица) (4), русский театр (2), русская пляска (2), русская икона (2), живопись. Особое место в национальном осмыслении русской культуры занимает бескрайняя русская песня, в которой изливает душу русский человек (9 словоупотреблений). Самым необыкновенным творением народа осознаётся русский язык (речь, слово) (39 словоупотреблений). Не удержусь и приведу в качестве примера высказывание И. Ильина, представленное в учебнике по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской:

    В языке нашем все дары русской земли: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

    Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.

    В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...

            Среди определений русского языка преобладают слова с положительной оценкой. Наиболее частотными являются следующие: «богатый» (7); «живой» (3), «гибкий», «быстро обогащающийся»;  «свободный» (2), «великий», «могучий», «правдивый»; позволяющий высказывать человеку самые тонкие оттенки мысли, «выразительный» (3), созданный для поэзии (2). При этом слово «богатство» говорит не только о большом потенциале самого средства общения, но и об одарённости Богом носителя языка - русского народа. Трижды в собранном нами материале «язык» определён как  национальное достояние.

            «Русская речь» характеризуется яркой образностью (3), напевностью, музыкальностью. «Русское слово» меткое (2), точное, «бойкое», «из-под самого сердца» и поэтому, по словам Н.В. Гоголя,  не всегда «порядочное».

            «Язык», «речь», «слово» часто определяются русскими через эпитет «родной» (3), что значимо, так как данное определение несёт скрытую мысль: «Я отношусь к тебе с любовью и почтением, потому что ты – наследие далёких предков, дар рода, пронесённый людьми через века и пространства; в тебе отразилась родная русская душа»:

            Еще до Карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами еще кой-где отзовется как будто родное слово.                   Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.        

            Однако не только себя как представителей общности людей, не только созданные собственными руками предметы, но и тот кусочек земли, который осознаётся нашим домом, мы определяем словом «русский». В рассмотренном материале образ «Русь – Русская земля, пространство, русская природа»  был представлен в 122 контекстах. Тематическую сетку конкретизируют и дополняют микрообразы: провинциальные и древние русские города  (13 употреблений), деревни (4), села (3), церкви (2), дороги (2):

            Само слово «Русь» находит в художественном словоупотреблении (60  случаев) многочисленные определения, сочетая при этом в своём значении противоречивые характеристики: святая (5), православная; родная (3), любимая при любых обстоятельствах; могучая (2); милая (2); свободная (2); широкая, бесконечная; златая, сверкающая, чудная, обильная, но в то же время губящая русского человека своей бескрайностью и пропадающая сама -  убогая, бессильная, бедная, нищая, поверженная в развалины:

            «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного свободой, простором и сказочным богатством.                                        Бунин И. Косцы.

            В художественной литературе устойчивым является образ Руси-матери (3) и Руси-мачехи, «детоубийцы». 7 раз в анализируемых контекстах отмечается описание Руси, над которой нависла опасность со стороны неведомого грозного врага. Кроме того, художественный материал даёт представление о  Руси – природном пространстве, сотканном их русских  рек (6), лесов (6), полей (3), лугов (2).

            Представление о климате Руси – России в национальной концептосфере связано с поэтическими  микрообразами «русская зима» (6), «русская осень», «бабье лето» (3); «русские северные белые ночи» (3), «русский воздух».        

             В трёх фрагментах текста русская природа обозначается автором с помощью словосочетания «русский пейзаж». В результате речевой полисемии «русская природа» начинает мыслиться как явление, достойное внимания художника; а «русский» в оценочном контексте приобретает элемент значения - «доставляющий эстетический удовольствие».

    В очарованье русского пейзажа

    Есть подлинная радость, но она

    Открыта не для каждого и даже

    Не каждому художнику видна.

            Н.Заболоцкий.

            Исследованный материал обращает внимание и на некоторые особенности общепоэтического функционирования эпитета «русский». Так, независимо от предметов, определяемых именем «русский», «Русь», примерно в 15% собранных нами фрагментов слову-образу приписываются  исключительные черты:  

            Bедь ты русский человек? Русский человек со всем справится. А.И. Куприн. Олеся.

            Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.                                        Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

            Реалия русской действительности и прежде всего образ русского человека нередко в рассмотренных контекстах  наделяются свойствами предельной степени качества, сопровождаются авторской эмоцией восхищения, восторга, потрясения, шока:

            А вы знаете, что за горсть и что за ладонь у русского человека, особенно когда он "усердствует"!                                                И.А. Тургенев. Записки охотника.

            Под влиянием контекста устойчивым элементом эпитета «русский» становятся семы «не тождественный другим», «необыкновенный», «редкий», «находящийся в другой системе координат», «максимально возможный».

            Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!                                       Н. Гоголь. Мёртвые души.

            В художественном слове отразилось представление о контрастности русского национального характера. Анализ собранного материала позволил нам установить, что лишь в 20 % случаев имя «русский» употребляется в нейтральном, с точки зрения оценочности,  контексте, называя факт лишь как реальность русской действительности.  В 55 % случаев художественного словоупотребления «русский» приобретает  положительную окраску, в 17 % - отрицательную.

            Положительный окраску  слово «русский» приобретает  в таком предложении:

            Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе... Нет, так любить никто не может!                                                                            Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

            В некоторых случаях художественного словоупотребления с  прилагательным «русский» семантически сближаются слова «благодарный», «благочестивый», «великодушный» (2), «гостеприимный»  (3),  склонный  к «изобретательству» (3), к «фантастике»; «терпеливый», «умеющий прощать»; «щедрый» (2). 4 раза «русский» называется патриотом, человеком любящим родную землю.

            Отрицательный потенциал семантики имени реализуется в таких контекстах:

            Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный.                                                                                 Н.В. Гоголь. Нос.

            Русский человек, вижу по себе, не может без понукателя: так и задремлет, так и закиснет.                                                                Гоголь Н.В.  Мёртвые души.

            Наряду со случаями художественного употребления, в которых раскрывается  положительный или отрицательный потенциал семантики слова «русский», нами было отмечено 32 фрагмента (8% анализируемых контекстов), которые обнаруживают оценочную двойственность определения «русский»:

            Это была прямо русская душа [Гагин], правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом.                                 И.С. Тургенев. Ася.

            В решительные минуты великодушье, храбрость, безграничная щедрость, ум во всем, - и, в примесь к этому, капризы, честолюбье, самолюбие …, без которых не обходится ни один русский, когда он сидит без дела.                Н.В. Гоголь. Мёртвые души.

            В ряду контекстуальных антонимов понятие «русский» вбирает в себя смысл двух оценочных полюсов и становится отождествлением  того, что несёт на себе груз неразрешимых противоречий, находит во всём компромисс, органически сочетает проявление крайностей. В поэтической картине мира такое качество национального характера осмысляется как знак, символ особого назначения народа. Понимание избранности прослеживается и в традиции изображения русской земли – через взгляд сверху, словно со стороны  некоего покровителя русских.

            В ходе работы нами было установлено, что художественные произведения, вошедшие в современную программу школьного изучения, формируют у подрастающего поколения положительный образ русского народа и национальной культуры. Русский человек в художественном контексте преимущественно характеризуется как лицо, которое создаёт произведения искусства, защищает родную землю, работает, поёт, говорит, то есть делает в своей жизни то, что определено волей Бога и идёт из глубины души. Школьная литература не даёт идеализированного представления о русском человеке, учит  ребёнка видеть  самобытность и двойственность русского национального характера.  

            К сожалению,  позитивному  образу «Русь, русский»  в современной российской действительности очень сложно выстоять под натиском новых публицистических формул и стандартов газетной информации, телевизионных программ и «произведений» массовой культуры.  В этой ситуации представляется важной задачей  в работе школьного учителя-словесника поддержка сложившейся в классической русской литературе положительной интерпретации концепта «Русь, русский», которая не может расцениваться как ложь во спасение, ведь она уже выдержала испытание временем. Будем надеяться, выстоит и впредь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

    Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

    Рабочая программа по литературе и русскому языку (6 -7 классы)

    Рабочии программы по русскому языку и литературе (6- 7 классы)...

    Рабочие программы по литературе и русскому языку для 7, 9 кл.

    В рабочих программах по литературеи русскому языку представлены пояснительная записка и тематическое планирование для 7, 9 кл. 7кл.литература  по учебнику Г.С.Меркина, 9 кл.литература по уче...

    Рабочие программы по литературе и русскому языку для 7, 9 кл.

    В рабочих программах по литературеи русскому языку представлены пояснительная записка и тематическое планирование для 7, 9 кл. 7кл.литература  по учебнику Г.С.Меркина, 9 кл.литература по уче...

    Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

    Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

    рабочие программы по литературе и русскому языку

    рабочие программы по литературе и русскому языку...

    Рабочие программы по литературе и русскому языку для 5-6 классов (ФГОС)

    Рабочиепрограммы по литературе и русскому языку для 5-6 классов (ФГОС с изменениями от 31.12.2015г. приказ Минобрнауки России №1577)...


     

    Комментарии

    Глубокая, интересная работа! Спасибо, Ирина Олеговна!

    Гарнист Любовь Евгеньевна

    Данное исследование- огромная работа учителя. Мне показалось интересным( думаю и учащимся тоже)высокая воспитательная значимость этой работы. Национальная самоиндификация, взгляд на себя как на нацию - это ли не воспитание высокого чувства ответственности за дальнейшее развитие и жизнь нашего языка. Здорово! Об этом нужно говорить.