«На посиделках»
материал (6 класс) по теме
Сценарий "На посиделках" - фрагмент урока родного русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_posidelkakh.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий.
Устное народное творчество в шестом классе.
«На посиделках»
Цели:1) приобщить обучающихся к духовному наследию русского народа;
2) воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
3) развивать творческие способности.
Оборудование. Интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, прялка.
Слово учителя.
По решению ЮНЕСКО, 21 февраля в мире ежегодно отмечают Международный день родного языка, как праздник содействия признанию права на использование родных языков. ЮНЕСКО уделяет большое внимание языковым проблемам, которое основывается на убеждении в том, что язык – главная составляющая жизни и самобытности человека, образа мышления и поведения. Ведь обучение грамоте, освоение знаний, социальная интеграция постигаются через язык, который воплощает национальное и культурное самосознание человека.
Каждый народ – это свои неповторимые культура, история, традиции, образ жизни и, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.
ЮНЕСКО уделяет внимание сохранению языков. В 1999 году во время 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО провозгласила 21 февраля Международным днем родного языка.
Так, с февраля 2000 года этот День отмечается по всему миру в целях повышения информированности о проблеме исчезновения языков и о необходимости сохранения языкового разнообразия у руководства государств и людей, ответственных за принятие решений.
ЮНЕСКО уделяет большое внимание языковым проблемам, которое основывается на убеждении в том, что язык – главная составляющая жизни и самобытности человека, образа мышления и поведения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
На лавке восемь девушек в русских костюмах. На головах – кокошники
Ведущие:
1-ый. Здесь и красные девицы…
2-ой. Добры молодцы кругом.
Оба. Все уселись за столом.
1-ый. Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
2-ой. Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
1-ый. Пирогов отведать вкусных
2-ой. И чайку напиться всласть.
Оба. Все мы рады видеть вас!
1-ый. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-ой. Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Учитель:
- А ведь поговорить нам есть о чем. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.
На уроке истории вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство - Киевская Русь, какие народы ее населяли, какова была их культура.
Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантливый. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Ведущие:
2-ой. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…
1-ый. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.
(Девушки поют, имитируя что прядут):
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится...
Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни «А я по лугу…», девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют:
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява,
А подружка кучерява,
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:
Ох и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
На гулянку собиралась.
Маменька ругалася,
Папенька сидел, как пень,
Ему ругаться было лень…
Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица».
Ведущие:
2-ой. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе.
1-ый. А еще с давних времен народ создавал сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.
2-ый.А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые
1-ый. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть
нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
Звучат прибаутки и небылицы.
--Федул, что губы надул?
--Кафтан прожег.
--Можно зашить!
--Да иглы нет.
--А велика ли дыра-то?
--Один ворот остался.
Ведущие:
1-ый. Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
Раздается стук в дверь.
--Кто же это? Входите! (Входит лесовик).
Лесовик:
--Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека, Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
Кузовок берестяной.
Что в нем лежит вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка –
Только шапка да ножка.
Достает из кузовка крохотный грибок.
В моем лесу растет кустарник, а в нем:
Мальчик-крошка в костяной одежке.
У этого мальчика
Шапочка зеленая
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
Дети отгадывают, и он достает и называет лесные орехи.
В моем лесу под деревом
Андрейки
Все в тюбетейках.
Что это такое? (Достает желуди).
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным? Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает.
На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это верно, ты.
После каждой считалки дети загадывают загадки.
Вдруг девушка- березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет, не может найти.
Девушка-березка:
--Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Один из учеников:
-- Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.
Один мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.
Девушка-березка:
--А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословица).
А что это такое? (Ответ учащихся).
Отгадайте пословицу по одному слову
…не воин. (Один в поле…)
Закончите пословицу:
За правое дело…(стой смело)
На Москву идти…(головы не снести)
Ведущие:
1-ый. Быстро летит время…Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?
Жил-был царь, у царя был двор… На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?
Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать?
2-ой. Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую..
Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос.
1-ый. Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
2-ой. Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязала нос…
1-ый. Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтоб стали мягкими, мокнуть в воду…
2-ой. Что же молчишь? Что же дальше?
1-ый. Так ведь кости еще не размокли.
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.
Входят родители, на тарелках – пироги.
- А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
Ведущие:
1-ый. И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…
2-ой. Вам сказка, а нам – бубликов связка.
1-ый. Вам – сказка, а нам пироги да сласти…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в
Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи; эстетическое воспитание....
Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"
Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....
Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»
Ведущий 1: Добрый вечер, ребята! Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....
Кубанские посиделки
Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни, занимались различными видами рукоделия. Очень интересный, занимательный и п...
Разработка "Рождественские посиделки"
Мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образовании"...
Сценарий "Осенние посиделки"
Внеклассное мероприятие, посвященное осени...