Главные вкладки

    Кубанские посиделки
    план-конспект урока технологии (7 класс) по теме

    Панченко Алла Васильевна

    Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни,  занимались различными видами рукоделия.  Очень интересный, занимательный и познавательный урок. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Panchenko_A.V._Kubanskie_posidelki_konspekt_WinRAR.rar14.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель технологии 1 категории, Лицей№59

     г. Сочи, 2008г.

    Панченко Алла Васильевна

    Разработка урока по технологии

    Тема урока: Кубанские посиделки.   “Именины Кузьмы и Демьяна”.

    Цель урока:

    Познакомиться с традициями  народов Кубани, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к быту русского народа, способствовать развитию творческого интереса и самовыражения учащихся, формированию и развитию трудовых, эстетических, нравственных и других качеств личности, способствовать формированию практических знаний и умений, в практической части урока освоить различные старинные и современные виды ремёсел.

     

    Методическое обеспечение урока:

    1.Материально-техническая база:

    -кабинет трудового обучения;

    -инструменты и приспособления для изготовления различных видов изделий (ножницы, иглы, булавки и др.)

    -верёвка бельевая, пряжа, лоскутки ткани разных цветов и размеров, канва, мулине, пяльцы и др.

    2.Дидактическое обеспечение:

    -компьютерная презентация;

    -плакаты по ТБ;

    -рабочая тетрадь;

    -инструкционные карты;

    -образцы готовых изделий;

    -кроссворды.

    Тип урока: Комбинированный.

    Вид урока: Нетрадиционный.

    Методы обучения: Словесный,  мультимедиа, исследовательский, исторический, практический.

    Форма урока: Бригадная с разделением труда, индивидуальная.

    На классной доске написано:

    Чем дальше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим,
    И в старом красоту находим,
    Хоть  новому принадлежим.
    Вадим Щафнер

    Класс убран в русском народном стиле: рушниками, салфетками, платками, вышивками и т.п. На стене висит календарь народных дат. Самовар, старинная посуда и бытовые предметы.

                      Ход урока.

    1 .Организационный момент:

    -приветствие; 

    Учитель:

    Здравствуйте, добры молодцы!

    Гости жданные, званные и желанные!

    По обычаям российским

    Всем гостям поклон мой низкий!

    С добрым словом и любовью,

    С хлебом-солью! С хлебом-солью!

    Ученик:

     Дорогих гостей встречаем

      Круглым пышным караваем.

      Он на блюде расписном

      С белоснежным рушником.

      Каравай мы вам подносим,

      Поклонясь, отведать просим.

    -проверка явки учащихся.

    2.Изложение нового материала.

    Негромко звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора. 

    Учитель:  Гости дорогие, проходите, присаживайтесь поудобнее. Милости прошу ко мне на посиделки!

             Покатилась вечеринка

             Заглянула ночь во двор

             У зачина есть разминка

             Как бы нитка - паутинка

             Та, что вяжет разговор.

       Я предлагаю сейчас совершить небольшой экскурс, в прошлое.

    Презентация.

        Сегодня у нас необычный урок и нам  с вами предстоит перенестись  назад в 20 век, чтобы познакомиться с бытом и традициями Кубани. Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.
    Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине.  В русской деревне обычным делом были собрания молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Назывались они
    посиделки.

     На Руси первые посиделки начинались с "Осенин" (с 14 ноября) и являлись как бы организованным общением праздничного характера, так как их приурочивали к православным праздникам, к событиям месяцеслова, к отдыху. Посиделки - это встречи с теми, кто приятен, интересен. В настоящее время они необходимы и для восстановления досуговой культуры общения, и для укрепления дружеских привязанностей.

            На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

    1. "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
    2. "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
    3. "Демьян, окамени воды".

    В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

    1. "Кузьминки - об осени поминки",
    2. "Кузьминки - встреча зимы".

    Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

    На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

    На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

           Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он и  женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян".

     Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Эту историю мы услышим во время нашей практической работы от ребят.

    Исторические повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

        На посиделках, проходивших по очереди у каждой девушки, вязали варежки, участницы приходили с заданным старшими «уроком», то есть с нормой — сколько связать за вечер. Парни тоже вязали варежки, но, по-видимому, лишь ради компании, так как для них «уроки» не устанавливались. На будних «посиделках» в этом районе пели песни, а изредка удавалось и потанцевать.

              О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

    3. Закрепление полученных теоретических знаний.

    Учитель: Сейчас каждая команда получит кроссворд, и мы посмотрим, кто справится с ним быстрее.

    Раздать кроссворды.

    Приложение№1

    4.Физкультминутка.

    Учитель: Давайте подготовимся к работе. Активизируем энергию и направим ее в голову.

    Приложение№ 2.

    5. Практическая работа.

    Учитель:  на Кубани  сейчас возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия.

                                     Вот и мы посидим рядком,
                                   Да поговорим ладком.

     
    Но прежде чем мы приступим к выполнению работы, что мы должны вспомнить?

    Ответ учеников.

    Учитель: Правильно. Без знания ТБ нельзя начинать никакую работу. Давайте вместе вспомним  эти правила.

    Ответы детей.

    Учитель:

                        Что ребята приуныли?

                        У кого там хмурый вид?

                        Вы послушайте-ка лучше

                        Снова музыка звучит…  (негромко звучит народная песня)

    Ученик:

                        Собрались на посиделки:

                        На Кузьминки просим к нам.

                        Смастерим сейчас поделки

                        А потом подарим Вам!

    Учитель:

    Ну, а вы мои добры молодцы, покажете ваше мастерство, свои «золотые» ручки, какими видами ремёсел вы владеете!  

    Учащиеся берут инструкционные карты, инструменты и материалы и приступают к выполнению работы.

    Учитель:  А сейчас ребята расскажите нам историю о братьях Кузьме и Демьяне.

    Рассказывают дети, которые заранее подготовились. Приложение№3.

         Учитель рассматривает рукоделия, дети по очереди рассказывают и показывают свои работы. По ходу выполнения работы,  учитель проводит с каждым индивидуально текущий инструктаж по мере необходимости.

    Во время работы  учитель следит за правильным положением корпуса во время работы, соблюдением правил ТБ.

                       

    Учитель: А чтобы дело лучше спорилось, давайте вспомним  поговорки о труде.   

    Дети говорят пословицы:              

     С песней работать легче, а с охотой – вдвойне.

    Работа и мучит, и кормит, и учит.

    Трудовое беспорочно – хоть мало, да прочно.

    Всяк годится, да не на всякое дело.

    С одной надежды не сшить одежды

     Учитель: Большой интерес вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

    Давайте вспомним эти приметы.

             "Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",

    1. "Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
    2. "Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
    3. "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

    Учитель: Ну, вот мы закончили выполнение наших работ.

    4.Уборка рабочих мест.

    5. Подведение итогов урока.

            Велик мир духовных ценностей. Сегодня ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов являются созданные ими прикладные ремесла с образной этнокультурной.

           На Кубани  же возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия. Это  художественная обработка соломы,  кукурузной шелухи,  кости,  камня, рога, стекла, кожи, драгоценных камней. Атак же  вышивка, мережка, вязание крючком, вязание спицами, лоскутная техника, ковроткачество, ковроплетение, петриковская роспись, изготовление пряников, цветоделание, ковань (кузнечное искусство), лозоплетение;,резьба по дереву, керамика, торевтика (художественная обработка металла с чернением и чеканкой и с вкраплением драгоценных камней),  металлопластика.
            Сегодня и мы с вами прикоснулись к этим ремёслам и некоторые из них освоили. Я думаю, что урок вам понравился и эту тему продолжим  ещё.

    Учитель:  

                         Жива традиция, жива -
                       От поколенья старшего:
                       Важны обряды и слова,
                       Из прошлого, из нашего.

                       Отшумели посиделки,

                       Мы старались вас развлечь,

                       Дарим Вам свои поделки,

                       Говорим, до новых встреч!

    Звучит песня в исполнении Кубанского народного хора. Дети дарят гостям заранее подготовленные и выполненные на уроке работы.

    Приложение 2

    (физкультминутка).

             1.Потрем ладони, представим, что у нас в руках огненный шарик.

    2.Массажируем активные точки на бровях: у носа 5-6 раз в одну сторону, затем в другую; переходим на середину брови 1,2,3,4,5,6 и в другую сторону; переходим на крайние точки и делаем то же самое.

    3.Щипками массируем ушные раковины снизу вверх, сильно 5-6 раз.

    4.Захватим двумя пальчиками козелки ушей, потрем.. Чувствуете как тепло идет в голову?

    5. Потрем и кончик носа.

    Хорошо! Сейчас вы будете быстрей и правильней выполнять задания.

     

    Приложение3

    (рассказ детей о Кузьминках).

    Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы. Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия. Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

         Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Освоение и заселение кубанских земель казаками

    Виртуальное путешествие по краю...

    Кубанские говоры

    Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаков...

    Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

    Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

    Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция

    1.    знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...

    Кубанская свадьба (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

    Внеклассное мероприятие о свадебных обрядах и традициях на Кубани, которые необходимо возобновить . Ребята узнают  много познавательного из истории традиционно-бытовой культуры Кубани. ....

    Внеклассное мероприятие "Кубанские посиделки"

    Сценарий "Кубанские посиделки" хорошо проводить в классах казачьей направленности. Оно позволяет расширить знания учащихся об обычаях и традициях казаков....

    Сценарий конкурсно-игровой программы "Кубанские посиделки" автор Пугач В.М, педагог дополнительного образования

    Это мероприятие можно проводить с учащимися средних кассов, в том числе в учреждении дополнительного образования. ...