Интегрированный урок по литературе в 5 классе.
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Природа в стихах русских поэтов 19 века Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и ее отражение в живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

улица Ленина, 19а посёлок Советский,

Краснодарский край, Тимашевский район

тел. 88613037446, факс8861303744

                                                           Е-mail:school14@tim/kubannet.ru

                 

                                           

Учитель русского языка и литературы

                                                                               Топка Людмила Ивановна

Цели урока:

1.Привить любовь к природе родного края на примере произведений  А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, П.И.Чайковского.

2.Уметь созерцать красивое в природе на примере полотен художников-пейзажистов И.И.Левитана, Ф.И.Васильева, А.Куинджи.

Задачи урока:

1.Выявить взаимосвязь литературы, поэзии, живописи, музыки.

2.Развивать творческую фантазию.

3.Учить детей гармоничному общению человека и природы.

Оборудование:  

1.Портрет А.С.Пушкина в Болдино.

2.Портрет А.А.Фета.

3.Портрет Ф.И.Тютчева.

4. Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», Ф.И. Васильева «Мокрый луг», А.Куинджи «Днепр утром», Ф.А. Васильев «Оттепель».

5. Аудиозапись произведений П.И.Чайковского «Времена года» , «Вешние воды».
6. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Тип урока- интегрированный урок.
Форма проведения- урок- обобщение.

Ход проведения.

1.Оргмомент

Активизация внимания: учитель объявляет тему урока и цель.

Учитель: что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?

Учащиеся: предлагают способы достижения цели.

2.Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть взаимосвязь человека, природы и искусства. Эпиграфом к уроку я хочу вам предложить строки из стихотворения И.Насалевича:

Люблю тебя мой край родной,

Всегда мне дорог ты…

Природа и человек. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Лучшие наши поэты и живописцы не уставали всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления о нём.

Известно, как любил степь и реку поэт Никитин. Какое наслаждение доставляло общение с природой Тургеневу, Некрасову, Фету, Тютчеву, А.С. Пушкину.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

-Кто не знает этих замечательных строк? Их автор Ф.И.Тютчев- один из крупнейших русских поэтов лириков. Во многих своих стихах он пишет о природе. Всегда изображает её как нечто живое; одухотворённое

«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык,»- утверждает поэт.

-Язык природы. Каков он? Давайте послушаем язык природы словами Ф.И.Тютчева.

(Дети читают стихи «Чародейкою зимою», «Есть в осени первоначальной», «Вешние воды»)

-Ребята, о каких временах года пишет поэт в этих стихах?

-Осень, весна, зима.

-А какие образные средства помогли поэту, чтобы стихотворение стало красивым, неповторимым?

-Эпитеты, олицетворения, метафоры.

-Найдите их, пожалуйста, в тексте и прочтите.

-Околдован лес стоит, сном волшебным очарован, лёгкой цепью пуховой, весной шумят и др.

-Ребята, а как вы думаете, о чём нам хотел поведать поэт в своих стихах?

-О красоте, неповторимости природы.

-Замечательный русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к стихотворению Ф.И.Тютчева «Вешние воды». Получился прекрасный романс. Послушайте его. (прослушивание аудиозаписи романса П.И. Чайковского «Вешние воды»

-Какие чувства вызвало у вас это произведение?

-Радость, счастье, умиротворение.

-А.А. Фет был самым замечательным поэтом-лириком. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и ясный морозный день - обо всем пишет поэт в своих стихах.

(Дети читают стихи А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом», «Зреет рожь над жаркой нивой».)

- А какая природа у Фета?

- Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в тоже время она удивительно богата звуками и красками, живет в своей жизни.

Осень – замечательная время года. Очень любил осень А.С. Пушкин он первый употребил удивительный поэтический эпитет «Осень золотая». (Дети читают стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода»).

Тихая краса осени влекла, вдохновляла не только гениального поэта, каким был Пушкин. Около ста полотен посвятил ей замечательный пейзажист Исаак Ильич  Левитан.

- Ребята, а кого мы можем называем пейзажистом?

- Художника, который пишет о природе.

- Давайте посмотрим, что нам говорит толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова.

ПЕЙЗАЖИСТ- художник, специалист в области пейзажа.

- Не только поля, леса и деревья видим на полотнах Левитана. Природа у него всегда выражает настроение человека.

-Какая она?

-Она взволнованная и спокойная.

(Беседа по картине Левитана «Золотая осень»)

- какое время года изобразил живописец?

- осень.

- Гармонично ли сочетание красок в картине?

- да, колорит картины создает определенное единство содержания и формы.

Эта картина равна пушкинскому описанию осени.

- Но не только Левитан писал о природе. Россия богата своими пейзажистами. Окажемся на миг в царстве природы и побываем в гостях у лета, осени, весны, зимы.

(Выступления учащихся о картинах А. Куинджи «Днепр утром», Ф.И. Васильева «Мокрый луг» под аудиозапись П.И.Чайковского «времена года».)

- Сегодня на уроке, ребята, вы познакомились со звездами поэзии, живописи, музыки. Но в нашем классе тоже есть таланты. Свои маленькие поэтические звездочки, звездочки-живописцы. Но кто знает, может с годами их творчество  тоже будет сиять ярким светом. Давайте послушаем стихи ребят, посмотрим их  творческие этюды.

(Дети читают свои стихи о природе, показывают рисунки, на которых изображены времена года.)

- Любите природу, восхищайтесь ею, и ваша душа станет чище светлее добрее.

Д/з  Нарисовать рисунки на тему: «Времена года», написать мини-сочинения к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...