Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
рабочая программа (7 класс) на тему

Таова Радмила Ибрагимовна

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rodnomu_yazyku_7_klass.docx55.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Предметными результатами изучения курса «Родной язык» в 7 классе является сформированность следующих умений:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Содержание учебного предмета
«Родной язык» в 7 классе

Слово в языке и речи
(повторение и углубление изученного в 6-м классе)

 Текст.

Тексты разных типов. Тексты разных стилей. Виды чтения.

 Простое и сложное предложение.

Понятие «предложение». Однородные члены предложения.

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания.

Обращение. Вводные слова. Выделительные знаки препинания. Предложения с прямой и косвенной речью.

 Части речи.

Понятие «часть речи». Самостоятельные части речи.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Причастие как особая форма глагола и как член предложения. Причастный оборот.

Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях.

Имя числительное как часть речи и как член предложения.

Буквенные орфограммы в именах числительных.

Местоимение как часть речи и как член предложения.

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях.

Слова со значением «признак признака»
и «признак действия»

Наречие в языке и речи.

 Наречие как часть речи.

 Общее грамматическое значение.

Лексическое значение наречий. Разряды наречия по лексическому значению. Грамматическое значение наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Буквы е, и в приставках не-, ни- отрицательных наречий.

Буквы о и а в конце наречий с приставками.

Буквы о, е после букв шипящих в суффиксах наречий.

Буква ь после букв шипящих в конце наречий.

Правописание н и нн в наречиях на -о, -е.

Дефис в наречиях.

Слитное и раздельное написание наречий.

Правописание не с наречиями на -о, -е.

 Морфологические признаки.

Неизменяемость.

Разграничение наречий и слов, сходных с ними.

 Сочетательные возможности наречия. Лексическая сочетаемость наречий.

Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «глагол + наречие».

 Роль наречий в предложении.

Наречие в качестве обстоятельства.

Виды обстоятельств.

 Наречия в тексте.

Наречия в художественном и публицистическом тексте.

Категория состояния в языке и речи.

 Категория состояния как часть речи.

 Общее грамматическое значение. Лексическое значение.

 Морфологические признаки.

Формы сравнения.

 Роль категории состояния в предложении.

Деепричастие в языке и речи.

 Деепричастие как особая форма глагола.

 Общее грамматическое значение.

 Морфологические признаки.

Глагольные признаки: вид.

Признаки наречия: неизменяемость.

Образование форм деепричастий. Вариантные формы деепричастий: идя – идучи (устар.), озябнув – озябши (устар.).

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Знаки препинания при одиночном деепричастии.

 Сочетательные возможности деепричастий.

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «деепричастие + + имя существительное».

Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «деепричастие + + глагол».

 Роль деепричастия в предложении.

Деепричастие в качестве обстоятельства.

 Деепричастие в текстах разных стилей.

Текстообразующая функция деепричастия.

Служебные слова
Самостоятельные и служебные части речи

Предлог.

 Предлог как часть речи.

 Разряды предлогов по структуре.

 Разряды предлогов по значению.

Дефис в предлогах.

 Производные и непроизводные предлоги, их правописание.

Синонимика предлогов (из-за, благодаря, для, в целях и т.п.).

Нормы употребления предлогов по, под, против.

Особенности употребления предлогов в текстах разных стилей.

Союз.

 Союз как часть речи.

Простые и составные союзы.

Разряды союзов по роли в предложении.

Сочинительные союзы. Сочинительные союзы в простом и сложном предложении (однородные члены предложения, сложносочинённое предложение).

Подчинительные союзы в сложном предложении.

 Сложносочинённые предложения.

 Сложноподчинённые предложения.

 Разряды союзов по структуре. Производные и непроизводные союзы.

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, отличие союза от наречия с частицей.

 Союзы в тексте.

Союз как средство связи предложений и частей текста.

Частица.

 Частица как часть речи.

Разряды частиц: смысловые (отрицательные, указательные, выделительные, уточняющие, усилительные, вопросительные, восклицательные, выражающие сомнение) и формообразующие. Раздельное и дефисное написание частиц. Значение и употребление частиц не и ни.

Разграничение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни 
с разными частями речи.

Частицы в тексте.

Междометие.

 Междометие как часть речи.

Интонационное выделение междометий.

Группы междометий по значению. Производные и непроизводные междометия.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Дефис в междометиях.

Употребление междометий в значении других частей речи.

Звукоподражательные слова.

Развитие речи.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах изученных стилей речи.

 Стили речи. Публицистический стиль (задача речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

 Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание разных типов речи в одном тексте.

 Изложение (подробное, сжатое, выборочное) текстов публицистического стиля; художественных текстов с описанием внешности, состояния и действий человека.

 Сочинение: рассказ о близком человеке; описание внешности, состояния человека; описание действий; рассказ по картине, включающий описание внешности, состояния, действий; рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле; повествование с элементами рассуждения; заметка в газету; характеристика литературного героя.

 Повторение изученного в 7-м классе.

Программа предусматривает изучение родного языка в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

        Программа предполагает использование учебника Русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Авторы сотавители: Быстрова Е.А., Шабанова И.Л., Мангутова Н.В.

Календарно-тематическое  планирование по родному языку

7 класс

Тема

Цель обучения

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические средства

Вид

деятельности

Планируемый результат

Часы

Текст.

Углубить представления о тексте

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Фронтальная,

индивидуальная

Уметь различать тексты разных типов и стилей

1

Фонетика, орфоэпия, орфография. Звуки и буквы.

Углубить представление о звуковой стороне языка, о согласных и гласных звуках. Повторить буквы, обозначающие 2 звука. Вырабатывать правила произношения слов. Повторить орфограммы

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

Уметь различать понятия «звук» и «буква». Уметь производить фонетический разбор слова. Уметь объяснить орфограммы.

1

Состав слова. Словообразование.

Повторить материал о морфемах, производной и производящей основах.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Самостоятельная работа, практикум, схематический диктант

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать изученные сведения из раздела «Словообразование»; строение  слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Части речи.

Систематизация знаний о частях речи в русском языке.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор

Коллективная, парная, индивидуальная

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологиче-

ским признакам.

1

Типы речи : описание, повествование

Повторить основные признаки типов речи, уметь создавать тексты различных типов.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра Тренировочные упражнения, работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность.

1

Р.Р.Сочинение-описание

Выработать навыки написания сочинения на заданную тему

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, работа с текстом, создание собственных текстов

Коллективная, индивидуальная

Знать приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему.

Продуктивный, творческий

1

Стили речи: научный, деловой

Повторить изученные стили речи (научный, деловой),определить особенности и сферу употребления данных стилей, формировать умения составлять и оформлять деловые бумаги.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Работа с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ)

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать изученные стили языка и их особенности.  Уметь осуществлять комплексный анализ текста.

1

Стиль художественной литературы. Публицистический стиль

Дать понятие стиля художественной литературы; определить его особенности и сферу употребления, выделить отличие от других стилей. Дать понятие публицистического стиля; определить его особенности и сферу употребления, выделить отличие от других стилей.

Репродуктивная, частично-поисковая.

Беседа, работа с учебником, мини-изложение.

Фронтальная, индивидуальная

Знать признаки художественного и публицистического стилей. Уметь находить в тексте признаки художественного стиля

1

Р/Р Сочинение

по данному началу

Выработать навыки написания сочинения по данному началу

Репродуктивная, творческая

Беседа, работа с учебником, сочинение

Индивидуальная

Уметь писать сочинение-рассуждение.

1

Этикетные средства речи.

Познакомить с этикетными средствами речи.

Репродуктивная.

Беседа, работа с книгой, упражнения

Индивидуальная, работа в парах.

Знать об этикетных средствах речи; уметь использовать в своей речи различные формы и элементы обращения

1

Лексика. Лексика, стилистически окрашенная и стилистически нейтральная.

Закрепить знания учеников по лексике, проверить умения определять лексические группы слов; включать в речь лексику стилистически нейтральную и стилистически окрашенную.

Репродуктивная; частично-поисковая

Беседа, работа с книгой

Коллективная

Знать понятия лексическое значение слова, стилистически окрашенная и стилистически нейтральная лексика.

Уметь работать со словарями и другой справочной литературой.

1

Историзмы и архаизмы. Неологизмы и заимствованные слова.

Дать понятия историзмов и архаизмов; уметь употреблять в речи историзмы, архаизмы. Дать понятия неологизмом и заимствованных слов; употреблять их в речи.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Беседа, работа с книгой

Коллективная,

парная,

индивидуальная

Знать понятия историзмы и архаизмы.

Уметь с помощью словарей и самостоятельно объяснять значения таких слов. Знать пути пополнения словарного запаса русского языка; понятия неологизмы и заимствованные слова. Грамотно употреблять заимствованные слова в устной и письменной речи.

1

Р/р. Комплексный анализ текста.

Повторить основные признаки типов речи. Вспомнить понятие план текста; совершенствовать навыки анализа текста.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая.

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра

Коллективная, групповая, индивидуальная

Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность.

1

Морфология. Глагол. Переходные и непереходные глаголы.

Дать понятия переходных и непереходных глаголов; различать  и грамотно употреблять их в речи.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Диалог, работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Знать ранее известные признаки глагола и переходные и непереходные глаголы.

1

Безличные глаголы.

Возвратные глаголы.

Знакомство с безличными глаголами, их лексическим значением, формой употребления. Знакомство с семантикой возвратных глаголов.

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная.

Беседа, работа с карточками

Групповая, индивидуальная

Знать о безличных глаголах; уметь находить в тексте безличные глаголы. Знать семантику возвратных глаголов, их суффиксы.

1

Формы наклонений.

Знакомство с понятием наклонение глагола, формирование умения употреблять глаголы изъявительного наклонения. Знакомство со значением, образованием, употребление форм повелительного наклонения; правописание «ь» в глаголах повелительного наклонения. «Частица бы в формах условного наклонения».

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая.

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра

Коллективная, групповая, индивидуальная

Знать значение, образование, изменение, употребления форм изъявительного, повелительного и условного наклонений.

1

Сочинение-рассуждение

Формирование умения написания сочинения-рассуждения на заданную тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления выразительных средств

Частично-поисковая, творческая

Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение

Индивидуальная

Знать признаки текста.

Уметь строить собственные рассуждения о прочитанном

1

Причастие.

Роль причастия в предложении.

Дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Практикум, объяснительный диктант, тест

Групповая, индивидуальная

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола.

Уметь находить причастие в тексте.

1

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Дать понятие о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам

Коллективная, групповая, индивидуальная

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы.

1

Действительные и страдательные причастия.

Дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки.

Репродуктивная

Практикум Тренировочные упражнения

Индивидуальная, парная

Уметь различать действительные  и страдательные причастия, применять изученные орфограммы.

1

Краткие страдательные причастия.

Закрепить знания о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Работа с опорным конспектом, тренировочные упражнения

Коллективная, групповая, индивидуальная

Знать особенности образования и изменения кратких причастий.

Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте.

1

Правописание причастий

Формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Репродуктивная

Практикум

Парная, индивидуальная

Уметь правильно писать не с причастиями. Знать правило правописания н и нн в причастиях .

1

Деепричастие.

Понятие о деепричастии

Дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, работа с текстом, выполнение упражнений по образцу

Фронтальная , индивидуальная

Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи.

1

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с  деепричастными оборотами

Дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, тренировочные упражнения, схематический диктант

Фронтальная , индивидуальная

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах.

1

Деепричастия совершенного  и несовершенного вида

Знакомство сот способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, тренировочные упражнения, схематический диктант

Фронтальная , индивидуальная

Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид.

1

Не с деепричастиями

Повторить правописание с НЕ различных частей речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Репродуктивная

Беседа, работа с текстом, выполнение упражнений по образцу, распределительный диктант

Фронтальная , индивидуальная

Знать правило правописания не с деепричастиями. Уметь сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами.

1

Р/Р Изложение

Совершенствование навыков написания изложения и составления плана

поисковая

Работа с текстом, работа с картиной

индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка

1

Наречие. Понятие о наречии.

Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ, анализ примеров, упражнения, работа с текстом.

Фронтальная , индивидуальная

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

1

Степени сравнения наречий.

Познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, формирование умения образовывать наречия сравнительной степени, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.

Объяснительно-иллюстративная.

Наблюдение, беседа, упражнения.

Фронтальная , индивидуальная

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия.

Уметь  отличать наречия сравнительной степени  от прилагательных сравнительной степени.

1

Разряды наречий по значению

Систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ, анализ примеров, упражнения.

Фронтальная , индивидуальная

Знать разряды наречий по значению, Уметь находить наречия разных  разрядов в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

1

Правописание наречий. НЕ с наречиями на О, Е

Знакомство с морфологическими способами образования наречий, формирование навыка правописания НЕ с наречиями.

Объяснительно-иллюстративная.

Работа с опорными записями, упражнения

Фронтальная , индивидуальная

Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями.

Уметь грамотно писать НЕ с наречиями.

1

Правописание НЕ и НИ с наречиями. Правописание А, О на конце наречий.

Формирование навыка написания  НЕ,  НИ с наречиями и  букв О и А на конце наречий.

Репродуктивная

Тренинг, упражнения

Фронтальная , индивидуальная

Знать правила правописания НЕ и НИ с наречиями; А, О на конце наречий.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма

1

О, Е, Ь после шипящих на конце наречий.

Закрепить навыки правописания О и Е после шипящих в разных частях речи; показать случаи употребления Ь на конце наречий.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой,

тренировочные упражнения

Фронтальная , индивидуальная

Знать правописание наречий с шипящими на конце

1

Правописание Н и НН в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.

Познакомить с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания Н и НН в наречиях, оканчивающихся на О(Е).

Объяснительно-иллюстративная. Репродуктивная

Работа с опорными записями, анализ примеров, упражнения

Фронтальная , индивидуальная

Знать условия выбора написания букв О и Е после шипящих на конце наречий, а также  Н и НН.

Уметь применять изученные правила.

1

Дефис между частями слова в наречиях.

Формирование навыка написания дефиса в наречиях.

Объяснительно-иллюстративная.

Беседа, упражнения.

Фронтальная , индивидуальная

Знать правило постановки дефиса в наречиях.

Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных.

1

Обобщающий урок по теме «Наречие»

Морфологический разбор наречия как систематизация сведений об этой части речи.

Репродуктивная

Беседа, упражнения.

Фронтальная , работа в парах, индивидуальная

Знать порядок морфологического разбора наречия.

Уметь составлять связное высказывание как образец

1

Контрольный диктант

Проверить знания учеников о наречиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки грамматического разбора.

Репродуктивная

Диктант

Индивидуальная

Знать морфологические признаки наречия, орфографию наречия. Уметь применять изученные орфографические правила.

1

Служебные части речи. Предлог. Предлоги простые и составные.

Дать обзорную характеристику служебным частям речи, показать их отличие от самостоятельных частей речи; дать понятие о предлоге как о служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые они выражают.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, работа с учебником, цифровой диктант

Фронтальная , индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога. Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным. Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога.

1

Производные и непроизводные предлоги.

Показать отличие производных предлогов от непроизводных, пути образования производных предлогов.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, работа с учебником, цифровой диктант

Фронтальная , индивидуальная

Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи.

1

Р/Р. Сочинение

Формирование умения написания  сочинения на заданную тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления выразительных средств

Частично-поисковая, творческая

Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение

Индивидуальная

Знать признаки текста.

Уметь строить собственные рассуждения о прочитанном

1

Правописание предлогов.

Показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Репродуктивная, частично-поисковая

Тренировочные упражнения, работа по образцу, тест

Фронтальная , индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов.

1

Тестирование по теме «Предлог»

Проверка знаний учеников по теме  «Предлог»

Контроль

Тест

Индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи.

1

Р/Р.

Сочинение по картине

Выработать навыки работы с картиной, правильно излагать свои мысли

Репродуктивная, творческая

Наблюдение, отбор материала, определение основной мысли сочинения, составление плана и написание сочинения

Индивидуальная

Знать признаки текста. Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею  и тему.

1

Союз. Союзы простые и составные.

Дать понятие о союзе как о служебной части речи; о простых и составных союзах;

показать основные функции союза.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, частично-поисковая

Работа с учебником, составление таблиц, выборочный диктант

Фронтальная , индивидуальная

Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли  в предложении . Знать о классификации союзов по строению на простые и сложные. Уметь определять вид союза по строению, составлять предложения по заданным схемам.

1

Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов, отличие союзов от других частей речи.

Научить отличать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.

Репродуктивная, частично-поисковая

Работа с  текстом, составление таблицы, упражнения

Фронтальная , индивидуальная

Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи. Уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей

1

Сочинительные и подчинительные союзы.

Показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки анализа предложений.

Репродуктивная, частично-поисковая

Работа с учебником, творческий диктант, тест

Фронтальная , индивидуальная

Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы. Продуктивный

1

Контрольный диктант

Проверить знания учеников о предлогах; закрепить пунктуационные навыки, навыки грамматического разбора.

Контроль

Диктант

индивидуальная

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила.

1

Частица. Частица как служебная часть речи.

Дать понятие о функциях частицы как служебной части речи, научит отличать частицу от других частей речи.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная , частично-поисковая

Работа с учебником,

составление таблиц,, выборочный диктант

Фронтальная, индивидуальная

Знать особенности частицы как служебной части речи.

Уметь отличать частицу от других единиц служебных частей речи

1

Разряды частиц

Дать понятие о разрядах частиц по значению, показать функции формообразующих частиц

Репродуктивная , частично-поисковая

Работа с учебником, составление таблиц

Фронтальная. индивидуальная

Знать разряды частиц, их роль в предложении и при образовании форм слова.

Уметь применять орфограммы «Продел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом».

1

Правописание НЕ и НИ

Развивать навыки написания НЕ с разными частями речи; научить отличать частицы НЕ и НИ от составных союзов

Репродуктивная , частично-поисковая

Тренировочные упражнения,

распределительный и  цифровой диктанты

Фронтальная , индивидуальная

Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей НЕ

1

Междометие. Значение междометий и их роль в речи. Знаки препинания при междометиях.

Дать понятие о междометии  как  особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий.

Показать, какие знаки препинания используются при междометиях; дать представление об особенностях написания междометий.

Репродуктивная, частично-поисковая

Беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями

1

Тестирование

«Служебные части речи»

Проверить знания учеников о служебных частях речи.

Репродуктивная

тестирование

Индивидуальная

Уметь отделять служебные части речи от знаменательных.

1

Повторение изученных тем.

Текст.

Повторить разделы языкознания; признаки текста, типы текста.

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей.

1

Прямая речь.

Повторить о прямой речи и знаки препинания при ней.

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

1

Стили речи.

Повторить особенности стилей речи; закрепить навыки анализа текста.

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать особенности текстов различных стилей. Уметь различать тексты разных типов и стилей.

1

Р/Р .Сочинение

Формирование умения написания сочинения на заданную тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления выразительных средств

Частично-поисковая, творческая

Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение

Индивидуальная

Знать признаки текста.

Уметь строить собственные рассуждения о прочитанном

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания.

Закрепить пунктуационные навыки учеников, навыки синтаксического разбора, навыки определения видов и способов связи.

Репродуктивная

Тест, схематические и цифровые диктанты

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать и соблюдать правописные и синтаксические нормы.

1

Простое предложение.

Закрепить знания о строении  простого предложения, его видах по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Репродуктивная

Работа с текстом, тренировочные упражнения

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о простом предложении. Уметь различать виды простого предложения по цели высказывания; произвести синтаксический разбор простого предложения.

1

Сложное предложение.

Повторить материал о сложном предложении, грамматической основе, его характеристике.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Самостоятельная работа, практикум, схематический диктант

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение  СП; правила постановки знаков препинания в СП.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении.

1

Лексика.

Закрепит знания учеников по лексике; проверить умение определять лексические группы слов, умение работать со словарями.

Репродуктивная

Словарный диктант, лексический разбор слова

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать основные сведения по разделу.

1

Морфология. Глагол.

Закрепить знания учеников по морфологии, по  глаголу; проверить навыки различения слов разных частей речи.

Репродуктивная

Цифровой диктант, тест, творческое списывание

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать основные понятия

раздела.

Уметь грамотно использовать глагол в речи.

1

Р.р. Отзыв о прочитанной книге

Формирование умения написания сочинения рассуждения на заданную тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления выразительных средств

Частично-поисковая, творческая

Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение

Индивидуальная

Знать признаки текста.

Уметь строить собственные рассуждения о прочитанном

1

Причастие.

Повторить о причастии, деепричастном обороте и о действительных,  страдательных причастиях.

Репродуктивная

Практикум, работа по карточкам, проверочный диктант, тест

Групповая, парная, индивидуальная

Уметь обобщать сведения об интонации простого предложения, осложненного причастным оборотом. Знать орфографию причастия.

1

Деепричастие.

Повторить о деепричастии, деепричастном обороте.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, работа с текстом, выполнение упражнений по образцу

Коллективная, парная, индивидуальная

Знать о нормах  употребления деепричастий в речи. Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи.

1

Наречие.

Повторить  о морфологических признаках  и  о синтаксической  роли наречий.

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ, анализ примеров, упражнения, работа с текстом.

Коллективная, индивидуальная

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

1

Урок-игра «Знай и люби русский язык»

Закрепить знания по морфологии и синтаксису.

Репродуктивная, творческая

Игра

Коллективная, групповая

Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях.

1

Р.р. Сочинение-рассуждение

Формирование умения написания сочинения-рассуждения на заданную тему; навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления выразительных средств

Частично-поисковая, творческая

Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение

Индивидуальная

Знать признаки текста.

Уметь строить собственные рассуждения о прочитанном

1

Итоговый контрольный диктант

Проверка знаний учеников.

Репродуктивная

Диктант

Индивидуальная

Знать и уметь применять орфографические правила в изученном объеме.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...