Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
рабочая программа (8 класс) по теме

          Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного»    /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yaz._8kl.1ch.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                                        средняя общеобразовательная школа № 4

                                       городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

   Рассмотрено                                        Согласовано                                           Утверждаю

на заседании МО                            Зам. директора по УР                         Директор МОБУ СОШ№4

Протокол № ____                             _______ Зиангирова Л.Н.                  _________ Юсупова Л.Ю.

от «___» ______2010 г.                   «___» __________2010 г.                   «___» __________ 2010 г.

                Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № ____

от «____» _______2010 г.

                                                          Рабочая программа

                                  по родному русскому языку

                                               для 8 класса

                           

                            Купцовой Рады Владимировны

                                                   

                                           

                                           

                                   

                                              город Нефтекамск, 2010год                         

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного»    /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 8 классе.

Структура документа

Рабочая программа по родному русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса. Содержание программы состоит из 4 блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. Это следующие блоки:

1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной речи.

2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.

3. Школьное сочинение через призму риторического канона.

4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра.

         Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

                   1.Письменная речь. Ее  специфика и принципы организации.                                                        

                                                       Виды письменной речи.

         Литературно-письменный язык как важнейшее проявление словесной культуры занимает приоритетное место в школьном обучении. Особая роль в формировании и развитии навыков письменной речи отводится урокам русского языка и литературы. Выполнение различных упражнений, составление конспектов, таблиц, написание рефератов, контрольных работ, диктанты, изложения и, наконец, сочинения учащихся – все это способы их приобщения к культуре, выражающейся в письменной словесной форме. Привычка и стремление выражать мысли письменно учат человека изъяснятся логично и связно лучше, чем любые другие формы речевой деятельности, ведут к овладению разными стилями речи и к выработке собственного слога.

         Этим диктуется необходимость более глубокого изучения в школе феномена письменной речи: ее монологической природы и обусловленных этим особенностей, важнейших принципов ее организации и основных отличий от устно-разговорной речи.

                 2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.

Сочинение школьника- это прежде всего произведение письменной речи. Творческий характер сочинения ему необходимо реализовать в разработке темы ,выражения авторской позиции ,а также в выборе слов, конструкций, жанрово-стилистических параметров организации текста. Это диктует необходимость текстоцентрического подхода к сочинению: речевое произведение учащегося должно являть собой текст, в котором реализованы все необходимые текстовые признаки и органично представлены предметно-логические и эмоционально-экспрессивные текстовые структуры. Однако нет текста вне жанра: жанр не только типовая модель текста, но и определяющий фактор текстообразования. Понятие жанра, его универсальные характерные признаки, жанровые разновидности и законы построения того или иного конкретного речевого жанра- необходимые составляющие культуры письменной речи.

                       3. Школьное сочинение через призму риторического канона.   

  Жанр как триединство содержания, композиционного строения и стиля удобно рассматривать и моделировать через призму классического риторического канона – ядра риторических знаний, античных и современных. При этом особенно актуальна для учащихся инвенция-«изобретение мыслей», «нахождение материала», т. е. разработка содержания- та часть риторической формулы, которая предполагает освоение основ культуры мысли путем овладения универсальными механизмами познания с помощью классических смысловых моделей-топов.

Универсальная риторическая формула сориентирована на порождение корректных высказываний и систематизирует процесс создания школьником текста сочинения.

    4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста

                                                     по законам жанра.

Четвертый раздел знакомит с жанровой классификацией сочинений и содержит характеристику важнейших признаков каждого отдельного жанра ;в нем описывается целый ряд жанровых разновидностей речи, владение которыми формирует развитую языковую личность.

                    Формируемые знания, умения, навыки.

-знание основных различий устной и письменной речи;

-умение характеризовать эти различия и строить сочинение в соответствии с правилами

организации письменной речи;                          

-умение создавать и структурировать текст, реализуя главные текстовые признаки;

-знание особенностей жанровых разновидностей речи и умение характеризовать их;

-навыки создания текста по законам избранного жанра;

-знание риторических правил, законов и этапов порождения речи;

-умение «изобретать» содержание в рамках определенной темы;

-умение разрабатывать концепцию речи в соответствии с идеей сочинения;

-навыки конкретного построения речи;

-умение соотносить выбор языковых средств со стилистическими особенностями разных              

речевых жанров и коммуникативной целью;

-навыки рефлексии и анализа при восприятии любого речевого произведения.

                                                    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

             1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной                                                                                                              

        речи.

               Письмо как особый вид речевой деятельности. Особенности письменной речи в сопоставлении с речью разговорной.

             Специфика языковых средств книжно-письменной речи.

             Письменная речь как монолог.

             Жанрово-стилистические разновидности письменной речи, актуальные для языковой    личности учащегося:

       а) научная сфера: конспект, реферат, тезисы, статья, резюме, аннотация;

       б) официально-деловая сфера: заявление, справка, доверенность ,протокол собрания, выписка из протокола, деловое письмо, отчет, автобиография;

       в) сфера публицистики: письменный доклад на общественно-политическую    тему, публицистический очерк, заметка в газету, письмо в редакцию, интервью;

       г) литературно-художественная сфера:загадка,сказка,басня,стихотворение,рассказ,сценарий,литературный монтаж.

      д) дидактическая(учебная) сфера: сочинение по литературе (русскому языку) как самостоятельная письменная работа учащегося.

                 2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.

 

                Текст как высшая коммуникативная единица речи- явление употребления языка. Признаки  текста: завершенность, целостность, связность, структурность, информативность.  Текст как речевое произведение, имеющее определенную целенаправленность и практическую установку. Определение текста.

      Способы связи между частями текста:содержательные,событийные,логические,сюжетные;лексические;ассоциативные;грамматические.

Цепные, параллельные, присоединительные, противопоставительные связи при структурировании смысловых частей текста.

        Структура текста как единство категорий содержания и формы. Категория содержания : тема, материал действительности, идея; пафос, эмоциональная тональность и ее оттенки. Различное соотношение

предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон текста в разных видах словесных произведений. Категории формы: языковой материал(слова, словосочетания, предложения и др.)композиция, словесные ряды, приемы выразительности(тропы, фигуры). Разнообразие форм-средств и приемов речетворчества.

Требование единства выражаемого содержания и его словесного оформления.

         Жанр как определяющий фактор построения текста, его «типовая модель».

         Аспекты характеристики жанра:1) тематическое содержание,2) особенности композиционной

структуры,3)стиль, приемы словесного выражения. Определение жанра.

         Текст как речевое произведение. Различие между жанрами устной и письменной речи. Многообразие жанров письменной речи

                     

                           3.Школьное сочинение через призму риторического канона.2

          Этапы классического риторического канона применительно к письменной речи: изобретение(инвенция),расположение(диспозиция),словесное выражение(элокуция).

          Инвенция, или «изобретение содержания». Понятие о топах -смысловых моделях, отражающих универсальные механизмы познания и мышления.

          Диспозиция, или расположение изобретенного содержания. Различия в расположении частей

 содержания в основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении.

         

            Строгая хрия как классическая схема построения рассуждения от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Части, составляющие хрию:1)приступ,2)экспозиция(лат.- «изложение, описание»),

3)причина-суждение или факты, необходимые для доказательства тезиса,4)противопоставление предмета речи тому, что с ним находится в отношениях контраста 5)подобие-поиск чего-то сходного с предметом речи для более глубокого его постижения,6)пример, который приводится из истории, литературы или из жизненного опыта пишущего,7)свидетельство -цитаты, афоризмы древних авторов, современных мыслителей, известных писателей,ученых,8)заключение как разрешение всей речи.

          Понятие о свободной хрии: возможность опущения отдельных частей содержания, более свободное расположение этих частей.

          Искусственная(обратная)хрия, которая отличается расположением «идей» от частного к общему, от доказательства к тезису. Особенности использования обратной хрии.

          Современная риторика об универсальных принципах композиции речи. Композиционные приемы выразительности речи.

          Элокуция, или словесное выражение. Главные категории -стиль и слог. Риторические приемы элокуции: тропы и фигуры.

           Рефлексия(критический анализ текста его автором)как этап, завершающий порождение текста в соответствии с риторической формулой.

           Критерии оценки творческой работы учащегося.

                          4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста

                                                     по законам жанра.

           Жанрово-типологический поход к теории и практике школьного сочинения. Принципы моделирования текста по законам жанра, определяемые тремя планами:1)идейно-тематическое содержание,2)композиция,3)характеристики языка и стиля.

             Оригинальные(«первичные»)тексты школьных сочинений. Сочинения эпистолярного жанра(письма). Дневник. Путевой дневник. Литературный дневник. Биография(жизнеописание реального человека). Очерк и его разновидности. Сказка. Рассказ. Стихотворение.

             «Вторичные»тексты школьных сочинений(созданные как отклик на некий исходный текст). Сочинение-характеристика. Сопоставительная характеристика. Литературно-критическая статья.

Отзыв. Рецензия. Эссе. Интерпретация художественного текста.

              Жанры сочинений на литературные и свободные темы. Специфика воплощения этих тем.

                                                     

                                                     ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

  Наименование разделов и тем

                            Количество часов        

    Всего

Теоретические

      занятия

Практические

    занятия

Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной речи.

12

1

Письменная речь. Виды письменной речи.

1

2

Виды письменной речи. Научная сфера. Приемы конспектирования.

1

3

Тезис-краткое изложение идеи,основных мыслей статьи,доклада.

1

4

Реферат-краткое изложение содержания статьи ,книги

1

5

Аннотация-вид предварительного знакомства с книгой,статьей. Резюме-краткий вывод из сказанного.написанного.

1

6

Особенности жанра официально-деловой сферы.

1

7

Работа с образцами заявления,доверенности,отчета,делового письма,автобиографии.

1

8

Работа с образцами протоколов собраний,выписок из протоколов собраний.

1

9

Доклад на общественно-политическую тему.   Анализ докладов учащихся с точки зрения требований жанра.

1

10

Заметка в газету. Анализ заметок в газету «Красное знамя».

1

11

Интервью. Композиция и содержание текста интервью. Языковые средства.

1

12

Литературно-художественная сфера. Жанровые особенности загадок,пословиц,сказок. Басня как жанр.

1

Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.

2

13

Текст. Признаки текста. Способы связи между частями текста.

1

14

Форма текста. Языковой материал . Композиция. Приемы выразительности

1

Школьное сочинение через  призму риторического канона.

4

15

Описание.

1

16

Повествование.

1

17

Рассуждение. Понятие о хрии.

1

18

Синтез разных типов речи

1

Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра.

9

19

Учимся писать сочинение. Выбор и обдумывание темы и эпиграфа.

1

20

Определение идеи сочинения. Составление плана Цитирование. Использование в сочинении тропов, фигур

1

21

Эпистолярный жанр (письмо)

1

22

Дневник как жанр сочинения. Путевой дневник. Литературный дневник.

1

23

Биография. Работа с биографическими произведениями.

1

24

Очерк. Виды очерка.

1

25

Сказка как жанр сочинения.

1

26

Стихотворение. Особая роль метра,рифмы,интонации

1

27

Ошибки в сочинениях.

1

Развитие речи.

6

28

Анализ заявлений,автобиографий учащихся с точки зрения требований жанра.

1

29

Составление текста-описания.

1

30

Составление текста-повествования.

1

31

Построение текста-рассуждения

1

32

Письмо другу

1

33

Рассказ по предложенному началу.

1

                     

                                        Календарно-тематический план

    Тема урока

Часы

Дата

Вид учебного занятия

Требования к          ЗУН

Примечания

п

ф

Письменная речь. Её специфика и принципы организации. Виды письменной речи.

1

Письменная речь. Виды письменной речи, её особенности.

1

6.09

Теоретическое занятие

Знать виды письменной речи, её особенности.

2

Виды письменной речи. Научная сфера. Приемы конспектирования

1

13.09

Практическое занятие

Монологическая письменная речь. Понятие «диалог».Навык конспектирования

3

Тезис – краткое изложение идеи, основных мыслей статьи, доклада

1

20.09

Теоретическое занятие

Умение составлять тезисы

4

Реферат – краткое изложение содержания статьи, книги

1

27.09

Теоретическое занятие

Умение составлять реферат

5

Аннотация – вид предварительного знакомства с книгой, статьей.

Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного

1

4.10

Теоретическое занятие

Умение писать аннотацию Знать, что такое резюме

6

Особенности жанра официально-деловой сферы

1

18.10

Теоретическое занятие

Цели, задачи жанра, характерные языковые средства

7

Работа с образцами заявления, доверенности, отчета, делового письма, автобиографии

1

25.10

Практическое занятие

Особенности документов, умение их создавать

8

Р.р.Анализ заявлений, автобиографий учащихся с точки зрения требований жанра

1

8.11

Развитие речи

Систематизация

ЗУН

9

Работа с образцами протоколов собраний, выписок из протоколов собраний

1

15.11

Практическое занятие

Умение работать с документами

10

Доклад на общественно-политическую тему.. Анализ докладов учащихся с точки зрения требований жанра.

1

22.11

Практическое занятие

Умение составлять доклад

11

Интервью. Композиция и содержание текста интервью. Языковые средства..

1

29.11

Теоретическое занятие

Композиция интервью

12

Литературно-художественная сфера. Жанровые особенности загадок, пословиц, сказок. Басня как жанр.

1

6.12

Теоретическое занятие

Жанровые особенности произведений УНТ

Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.

13

Текст. Признаки текста .Способы связи между частями текста

1

13.12

Теоретическое занятие

Признаки текста, умение определять способы связи в тексте

14

Форма текста. Языковой материал. Композиция. Приемы выразительности.

1

20.12

Теоретическое занятие

Язык текста, композиция.

Школьное сочинение через призму риторического канона.

15

Описание

1

27.12

Теоретическое занятие

Особенности описания

16

Р.р.Составление текста-описания.

1

17.01

Развитие речи

Речетворческие навыки

17

Повествование

1

24.01

Теоретическое занятие

Особенности этого типа речи

18

Р.р.Составление текста-повествования

1

31.01

Развитие речи

Систематизация ЗУН

19

Рассуждение. Понятие о хрии.

1

7.02

Теоретическое занятие

Особенности рассуждения,хрия

20

Р.р.Построение текста-рассуждения

1

14.02

Развитие речи

Композиция рассуждения

21

Синтез разных типов речи.

1

21.02

Теоретическое занятие

Комплексное применение ЗУН

Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра.

22

Учимся писать сочинение. Выбор и обдумывание темы и эпиграфа.

1

28.02

Теоретическое занятие

Речетворческие навыки, умение сопоставлять.

23

Определение идеи сочинения. Составление плана. Цитирование. Использование в сочинении тропов, фигур.

1

14.03

Теоретическое занятие

Понятие  «идея». Умение обобщать, составлять план. Пунктуационный навык. Языковые средства.

24

Эпистолярный жанр (письмо)

1

21.03

Теоретическое занятие

Особенности жанра.

25

Р.р. Сочинение Письмо другу

1

4.04

Развитие речи

Систематизация ЗУН

26

Дневник как жанр сочинения. Путевой, литературный дневник.

1

11.04

Теоретическое занятие

Индивидуальность.Языковые средства. Особенности жанра.

27

Биография. Работа с биографическими произведениями

1

18.04

Практическое занятие

Применение ЗУН.

28

Очерк. Виды очерка.

1

25.04

Теоретическое занятие

Особенности жанра. Особенности построения портретного, проблемного, художественного очерка.

29

Сказка как жанр сочинения

1

25.04

Теоретическое занятие

Виды сказок.

30

Р.р.Сочинение. Рассказ по предложенному началу

1

2.05

Развитие речи

Навык связной речи.

31

Стихотворение. Особая роль метра, рифмы, интонации

1

2.05

Теоретическое занятие

Навык выразительного чтения. Фигуры, тропы. Метр, ритм

32

Контрольный диктант

1

16.05

Урок контроля

Комплексное применение ЗУН.

33

Ошибки в сочинениях

1

23.05

Практическое занятие

Умение редактировать. Пунктуационный навык. Применение ЗУН.

34

Повторение орфографии, пунктуации.

1

30.05

Практическое занятие

Систематизация ЗУН

                                 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: Дрофа, 2006.

  1. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.Карточки-задания.-М.:Владос,2000.

  1. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку-М.: Просвещение 1996.

     

                                  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Телевизор
  2. DVD проигрыватель
  3. Компьютер