Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного» /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yaz._8kl.1ch.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УР Директор МОБУ СОШ№4
Протокол № ____ _______ Зиангирова Л.Н. _________ Юсупова Л.Ю.
от «___» ______2010 г. «___» __________2010 г. «___» __________ 2010 г.
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол № ____
от «____» _______2010 г.
Рабочая программа
по родному русскому языку
для 8 класса
Купцовой Рады Владимировны
город Нефтекамск, 2010год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного» /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 8 классе.
Структура документа
Рабочая программа по родному русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса. Содержание программы состоит из 4 блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. Это следующие блоки:
1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной речи.
2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.
3. Школьное сочинение через призму риторического канона.
4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра.
Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).
1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации.
Виды письменной речи.
Литературно-письменный язык как важнейшее проявление словесной культуры занимает приоритетное место в школьном обучении. Особая роль в формировании и развитии навыков письменной речи отводится урокам русского языка и литературы. Выполнение различных упражнений, составление конспектов, таблиц, написание рефератов, контрольных работ, диктанты, изложения и, наконец, сочинения учащихся – все это способы их приобщения к культуре, выражающейся в письменной словесной форме. Привычка и стремление выражать мысли письменно учат человека изъяснятся логично и связно лучше, чем любые другие формы речевой деятельности, ведут к овладению разными стилями речи и к выработке собственного слога.
Этим диктуется необходимость более глубокого изучения в школе феномена письменной речи: ее монологической природы и обусловленных этим особенностей, важнейших принципов ее организации и основных отличий от устно-разговорной речи.
2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.
Сочинение школьника- это прежде всего произведение письменной речи. Творческий характер сочинения ему необходимо реализовать в разработке темы ,выражения авторской позиции ,а также в выборе слов, конструкций, жанрово-стилистических параметров организации текста. Это диктует необходимость текстоцентрического подхода к сочинению: речевое произведение учащегося должно являть собой текст, в котором реализованы все необходимые текстовые признаки и органично представлены предметно-логические и эмоционально-экспрессивные текстовые структуры. Однако нет текста вне жанра: жанр не только типовая модель текста, но и определяющий фактор текстообразования. Понятие жанра, его универсальные характерные признаки, жанровые разновидности и законы построения того или иного конкретного речевого жанра- необходимые составляющие культуры письменной речи.
3. Школьное сочинение через призму риторического канона.
Жанр как триединство содержания, композиционного строения и стиля удобно рассматривать и моделировать через призму классического риторического канона – ядра риторических знаний, античных и современных. При этом особенно актуальна для учащихся инвенция-«изобретение мыслей», «нахождение материала», т. е. разработка содержания- та часть риторической формулы, которая предполагает освоение основ культуры мысли путем овладения универсальными механизмами познания с помощью классических смысловых моделей-топов.
Универсальная риторическая формула сориентирована на порождение корректных высказываний и систематизирует процесс создания школьником текста сочинения.
4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста
по законам жанра.
Четвертый раздел знакомит с жанровой классификацией сочинений и содержит характеристику важнейших признаков каждого отдельного жанра ;в нем описывается целый ряд жанровых разновидностей речи, владение которыми формирует развитую языковую личность.
Формируемые знания, умения, навыки.
-знание основных различий устной и письменной речи;
-умение характеризовать эти различия и строить сочинение в соответствии с правилами
организации письменной речи;
-умение создавать и структурировать текст, реализуя главные текстовые признаки;
-знание особенностей жанровых разновидностей речи и умение характеризовать их;
-навыки создания текста по законам избранного жанра;
-знание риторических правил, законов и этапов порождения речи;
-умение «изобретать» содержание в рамках определенной темы;
-умение разрабатывать концепцию речи в соответствии с идеей сочинения;
-навыки конкретного построения речи;
-умение соотносить выбор языковых средств со стилистическими особенностями разных
речевых жанров и коммуникативной целью;
-навыки рефлексии и анализа при восприятии любого речевого произведения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
1.Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной
речи.
Письмо как особый вид речевой деятельности. Особенности письменной речи в сопоставлении с речью разговорной.
Специфика языковых средств книжно-письменной речи.
Письменная речь как монолог.
Жанрово-стилистические разновидности письменной речи, актуальные для языковой личности учащегося:
а) научная сфера: конспект, реферат, тезисы, статья, резюме, аннотация;
б) официально-деловая сфера: заявление, справка, доверенность ,протокол собрания, выписка из протокола, деловое письмо, отчет, автобиография;
в) сфера публицистики: письменный доклад на общественно-политическую тему, публицистический очерк, заметка в газету, письмо в редакцию, интервью;
г) литературно-художественная сфера:загадка,сказка,басня,стихотворение,рассказ,сценарий,литературный монтаж.
д) дидактическая(учебная) сфера: сочинение по литературе (русскому языку) как самостоятельная письменная работа учащегося.
2.Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик.
Текст как высшая коммуникативная единица речи- явление употребления языка. Признаки текста: завершенность, целостность, связность, структурность, информативность. Текст как речевое произведение, имеющее определенную целенаправленность и практическую установку. Определение текста.
Способы связи между частями текста:содержательные,событийные,логические,сюжетные;лексические;ассоциативные;грамматические.
Цепные, параллельные, присоединительные, противопоставительные связи при структурировании смысловых частей текста.
Структура текста как единство категорий содержания и формы. Категория содержания : тема, материал действительности, идея; пафос, эмоциональная тональность и ее оттенки. Различное соотношение
предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон текста в разных видах словесных произведений. Категории формы: языковой материал(слова, словосочетания, предложения и др.)композиция, словесные ряды, приемы выразительности(тропы, фигуры). Разнообразие форм-средств и приемов речетворчества.
Требование единства выражаемого содержания и его словесного оформления.
Жанр как определяющий фактор построения текста, его «типовая модель».
Аспекты характеристики жанра:1) тематическое содержание,2) особенности композиционной
структуры,3)стиль, приемы словесного выражения. Определение жанра.
Текст как речевое произведение. Различие между жанрами устной и письменной речи. Многообразие жанров письменной речи
3.Школьное сочинение через призму риторического канона.2
Этапы классического риторического канона применительно к письменной речи: изобретение(инвенция),расположение(диспозиция),словесное выражение(элокуция).
Инвенция, или «изобретение содержания». Понятие о топах -смысловых моделях, отражающих универсальные механизмы познания и мышления.
Диспозиция, или расположение изобретенного содержания. Различия в расположении частей
содержания в основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении.
Строгая хрия как классическая схема построения рассуждения от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Части, составляющие хрию:1)приступ,2)экспозиция(лат.- «изложение, описание»),
3)причина-суждение или факты, необходимые для доказательства тезиса,4)противопоставление предмета речи тому, что с ним находится в отношениях контраста 5)подобие-поиск чего-то сходного с предметом речи для более глубокого его постижения,6)пример, который приводится из истории, литературы или из жизненного опыта пишущего,7)свидетельство -цитаты, афоризмы древних авторов, современных мыслителей, известных писателей,ученых,8)заключение как разрешение всей речи.
Понятие о свободной хрии: возможность опущения отдельных частей содержания, более свободное расположение этих частей.
Искусственная(обратная)хрия, которая отличается расположением «идей» от частного к общему, от доказательства к тезису. Особенности использования обратной хрии.
Современная риторика об универсальных принципах композиции речи. Композиционные приемы выразительности речи.
Элокуция, или словесное выражение. Главные категории -стиль и слог. Риторические приемы элокуции: тропы и фигуры.
Рефлексия(критический анализ текста его автором)как этап, завершающий порождение текста в соответствии с риторической формулой.
Критерии оценки творческой работы учащегося.
4.Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста
по законам жанра.
Жанрово-типологический поход к теории и практике школьного сочинения. Принципы моделирования текста по законам жанра, определяемые тремя планами:1)идейно-тематическое содержание,2)композиция,3)характеристики языка и стиля.
Оригинальные(«первичные»)тексты школьных сочинений. Сочинения эпистолярного жанра(письма). Дневник. Путевой дневник. Литературный дневник. Биография(жизнеописание реального человека). Очерк и его разновидности. Сказка. Рассказ. Стихотворение.
«Вторичные»тексты школьных сочинений(созданные как отклик на некий исходный текст). Сочинение-характеристика. Сопоставительная характеристика. Литературно-критическая статья.
Отзыв. Рецензия. Эссе. Интерпретация художественного текста.
Жанры сочинений на литературные и свободные темы. Специфика воплощения этих тем.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Письменная речь. Ее специфика и принципы организации. Виды письменной речи. | 12 | |||
1 | Письменная речь. Виды письменной речи. | 1 | ||
2 | Виды письменной речи. Научная сфера. Приемы конспектирования. | 1 | ||
3 | Тезис-краткое изложение идеи,основных мыслей статьи,доклада. | 1 | ||
4 | Реферат-краткое изложение содержания статьи ,книги | 1 | ||
5 | Аннотация-вид предварительного знакомства с книгой,статьей. Резюме-краткий вывод из сказанного.написанного. | 1 | ||
6 | Особенности жанра официально-деловой сферы. | 1 | ||
7 | Работа с образцами заявления,доверенности,отчета,делового письма,автобиографии. | 1 | ||
8 | Работа с образцами протоколов собраний,выписок из протоколов собраний. | 1 | ||
9 | Доклад на общественно-политическую тему. Анализ докладов учащихся с точки зрения требований жанра. | 1 | ||
10 | Заметка в газету. Анализ заметок в газету «Красное знамя». | 1 | ||
11 | Интервью. Композиция и содержание текста интервью. Языковые средства. | 1 | ||
12 | Литературно-художественная сфера. Жанровые особенности загадок,пословиц,сказок. Басня как жанр. | 1 | ||
Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик. | 2 | |||
13 | Текст. Признаки текста. Способы связи между частями текста. | 1 | ||
14 | Форма текста. Языковой материал . Композиция. Приемы выразительности | 1 | ||
Школьное сочинение через призму риторического канона. | 4 | |||
15 | Описание. | 1 | ||
16 | Повествование. | 1 | ||
17 | Рассуждение. Понятие о хрии. | 1 | ||
18 | Синтез разных типов речи | 1 | ||
Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра. | 9 | |||
19 | Учимся писать сочинение. Выбор и обдумывание темы и эпиграфа. | 1 | ||
20 | Определение идеи сочинения. Составление плана Цитирование. Использование в сочинении тропов, фигур | 1 | ||
21 | Эпистолярный жанр (письмо) | 1 | ||
22 | Дневник как жанр сочинения. Путевой дневник. Литературный дневник. | 1 | ||
23 | Биография. Работа с биографическими произведениями. | 1 | ||
24 | Очерк. Виды очерка. | 1 | ||
25 | Сказка как жанр сочинения. | 1 | ||
26 | Стихотворение. Особая роль метра,рифмы,интонации | 1 | ||
27 | Ошибки в сочинениях. | 1 | ||
Развитие речи. | 6 | |||
28 | Анализ заявлений,автобиографий учащихся с точки зрения требований жанра. | 1 | ||
29 | Составление текста-описания. | 1 | ||
30 | Составление текста-повествования. | 1 | ||
31 | Построение текста-рассуждения | 1 | ||
32 | Письмо другу | 1 | ||
33 | Рассказ по предложенному началу. | 1 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Часы | Дата | Вид учебного занятия | Требования к ЗУН | Примечания | |
п | ф | ||||||
Письменная речь. Её специфика и принципы организации. Виды письменной речи. | |||||||
1 | Письменная речь. Виды письменной речи, её особенности. | 1 | 6.09 | Теоретическое занятие | Знать виды письменной речи, её особенности. | ||
2 | Виды письменной речи. Научная сфера. Приемы конспектирования | 1 | 13.09 | Практическое занятие | Монологическая письменная речь. Понятие «диалог».Навык конспектирования | ||
3 | Тезис – краткое изложение идеи, основных мыслей статьи, доклада | 1 | 20.09 | Теоретическое занятие | Умение составлять тезисы | ||
4 | Реферат – краткое изложение содержания статьи, книги | 1 | 27.09 | Теоретическое занятие | Умение составлять реферат | ||
5 | Аннотация – вид предварительного знакомства с книгой, статьей. Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного | 1 | 4.10 | Теоретическое занятие | Умение писать аннотацию Знать, что такое резюме | ||
6 | Особенности жанра официально-деловой сферы | 1 | 18.10 | Теоретическое занятие | Цели, задачи жанра, характерные языковые средства | ||
7 | Работа с образцами заявления, доверенности, отчета, делового письма, автобиографии | 1 | 25.10 | Практическое занятие | Особенности документов, умение их создавать | ||
8 | Р.р.Анализ заявлений, автобиографий учащихся с точки зрения требований жанра | 1 | 8.11 | Развитие речи | Систематизация ЗУН | ||
9 | Работа с образцами протоколов собраний, выписок из протоколов собраний | 1 | 15.11 | Практическое занятие | Умение работать с документами | ||
10 | Доклад на общественно-политическую тему.. Анализ докладов учащихся с точки зрения требований жанра. | 1 | 22.11 | Практическое занятие | Умение составлять доклад | ||
11 | Интервью. Композиция и содержание текста интервью. Языковые средства.. | 1 | 29.11 | Теоретическое занятие | Композиция интервью | ||
12 | Литературно-художественная сфера. Жанровые особенности загадок, пословиц, сказок. Басня как жанр. | 1 | 6.12 | Теоретическое занятие | Жанровые особенности произведений УНТ | ||
Школьное сочинение в свете текстовых и жанровых характеристик. | |||||||
13 | Текст. Признаки текста .Способы связи между частями текста | 1 | 13.12 | Теоретическое занятие | Признаки текста, умение определять способы связи в тексте | ||
14 | Форма текста. Языковой материал. Композиция. Приемы выразительности. | 1 | 20.12 | Теоретическое занятие | Язык текста, композиция. | ||
Школьное сочинение через призму риторического канона. | |||||||
15 | Описание | 1 | 27.12 | Теоретическое занятие | Особенности описания | ||
16 | Р.р.Составление текста-описания. | 1 | 17.01 | Развитие речи | Речетворческие навыки | ||
17 | Повествование | 1 | 24.01 | Теоретическое занятие | Особенности этого типа речи | ||
18 | Р.р.Составление текста-повествования | 1 | 31.01 | Развитие речи | Систематизация ЗУН | ||
19 | Рассуждение. Понятие о хрии. | 1 | 7.02 | Теоретическое занятие | Особенности рассуждения,хрия | ||
20 | Р.р.Построение текста-рассуждения | 1 | 14.02 | Развитие речи | Композиция рассуждения | ||
21 | Синтез разных типов речи. | 1 | 21.02 | Теоретическое занятие | Комплексное применение ЗУН | ||
Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра. | |||||||
22 | Учимся писать сочинение. Выбор и обдумывание темы и эпиграфа. | 1 | 28.02 | Теоретическое занятие | Речетворческие навыки, умение сопоставлять. | ||
23 | Определение идеи сочинения. Составление плана. Цитирование. Использование в сочинении тропов, фигур. | 1 | 14.03 | Теоретическое занятие | Понятие «идея». Умение обобщать, составлять план. Пунктуационный навык. Языковые средства. | ||
24 | Эпистолярный жанр (письмо) | 1 | 21.03 | Теоретическое занятие | Особенности жанра. | ||
25 | Р.р. Сочинение Письмо другу | 1 | 4.04 | Развитие речи | Систематизация ЗУН | ||
26 | Дневник как жанр сочинения. Путевой, литературный дневник. | 1 | 11.04 | Теоретическое занятие | Индивидуальность.Языковые средства. Особенности жанра. | ||
27 | Биография. Работа с биографическими произведениями | 1 | 18.04 | Практическое занятие | Применение ЗУН. | ||
28 | Очерк. Виды очерка. | 1 | 25.04 | Теоретическое занятие | Особенности жанра. Особенности построения портретного, проблемного, художественного очерка. | ||
29 | Сказка как жанр сочинения | 1 | 25.04 | Теоретическое занятие | Виды сказок. | ||
30 | Р.р.Сочинение. Рассказ по предложенному началу | 1 | 2.05 | Развитие речи | Навык связной речи. | ||
31 | Стихотворение. Особая роль метра, рифмы, интонации | 1 | 2.05 | Теоретическое занятие | Навык выразительного чтения. Фигуры, тропы. Метр, ритм | ||
32 | Контрольный диктант | 1 | 16.05 | Урок контроля | Комплексное применение ЗУН. | ||
33 | Ошибки в сочинениях | 1 | 23.05 | Практическое занятие | Умение редактировать. Пунктуационный навык. Применение ЗУН. | ||
34 | Повторение орфографии, пунктуации. | 1 | 30.05 | Практическое занятие | Систематизация ЗУН |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: Дрофа, 2006.
- Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.Карточки-задания.-М.:Владос,2000.
- На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку-М.: Просвещение 1996.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Телевизор
- DVD проигрыватель
- Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы
Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку, родной литературе
Рабочая программа по родному (русскому) языку...