Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
рабочая программа (7 класс) на тему

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей русского языка и

литературы

Руководитель ШМО

_______ Л.А.Мозжерина

Протокол № 1

от «30» августа 2017г.

Согласовано

Заместитель директора

школы по учебной работе

_______ Л.Н.Зиангирова

от «31» августа 2017г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 4

_______ Л.Ю.Юсупова

Приказ № 368

от «31» августа 2017г.

Рабочая программа

По предмету (курсу)                                    родной русский язык и родная русская литература

Класс                                                        7б

Учитель                                                 Васюткина Светлана Егоровна

Количество часов по программе                 35 часов (16ч. – родной русский язык, 19ч. – родная

                                                                       русская литература)

город Нефтекамск, 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
  • авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой,  Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
  • Учебного плана МОБУ СОШ № 4 ГО г. Нефтекамск РБ на 2017 – 2018 учебный год.

Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская  литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает  35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности  и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории  искусства слова — 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка,  формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:

знать/понимать

·  богатство лексики русского языка;

·  особенности употребления лексики русского языка;

·  эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·  особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·  определять лексическое значение слова;

·  определять виды лексических единиц;

·  различать жанры народной словесности;

·  различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

·  выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·  пересказывать прозу;

·  работать со словарями;

·  находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

·  строить диалог;

·  создание собственных текстов различных типов речи;

·  создание собственных текстов различных жанров;

·  употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

·  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

·  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

                            Тематический план (родной русский язык)

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

2

2

Разновидности употребления языка

3

3

Формы словесного выражения

2

4

Стилистическая окраска слова

9

Всего

16

 

 Тематический план (родная русская литература)

Наименование разделов

Всего часов

1

Устная народная словесность

4

2

Духовная литература

2

3

Эпическое произведение

4

4

Лирическое произведение

4

5

Драматическое произведение

2

6

Лиро-эпические произведения

2

7

Взаимовлияние произведений словесностей

1

Всего

19

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)

          1. Введение – 2ч.  

Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.

2. Разновидности употребления языка – 3ч.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.

3. Формы словесного выражения – 2ч.

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.

4. Стилистическая окраска слова – 9ч.

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)

                              1. Устная народная словесность – 4ч.

Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.

2. Духовная литература – 2ч.

Библия  и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.                                                                                                                                      

3. Эпическое произведение – 4ч.

Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.

 

4. Лирическое произведение – 4ч.

Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).

        5. Драматическое произведение – 2ч.

Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения

 

6. Лиро-эпические произведения – 2ч.

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

7. Взаимовлияние произведений словесностей – 1ч.

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Темы уроков

Часы

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Примечание

Введение

2

1.

Значение языка в жизни человека и общества

1

5.09

Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами коммуника-ции.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека.

2.

Слово и словесность

1

12.09

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

    Разновидности употребления языка

3

3.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка.

1

19.09

Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Разли- чение понятий: устная речь и разговорный язык

Коммуникативные: представ-лять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять но-вый уровень отношения к само-му себе как субъекту деятель-ности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

4.

Язык художественной литературы

1

26.09

Знать богатство лексики русского языка; роль лекси-ческих единиц в произведениях сло весности; стилис-тические возмож-ности изученных языковых единиц.

Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмыс-ленное чтение и адекватное восприятие.                                     Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и инте-ресы своей познавательной деятельности.                 Познавательные: объяснять яв ления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования.                                      

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров.

5

Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло»

1

3.10

Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержа-ние, выстраивать его в определен-ной последова-тельности.

Коммуникативные:формулиро- вать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

         Формы словесного выражения

2

6

Диалог и монолог в нехудожест-венной словесности

1

10.10

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстни ками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные:осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия;

Осознавать роль слова в выражении мысли.

7

Диалог и монолог в художествен-ной словесности

1

17.10

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверст-никами.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Формирование общей куль-туры и мировоззрения, соот-ветствующего практике сегодняшнего дня.

         Стилистическая окраска слова

9

8

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов

1

24.10

Употреблять в соб ственных выска-зываниях слова и выражения в соот-ветствии с их сти-листической и эмо циональной окрас-кой.

Коммуникативные: формули-ровать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Интерес к изучению языка

9

Стилистические возможности синонимов.

1

7.11

Знать стилисти-ческие возможнос-ти синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятель-ности и сотрудничества с парт-нёром.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речево-му самосовершенствованию

10

Стилистические возможности антонимов.

1

14.11

Знать стилисти-ческие возможнос-ти антонимов, уметь находить в тексте противопо-ложные по значе-нию слова

Коммуникативные: владеть мо-нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма тическими и синтакси-ческими нормами родного язы-ка.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета

Усвоение лексического много образия русского языка. Уме-ние адекватно понимать ин-формацию устного и письмен-ного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

11

Стилистические возможности фразеологизмов.

1

21.11

Знать стилистичес кие возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте

Коммуникативные: уважитель-но относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию.

Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему,

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

12

Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения.

1

28.11

Знать определение текста, его призна-ки, умеют доказы-вать принадлеж-ность к тексту, употреблять смыс-ловую и граммати-ческую связь пред ложений в тексте, подбирать загла-вие, отражающее тему.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной де-ятельности.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию.

13

Развитие речи. Сжатое изложение.

1

5.12

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста

Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста.

14

Стилистические возможности су-ществительного, прилагательного и глагола

1

12.12

Знать стилисти-ческие возможнос-ти сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова

Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотруд-ничества в ходе работы.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Вормирование общей культуры и мировоззрения

15

Контрольный диктант.

1

19.12

Проверить степень усвоения пройден-ного материала; проверить орфогра фические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их

Коммуникативные: формиро-вать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: явления, про-цессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения кон-трольной работы.

Способность к самооценке

16

Стиль в художественной словесности

1

26.12

Уметь различать слова по их стилистической окраске

Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Интерес к изучению языка

                                               

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Темы уроков

Часы

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Примечание

          Устная народная словесность

4

1

Роды, виды и жанры словесности

1

16.01

Знать род, виды, жанры словес-ности

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать ра-бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Интерес к изучению языка

2

Эпические виды и жанры народной словесности

1

23.01

Развивать навыки определения видов эпического рода словесности. 

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Интерес к изучению языка

3

Лирические виды и жанры народной словесности

1

30.01

Развивать навыки определения видов лирического рода словесности.

Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотрудни чества в ходе работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Формирование общей культуры и мировоззрения

4

Драматические виды и жанры народной словесности

1

6.02

Развивать навыки определения ви-дов драматичес-кого рода словес-ности.

Коммуникативные: устанавли-вать разные точки зрения, преж де чем принимать решения и делать выбор.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личнос-ти.

         Духовная литература

2

5

Библия и особенности её стиля.

1

13.02

Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос-ти стиля.

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: отбирать и сис-тематизировать материал на определенную тему.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию

6

Состав и жанры Библии

1

20.02

Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос- ти стиля.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Осознавать возможности рус-ского языка для самовыраже-ния и развития творческих способностей

        Эпическое произведение

4

7

Виды и жанры эпических произведений.

1

27.02

Знать особенности эпического произведения;.

Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

8

Герой эпического произведения.

1

6.03

Знать способы создания эпичес-кого литератур-ного героя

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

9

Композиция эпического произве-дения. Художественная деталь.

1

13.03

Знать композицию  эпического произведения.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

10

Развитие речи. Комплексный анализ текста

1

20.03

Развивать навык художественного анализа текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Лирическое произведение

4

11

Лирические произведения, их своеобразие и виды

1

3.04

Знать особенности лирического произ ведения; их виды

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для ука-занных логических операций.

Совершенствование духовно-нравственных качеств лич-ности

12

Композиция и герой лирического произведения

1

10.04

Знать особенности построения лирического произведения

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

13

Своеобразие художественного образа в лирике

1

17.04

Развивать навык художественного анализа поэти-ческого текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

14

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения.

1

24.04

Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

            Драматическое произведение

2

15

Драматические произведения, их своеобразие и виды

1

8.05

Знать особенности драматического произведения; 

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

16.

Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения

1

15.05

развивать умение работать с текстом, знать специфику драматического произведения

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию

Лиро-эпические произведения

2

17

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

1

22.05

Выразительное чтение лиро-эпи-ческих произведе-ний, рассуждение о героях баллады и поэмы

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использов-анием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовос-питанию.

18

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения.

1

22.05

Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Взаимовлияние произведений словесностей

1

19

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

1

29.05

Умение разграни-чивать эпиграф и цитату

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

                                                             УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей русского языка и

литературы

Руководитель ШМО

_______ Л.А.Мозжерина

Протокол № 1

от «30» августа 2017г.

Согласовано

Заместитель директора

школы по учебной работе

_______ Л.Н.Зиангирова

от «31» августа 2017г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 4

_______ Л.Ю.Юсупова

Приказ № 368

от «31» августа 2017г.

Рабочая программа

По предмету (курсу)                                    родной русский язык и родная русская литература

Класс                                                        7б

Учитель                                                 Васюткина Светлана Егоровна

Количество часов по программе                 35 часов (16ч. – родной русский язык, 19ч. – родная

                                                                       русская литература)

город Нефтекамск, 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
  • авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой,  Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
  • Учебного плана МОБУ СОШ № 4 ГО г. Нефтекамск РБ на 2017 – 2018 учебный год.

Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская  литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает  35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности  и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории  искусства слова — 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка,  формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:

знать/понимать

·  богатство лексики русского языка;

·  особенности употребления лексики русского языка;

·  эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·  особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·  определять лексическое значение слова;

·  определять виды лексических единиц;

·  различать жанры народной словесности;

·  различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

·  выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·  пересказывать прозу;

·  работать со словарями;

·  находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

·  строить диалог;

·  создание собственных текстов различных типов речи;

·  создание собственных текстов различных жанров;

·  употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

·  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

·  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

                            Тематический план (родной русский язык)

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

2

2

Разновидности употребления языка

3

3

Формы словесного выражения

2

4

Стилистическая окраска слова

9

Всего

16

 

 Тематический план (родная русская литература)

Наименование разделов

Всего часов

1

Устная народная словесность

4

2

Духовная литература

2

3

Эпическое произведение

4

4

Лирическое произведение

4

5

Драматическое произведение

2

6

Лиро-эпические произведения

2

7

Взаимовлияние произведений словесностей

1

Всего

19

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)

          1. Введение – 2ч.  

Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.

2. Разновидности употребления языка – 3ч.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.

3. Формы словесного выражения – 2ч.

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.

4. Стилистическая окраска слова – 9ч.

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)

                              1. Устная народная словесность – 4ч.

Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.

2. Духовная литература – 2ч.

Библия  и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.                                                                                                                                      

3. Эпическое произведение – 4ч.

Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.

 

4. Лирическое произведение – 4ч.

Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).

        5. Драматическое произведение – 2ч.

Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения

 

6. Лиро-эпические произведения – 2ч.

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

7. Взаимовлияние произведений словесностей – 1ч.

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Темы уроков

Часы

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Примечание

Введение

2

1.

Значение языка в жизни человека и общества

1

5.09

Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами коммуника-ции.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека.

2.

Слово и словесность

1

12.09

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

    Разновидности употребления языка

3

3.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка.

1

19.09

Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Разли- чение понятий: устная речь и разговорный язык

Коммуникативные: представ-лять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять но-вый уровень отношения к само-му себе как субъекту деятель-ности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

4.

Язык художественной литературы

1

26.09

Знать богатство лексики русского языка; роль лекси-ческих единиц в произведениях сло весности; стилис-тические возмож-ности изученных языковых единиц.

Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмыс-ленное чтение и адекватное восприятие.                                     Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и инте-ресы своей познавательной деятельности.                 Познавательные: объяснять яв ления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования.                                      

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров.

5

Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло»

1

3.10

Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержа-ние, выстраивать его в определен-ной последова-тельности.

Коммуникативные:формулиро- вать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

         Формы словесного выражения

2

6

Диалог и монолог в нехудожест-венной словесности

1

10.10

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстни ками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные:осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия;

Осознавать роль слова в выражении мысли.

7

Диалог и монолог в художествен-ной словесности

1

17.10

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверст-никами.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Формирование общей куль-туры и мировоззрения, соот-ветствующего практике сегодняшнего дня.

         Стилистическая окраска слова

9

8

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов

1

24.10

Употреблять в соб ственных выска-зываниях слова и выражения в соот-ветствии с их сти-листической и эмо циональной окрас-кой.

Коммуникативные: формули-ровать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Интерес к изучению языка

9

Стилистические возможности синонимов.

1

7.11

Знать стилисти-ческие возможнос-ти синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятель-ности и сотрудничества с парт-нёром.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речево-му самосовершенствованию

10

Стилистические возможности антонимов.

1

14.11

Знать стилисти-ческие возможнос-ти антонимов, уметь находить в тексте противопо-ложные по значе-нию слова

Коммуникативные: владеть мо-нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма тическими и синтакси-ческими нормами родного язы-ка.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета

Усвоение лексического много образия русского языка. Уме-ние адекватно понимать ин-формацию устного и письмен-ного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

11

Стилистические возможности фразеологизмов.

1

21.11

Знать стилистичес кие возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте

Коммуникативные: уважитель-но относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию.

Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему,

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

12

Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения.

1

28.11

Знать определение текста, его призна-ки, умеют доказы-вать принадлеж-ность к тексту, употреблять смыс-ловую и граммати-ческую связь пред ложений в тексте, подбирать загла-вие, отражающее тему.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной де-ятельности.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию.

13

Развитие речи. Сжатое изложение.

1

5.12

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста

Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста.

14

Стилистические возможности су-ществительного, прилагательного и глагола

1

12.12

Знать стилисти-ческие возможнос-ти сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова

Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотруд-ничества в ходе работы.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Вормирование общей культуры и мировоззрения

15

Контрольный диктант.

1

19.12

Проверить степень усвоения пройден-ного материала; проверить орфогра фические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их

Коммуникативные: формиро-вать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: явления, про-цессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения кон-трольной работы.

Способность к самооценке

16

Стиль в художественной словесности

1

26.12

Уметь различать слова по их стилистической окраске

Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Интерес к изучению языка

                                               

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Темы уроков

Часы

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Примечание

          Устная народная словесность

4

1

Роды, виды и жанры словесности

1

16.01

Знать род, виды, жанры словес-ности

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать ра-бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Интерес к изучению языка

2

Эпические виды и жанры народной словесности

1

23.01

Развивать навыки определения видов эпического рода словесности. 

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Интерес к изучению языка

3

Лирические виды и жанры народной словесности

1

30.01

Развивать навыки определения видов лирического рода словесности.

Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотрудни чества в ходе работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Формирование общей культуры и мировоззрения

4

Драматические виды и жанры народной словесности

1

6.02

Развивать навыки определения ви-дов драматичес-кого рода словес-ности.

Коммуникативные: устанавли-вать разные точки зрения, преж де чем принимать решения и делать выбор.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личнос-ти.

         Духовная литература

2

5

Библия и особенности её стиля.

1

13.02

Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос-ти стиля.

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: отбирать и сис-тематизировать материал на определенную тему.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию

6

Состав и жанры Библии

1

20.02

Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос- ти стиля.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Осознавать возможности рус-ского языка для самовыраже-ния и развития творческих способностей

        Эпическое произведение

4

7

Виды и жанры эпических произведений.

1

27.02

Знать особенности эпического произведения;.

Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

8

Герой эпического произведения.

1

6.03

Знать способы создания эпичес-кого литератур-ного героя

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

9

Композиция эпического произве-дения. Художественная деталь.

1

13.03

Знать композицию  эпического произведения.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

10

Развитие речи. Комплексный анализ текста

1

20.03

Развивать навык художественного анализа текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Лирическое произведение

4

11

Лирические произведения, их своеобразие и виды

1

3.04

Знать особенности лирического произ ведения; их виды

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для ука-занных логических операций.

Совершенствование духовно-нравственных качеств лич-ности

12

Композиция и герой лирического произведения

1

10.04

Знать особенности построения лирического произведения

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

13

Своеобразие художественного образа в лирике

1

17.04

Развивать навык художественного анализа поэти-ческого текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

14

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения.

1

24.04

Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

            Драматическое произведение

2

15

Драматические произведения, их своеобразие и виды

1

8.05

Знать особенности драматического произведения; 

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовоспитанию

16.

Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения

1

15.05

развивать умение работать с текстом, знать специфику драматического произведения

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию

Лиро-эпические произведения

2

17

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

1

22.05

Выразительное чтение лиро-эпи-ческих произведе-ний, рассуждение о героях баллады и поэмы

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использов-анием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование  готовности к самообразованию и самовос-питанию.

18

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения.

1

22.05

Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Взаимовлияние произведений словесностей

1

19

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

1

29.05

Умение разграни-чивать эпиграф и цитату

Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

                                                             УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...