Исследовательская работа Анализ стихотворения В.И.Малаховой «Покаяние»
статья (9 класс) по теме

Корбанова Оксана Васильевна

Исследовательская работа по литературоведению включает в себя краткие сведения из биографии шипуновской поэтессы  и подробный анализ одного из стихотворений автора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled._rabota_analiz_stikh-ya_pokayanie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родинская средняя  общеобразовательная школа

658382 Алтайский край, Шипуновский район, с.Родино, ул Школьная 11

Исследовательская работа

Анализ стихотворения  В.И.Малаховой «Покаяние»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….. 2

  1. Анализ стихотворения

   1.1  Тема войны в творчестве В.И. Малаховой…………………………………  2

   1.2  Жанр. Особенности композиции……………………………………………  3

   1.3  Ритмический рисунок стихотворения………………………………………  3

   1.4  Содержание ( движение авторской мысли )  ………………………………  4

   1.5  Лексический строй стихотворения………………………………………….  6

   1.6  Средства художественной выразительности……………………………….. 6

   1.7  Синтаксические и морфологические средства……………………………...  7

   1.8  Звукопись и цветопись стихотворения ……………………………………..  7

 Заключение………………………………………………………………………….. 7

Список литературы………………………………………………………………….. 8

Приложения…………………………………………………………………….…..... 9

 Введение

    Темой исследовательской работы является «Анализ стихотворения шипуновской поэтессы Валентины Ивановны Малаховой «Покаяние».

   Цель работы вытекает из названия -  провести комплексный анализ стихотворения «Покаяние».

   Предмет работы - взаимодействие элементов структурно-семантических уровней стихотворения.

   Объектом исследования стала поэтическая ткань стихотворения «Покаяние».

   Основным методом, использованным в работе, является метод структурно – семантического анализа поэтического текста, кроме того, использован описательный метод и интервьюирование.

    Актуальность и практическая значимость исследования связана с введением в школьную программу регионального компонента. Работа может быть использована на уроках  литературы Алтая, а также при обучении анализу поэтического текста.

   Новизна работы заключается в том, что впервые проведён комплексный анализ произведения В.И. Малаховой. Ни в одном источнике не представлено ни одного материала по творчеству шипуновской поэтессы.

   Хронологические и территориальные  рамки исследования: в работе представлен анализ стихотворения «Покаяние», написанного в 2007г  в р.ц. Шипуново.

1.   Анализ стихотворения

1.1 Тема войны в творчестве В.И. Малаховой

   Малахова Валентина Ивановна – шипуновская поэтесса, член литературного объединения «Созвучие», актриса театрального  коллектива «Собеседник». За этими словами скрывается талантливый человек с открытой душой и бескорыстным сердцем. Чтобы это понять, нужно всего лишь прочесть её стихи, ведь вся жизнь поэта отражается   в его стихах.

   Валентина Ивановна из тех людей, кого называют «дети войны». Она родилась в 1941 году и вскоре потеряла обоих родителей. Она, как и миллионы других детей, шагнула в большую взрослую жизнь, где были бомбёжки, голод, гибель близких людей, тяжёлый недетский труд. Пережив страдания и боль, дети 40-х годов выстояли, крепко встали на ноги и своим трудом создали новый облик Алтайского края.

   Военное лихолетье оставило неизгладимый след в душе Валентины Ивановны, поэтому тема войны в ее творчестве занимает особое место. В разное время были написаны стихотворения «Невесты», «Фронтовая встреча», «Когда в далёком сорок первом».   В отдельный цикл выделяются стихотворения «Память» (2001г), «Покаяние» (2007г) и «Дети войны» (2010г), объединенные общей темой  «поруганного детства». Эти автобиографические произведения находят  живой отклик в сердцах читателей.

   Обратимся к анализу центрального произведения цикла - «Покаяние». Стихотворение написано в 2007 г. В его основе воспоминания автора о далёком военном и послевоенном времени.

1.2  Жанр. Особенности композиции

   Стихотворение относится к жанру покаянной лирики. Автор избирает трёхчастную композицию, основанную на антитезе войны и детства.

   Первая часть состоит из одной строфы, в которой намечается событийный план стихотворения, продолженный пунктиром глаголов в тексте.

   Во второй части стихотворения (2 - 6 строфы) заключена основная мысль произведения. На первый план здесь выходят душевные   переживания лирической героини.

   Третья часть (7 - 8 строфы) рефлексивная. Лирическая героиня стихотворения размышляет о прожитой жизни.

   Особенностью композиции является смысловая и лексическая соотнесённость первой и последней строфы. В первой строфе говорится о поступке, совершённом героиней стихотворения, в последней – о глубоком сожалении о нём. Повтор первых двух строк в конце стихотворения образует симметричную конструкцию.

1.3  Ритмический рисунок стихотворения

   В полной гармонии с жанром стихотворения  находится стихотворный размер – четырёхстопный ямб с усечённой последней стопой в нечётных стихах, что делает звучание более чётким. Рифмовка перекрёстная, преобладающая рифма – точная, богатая.  Чередование мужских и женских окончаний даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. Жёсткий финал каждой строфы задаётся мужским окончанием. Чередуются длинные и короткие строки, создавая ощущение твёрдости. Интонация первой и второй частей стихотворения декламативная. Конечные стиховые структурные паузы совпадают с интонационно-логическими, переносов нет.

   Обращает на себя внимание временная организация стиха: в первых двух строчках героиня находится в реальном «настоящем» времени «листву сжигали по соседству, а я смотрела на огонь и вспоминала…», но неожиданно вспышка воспоминаний, вызванная созерцанием пламени (устойчивый мотив в литературе), переносит героиню в прошлое, в детство. В третьей части стихотворения героиня вновь возвращается в настоящее время.

1.4  Движение авторской мысли

   Воспоминание детства омрачено событием, ставшим предметом острых переживаний лирической героини: «сожгли отцовскую гармонь». С этого момента читатель становится как бы скрытым собеседником в диалоге с героиней. Она хочет, чтобы читатель выслушал её и посочувствовал. Героиня  вновь и вновь переживает то страшное время, толкнувшее её на непоправимый поступок. Интересно, что в тексте стихотворения не названы те, кто сжёг гармонь, они лишь обозначены как «мы» и «нас»,  однако из контекста произведений всего цикла становится понятно, что это сама героиня и её старший брат, осиротевшие ещё в годы войны:

А как он ждал – хотел дочушку,

Уж подрастал его сынок.

В бой смертный уходя, девчушке

Своей он имя лишь нарёк.

                                                                           «Память»

   Значимо, что субъект действия в центральной части стихотворения отсутствует. Автор использует сложный синтаксис с преобладанием безличных и  неопределённо- личных предложений с подчинительными  изъяснительного характера: «её отдали на закланье … чтоб не играла на гулянье…», «гармонь сжигали от обиды, что не пришёл отец с войны».  Таким образом, создаётся эффект отстранения лирической героини от действия. Словно она -  «взрослая» смотрит со стороны на себя  же «в детстве». Возникает мотив покаяния, вынесенный в название стихотворения. Героиня на склоне лет хочет попросить прощения за поступок, вызванный гневом, обидой, с которой дети не смогли справиться.

   Здесь же происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества переносятся на предмет. Олицетворяясь, гармонь способна чувствовать, страдать:

Огнём гармошку растянуло.

Пред гибелью в последний раз

Она как будто бы вздохнула,

И застонал печально бас.

   Гармонь, как живое существо, вздохнула и застонала, возможно, не столько оттого, что погибает, сколько заранее зная, что гибель её напрасна. Она уверена, что со временем дети пожалеют о поступке и сочувствует им.

   Отсюда, возможность двоякого толкования  слова «закланье». В первом, более явном, значении «гармонь отдали на закланье» понимается как наказание, «чтоб не играла на гулянье». Ведь для детей игра гармони в первую очередь ассоциируется с радостью встречи отца. Слышать, как в соседних дворах празднуют возвращение с фронта отцов, мужей и братьев (смотрим в другом стихотворении: «и вот Победа: песни, пляски…»),  для детей невыносимо. Жгучая обида, ощущение покинутости толкают их на неосознанный жестокий поступок:

Нам было больно, одиноко,

Не знаю: в этом чья вина,

Но на поступок тот жестокий

Толкнула нас тогда война.

Эта кульминационная  строфа полна драматизма, который  выражается рифмовкой семантически сопоставляемых слов и звукописью. Зарифмованные одиноко – жестокий,  вина – война можно трактовать как одиночество детей – это жестоко, а виновата в этом война. Психологическое напряжение выражается и на уровне внутренних рифм:

Нам было больно, одиноко,

Не знаю: в этом чья вина,

Но на поступок тот жестокий

Толкнула нас тогда война.

   Ассонанс на «о» и «а» сродни крику от боли. Аллитерация на  свистящие и стучащие «с» и «ст» подобна пульсации крови, стуку в висках.

   Второе значение слова «закланье» вытекает из общей идеи стихотворения, которая заключается в глубоком неприятии войны как источника бед и страданий людей. И гармонь становится такой же жертвой войны, как всё живое.

   В заключительной части стихотворения лирическая героиня возвращается в настоящее время. Изменяется тональность стихотворения. В голосе лирической героини, которая здесь тождественна автору, слышна грусть. Возникает мотив «зимнего вечера» - периода подведения жизненных итогов. На этом фоне возникает образ материнской шали – покрова, знака теплоты и защиты от невзгод. Звучит мысль о том, что, сколько бы ни прожил человек на свете, как бы ни сложилась его жизнь, ему всегда нужна материнская забота.

   Сдержанно, но не без горечи звучат последние строки стихотворения:

Мне жаль поруганное детство

И недопевшую гармонь.

   Время остаётся невластным над душевной болью героини, «воспоминания не приносят успокоения… но жизнь продолжается».[1] 

   

1.5  Лексический строй стихотворения

    Драматическому пафосу стихотворения соответствует его лексический строй. В нём соседствуют высокая лексика («закланье», «кострище»,  «пред гибелью», «истинной») и просторечные обороты («цветастые меха», «гулянье», «малолетство», «лихолетье», «поруганное»).  Используются контекстуальные синонимы: «детство» - «безрадостное малолетство», «война» -«лихолетье» и  противоположные в пределах текста слова: «огонь» - «гармонь», «закланье – гулянье».  

   Через всё стихотворение проходит многозначный образ огня. Сначала перед нами пламя костра, по-хозяйски подбирающего листок за листком. Но вот это уже кострище, «красный петух», пожирающий гармонь, а вместе с ней частицу памяти об отце. В контексте всего стихотворения образ огня можно трактовать и как пламя войны, сметающее всё на своём пути, не щадящее ни детей, ни взрослых, калечащее их судьбы. Характерно, что  глагол «сожгли»,  повторяется  в тексте в пяти вариантах и сочетается  с родственным словом «печаль», (печаль от печь, жечь – это  внутренний душевный огонь). Повтор глагола и созвучие  печаль – шаль – жаль скрепляют сюжетную линию стихотворения.

1.6 Средства художественной выразительности

   Автор использует различные средства художественной выразительности.  В основном это отрицательно окрашенные эпитеты, характеризующие образы, связанные с жизнью героини: «безрадостное малолетство», «горькая печаль», «поступок жестокий», «поруганное детство», «недопевшую гармонь». 

   Об олицетворении гармони говорилось выше.

   В конце стихотворения автор говорит о возрасте  лирической  героини, используя  метафору «уж мой подходит зимний вечер».

1.7   Синтаксические  и морфологические средства

   Поэтесса активно использует синтаксические средства, главными из которых являются повторы и инверсия. Это необычное построение увеличивает силу воздействия на читателя. Весь текст состоит из сложных предложений, за исключением одного простого: «Огнём гармошку растянуло». Преобладают сложно – подчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Как правило, строфа соответствует одному предложению.

   Из 140 слов стихотворения 37 – имена существительные. Это почти 27 % от общего числа. Глаголов – 23  (16%), по 15 местоимений и имён прилагательных (по 10,7 %). 35 % приходится на служебные части речи. Интересно, что из 32 стихов произведения 26 заканчиваются именами существительными, а глаголы тяготеют к началу строк.

1.8  Звукопись и цветопись стихотворения

   Стихотворение отличается выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ц», «с», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м», «л» и ассонансом на ударные «а», «э», «о», что ярко передает психологическое состояние героини.

   Цветопись стихотворения  связана с противопоставленными образами огня и гармони («цветастые меха»). Хотя в тексте о цвете пламени почти не говорится, кроме перифразы «красным петухам», его зрительный образ проходит через всё  произведение.

Заключение

   Произведённый нами комплексный  анализ стихотворения показал, что поэтический язык шипуновской поэтессы В.И. Малаховой представляет собой особую систему словесного, образного и стилистического единства. Взаимосвязь элементов структурно – семантических уровней стихотворения подчинена выражению авторской мысли, что позволяет говорить о единстве формы и содержания.

    Классическая строгость и ясность стихотворения, поразительная  глубина выражения чувств делают это стихотворение одним из лучших в цикле «Дети войны».

   Перспективу нашей исследовательской деятельности мы видим в выявлении поэтического почерка Валентины Ивановны Малаховой, определении стилистических особенностей её творчества.

Список используемой литературы:

  1. Детство, опалённое войной. Сборник воспоминаний детей войны о войне  

               и мире / Сост.Т.М. Иванова. Барнаул, 2007.

  1. Литературный энциклопедический словарь (под общей редакцией В.М.  

               Кожевникова и П.А. Николаева). Москва, "Советская энциклопедия" 1987г.

        3.   Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л. 1972.

        4.    Материалы личной беседы с Малаховой В.И.

        5.   Подольский Ю. Лирика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1 С. 407 – 414

        6.   Шипуново, Шипуново! Я душой навеки здесь. Сборник стихов шипуновских  

              поэтов. г. Рубцовск, 2008.

Приложение 1

В.И. Малахова

Покаяние

Листву сжигали по соседству,

А я смотрела на огонь

И вспоминала, как мы в детстве

Сожгли отцовскую гармонь.

Её отдали на закланье

В кострище «красным петухам» -

Чтоб не играла на гулянье,

Мы жгли цветастые меха.

Огнём гармошку растянуло.

Пред гибелью в последний раз

Она как будто бы вздохнула,

И застонал печально бас.

На всё свои имея виды,

Не зная истинной цены,

Гармонь сжигали от обиды,

Что не пришёл отец с войны.

Безрадостное малолетство,

По маме горькая печаль –

Осталась от неё в наследство

На память шёлковая шаль.

Нам было больно, одиноко,

Не знаю: в этом чья вина,

Но на поступок тот жестокий

Толкнула нас тогда война.

Уж мой подходит зимний вечер,

Ушло и лихолетье в даль.

Накинуть бы сейчас на плечи

Ту, мамину, большую шаль.

Листву сжигали по соседству,

А я смотрела на огонь.

Мне жаль поруганное детство

И недопевшую гармонь.

 


[1]              Цитата из материалов беседы с  В.И. Малаховой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Сравнительный анализ основных особенностей национальных вариантов английского языка"

В работе содержится краткий анализ лексических, грамматических и фонетических особенностей американского, канадского, австрийского и новозеландского вариантов английского языка....

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"

Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...

Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках

              С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...

Исследовательская работа по немецкому языку Сопоставительный анализ фразеологических единиц с компонентом “mund”/”рот” в немецком и русском языках.

Современный этап в развитии фразеологии как лингвистической дисциплины характеризуется пристальным вниманием к вопросам семантики фразеологических единиц (ФЕ). Фразеология важна для изучения семантиче...

Исследовательская работа "Анализ и сравнение способов очистки воды "

Цель работы: определить, какой метод очистки воды в домашних условиях эффективнее.Методы исследования:изучение и анализ  информации  в СМИ и в научной литературе о способах очистки  пит...