Олимпиадные задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса
олимпиадные задания (9 класс) по теме

Ференгер Надежда Олеговна

Задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Олимпиадные задания по литературе.

                                                          9 класс

1.Пo данному отрывку назовите автора и его произведение (за каждый верный ответ 1 балл)

а) “Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.

б) “В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю (...) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались”.

в) “До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни;

 кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика”.

г) “И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням”.

                               

2. Знание текста художественного произведения.

      Определите автора афоризма:  ( за верный ответ 1 б.)  

1)Рожденный ползать  летать не может.

2)И крестьянки любить умеют.

3)Человек создан для счастья, как птица для полета.

4) Счастливые часов не наблюдают.

3.Знание теории литературы.

Определите жанры произведений:   ( за каждый верный ответ 1 балл)

1)«Русский язык» И.С.Тургенева,2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина,

3) «Медный всадник» А.С. Пушкина, 4)«Море» В.Жуковского,5)  «Горе от  ума» А. С. Грибоедова. 

4.Знание теории литературы.

Перед вами отрывок из произведения, назовите его.  Определите его жанр, каким стилем оно написано, докажите, приведя примеры.

 (10 баллов)

 Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В  счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних  трудностях утеха

 И в дальних  странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,

О  ангел мирных наших  лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью  своей   дерзнет,

Завидя  нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом  щедрот твоих сравнит.

5. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.

Задание А.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

                              С.А.Есенин

    Б.

 Унылая пора! очей очарованье!

А.С.Пушкин

    В

 Печальная береза

у моего окна,

И прихотью мороза

разубрана она.

                                    А.А.Фет

Г.

 Мурава лугов

Ковром стелется…

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

                               И.С.Никитин    

Д.

Нева вздувалась и ревела...

и вдруг, как зверь остервенясь,

на город кинулась...

                                А.С.Пушкин

   

 (Максимальная оценка –7 баллов)

6.Интерпретация  лирического произведения.

 Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте  развернутый анализ стихотворения. (20 баллов)

                                                                                       Е. Баратынский

 Чудный град порой сольется

 Из летучих облаков;

Но лишь ветер его коснется,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

  1. О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль

 ( сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

На каком приеме оно построено?

3.Что, по мнению автора, несет гибель поэзии?

4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

5. О какой  «посторонней суете» говорится в   последней строке?

6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль?  Какие образы возникают?

7. Определите стихотворный размер. Какую интонацию он придает стихотворению?



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе.

9 класс.

Ответы и критерии оценивания.

Максимально 50 баллов.

1. задание  (максимально 4 балла)

А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Б) А.С. Пушкин. «Метель».

В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла».

Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».

2 задание  (максимально 4 балла)

1)М.Горький «Песня о Соколе»

2)Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

3) В Короленко «Парадокс»

4) А.С.Грибоедов  «Горе от ума»

3 задание (максимально 5 баллов)

  1. Стихотворение в прозе
  2. Повесть
  3. Поэма
  4. Стихотворение
  5. Комедия

4 задание  (максимально 10 баллов)

Ода  М.В.Ломоносова  "На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года"

5 задание (максимально 7 баллов)

     А..Инверсия: дули ветры,  шла гроза

Анафора: Не напрасно…., Не напрасно

Б.  Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!

В. Эпитет - Печальная береза

Г. Метафора - Мурава лугов  Ковром стелется

Сравнение - Снег, что белый пух,

Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась

6 задание (максимально 20 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания с ответами для 8 класса

Олимпиадные задания для сильных учащихся...

олимпиадные задания и ответы по русскому языку и литературе

материал содержит олимпиадные задания и ответы по русскому языку и литературе с 5 по 11 класс...

материал олимпиадных заданий школьного тура по обществознанию для учащихся 11 класса

материал олимпиадных заданий школьного тура по обществознанию для учащихся 11 класса...

олимпиадные задания школьного тура по обществознанию для учащихся 8 класса

олимпиадные задания школьного тура по обществознанию  для учащихся 8 класса...

Олимпиадные задания школьного уровня по литературе для 9-11 классов с ответами

В публикации представлены олимпиадные задания по литературе для учеников 9-11 классов (авторская разработка) с ответами.Всего олимпиада состоит из 30 вопросов, в том числе 18 из них с выбором варианта...

Подборка олимпиадных заданий с ответами для подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиадам по обществознанию разного уровня..

Подборка заданий может быть использована  для подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию.Содержит задания разных типов. и разного уровня сложности. Они могут быть использованы и для соста...

Олимпиадные задания по родной(тувинской) литературе для учащихся 7-11 классов

Материалы по подготовке учащихся к олимпиадам по родной (тувинской) литературе, которые  содержат практические задания олимпиадного характера....