Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Окказионализмы"
план-конспект занятия на тему
Разработка внеклассного мероприятия на тему "Окказионализмы". Подходит для учащихся с 5 по 11 классы. Было проведено в рамках Предметного клуба юных филолов во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 165 КБ |
![]() | 38.5 КБ |
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как делаются слова. Окказионализмы.
Говорят дети: Люд Спун Вагонята Огонята Никовойная Намакоронился Смеяние
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Словотворчество это создание новых слов, один из излюбленных видов художественных средств, к которому прибегают писатели и поэты.
1 о 13 м 7 о 2 к 3 к 4 а 5 з 6 и 8 н 9 а 10 л 11 и 12 з п р е д е л е н и е о р е н ь а к о й н т о н и м ы а п я т а я н в е р с и я с н о в а а р е ч и е н а ф о р а е к с и к а т н а н и я е с т о и м е н и е
Окказионализмы (лат. occasionalis - «случайный» ) – это придуманные авторами слова, употребляющиеся только в контексте произведения данного автора.
белиберда шептать Нью-Йорк сестрёнка любовь искалечиться + рогоносец (сложное сущ.) + голос (сложное прилагат.) + искристый + веселей (прилагат. от первых двух слов сравнительная степень прилагательного) + лоб (сущ. во множ. числе) + котёночек + павлин (глагол)
белибердоносец шептоголосый нью-йоркистей лбёнки шептоголосый любёночек испавлиниться
Чаишко Звонконогий тысячемиллионнокрыший Из каких слов были созданы эти слова и с помощью какого способа словообразования? М. Е. Салтыков-Щедрин
Поэт xx в. Велимир Хлебников говорил: «Словотворчество есть взрыв языкового молчания глухонемых пластов языка. Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем… Словотворчество не нарушает законов языка. Свободные сочетания, игра голоса вне слов названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума…»
БАБОЭБИ Бабоэби - пелись губы, Вээоми - пелись взоры, Пиээо - пелись брови, Лиэээй – пелся облик. Гзи-гзи-гзэо – пелась цепь, Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Велимир Хлебников
ФУТУРИЗМ В. Маяковский В. Хлебников БУДЕТЛЯНЕ
… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности!.. … чтобы писалось туго и читалось туго, неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной!
ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
Продовольственный магазин Бытовая техника Одежда и обувь Аптека
Н.Флеров «Щедрость языка» Как безгранична щедрость языка! Иду проселком к лесу по тропинке И вижу: за кустами ивняка Рябинники уселись на рябинке. У них на грудке капельки рябин, Как будто рябь в озерной серой глади. А дерево на солнце как рубин: В глазах рябит при тихом листопаде. Так, повторяя, чувствуешь ее, Взаимосвязь названий, с детства близких. И начиналось, видно, все с нее, С рябины, с красоты краев российских. И звучность искрометных слов легка, Они вошли и в песни и в былины: Передо мной рябинник, рябь, рябины… Как безгранична щедрость языка.
Предварительный просмотр:
- Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
- Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
- Один из вопросов, на который отвечает имя прилагательное.
- Слова, противоположные по лексическому значению
- Пунктуационный знак, разделяющий однородные члены предложения, обособляющий причастный и деепричастный обороты.
- Перестановка слов в предложении.
- Изменяемая часть слова, служащая для связи слов и выражающая значение рода, числа, падежа и лица.
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Сколько?
- Повторение одних и тех же слов, строк в начале стиха, строфы, предложения.
- Раздел Лингвистики, изучающий словарный состав языка.
- Какое окончание напишем в глаголе «слышать» в форме 3 лица, единств. числа?
- Что вы получаете в школе каждый день?
- Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
5 кл. – 8-9 баллов
6 кл. – 9-10 баллов
7 кл. – 9-10 баллов
8 кл. – 10-11 баллов
9 кл. – 12 баллов
10-11 кл. – 13 баллов
Предварительный просмотр:
Заклятие смехом.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В. Хлебников)
* * *
Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,
Так же гнётся, как в поле трава…
Эх, ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова! (С. Есенин)
* * *
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотой. (С. Есенин)
* * *
Мать не то чтобы обиделась, а посушела во взгляде. (А. Харчиков)
* * *
Если бы у него был собеседник! Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю Нагибин)
* * *
Возьми, я тебе отдаю
Древесность мою и кирпичность,
Ажурность, узорность судьбы. (Л. Мартынов)
* * *
Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом. (Е. Носов)
* * *
Вы себе представляете
Парижских женщин
С разжемчуженной,
Разбриллиантенной рукой… (В. Маяковский)
* * *
Граждане,
У меня
Огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица. (В. Маяковский)
* * *
Выфлажено всё.
И люди
И строения. (В. Маяковский)
* * *
Сливеют
Губы
С холода… (В. Маяковский)
* * *
Скороговорки
- Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
- Стоит копна с подприкопёночком.
- Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/04/picture-7615.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261828-1370202820.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/24/picture-965102-1511533483.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...