Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Окказионализмы"
план-конспект занятия на тему

Маркова Елена Викторовна

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Окказионализмы". Подходит для учащихся с 5 по 11 классы. Было проведено в рамках Предметного клуба  юных филолов  во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon конспект занятия165 КБ
Microsoft Office document icon кроссворд38.5 КБ
Microsoft Office document icon презентация29.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как делаются слова. Окказионализмы.

Слайд 3

Говорят дети: Люд Спун Вагонята Огонята Никовойная Намакоронился Смеяние

Слайд 4

СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Слайд 5

Словотворчество это создание новых слов, один из излюбленных видов художественных средств, к которому прибегают писатели и поэты.

Слайд 7

1 о 13 м 7 о 2 к 3 к 4 а 5 з 6 и 8 н 9 а 10 л 11 и 12 з п р е д е л е н и е о р е н ь а к о й н т о н и м ы а п я т а я н в е р с и я с н о в а а р е ч и е н а ф о р а е к с и к а т н а н и я е с т о и м е н и е

Слайд 8

Окказионализмы (лат. occasionalis - «случайный» ) – это придуманные авторами слова, употребляющиеся только в контексте произведения данного автора.

Слайд 9

белиберда шептать Нью-Йорк сестрёнка любовь искалечиться + рогоносец (сложное сущ.) + голос (сложное прилагат.) + искристый + веселей (прилагат. от первых двух слов сравнительная степень прилагательного) + лоб (сущ. во множ. числе) + котёночек + павлин (глагол)

Слайд 10

белибердоносец шептоголосый нью-йоркистей лбёнки шептоголосый любёночек испавлиниться

Слайд 11

Чаишко Звонконогий тысячемиллионнокрыший Из каких слов были созданы эти слова и с помощью какого способа словообразования? М. Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 12

Поэт xx в. Велимир Хлебников говорил: «Словотворчество есть взрыв языкового молчания глухонемых пластов языка. Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем… Словотворчество не нарушает законов языка. Свободные сочетания, игра голоса вне слов названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума…»

Слайд 13

БАБОЭБИ Бабоэби - пелись губы, Вээоми - пелись взоры, Пиээо - пелись брови, Лиэээй – пелся облик. Гзи-гзи-гзэо – пелась цепь, Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Велимир Хлебников

Слайд 14

ФУТУРИЗМ В. Маяковский В. Хлебников БУДЕТЛЯНЕ

Слайд 15

… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности!.. … чтобы писалось туго и читалось туго, неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной!

Слайд 16

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 18

Продовольственный магазин Бытовая техника Одежда и обувь Аптека

Слайд 19

Н.Флеров «Щедрость языка» Как безгранична щедрость языка! Иду проселком к лесу по тропинке И вижу: за кустами ивняка Рябинники уселись на рябинке. У них на грудке капельки рябин, Как будто рябь в озерной серой глади. А дерево на солнце как рубин: В глазах рябит при тихом листопаде. Так, повторяя, чувствуешь ее, Взаимосвязь названий, с детства близких. И начиналось, видно, все с нее, С рябины, с красоты краев российских. И звучность искрометных слов легка, Они вошли и в песни и в былины: Передо мной рябинник, рябь, рябины… Как безгранична щедрость языка.



Предварительный просмотр:

  1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
  2. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
  3. Один из вопросов, на который отвечает имя прилагательное.
  4. Слова, противоположные по лексическому значению
  5. Пунктуационный знак, разделяющий однородные члены предложения, обособляющий причастный и деепричастный обороты.
  6. Перестановка слов в предложении.
  7. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов и выражающая значение рода, числа, падежа и лица.
  8. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Сколько?
  9. Повторение одних и тех же слов, строк в начале стиха, строфы, предложения.
  10. Раздел Лингвистики, изучающий словарный состав языка.
  11. Какое окончание напишем в глаголе «слышать» в форме 3 лица, единств. числа?
  12. Что вы получаете в школе каждый день?
  13. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не   называет их.

5 кл. – 8-9 баллов

6 кл. – 9-10 баллов

7 кл. – 9-10 баллов

8 кл. – 10-11 баллов

9 кл. – 12 баллов

10-11 кл. – 13 баллов



Предварительный просмотр:

Заклятие смехом.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!                                 (В. Хлебников)

* * *

Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,

Так же гнётся, как в поле трава…

Эх, ты молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!                                              (С. Есенин)

              * * *

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.                             (С. Есенин)

             * * *

Мать не то чтобы обиделась, а посушела во взгляде.             (А. Харчиков)

             * * *

Если бы у него был собеседник! Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница.           (Ю Нагибин)

* * *

Возьми, я тебе отдаю

Древесность мою и кирпичность,

Ажурность, узорность судьбы.            (Л. Мартынов)

    * * *

Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом.                                                        (Е. Носов)

* * *

Вы себе представляете

             Парижских женщин

С разжемчуженной,

             Разбриллиантенной рукой…           (В. Маяковский)

* * *

Граждане,

                У меня

                           Огромная радость.

Разулыбьте сочувственные лица.                  (В. Маяковский)

* * *

Выфлажено всё.

                     И люди

                               И строения.                        (В. Маяковский)

* * *

Сливеют

               Губы

                         С холода…                                  (В. Маяковский)

* * *

Скороговорки

  1. Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
  2. Стоит копна с подприкопёночком.
  3. Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
  4. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...