Мастер-класс "Технология "Портфель достижений ученика"
опыты и эксперименты по теме

Логинова Наталия Евгеньевна

Материал содержит описание технологии. основных приёмов работы, а также презентацию и раздаточный материал для мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_portfyael_dostizheniy_uchenika.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

Наверное, каждый педагог сталкивался в своей практике с ситуациями, когда учащийся:

Противоречия и постановка проблемы

-при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других;

-затрудняется высказать свою точку зрения, потому что не знает, как построить предложение;

-не может отстаивать точку зрения, строить хороший монолог

В школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования, поэтому целью деятельности в этих условиях считаю: помочь учащимся максимально хорошо овладеть письменной и устной речью, подготовить их к жизни в условиях современного общества.

Задачи:

-научить выражать свои мысли в письменной и устной форме;

-общаться в деловой и неформальной обстановке;

-понимать и анализировать письменную и устную информацию;

-учитывать в учебном процессе реальные возможности и индивидуальные потребности школьников;

- используя современные педагогические технологии, эффективные методы и приёмы, способствовать повышению уровня образованности выпускников.

Решать поставленные задачи я начала в 2004-2005 учебном году, участвуя в опытно-экспериментальной работе по теме  «Развитие ключевых компетентностей как условие повышения качества образования».

В соответствии с Концепцией реализации компетентностно-ориентированного образования на территории Кировской области, актуальными в социально-экономической ситуации региона являются следующие компетентности:

- коммуникативная

 - информационная

- рефлексивная

- учебно-исследовательская,  проектная

- технологическая

- социальная

         Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

         Исходя из требований стандарта среднего (полного) общего образования, учащийся должен овладеть следующей коммуникативной деятельностью:

-адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста;

-осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров и проводить их анализ;

- владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение;

- уметь использовать выразительные средства языка;

- использовать различные источники информации.

 Поэтому объектом моей деятельности стало развитие данной компетентности учащихся.

                        Противоречия и постановка проблемы.

Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым  к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.

Для формирования коммуникативной компетентности необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

   В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика» , ( это проект «Европейский языковой портфель для России», был подготовлен  в рамках программы «Интеграция». Авторы-составители: И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, К.М. Ирисханова, Г.В. Стрелкова) которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашённой в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.),которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

«Языковой портфель достижений ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Эту сравнительно новую технологию начали применять учителя иностранного языка. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковое портфолио», однако суть остаётся единой – самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.

По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

-в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе;

-в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) в зависимости от этапа обучения;

- в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения, публичные выступления, диктанты, изложения и т. д.)

-в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.

«Языковой портфель»  состоит из нескольких разделов:

  1. Языковой паспорт владельца языкового портфеля, где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.

В этом же разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:

-для того чтобы описывать проделанную тобой работу;

-для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как владеешь русским языком;

-для того чтобы показать твоим новым учителям в том случае, если ты перейдёшь в другой класс или школу;

-для того чтобы знать, как заполняются подобные документы, они могут быть очень полезны для тебя в дальнейшем обучении, выборе профессии.

2.     «В языковой портфель»  включены таблицы для самооценки речевых умений всех видов деятельности.

Для контроля устных и письменных  видов речевой деятельности я составила цепочку учебно-коммуникативных умений:

                                 

5 класс

6 класс

7 класс

  1. Давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы.
  2. Пересказывать.
  3. Письменно излагать текст по готовому плану.
  4. Участвовать в учебном диалоге.
  5. Организовывать работу в группе.
  6. Распределять работу при совместной деятельности.
  7. Писать сочинения, отзывы.
  1. Различать научный, художественный и публицистический тексты.
  2. Создавать тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  3. Задавать вопросы разного вида.
  4. Публично выступать.
  5. Кратко формулировать свои мысли.
  6. Писать заявления.
  1. Составлять сложный план.
  2. Комментировать текст.
  3. Владеть приёмами риторики.
  4. Уметь вести дискуссию, диалог.
  5. Выслушивать и объективно оценивать другого.
  6. Писать аннотации.

8 класс

9 класс

10-11 классы

  1. Составлять сложный и тезисный планы.
  2. Готовить доклады, рефераты.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Рецензировать устный ответ, сообщение, доклад.
  1. Делать сообщения, доклады на разные темы с использованием различных источников.
  2. Участвовать в дискуссии.
  3. Составлять конспект текста, выступления.
  4. Выполнять реферативные работы.
  1. Писать заметки в газету, автобиографию.
  2. Писать рецензии.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Вести полемику, участвовать в дискуссии.
  5. Быть корректным к мнению других.
  6. Уметь донести своё мнение до других.

Памятки:

 -Памятка для анализа пересказа;

-Памятка для анализа изложения;

-Памятка для анализа повествовательного текста;

-Памятка обучению повествованию;

-Памятка обучению рассуждению;

-Памятка для анализа текста-рассуждения;

-Памятка для обучения описанию;

-Памятка для анализа текста-описания;

-Советы молодым ораторам;

-Учись правильно пользоваться своим голосом во время публичного выступления..

  1. «Языковой архив ученика». Здесь делаются отметки о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома.

Для самостоятельной работы учащихся 5-6 классов использую исследовательские работы «Путь к слову», позволяющие закрепить умение работать с различными словарями. Предлагаю такой план:

  1. Лексическое значение слова.
  2. История слова.
  3. Словообразовательное гнездо.
  4. Синонимы и антонимы.
  5. Слово в иностранных языках.
  6. Слово во фразеологических оборотах.
  7. Слово в афоризмах.
  8. Слово как понятие.
  9. Слово в фольклоре.
  10. Слово в художественном произведении.
  11. Слово в искусстве.
  12. Слово в моём творчестве.

Ещё один вид самостоятельной работы – это подготовка публичного выступления. В учебние М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. предлагается ребятам приготовить различные публичные выступления: «Происхождение имён», «Берегите природу!», «Народные промыслы» и т. д.

Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено по усмотрению учителя.

Эту технологию применяют в гимназиях г. Кирова в экспериментальном режиме.

 Есть ряд проблем в связи с реализацией данной технологии:

-содержательных (определение уровней овладения речевыми умениями);

-психолого-педагогических ( изменение позиции учителя в сторону педагогики сотрудничества на этапе оценки ученика, изменение отношения ученика к оценке и формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности. Изменение позиции родителей – движение от проверки дневника к наблюдению по развитию ребёнка);

- организационных (размножение листов для самоконтроля, выделение на уроках дополнительного времени для презентации портфеля.

Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определённых задач.

Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.

Как упрощённый вариант технологии «Портфель достижений», в 5-7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика.

Результативность работы

Применяя данную технологию в течение двух лет в 5-6, я отметила следующие положительные моменты:

  1. У учащихся сформировались навыки рефлексии, т.е. самонаблюдения, самооценки.
  2. Формируются умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
  3. Учащийся учится постепенно добиваться поставленной цели.
  4. Из 28 учащихся нет ни одного, кто бы не справился с поставленной задачей.

Таблицы самооценки речевых умений

Оценка чтения наизусть

Автор,название стихотворения

Знание текста

Громкость речи

Логическое ударение

Паузы

Удалось ли передать основную мысль стихотворения

Оценка

Оценка публичного выступления

Тема выступления

Громкость речи

Ясность, чёткость дикции

Нормы литературного произношения

Темп речи

Паузы

Логическое ударение

Оценка пересказа

Полнота передачи пересказа

Выражена ли в пересказе идея рассказа

Речевые изменения при передаче текста

Выразительность выступления, интонация, её соответствие передаваемому содержанию

Умение рассказчика держаться : спокойствие, контакт с аудиторией

Общий вывод о пересказе

Индивидуальные замечания

Оценка изложения

Полнота передачи содержания текста

Последовательность передачи содержания, логические ошибки

Фактические ошибки

Речевые ошибки

Орфограф.ошибки

Пункт. ошибки

Внешнее оформление работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения учеников

Копии грамот, дипломов...

Оценка достижений учеников в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Предлагаемые  задания текущего и тематического  контроля прошли апробацию в рамках дистанционного проекта «Система диагностики результатов обучения школьного курса географии», проведённого в...

Достижения учеников

Мои ученики активно участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, многие показывают отличные результаты....

Достижения учеников

Мои ребята регулярно участвуют в олимпиадах меташколы...

Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....