Программа подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Программа подготовки к ГИА.

Элективные курсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.17 КБ
Файл el.kurs_russk.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             «Утверждаю»

                                                                             Директор МБОУ «ООШ п.Анисовский»                                              

                                                                                         __________О.В.Бондаренко

ПРОГРАММА

МБОУ «ООШ п.Анисовский»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

по подготовке к ГИА

в 2013- 2014 учебном году.

1.Общие положения.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:

 1) согласие  сделать   что-нибудь,   желание  и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);

2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);

3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

 Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

2.Пояснительная записка.

В МБОУ «ООШ п. Анисовский»  готовность обучающихся к ГИА организуется на уровне психологической и педагогической подготовки всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9 класса, учителей-предметников, классного руководителя, родителей.

Качественная  подготовка  выпускников  к  экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в  образовательную   программу.

          Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных  знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Педагогическая подготовка -  углубление знаний, умений и навыков через учебные курсы, кружки, элективные курсы, повышение качества подготовки учащихся 9 классов к ГИА.

Данная программа разработана на основе «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников», анализа полученных результатов ГИА за 2011-2012 учебный год. 

2.1.Цель программы:  создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

2.2.Задачи программы:

·        Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;

·        Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

·        Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации 

- содействовать  адаптации учащихся к процессу проведения ГИА.

2.3.Участники реализации программы:

- администрация школы;

- учителя - предметники 9 класса;

- классный руководитель 9 класса;

- родители учащихся 9 класса;

- учащиеся 9 класса;

- социальный педагог;

-  библиотекарь.

 3.Направления деятельности программы.

В  информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИА в новой форме мы выделяем три направления:

  • информационная работа с педагогами,
  • с учащимися,
  • с родителями.

3.1.Содержание информационной работы с педагогами:

  • Информирование учителей на совещаниях о нормативно – правовых документах, регулирующих ГИА; о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе, области.
  • Включение в план работы школьного методического объединения следующих вопросов: проведение диагностического тестирования по вопросам ГИА; обсуждение результатов тестирования; творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы, педсоветах); выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся); направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам подготовки к ГИА .

3.2.Содержание информационной работы с учащимися:

  • Организация информационной работы в форме инструктажа:

- разъяснение «Положения о проведении государственной итоговой аттестации в 2012-2013 учебном году», инструктивных документов;

- ознакомлению с экзаменационными материалами;

 - правила заполнения бланков;

- правила поведения на экзамене;

- ознакомление со структурами контрольно-измерительных материалов;

- ознакомление с методическими документами: кодификаторами содержания и спецификациями работ;

      - информирование по теме «Специфика проведения испытаний в ссузы в 2013 году»;

      - изучение особенностей шкалирования результатов ГИА;

- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

  • Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА, рекомендации по подготовке к экзаменам, пособия к ГИА.

3.3. Содержание информационной работы с родителями:

  • Родительские собрания:

-Информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов.

  • -Информирование о ресурсах Интернет.

-Информирование о результатах диагностических контрольных и тестовых работ.

  • Индивидуальное консультирование родителей (классный руководитель, зам. директора по УВР)

3.4.Основные направления работы администрации по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА

  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Проведение тематических родительских собраний.
  • Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.
  • Подготовка графика консультаций с учащимися (по предметам).
  • Организация работы методических объединений школы.
  • Формирование и диагностика базы данных выпускных классов. Направление учителей-предметников на курсы по подготовке к итоговой аттестации в форме  ГИА.
  • Подготовка и обновление тематического стенда «Государственная (итоговая) аттестация».

4. Мониторинг полноты и качества реализации  программы по подготовке к ГИА.

4.1.Под мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты проблем при реализации  программы.

4.2.Основными задачами мониторинга является:

1)анализ качества реализации программы;

2) оценка достигнутых результатов.

 

4.3.База данных мониторинга анализируется на двух уровнях:

  • на микроуровне (т.е. на уровне отдельно взятого критерия или показателя) мониторинг показывает, как осуществляется работа и требуется ли помощь или вмешательство.
  • на макроуровне (т.е. по всей  программе) мониторинг выявляет, как осуществляется вся стратегия и отвечают ли результаты ожиданиям.

Если имеется существенная разница между ожидаемыми результатами и тем, что фактически произошло (в соответствии с данными мониторинга), управляющий орган начинает координацию действий. В этом случае могут быть изменены пути и  средства. Мониторинг должен способствовать выполнению программы и предоставлять важную информацию управленческого характера.

Мониторинг проводится для получения оперативной информации о состоянии дел.

 4.4. Система показателей.

  • Уровень достижения обучающимися государственных стандартов общего образования (уровень достижения обучающимися государственных стандартов общего образования отслеживается на основе контроля за освоением учащимся государственных программ по предметам);
  • Уровень функциональной грамотности обучающихся,  (диагностика итогов успеваемости позволяет выявить динамику среднего балла по всем учебным предметам учащихся и уровень самостоятельности при выполнении итоговых работ);
  • Доля педагогов, использующих современные образовательные технологии при подготовке обучающихся к ГИА (анализ рабочих программ, индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, посещение уроков, анализ открытых уроков, мастер - классов, выступлений, анализ «портфолио» педагогов и т.д. т.п.)

4.5. Порядок мониторинга диагностируемых показателей

  • Определить измеряемые показатели (индикаторы), по которым можно будет отслеживать эффективность реализации  программы (диагностические и тренировочные работы по русскому языку и математике, тематическое тестирование предметов по выбору).
  • Установить источники информации для проведения мониторинга (анализ работ с указанием типичных ошибок, сравнительный анализ).
  • Выбрать методы сбора информации (срезы знаний, результаты анкетирования, итоги пробных экзаменов, итоговые  контрольные работы).
  • Определить частоту и график сбора информации с учетом интенсивности оцениваемой деятельности (по плану программы).
  • Назначить ответственных за получение необходимой информации (зам. директора по КВР, руководители МО, учителя-предметники, классный руководитель, соц.педагог).
  • Определить технологию обработки и анализа получаемой информации (составление таблиц, диаграмм, составление аналитических справок).

4.6.Методологическая модель мониторинга представляет собой циклическую последовательность:

  • сбор данных по индикаторам (параметрам, показателям);
  • статистическая обработка данных
  • формулирование оценочных суждений, касающихся процесса, в отношении которого осуществляется мониторинг.
  • сравнительная оценка.

4.7. Банк диагностических материалов.

  • Административные материалы для срезов знаний по классам;
  • Дидактические материалы по предметам;
  • Диагностические методики, направленные на выявление психологической подготовки к сдаче ГИА;
  • Анкеты.

План работы.

1.    Организационно-методическая работа        

 отв.: зам. директора по УВР  Ребро Л.В. 

Сроки

Содержание работы

в течение учебного года

 1. Обеспечение участников  ГИА  учебно-тренировочными материалами, обучающими программами, методическими пособиями, информационными и рекламными материалами.

2. Использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам и учителям  работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru , ed.gov.ru, rustest.ru и др.

3. Оформление страницы общешкольного сайта «Государственная (итоговая) аттестация»:

  - планы работы ОУ по подготовке к ГИА выпускников 9  класса,

 - образовательная программа подготовки учащихся к ГИА;

 4. Проведение обучающих семинаров, совещаний, родительский собраний по подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА)  выпускников 9 класса.

сентябрь

1. Административное совещание «Итоги  ГИА ».

2. Методсовет «Материально-техническая база организации и  проведения  ГИА» (тестовые материалы для пробных внутришкольных   ГИА  по различным предметам).

октябрь

1. Методсовет «Разработка образовательной программы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА ».

2. Административное совещание «Организация работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации». Ознакомление с образовательной программой по подготовке  ГИА.

ноябрь

1. Оформление общешкольного стенда «Готовимся к экзаменам».

2. Оформление в кабинетах информационных стендов по подготовке  ГИА  по предмету.

декабрь-

март

1. Инструктивно-методическая работа с классным руководителем, учителями, учащимися, родителями о целях и технологии проведения  ГИА. 

  январь

1. Подготовка материалов для проведения пробного внутришкольного ГИА  (бланки, тесты) по русскому языку и математике.

2. Разработка анкеты для анализа пробного   ГИА  по русскому языку и математике.

февраль

1.Анализ внутришкольного  ГИА  по русскому языку и математике, обсуждение результатов на МО.

2. Анализ анкетирования и выработка рекомендаций учителям-предметникам и классным руководителям.

март

1.Административное совещание «Состояние работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

апрель

1. Индивидуальные консультации для педагогов, учащихся и их родителей по вопросам подготовки и проведения  ГИА .

май

1. Подготовка графика проведения консультаций для учащихся 9 класса.

июнь

1. Административное совещание «Анализ результатов ГИА » (качество образовательной подготовки выпускников, уровень профессиональной компетентности педагогов)

2. Выдача  выпускникам свидетельств по результатам ГИА .

2.   Нормативные документы

отв.: директор, зам. директора по УВР Ребро Л.В., классный руководитель Копылова М.А.                

Сроки

Содержание работы

октябрь

1. Утверждение образовательной программы по подготовке учащихся к ГИА .

ноябрь

1. Подготовка базы данных по ОУ для проведения  ГИА .

2. Сбор копий паспортов учащихся 9  класса.

декабрь

1. Оформление протоколов родительских собраний и листов ознакомления с информацией о проведении  ГИА.

2. Анкетирование: сбор письменных заявлений  о выборе экзаменов в форме ГИА.

январь

1. Приказ о проведении пробного внутришкольного  ГИА  по русскому языку и математике.

февраль

1. Справка о результатах проведении пробного внутришкольного  ГИА по русскому языку и математике.

2. Определение участников ГИА  по предметам по выбору .

3. Приказы о назначении ответственных:

      - за создание базы данных на выпускников,

- за учёт подачи заявлений выпускников,

- за учёт ознакомления выпускников с результатами  ГИА ,

- за учёт выдачи свидетельств результатов  ГИА ,

- за ведение необходимой документации.

февраль

 1. Оформление журнала регистрации ознакомления учащихся с инструкциями по проведению  ГИА .

февраль

1. Формирование  списков участников экзаменационных испытаний по выбору.

май

1. Приказ о допуске учащихся 9 класса к сдаче  ГИА в новой форме.

июнь

1. Подготовка справки о качестве проведения и результатах ГИА .

2. Формирование отчётов по результатам ГИА.

3. Планирование работы на следующий год.

3.Работа с педагогами 

Сроки

Содержание работы

ответственный

сентябрь

 Изучение структуры КИМов  по предмету.

рук. МО

октябрь

1.Анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ГИА в  2012 г.

2. Планирование работы по подготовке учащихся к  ГИА  на уроках.

3. Работа с классными руководителями:

- контроль успеваемости и посещаемости учащихся,

- рекомендации по психологическим особенностям учащихся 9 класса.

4. Разработка и формирование пакета рекомендаций для учителей-предметников по вопросам подготовки к ГИА .

рук. МО

зам. директора по УВР Ребро Л.В..

 

 

рук. МО по предметам

ноябрь

1. Работа с классным руководителем по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзаменам в форме ГИА. 

Администрация школы

декабрь

Семинары по вопросам подготовки учащихся к  ГИА

 - Работа с образцами бланков по ГИА.

 - Проведение административного и текущего контроля в форме тестов.

  - Обзор текущей информации по ГИА.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

январь

1. Контроль подготовки к  ГИА.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

февраль

1.Подготовка к проведению репетиционных экзаменов с учащимися 9 класса в рамках школы.

2. Составление списков учащихся 9 класса для сдачи  ГИА в новой форме по выбору.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

март-май

1. Изучение нормативных документов по организации ГИА в 2012-2013 учебном году.

 

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

июнь

1. Информационная работа с учителями-предметниками и классными руководителями.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

4.    Работа с учащимися 9  класса.

Сроки

Содержание работы

ответственный

в течение учебного года

1. Посещение элективных курсов

2. Посещение консультаций, организованных для подготовки к  ГИА.

3. Участие в репетиционных экзаменах в 9  классе.

4. Участие в компьютерном и дистанционном тестировании, в дистанционных курсах и олимпиадах.

Кл. рук.

Учителя-предм.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

сентябрь

 1. Ознакомление с результатами  ГИА прошлых лет, типичными ошибками.

 2. Семинар «Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы по подготовке к  ГИА »:

  - общие стратегии подготовки;

  - планирование и деление учебного материала;

  - работа с демонстрационными версиями  ГИА;

 - официальные сайты ГИА .

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

октябрь

1. Работа по тренировке заполнения бланков ГИА в новой форме.

2. Индивидуальное консультирование педагогов для  учащихся.

 «Планирование повторения учебного материала к экзамену»

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

ноябрь

1. Работа с заданиями КИМов различной сложности.

2. Семинар – практикум «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков»

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

декабрь

1. Работа с образцами бланков ответов по ГИА в новой форме.

2. Работа с демонстрационными версиями  ГИА в новой форме, кодификаторами и спецификацией.

3. Тестовые  полугодовые контрольные работы по предметам в 9  классе.

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

январь

 1. Изучение нормативных документов по ГИА  в новой форме в 2012-2013 учебном году.

 

2. Инструкция по проведению репетиционного ГИА в 9 классе в рамках школы.

 

 3. Анализ  проведения репетиционного ГИА  для учащихся 9 класса.

 

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

февраль

1. Работа с демонстрационными версиями ГИА  для учащихся 9 класса.

2. Индивидуальные консультации учителей-предметников по подготовке к ГИА  в новой форме.

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

март

1. Семинар «Права и обязанности участников ГИА».

 

2. Тестовые контрольные работы по предметам.

Руководители МО.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

апрель

1. Повторное изучение Положения о проведении  ГИА в новой форме в 2012-2013 учебном году.

3. Работа с демонстрационными версиями ГИА.

Учителя-предметники.

зам. директора по УВР Ребро Л.В. 

май

1. Психологическая подготовка ГИА в новой форме (памятки).

2. Индивидуальное консультирование учащихся.

3. Работа с заданиями различной сложности.

4. Практические занятия  по заполнению бланков ответов.

5. Оповещение учащихся о способе их доставки к месту проведения ГИА, времени и места проведения экзаменов  для учащихся 9 классов.

Администрация школы

5.    Работа с родителями выпускников

Сроки

Содержание работы

ответственный

  сентябрь

1.Родительское собрание для выпускников 9 класса.

Директор, кл. руководители 9 класса

октябрь

1. Индивидуальное консультирование и информирование по вопросам  ГИА.

зам. директора по УВР, учителя-предметники

ноябрь

1. Индивидуальное консультирование и информирование по вопросам ГИА.

зам. директора по УВР ., учителя-предметники

декабрь

1. Информирование о ходе подготовки учащихся к ГИА в новой форме.

 2. Инструкция по оказанию помощи и контролю при  подготовке детей к ГИА в новой форме.

3. День открытых дверей для родителей 9-тиклассников «Готовимся к новой форме аттестации»

 -  открытые уроки,

- родительское собрание по ознакомлению с нормативными документами по подготовке и проведению ГИА 9-тиклассников,

  - консультации  учителей-предметников.

зам. директора по УВР

кл. руководители

 

зам. директора по УВР

кл.

руководитель, учителя-предметники

 

январь

 1. Ознакомление с результатами пробных  экзаменов  в новой форме в 9 классах по русскому языку и математике  в рамках школы

зам. директора по УВР, кл. рук.

февраль

 1. Консультации

администрация

март

1. Индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи и контролю при подготовке к ГИА  в новой форме.

2. Родительское собрание «Нормативные документы по  ГИА в новой форме в 2012-2013 учебном  году»

зам. директора по УВР , учителя-предметники,

директор

Апрель - май

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам подготовки и проведения ГИА.

зам. директора по УВР .,  учителя-предметники,

6.    Внутришкольный контроль 

сроки

Содержание работы

Вид контроля

Ответственный

октябрь

1.Организация работы по подготовке к ГИА в 9 классе.

2. Организация работы с учащимися группы риска и их семьями.

тематический

 

 

тематический

зам. директора по УВР Ребро Л.В.., соц.педагог

ноябрь

 1.Обеспечение необходимых условий для активного использования на уроках ИКТ.

2. Осуществление дифференцированного подхода на уроках к учащимся группы учебного риска.

тематический

 

 

тематическое

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

декабрь

1. Использование на уроках ИКТ.

2. Проведение итоговых  контрольных тестовых  работ по всем предметам.

тематический

тематический

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

январь

1. Работа учителей-предметников по формированию у учащихся умений и навыков работы с тестами в рамках подготовки к итоговой аттестации.

тематический

 

тематический

 

 

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

февраль

1.Формы работы учителей-предметников по контролю качества.

2. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся при организации УВП.

3. Работа классных руководителей с родителями по вопросу итоговой аттестации учащихся.

4. Тестирование по русскому языку, математике, обществознанию, физике. биологии   в 9 классе.

 

тематический

 

 

тематический

 

тематический

 

тематический

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

март

1. Работа учителей по подготовке экзаменационного материала и отработку форм заданий, направленных на успешную сдачу итоговой аттестации учащимися.

тематический

 

 

 

 

 

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

апрель

1. Готовность учащихся к итоговой аттестации.

2. Организация ГИА в новой форме.

тематический

 

тематический

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

май

1. Организация повторения в 9 классе.

2. Состояние работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся 9 класса.

тематический

 

тематический

зам. директора по УВР Ребро Л.В.

Планируемый результат.

Ученик:

 - информационная компетентность;

 - предметная компетентность;

  - психологическая готовность.

Учитель:

 - информационная компетентность;

  - методическая грамотность;

  - психологическая готовность.

Родители:

 - информационная компетентность;

   - психологическая готовность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ООШ п. Анисовский» Энгельсского района Саратовской области

«Утверждаю»

директор школы

________________И.В.Чуракова

Приказ № __________

от  «______»_       201 1г.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ШКОЛЬНИКОВ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«СОЗДАЙ СВОЙ ИМИДЖ»

Автор курса - В.И. Громова

Учитель – Ребро Л.В..

Категория - высшая                                        

2011 – 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса "Создай свой имидж" рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного профиля, а также для всех по тем или иным причинам интересующихся русским языком.

Цель курса — развить в школьниках умение ориентироваться в любой языковой ситуации и способность импровизировать в соответствии с быстро меняющимися речевыми условиями, содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности.

Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации: стереотипов речевого поведения, приемов ведения спора, умения расшифровывать невербальное поведение собеседника, способности выходить из конфликта и т.д.

Анализ причин речевых ошибок и их устранение поможет школьникам повысить уровень своей речевой культуры. Ряд упражнений по технологии общения позволит учащимся ориентироваться в разных речевых ситуациях. Тесты по психологии управления должны вызвать у школьников интерес к дальнейшему профессиональному самоопределению.

 В связи с концепцией и целью основными задачами курса являются:

• формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях,

• создание собственного имиджа,

• овладение основными нормами русского литературного языка,

• привитие навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку,

• расширение общегуманитарного кругозора учащихся.

Новизна данного элективного курса заключается в том, что он является попыткой синтеза культуры речи, культуры общения, риторики и психологии управления.

Актуальность курса определяется значимостью умений применять знания норм русского языка на практике и успешно, бесконфликтно общаться в современной социокультурной среде. (См. Приложение 1. Основные понятия курса.)

В содержании программы (34 часа) отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому занятия могут быть организованы по 1 часу в неделю в течение года или по 2 часа в неделю в течение I  или II полугодия.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: ролевая игра, тренинг, презентация и др.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Имидж - путь к успеху (1 ч). Что такое имидж? Природа имиджа. Технология создания имиджа. Практикум "Самооценка". Игра "Интуиция".

2. Культура речи (1 ч). Что такое культура речи? Правильность речи как главный признак культурного человека. Что представляют собой нормы литературного языка? Что такое варианты? Какие существуют словари и справочники по культуре речи?

3. Орфоэпические нормы (4 ч). Виды орфоэпических норм. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков. Произношение [о] и [э] после мягких согласных и шипящих. Произношение сочетаний ЧН и ЧТ. Произношение твердых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Нормы ударения. Особенности русского ударения. Колебания ударения в именах существительных, прилагательных, глаголах.

4. Лексические нормы (3 ч). Что такое лексическая норма? Определение слова. Лексические значения заимствованных слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Особенности лексической сочетаемости слов. Употребление фразеологизмов.

5. Стилистические нормы (2 ч). Что такое стилистические нормы? Два типа стилистической окраски. Стилистические ошибки, или «Испорченное красноречие». Типы стилистических ошибок. Дискуссия о сленге.

6. Морфологические нормы (4 ч). Виды грамматических норм. Трудности оформления существительных по роду. Трудности в употреблении падежных форм существительного. Именительный падеж множественного числа. Родительный падеж множественного числа. Трудности в употреблении прилагательных и числительных.

7. Синтаксические нормы (2 ч). Что регулирует синтаксическая норма? Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления в русском языке. Предложения с однородными членами и деепричастными оборотами. Связь частей в сложном предложении. Практикум "Проверь себя!"

8. Культура общения (1 ч). Определение общения. Виды общения. Правила для говорящего и слушающего. Речевое поведение. Социальные роли. Средства воздействия в общении. Практикум «Кто я?».

9. Невербальные средства общения (2 ч). Техника языка жестов. Открытые и закрытые жесты. Значение различных типов рукопожатий. Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам.

10. Этикет (4 ч). Этикет поведения за столом. Что и как едят. Принимаем гостей. Идем в гости. Этикет сервировки стола. Этикет внешнего вида. О чем говорят цвета? Этикет телефонного разговора (когда звонят вам и когда звоните вы). Секреты этикета.

11. Искусство обольщения (2 ч). Создание благоприятного психологического климата. Как создать хорошее впечатление о себе? Выслушивание собеседника как психологический прием. Техника манипулирования.

12. Внимание: конфликт! (2 ч) Психологические барьеры. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Защита от некорректных собеседников. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Как заставить человека стать на вашу точку зрения. Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.

13. Основы ораторского искусства, или «Не говори шершавым языком…» (2 ч). Общие советы по ораторскому искусству. Композиция ораторской речи. Правила выступления. Типичные ошибки, допускаемые выступающими. Приемы подготовки устной речи.

14. Культура спора (2 ч). Спор, диспут, дискуссия, полемика. Виды спора. Правила спора. Логические элементы структуры спора. Основные формально-логические законы. Типичные ошибки в доказательстве. Уловки в споре. Полемические приемы. Постановка вопросов.

15. Защита проектов (2 ч). Защита проектов, подготовленных учениками, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.

Учебно – тематический план

№ п/п

темы занятия

кол-во часов

виды деятельности

формы контроля

1

2

3

4

5

  1

Имидж — путь к успеху

1

Практикум в технике «зигзаг» (перекрестная дискуссия

Взаимопроверка

  2

Имидж — путь к успеху

1

Вводная лекция с

элементами беседы

 

  3

Орфоэпические нормы

1

Практикум с использованием групповой формы организации деятельности.

Самостоятельный анализ орфоэпических ошибок

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

  4

Лексические нормы

1

Исследовательская работа в группах, подготовка презентаций по выбранной теме — защита проекта, обсуждение

Защита проектов

  5

Стилистические нормы

1

Практикум, дискуссия

Самопроверка

  6

Морфологические нормы

1

Лекция с элементами беседы

 

  7

Синтаксические нормы

1

Семинар-практикум, подготовка презентаций по нормам русского языка

Взаимопроверка

  8

Культура общения

1

Деловая игра. Составление

психологического досье

  9

Невербальные средства общения

1

Ролевые игры

Оценка экспертов

 10

Этикет

1

Ролевые игры

«Вы в гостях»,

 «У вас гости»,

«Вы звоните» и

«Вам звонят»

Оценка экспертов

 11

Искусство обольщения

1

Учебный театр:

разыгрывание

речевых ситуаций

Оценка соответствия культуры поведения нормам

 12

Защита проектов

1

Подведение итогов курса, рекомендации учащимся

Оценка экспертов

                                                              Итого: 12  занятий

Возможный образовательный продукт – презентация

Примерные темы презентаций см. в  Приложении 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями

Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс  по программе на развитие коммуникатив...

Рабочая программа составлена на элементах огневой подготовки программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ.

Данная программа по элективному курсу «Огневая подготовка» первого года обучения составлена для обучающихся 6 класса.  В процессе развернутого изложенного материала по темам указывает...

Рабочая программа составлена на элементах огневой подготовки программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ.

Данная программа по элективному курсу «Огневая подготовка» первого года обучения составлена для обучающихся 7 класса.  В процессе развернутого изложенного материала по темам ука...

Рабочая программа составлена на элементах огневой подготовки программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ.

Данная программа по элективному курсу «Огневая подготовка» первого года обучения составлена для обучающихся 8 класса.  В процессе развернутого изложенного материала по темам указывает...

Рабочая программа составлена на элементах огневой подготовки программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ.

Данная программа по элективному курсу «Огневая подготовка» первого года обучения составлена для обучающихся 9 класса.  В процессе развернутого изложенного материала по темам указывает...

Рабочая программа составлена на элементах огневой подготовки программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ.

Данная программа по элективному курсу «Огневая подготовка» первого года обучения составлена для обучающихся 10 класса.  В процессе развернутого изложенного материала по темам указывае...