«Путешествие в слово»
методическая разработка по теме

Каримова Рузиля Фирдавесовна

                                                       «Путешествие в слово»

Цель: обобщение знаний о буквах алфавита , обогащение словарного запаса учащихся, развития их  речи, мышления, сообразительности.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя:

-Много разных слов в русском языке и каждое по – своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою  мысль. Прочитаем хором русскую пословицу: «Хромое слово-кривая речь». Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов. Мы и попытаемся сегодня установить, сколько слов вы знаете. Для этого мы совершим увлекательное путешествие в страну 33 родных сестричек и побываем в гостях у одной из них.

- Что это за сестры? Про кого так сказано?

       33 родных сестрицы-

        Писаны красавицы.

        На одной живут странице

        И повсюду славятся.

                          (Буквы в алфавите)

 - Правильно. Но как они называются?

   Давайте вспомним про них.

II. Выступления детей (на каждую букву приводят примеры)

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

                  ….

Бегемот разинул рот:

Белку просит бегемот.

                 ….

Воробей просил ворону

Вызвать срочно к телефону

               ….

Гриб растет среди дорожки:

Голова на тонкой ножке.

                 ….

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил, как долотом.

                ….

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка - тоже.

                ….

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

                ….

Звезды видели мы днем,

За рекою, над Кремлем.

                 ….

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

                 ….

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз

                 ….

Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

                ….

Мёд в лесу медведь нашел-

Мало мёду, много пчел.

               ….

Носорог бодает рогом.

Не шутите носорогом!

             ….

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осёл.

              ….

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

               ….

Роет  землю старый крот-

Разоряет огород.

              ….

Спит спокойно старый слон-

Стоя спать умеет он.

              ….

Таракан живет за печкой-

То-то теплое местечко!

               ….

Ученик учил уроки-

У него в чернилах щеки.

                ….

Флот плывет к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

                 ….

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.

                 ….

Часовщик,

прищурив глаз,

Чистит часики для нас.

                 ….

Школьник, школьник ты не плач:

Шар земной несешь ,как мяч.

                 ….

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

                 ….

Эта кнопка и шнурок-

Электрический звонок.

                 ….

Юнга - будущий матрос-

Южный рыбок нам привез.

                  ….

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю буквы.

- Молодцы, ребята, хорошо запомнили буквы. Но умеете ли вы составлять слова?

III. Составление слов.

          1-й ученик.

 Буквы, буквы, дай им волю-

  Нашалятся буквы вволю!

           2-й ученик.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд-

Превратятся буквы в слово

  И с тобой «заговорят».

- А как вы понимаете эти строки:

       Тебе чудесные края

       Откроет путь от «А» до «Я».

IV. – Хорошо, теперь проверим, как быстро вы составите слова.

  Вот у меня тоже буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листку. Составьте из приведенных букв слова.

   Р             Т

             О

       Н        И     Б

            У        А

(Полученные слова: нора, тур, тир, три, нота, рубин, бор, рота.)

   - А кто составил самое длинное слова из всех букв? Даю подсказку: это сказочный герой, который частенько помогал нам при изучении букв. Кто же это? (Буратино.)

V. В гостях у буквы А.

  - А вот Сегодня Буратино приглашает в гости к своей самой любимой букве. Отгадайте загадку и вы узнаете эту букву.

            Два столба наискосок,

            А между ними- поясок.

            Ты эту букву знпешь,а?

             Перед тобою буква А.

-Как вы думаете,чем знаменита эта буква?

(А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.)

Выставка словарей.

 -В особых книгах-словарях(показываю словари) слова располагается по порядку букв в алфавите. А стоит на 1-ом месте, значит, слова в словарях также начинаются с буквы А.

  -Побываем в гостях у буквы А? Итак,в путь. Но ворота открыть не просто. Нужно отгадат ребус.

    

              А

            РОК

                  (Подарок.)

-В гости без подарка ходить непринято. Вы должны были приготовить падарок  букве в виде ребусов.

  (Выходит с ребусом 1ученик,показывает детям, те отгадывают и объясняют. Так из каждой группы.)

-Вот теперь можем открыть ворота и войти в мир А .

VI.Загадки. Лесенка 

1.     Он  большой, как мяч футбольный.

Если спелый- все довольны.

Так приятен он на вкус

И зовут его... ( Арбуз.) 

 

2.     Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачныйон стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

 Не простые,золотые.

Эти самые жильцы-

Знаминытые пловцы.

                              (Аквариум.)

3.     А вот другой чудесный дом,

      Рябитишек много в нем.

      Носит обувь из резины,

      И питается бензином.

                                    (Автобус.)

4.     Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома-

Длинноногий,длинноносый,

Длиннощеий,безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болоту.

                                 (Аист.)

5.     Если по букве,ребята,возмете,

У нарисованных птиц и зверей,

Мксяц хороший вы назовете...

Какой это месяц? Скажите скорей.

                                            (Август)

VII. Физминутка.

 

       VIII. - Проведем игру- соревнование «Какая команда назовет больше слов?»

Сели все правильно, приготовились к игре.

    - Назовите слова, состоящие из 4-х букв.

Все слова начинается с буквы а ( арка, айва);

    - состоящие из 5 букв (адрес, аллея, армия);

    -из 6,7… букв (аромат, агроном).

    -Найдем более сложные слова, состоящие из 9 и 10 букв(антоновка, автомобиль, аппликация, арифметика)

     (Объявляется победитель.)

- Много слов мы нашли, которые начинаются с буквы а? О букв а очень много. И не только слов, но и профессий, которые начинаются с этой буквы.

XI. Прочитаем веселое стихотворение.

        Буквы А за первой партой

        Посадили перед картой,

        А на карте вся земля-

        Реки, горы и поля.

        И спросили, кем она

        Стать мечтает, буква А?

 

    - Я хочу быть агрономом,

      Я смогу и астрономом,

      Архитектором, артистом!

      А еще… аквалангистом!

      Архивистом, адвокатом!

      А могу и акробатом.

     -Сколько профессий, и все на буквы А!

Всем знакомы эти профессии?

     -Кто такой агроном? Чем он занимается? Агроном- специалист ро выращиванию сельскохозяйственных растений.

      Астроном-

- Есть еще такие профессии, которые начинаются с буквы А?

X. Итог. Как видите, слов на букву А  очень много. Все их мы не назовем, потому что многих мы не знаем. Есть у нас такие буквы (в, к, р, п и т.д.),на  которые слов гораздо больше, чем на букву а. а есть и такие буквы, на которые совсем мало ( э, ю, я).

На следующих занятиях мы встретимся с новыми словами русского языка.

- Ну и ну буква А ,  расшалилась совсем ,не хочет с нами расстаться, влезла в чужое место. Чье место она заняла?  (Буква О)

- Молодцы!

XI. Домашнее задание. К следующему занятию приготовьте подарок букве  О, попробуйте составить ребус с этой буквой.

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt215.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в слово

Презентация к уроку толкование устаревших слов...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе На тему: Путешествие. Вопросительные слова "which, what".

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе На тему Путешествие. Специальные вопросы "which, what". Раздел в учебнике 2 (из 9). Урок в данном разделе 4. Учебник: Rainbow English. О.В. Афа...

Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах

Цель урока:-углубить знания учащихся по русскому языку;-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;-расширять словарный запас учащихся.Задачи урока:- повторение и о...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Путешествие в слово" (с привлечением учащихся)

Презентация к уроку по подготовке к сочинению на лингвистическую тему (с привлечением учащихся)...

Проект "Путешествие в слово"

Проект "Путешествие в слово"...